Законы диалектики как законы развития и познания.
Диалектика - от греч. - искусство вести беседу, искусство аргументации, наука логики.Данное понятие впервые применил Сократ - диалектика, искусство вести беседу, спор с целью выяснения истины путем противоборства мнений. Для Платона диалектика - высшая наука, метод познания идей. У софистов диалектика рассматривалась как интеллектуальное оружие в борьбе за стремление добиться в споре победы любой ценой (софистика в отрицательном смысле слова). Начиная со средних веков и до середины 18 века диалектика служила обозначением для обычной школьной логики. Кант понимает под диалектикой псевдофилософствование и называет ее диалектической иллюзией за то, что она хочет прийти к познанию действительности ни опираясь необходимостью на опыт чисто умозрительным путем. Для Гегеля диалектика есть использованием науки закономерности заключенной в природе мышления и в то же время сама эта закономерность. Диалектика - движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность, и в то же время движение человеческого мышления. Поэтому все движение протекает по разумным законам диалектики, что означает - закон движущегося мышления есть также закон движущегося (духовного) мира.
Рассматривая диалектику как специфический способ познания мира, выделим следующие функции:
Онтологическая функция (учение о бытии) - диалектика выступает как наука о связях, развитии, законах объективного мира - т.е. как объективная диалектика. Объективная диалектика - это диалектика самой действительности, материальных объектов и отношений между ними, а т.к. мир разнообразен, то объективная диалектика различается по своим уровням, т.е. есть вообще диалектика природы и конкретная диалектика физических и биологических явлений; есть диалектика общества и конкретная диалектика материальной и духовной жизни.
Логическая функция - диалектика выступает как наука о мышлении и его формах, т.е. как субъективная диалектика. Основное содержание субъективной диалектики - это отражение сознанием человека окружающего мира в его взаимосвязи и развитии в виде определенной системы, которая характеризуется взаимосвязью принципов, законов и категорий.
Гносеологическая функция- выступает как наука о законах познания, о движении познания вообще. Здесь раскрывается механизм познания, основные принципы. В решении этих вопросов диалектика опирается на естественные и общественные науки.
Методологическая функция - здесь диалектика выступает как всеобщий метод познания. Основное содержание данной функции - дать конкретным наукам объективные устойчивые принципы познания.
Законы в философии – это объективные необходимые повторяющиеся существенные связи явлений и процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. Они сводятся к трем основным законам, сформулированных Гегелем и характеризуют процессы развития, в ходе которого противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития.
Каждый из законов отражает ту или иную сторону развития, ту или иную форму связей и отношений.
Закон объективной самопротиворечивости выражает противоречивость процесса развития, указывает на внутренний источник изменений предметов и явлений объективного мира (отвечает на вопрос, что является источником развития).
Когда мы начинаем рассматривать вещи в их движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимном воздействии друг на друга, мы сразу наталкиваемся на противоречия объективного характера.
Проблема источника движения и развития всегда была одной из центральных в философии и науке.
Например, догадки о внутренней противоречивости развития высказывались уже древними мыслителями, но как абстрактно-всеобщем. Например, Гераклит утверждал, что борьба всеобща, как всеобщ логос (закономерность). В древней медицине жар лечили холодом и наоборот; широко пользовались кровопусканием и лечили от кровопотери.
В эпоху Возрождения и в Новое время на первый план выдвинулись догадки о противоречиях тех или иных конкретных процессов (совпадение противоположностей максимума + минимума у Кузанского, противоречия тепла и холода у Бернардина Телезио, минимум и максимум противоречий в природе в Д.Бруно).
Развитие математики, медицины, физики, механики побуждало к раскрытию конкретных объективных противоречий. Но утверждавшийся метод метафизического мышления вплоть до Х1Х в. препятствовал обнаружению конкретных противоречий в явлениях (мир рассматривается вне развития).
Дальнейшее развитие философской мысли привело Гегеля к всестороннему анализу причин развития - этот источник - в диалектическое противоречие. «Противоречие - вот что на самом деле движет миром и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить».
Учение о противоречии как источнике развития явилось величайшим завоеванием гегелевской философии (диалектики). Но по Гегелю, этот закон свойственен не природе и обществу, а движению понятий, логических категорий, приводящих к завершению познания.
Трактовка диалектического закона единства и борьбы противоположностей качественно отличается от гегелевского.
Суть диалектической противоречивости состоит в том, что всем вещам и процессам свойственны внутренние противоречия, т.к. они составляют единство взаимосвязанных, предполагающих и исключающих друг друга противоположных сторон и тенденций. Борьба этих противоположностей составляет внутренний источник, движущую силу всякого развития. Это самое общее абстрактное понятие об объективной самопротиворечивости и, чтобы раскрыть механизм его, следует выяснить, что такое «тождество» и «различие», «противоположность», «противоречие».
Всем предметам и явлениям присуще тождество - это сходство, равенство, одинаковость, совпадение свойств и признаков предметов и явлений с самим собой или другими предметами и явлениями. В тождестве находят отражение такие стороны процесса развития как устойчивость, непрерывность, повторяемость. Но все явления, процессы, вещи содержат в себе различия.
Различие - это понятие, отражающее изменчивость, прерывность, неповторяемость вещей и явлений объективного мира.
Тождество и различие находятся в единстве. Если бы между предметами и явлениями не было тождественности, то бессмысленно говорить об их различиях. Например, все уравнения химии, физики целиком построены на диалектическом представлении о неразрывности тождества и различия. Примером неразрывного единства тождества и различия является живой организм. Видоизменяясь, организм в то же время сохраняется как данный организм. Ф.Энгельс отмечает: «Растения, животные, каждая клетка в каждое мгновение своей жизни тождественны с самим собой и, тем не менее, отличаются от самих себя, благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря дыханию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции - словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений, которые составляют жизнь, и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть» (К.Маркс, Ф.Энгельс, т. 20, с. 22).
Теоретическое положение об отношении тождества и различия лежит в основе целого ряда естественнонаучных методов, таких как сравнительно-морфологический, сравнительно-физиологический, метод моделирования.
Понятие тождества и различия логически приводят к противоположности. Противоположность- это внутренне взаимосвязанные, присущие самим предметам и явлениям стороны и тенденции, которые предполагают друг друга, и в то же время исключают друг друга, ибо резко различаются между собой по своим свойствам, направленности действия, выполняемым функциям (наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение и т.д.).
Внутреннее раздвоение единого (противоположность) - всеобщая закономерность природы, общества и мышления. Между противоположностями существует отношение диалектического противоречия, т.е. взаимодействие различных сил и тенденций в пределах данного явления или внутри данного общества, которое мы определяем как противоречие.
Таковы основные понятия, знания которых позволяют перейти к раскрытию сущности объективной противоречивости.
Во-первых, данный закон является всеобщим законом развития материального мира, поскольку условия его действия (внутренняя раздвоенность вещей и процессов) не зависит от сознания человека и общества в целом. Это подтверждение всем ходом развития науки и практики. Окисление и восстановление - яркий пример противоположных химических процессов объективного мира; единство корпускул и волн в элементарных частицах; ассимиляция и диссимиляция и другие противоречия в биохимических процессах.
Во-вторых, диалектическое противоречие включает в себя единство противоположностей, которое носит относительный характер и призвание абсолютного характера борьбы противоположностей.
В единстве противоположностей выражена функция сохранения, устойчивости, определенности, выполняемая противоречием. Благодаря этой функции вещь, процесс определенное время сохраняется, остается устойчивым в своей качественной определенности. Единство противоположностей - это диалектическое состояние, оно постоянно изменяется. В конце концов, это ведет к тому, что данное единство противоположностей «разрывается», перестает существовать, уступая место качественно иному единству противоположностей.
Встает вопрос, почему единство противоположностей постоянно изменяется и оно в итоге сменяется другим единством? Ответ на этот вопрос приводит нас к признанию абсолютного характера борьбы. В борьбе противоположностей выражена функция движения, изменчивости, совершаемая противоречием. Благодаря борьбе противоположностей постоянно изменяется, сохраняясь, до известного предела, их единство. Благодаря борьбе противоположностей, достигшего высшего напряжения, их единство снимается, преодолевается, сменяясь иными, качественно новым единством. Вот почему борьба противоположностей абсолютна, как и самодвижение. Абсолютный характер борьбы противоположностей проявляется в том, что момент борьбы характерен для всех этапов развития противоречия, начиная с его зарождения и кончая его разрешением, переходом данного состояния предмета или явления в другое. Следовательно, самопротиворечивость есть наиболее адекватное отражение источника самодвижения.
Например, в связи с определенными условиями, как вам известно, из курса нормальной физиологии, наблюдается изменение общего тонуса нервной системы, то в сторону возбуждения, то в сторону торможения, и в соответствии с этим изменяются и специфические реакции организма на воздействия окружающей среды.
В-третьих, характер проявления противоречий в объективном мире зависит от различной природы материальных систем, от конкретно-исторических условий, в которых протекает данное противоречие.
Свои, внутренне ей присущие противоречия имеет неорганическая природа. Для нее характерны такие взаимодействия противоположности, как действие и противодействие, притяжение и отталкивание, положительное и отрицательное, взаимодействие и вещества и поля.
Свои противоречия, отражающие специфические закономерности, имеет живая природа. Типичными для нее являются:
а) противоречия обмена веществ, ибо специфический обмен веществ с окружающей средой есть необходимое условие существования живых тел;
б) специфическим противоречием белка как основы жизни является единство лабильности и стойкости, которое обеспечивает осуществление белком сложных биологических функций;
в) специфической формой противоречия организма с окружающей средой является изменчивость и наследственность, в результате которого происходит развитие;
г) специфическими противоречиями в органическом мире является биокоррекция. Это биологическое равновесие в природе, когда изменение одного вида неизбежно влечет за собой изменение других видов.
Общественная жизнь имеет свои специфические противоречия, которые отличаются тем, что в обществе действуют люди, одаренные сознанием, преследующие свои социальные, классовые и личные интересы. Каждое противоречие в общественной жизни имеет субъективно-объективный характер. Оно означает: будучи объективным, закономерным по своей природе, проявляется и функционирует в деятельности людей, отражаясь в их интересах, потребностях, целях, мотивах.
Из всего сказанного следует, что диалектическое противоречие, выступающее как единство и борьба противоположных сторон, выражает суть процесса развития, является внутренним источником движения, изменения.
В связи с тем, что материальные системы многообразны и специфичны, то и противоречия носят разнообразный характер, различаясь по системам, формам проявления, содержанию, а следовательно, требуют конкретно-исторического подхода.
Будучи источником всякого развития, противоречие характеризуется всеобщностью, абсолютностью. Абсолютный характер противоречий в специфических, относительных формах существования, развертывания и разрешения противоречий - в форме тождества, различия, противоположности, антагонизма, конфликта, - социальной гармонии, критики и самокритики. Разрешение противоречий - решающий момент, главная причина развития.
Диалектика перехода количественных изменений в качественные вскрывает механизм развития в природе и обществе и показывает, какпроисходит образование качественно новых вещей, явлений и процессов, каким образом на смену одним предметам и явлениям приходят другие.
Прежде чем перейти к характеристике закона, следует дать определение основных категорий: качество, свойство, количество, мера.
Качество - это философская категория, характеризующая собой целостную и относительно устойчивую совокупность существенных признаков, определяющих его специфику и черты сходства с другими объектами[1]. Его изменение есть изменение самой вещи.
Например, любой конкретный химический элемент имеет признаки, отличающие его от других элементов, и в то же время сходство с ними, в смысле общности структуры атомов, как материальных носителей. Или каждый орган в организме выполняет свою качественную роль; например, легкие в основном выполняют функцию дыхания, принимая одновременно участие в газообменных процессах. При этом качество не существует безотносительно к самим предметам и процессам.
Свойство - это своеобразное проявление данного объекта в его отношениях с другими объектами или процессами. Например, осуществляя те или иные трудовые операции, человек проявляет определенную совокупность свойств, которые в данных конкретных условиях составляют его качества, как работника. Здесь он может выступать как инженер, врач, студент. В других отношениях - проявляются новые качества. Человек женился, и у него родились дети - выступает как муж и отец (примеры из студенческой жизни).
Например, основное качество человека составляют такие свойства, как наличие сознания, способности трудиться и т.д. К основному качеству воды относится то, что она представляет собой вещество, состоящее из двух атомов водорода и одного атома кислорода. К неосновным качествам относятся ее агрегатные состояния. Из химии известно, что нормальный бутан и изобутан имеют эмпирическую форму С4Н10. Но, как вы знаете, это разные вещества, обладающие отличными друг от друга качествами. Причина этого явления коренится в различии их структур, т.е. способов соединения в единое целое четырех атомов углерода и десяти атомов водорода. В нормальном бутане углерод соединен друг с другом в виде прямой цепи, последовательно, а в изобутане цепь углеродных атомов разветвлена. Взаимоотношение качества и свойства отражает диалектику внутреннего и внешнего. Внутреннее, т.е. качество вещи, имеет определенное внешнее проявление, т.е. в виде свойств. Причем свойства могут выражать не только качественно, но и количественные стороны данного предмета или явления. Качество реальных систем, процессов, явлений обладают разной степенью интенсивности, т.е. имеют различные количественные характеристики.
Количество - философская категория, выражающая объективная степень, уровень, интенсивность развития свойств предметов или явлений. Количественная характеристика - есть число. Например, у атома урана ядро состоит из 92 протонов и 146 нейронов, а вокруг ядра вращается 92 электрона. Врачи в своей деятельности все время имеют дело с количественными показателями. Зная количественные показатели ферментов крови в единице объема, мы можем сделать заключения о характере патологического изменения. Например, концентрация диастазы (фермент) в крови говорит об изменениях поджелудочной железы. По количественным показателям определяют состояние больного (анализ).
Из приведенных примеров видно, что количественные показатели применяются сплошь и рядом для характеристики важнейших качественных состояний, предметов, явлений. Количественные изменения имеют место в рамках определенного качества.
Качество и количество находятся в диалектической взаимосвязи. Они неразрывно связаны друг с другом, но и противоположны по своим свойствам. Например, качественные различия, свойственные кислороду и озону, являются непосредственными результатами различного количества атомов, составляющих молекулу данного вещества (таблица Менделеева).
Количество и качество обладают известной самостоятельностью, но в рамках определенной границы, меры.
Рамки, в пределах которых количественные изменения не вызывают коренных качественных изменений, называются мерой.
Мера свидетельствует о том, что для каждого объекта существует свое соотношение между качеством и количеством, изменение приводит к образованию нового объекта или явления. Мера представляет собой интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественного изменения вещи в целом. Поэтому имеются границы меры, переход за которую знаменует собой превращение количественных изменений в качественные.
Например, существуют определенные температурные границы, при которых возможны жизненные процессы для высших животных (13-430). Эти пределы охлаждения и перегревания являются для них смертельными. Мера здесь выражает единство качественных и количественных сторон физиологического процесса. Из всего изложенного следует, что понятия качество, количество, свойство и мера представляют собой объективные, присущие самим предметам и явлениям всеобщие определенности.
Переход количественных изменений в качественные означает, прежде всего то, что в процессе развития качественные изменения не могут произойти без соответствующих количественных изменений.
Возьмем, например, определенную массу газа при соответствующих нормальных условиях. Станем постоянно уменьшать его объем, увеличивая давление и изменяя температуру. До определенного момента он остается газом.
Но как только давление, температура и удельный объем достигнут критических значений, эти постепенные количественные изменения переходят в качественные - газ превращается в жидкость, которая обладает целым рядом свойств, не встречающихся в жидкости в обычных условиях. Вся история естествознания говорит о том, что процесс развития происходит согласно закону. Не случайно Ф.Энгельс отметил, например, что «химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава». Примером количественного изменения в качественное может служить постепенное приобретение условно-рефлекторных навыков, которые, интегрируясь, дают новое качественное состояние в деятельности коры - мышления, аналитично синтезирующую деятельность.
Обычно принято считать, что количественные изменения совершаются постепенно. И это правильно, если иметь в виду закономерные изменения, а не изменения, вызываемые внешними, случайными воздействиями. В течение определенного времени постепенные количественные воздействия не изменяют сущности вещи, явления. Но когда количественное наращивание нового уже не может «вместиться» в рамки данного качества, наступает коренной перелом в развитии, т.е. скачок как форма разрешения определенных противоречий.
Скачок - это момент, форма, способ перехода от данного качества к другому, представляющий собой перерыв в непрерывности развития. Всякое качественное изменение происходит скачкообразно.
Скачок подготавливается всем предыдущим накоплением количественных изменений и представляет собой закономерную и всеобщую форму превращения одного качества в другое.
В механическом движении переход тела, например, от равномерного и прямолинейного движения к неравномерному и криволинейному есть скачок в смысле перехода от одного качественного вида к другому виду механического движения.
Скачкообразный характер развития совершается также в живой природе. Если в организме от вируса и микроба до человека происходит обмен веществ с окружающей средой, то уже это определяет непрерывность (количественные изменения) развития данного организма. А перерывом постепенности, т.е. скчком у млекопитающих могут служить стадии внутриутробного развития зародыша (зеготы): первая стадия - дробления - заканчивается образованием бластулы (пузырек), вторая - гаструляция - образование зародышевых листков (гаструлы); третья - органомнез - образование организма.
Скачок классифицируется по:
а) времени протекания;
б) по механизму осуществления;
в) глубине качественного преобразования.
1) он осуществляется в границах данного коренного качества
2) скачки, означающие ломку преобразования самой основы вещей.
В обществе к скачкам относятся социальные революции. Существует бесконечное множество скачков, характер которых зависит от особой природы, условий существования и изменения данных предметов и явлений. Любой скачок осуществляется «точно определенным для каждого отдельного случая способом» (МЭ, т.20, с. 385). В любом скачке мы обнаруживаем и постепенность, и взрыв. Постепенность выражается в том, что всякий скачок длится до тех пор, пока в новом сохраняются элементы старого. Момент взрыва заключается в том, что везде есть переломный момент, когда вместо одних ведущих законов решающую роль начинают играть другие. Например, в развитии растений и животных типичной формой скачка является постепенный, медленный скачок. Резким скачком является, например, шок - удар по нервной системе в результате травмы, кровоизлияния в головной мозг, асфиксия и т.д.
Действие закона перехода количественных изменений предполагает также и обратное действие. Качественные изменения оказывают воздействие на количественные в процессе развития. Качественные изменения определяют меру количественных изменений, безмерное их протекание.
То обстоятельство, что живой организм не может расти безгранично, зависит, главным образом, от качества, т.е. его наследственных свойств. Именно в них закодированы и максимальные границы роста. Однако это не единственная форма связи количества и качества. Существует не меньше фактов и безмерного развития, когда качество не определяет общих границ количественного изменения, а обеспечивает их безмерное развитие. Так, если в наследственности отдельного организма закодировано то, сколько времени он, в общем может существовать, какого может достигнуть роста, веса и т.д., то в природе вида такой границы нет. Если организм данного вида всегда будет находить необходимые условия существования, то вид будет развиваться безгранично. Для человека как биологического вида характерно безмерное развитие.
Таким образом, диалектика рассматривает во взаимосвязи и взаимообусловленности качественные и количественные изменения, не абсолютизируя их.
В истории философии имелись две метафизические концепции: первая - абсолютизировали качественные изменения в природе и объясняла их только резкими скачками, катастрофами. К ним относится теория катастроф Кювье. Ф.Энгельс так оценивал ее: «Теория Кювье о претерпеваемых Землей революциях была революционна на словах и реакционна на деле. На место одного акта божественного творения она ставила целый ряд повторных актов творения и делала из чуда существенный рычаг природы». Вторая - абсолютизировала количественные изменения - теория преформизма, исключающая возникновение иных качеств по сравнению с «предопределенными». Так, Робинэ считал, что «взрослый есть лишь выросший зародыш». В области медицины сторонником преформизма является врач-анатом Морганьи (1682-1771), который утверждал, что внешние болезнетворные агенты действуют от начала до конца болезни одинаково, нарастая в количественном отношении.
Все изменения (количественные и качественные), происходящие с предметами и явлениями объективной действительности, выступают как эволюционные и революционные.
Эволюция - (лат. развертывание) - это постепенные изменения, не приводящие к коренным качественным образованиям.
Например, эволюционными изменениями можно считать такие изменения капиталистического строя, как замена свободной конкуренции господством монополий. В развитии организма происходят различного рода изменения (болезнь, рост), но организм как качество сохраняет свою устойчивость.
Революция - это коренные качественные изменения (перерыв количественной постепенности).
Например, в ходе революции коренным образом преобразуется общество. В развитии науки также происходят революции: открытия в естествознании середины и второй половины XIX; революция в физике - конец XIX - начало ХХ века. Развитие любого явления материального мира включает в себя эволюцию и революцию.
Закон отрицания отрицания показывает, как в целом связаны различные этапы развития, старое и новое и отвечает на вопрос по общей тенденции, о направленности развития.
Каковы же основные черты отрицания как закона развития природы, общества и мышления? Прежде всего, следует подчеркнуть, что понятие отрицания в диалектике означает такой внутренний процесс саморазвития явления или предмета, при котором утрачиваются одни стороны и черты и приобретаются другие, ранее не присущие. При этом новое может относиться как к элементам структуры объекта, так и к объекту в целом.
Первая характерная черта - отрицание выступает самоотрицанием, оно внутренне присуще всякому развивающемуся процессу объективной действительности, т.е. каждое явление или стадия любого процесса содержит в себе собственное отрицание в виде одной из сторон присущего им противоречия. Эта сторона выражает новое, она растет, усиливается и побеждает, благодаря чему другая сторона и вместе с ней старая стадия развития явления отрицается, а новая стадия или явление в целом возникает. Таким образом, отрицание является результатом взаимодействия внутренних противоположностей и представляет собой переход от одного качества к другому.
Вторая характерная черта - отрицание одновременно является утверждением нового, т.е. при отрицании все ценное, положительное, имеющееся в старом, которое включается в новое. Процесс отрицания старого с одновременным утверждением нового означает, что он есть диалектическое единство устранения и утверждения и представляет собой не просто уничтожение старого, а переход от старого к новому как особая форма связи между ними. Старое не просто исчезает, а обуславливает возникновение нового, которое возникает из старого. Новое отлично от старого, но не бывает нового не связанного со старым. Новое представляет собой его порождение, созревает в недрах старого. Таким образом, диалектическое отрицание есть единство взаимосвязанных и взаимодействующих моментов - уничтожение старого при сохранении в нем положительного, способного к дальнейшему развитию, ведущему к возникновению нового.
Например, развитие органической материи., в частности, эволюция животного мира имеет ряд этапов, отрицающих друг друга и вместе с тем показывающих переход к новому, от низшего к высшему. Сама жизнь постоянно отрицается смертью. Смерть является уделом всего живого. Едва лишь начинается деление оплодотворенной яйцеклетки, на первых же этапах развития зародыша мы видим уже, как наряду с процессами созидания и развития следуют процессы разрушения и гибели. Но погибающие элементы дают энергию, необходимую для дальнейшего развития живого организма.
В органической природе, которая является новым по отношению к неорганической, все положительные черты последней - электрические процессы, химические реакции, смена форм движения - находятся в подчиненном виде биологической формы движения и свойственным ей высшим процессам: самообновления, питания, выделения, роста, т.е. обмену веществ. Отрицание, поскольку оно есть результат саморазвития материи, на основе присущих ей противоречий, не может быть абсолютным. Напротив, оно выступает как итог всего предшествующего развития. В этом смысле можно сказать, что отрицательное, поскольку в нем сохраняется этот итог, есть вместе с тем и положительное. Следовательно, момент отрицания понимается диалектикой как преодоление, снятие прежней ступени развития с удержанием всего ценного и положительного, что было создано на предыдущих этапах развития.
Понимание отрицания как уничтожение, отмирание старого и в то же время сохранение нового, положительного вскрывает связь с предыдущим и последующим развитием, т.е. требует учета и признания преемственности развития. В силу преемственности, развитие всегда имеет генетическую связь явлений.
В живой природе преемственность ярче всего проявляется в наследовании потомками признаков родителей. При этом в живой природе огромную роль играет как передача старых, так и приобретение свойств по наследству. Именно в результате такой передачи происходит преемственное развитие органических форм. Огромное значение имеет преемственность обучения, в развитии науки, идеологии, в управлении. В медицинскую практику включены лучшие передовые традиции, прогрессивные идеи, которые выдвигали физиологи И.М.Сеченов, Н.И.Пирогов, А.А.Остроумов и др. Так, например, Боткин одним из первых в мире применил новые объективные лабораторные методы исследования больного. Они отрицали в известной степени методы, основанные только на использовании органов чувств врача, на ощупывании, выслушивании. В сочетании новое и старое способствовало дальнейшему усовершенствованию способов лечения. Отрицание преемственности свойственно метафизике, которая понимает отрицание как отрыв старого и нового и рассматривает его само по себе, упуская из виду его положительную сторону.
В диалектике формула «отрицание отрицания» предполагает положение, когда «на основе проделанного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но более высокой ступени». Отрицание отрицания является одновременно завершающей фазой в развитии процесса и вместе с тем новым исходным пунктом для дальнейшего развития.
Например, закономерность повторения и поступательности прослеживается в таблице Менделеева. Расположив известные в то время элементы в порядке возрастания их атомных весов, Менделеев установил, что химические свойства элементов через определенные правильные промежутки повторяются. Натрий через 8 элементов повторяет свойства лития, калий - свойства натрия, кальций - магния и т.д. Но эти и подобные изменения представляют собой повторения, но на более высокой основе. Это как бы повторения на различных ступенях восхождения.
В области живой природы действует биогенетический закон, сущность которого заключается в том, что живые организмы в ходе своего индивидуального развития, прежде всего на эмбриональной стадии, в главном повторяют основные этапы развития всего ряда своих предков, начиная от простейшей одноклеточной формы. На высшей ступени повторяются известные черты и свойства низших стадий. Речь идет, главным образом, о морфологических свойствах, т.е. касающихся внешней формы, вида, строения организма, а не об абсолютном повторении во всем тождественном тому, что было (В.И.Алексеев «Становление человечества». 1984).
Отрицание отрицания всегда имеет характер сложного процесса, где движение вперед, от низшего к высшему, нередко сменяется движением вспять или простым повторением пройденных ступеней, цикличностью.
Цикличность - это такое изменение какого-нибудь предмета, когда явление остается тождественным самому себе. Цикличность развития представляет собой, в известном отношении, разновидность развития (круговорота). Такой круговорот связан, видимо, с тем, что любая материальная система имеет «программу своего развития».
Например, в неорганической природе циклические изменения имеют ярко выраженный характер - элементарные частицы - в результате взаимодействия превращается в другую частицу. Кажется, нет движения по восходящей линии, все совершается как бы по замкнутому кругу. На самом деле все обстоит иначе: элементарные частицы, взаимопревращаясь, оказывают определенное влияние на материальное образование, составными частями которых они являются (это влияние мы пока не можем проследить с необходимой полнотой).
Современная биохимия довольно подробно раскрыла тот факт, что жизнедеятельность всех органических веществ основана на большом ряде различных химических реакций, общих и для простейших, и для самых сложных организмов. Последовательность одних и тех же реакций тождественна во всех деталях. Поэтому на всех ступенях эволюционной лестницы живой природы обнаруживается много одних и тех же химических соединений.
Так, аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), являющаяся универсальным звеном клеточной энергетики, обнаруживается у всех организмов без исключения. Это означает, что в рамках биологических явлений химические процессы имеют циклический характер, их движение совершается в этих пределах как бы по кругу, с возрастом к исходному, состоянию. Но именно благодаря этому осуществляется нормальное функционирование живых организмов, их эволюция и в конечном итоге - прогрессирующее развитие.
В общественной жизни также наблюдается цикличность. В недрах каждой социально-экономической формации в процессе воспроизводства материальных благ происходит повторение (производство - потребление). Эти циклы длительное время не вносят заметных изменений в жизнь. Однако в конечном счете создаются условия для развития общества.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отрицание отрицания не является простым развитием, прямолинейным движением вперед и простым повторением старого, а представляет собой единство цикличности и поступательности, что составляет главное содержание этого закона. Данный закон выполняет специфическую функцию: в нем выражена структура развития в рамках относительно завершенного его этапа, дана интегральная характеристика движения в совокупности всех образующих его моментов, включая в снятом виде и те, которые содержатся в первых двух законах.