Проблемы философии, её функции. Типы мировоззрений
Учебный курс философии в высшей школе предполагает предметное выделение философской проблематики, так как философия – это не только особый тип мировоззрения, но и наука. Как любой науке, философии присущи пять базовых институциональных признаков: свой предмет, свой метод, свой категориальный аппарат, свои законы, свои функции (прагматика).
Проблемы философии как науки
Во-первых, онтологические (греч. ontos – бытие и logos – учение). Эти проблемы связаны с исследованием наиболее общих вопросов бытия:
• что такое бытие и небытие;
• как понимать материальное и духовное бытие, чем отличается бытие природы, общества и человека;
• каковы причины развития реального мира;
• что такое пространство и время как формы бытия;
• существуют ли законы развития природы, общества и мышления.
Во-вторых, аксиологические (греч. axios – ценность и logos – учение). В этом разделе философия предстает как целостное учение об основных ценностях жизни человеческого общества и положительного или отрицательного отношения к ним людей:
• добро и красота;
• равенство, свобода, справедливость;
• надежда, вера, любовь;
• культура и антикультура;
• ценности и антиценности;
• идеи и идеалы.
В-третьих, социальные (лат. societas – общество). Предметный раздел философии, изучающий общественную жизнь. Он получил название «социальной философии». В этом разделе происходит анализ наиболее общих вопросов возникновения, функционирования и развития общества:
• происхождение человеческого общества;
• сферы общественной жизни;
• типы и виды социальных общностей (раса, этнос, народ, нация, страты,
группы, классы);
• типы и виды социальных отношений людей, а также общественных институтов и организаций.
В-четвёртых, антропологические (греч. anthropos – человек и logos – учение). Этот раздел философии касается всех основополагающих вопросов бытия человека:
• происхождение человека;
• сущность и основные черты человека;
• биологическое и социальное в человеке;
• сущность понятий: «человек», «индивид», «индивидуум»,
«индивидуальность», «личность», «персона»;
• социализация человека (образование, обучение, воспитание);
• потребности и способности человека;
• основные типы и виды деятельности человека;
• межличностные отношения людей: дружба, любовь, брак, семья,
верность, преданность, взаимность, поддержка и их антиподы.
В-пятых, гносеологические (греч. gnosis – знание, познание и logos – учение). В этом разделе философии раскрывается учение о познавательной деятельности человека:
• способен ли человек познать мир;
• этапы познания (чувственное, логическое, практическое);
• методы научного познания;
• что такое истина и её основные признаки (абстрактна и конкретна, относительна и абсолютна, субъективна и объективна);
• что является критерием истины, какова роль практики в познании.
В-шестых, методологические (греч. metod – путь, способ и logos – учение). Это важный раздел философии, принципиальная философская проблема, так как философская методология универсальна по сути своей и применима в любых областях действительности и научного знания.
К вопросам философской методологии относятся:
• основные методы познания, исследования, творчества человека;
• диалектика и метафизика;
• эксперимент и моделирование;
• анализ и синтез;
• методы аналогии, наблюдения и другие.
Перечисленная проблематика составляет содержание философских учений на всех этапах развития человеческого общества.
По аналогии с философскими проблемами выделяются функции философии (лат. functio – исполнение), то есть круг её деятельности, назначение, роль.
Итак, предмет философии определён – это система отношений «мир – человек», а точнее «универсум – человек», потому что понятие «мир» уже используется рядом других наук и является, в силу этого, частным. Всё противостоящее человеку обозначают как вселенную, космос, природу, мир, материю, имея в виду нечто сущее, данное, наличное. Человек же находится в отношении не только к наличному, но и к тому, что было и что будет. Он живет в трёх временах: прошлом, настоящем и будущем. Это и есть универсум: потенциальное (прошлое и будущее) и актуальное (настоящее) бытие. Каков же круг деятельности философии, её функции?
Функции философии
Онтологическая – функция формирования у личности целостного представления о мире, о мироздании и его строении.
Аксиологическая – функция ценностной ориентации человека в мире с историческим противостоянием культуры и антикультуры, ценностей и антиценностей, доброго и низменного.
Социальная – функция формирования гражданского сознания, гражданской культуры личности, её способности разбираться в сложных социальных процессах (политических, правовых, экономических, нравственных, экологических, научных, педагогических, оборонных…) для адекватного включения в систему общества со всеми его институтами, отношениями и функциями.
Гносеологическая – функция познания; в системе философии индивид как личность найдёт знания о чувственном и логическом, интуитивном и эвристическом освоении мира, о способах познания, о критериях истинного и ложного знания.
Методологическая – функция философии, которая вооружает любого человека, независимо от его профессии и типа деятельности, методами познания, исследования, построения гипотезы, теории, концепции, программы, доктрины, методами теоретической и практической деятельности.
Типы мировоззрений
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нём человека через систему отношений «мир – человек», «универсум – человек».
Есть «мир» и есть «человек». Можно изучать «мир», можно изучать «человека», но можно изучать три предмета: «мир», «человека» и их «отношение». Это и есть совокупный предмет всех типов мировоззрения (Л. Зеленов).
Через означенную систему можно характеризовать шесть типов мировоззрения:
• мифологическое – символическое мировоззрение;
• религиозное – догматическое мировоззрение;
• народное – традиционное, то есть основанное на народном сознании,
народной психологии и исторических традициях;
• художественное (искусство) – образное мировоззрение;
• научное – помологическое мировоззрение;
• философское – концептуальное мировоззрение.
В связи с этим сделаем некоторые пояснения, касаемые общества и роли философии как концептуального мировоззрения.
Общество – это люди в совокупности отношений в системе сфер общественной жизни и областей профессиональной деятельности; общество – это определённая совокупность материальных (технические и экологические системы) и духовных (люди, социум) процессов. В этом плане мы не отнесём философию к материальному производству, так как её продукты – идеи, теории, концепции, учения. Философия выступает духовной формой жизни общества.
В духовной сфере существует множество других видов деятельности и форм творчества, относящихся к религии и искусству, к науке и педагогике, к политике и экономике, к различным областям знаний на уровне теорий, концепций, законов и т. п.
Поэтому необходимо отделить философию от других видов духовной деятельности. Для этого целесообразно учитывать два аналитических момента:
• первый – философия отличается от всех иных видов духовного творчества тем, что она является общим, универсальным типом. Если этика изучает нравственные явления, психология – закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, политология – политический процесс, физика и химия соответственно, физические явления и химические процессы и т. п.
Философию же интересует всё: этическое и психическое, политическое и физиологическое, физическое и химическое, нравственное и правовое, человеческое и внечеловеческое, материальное и духовное, земное и внеземное… Об этом говорит вся история философии. Но в этом всём её интересуют не частности, не детали, не конкретика, а общие закономерности, общие процессы, общие структуры, общие свойства, то есть всё то, что роднит эти явления, то, что у них общего;
второй – философия отличается и от тех типов духовного творчества, которые тоже интересуются всеобщим: религия, искусство, наука, мифология, народное или обыденное сознание.
Вот здесь конкретизируем приведённые рассуждения понятием мировоззрение через отношение «мир – человек»:
• мифология представляет мир, человека и их отношение;
• религия изучает мир, человека и их отношение;
• народное сознание осваивает мир, человека и их отношение;
• искусство отражает мир, человека и их отношение;
• наука исследует мир, человека и их отношение.
Общее основание у всех типов мироосвоения – это единая система. Система «мир – человек», «космос – человек», «среда – человек», «Бог – человек», «внеземные цивилизации – человек», «универсум – человек».
Проще говоря, есть внечеловеческое (мир, природа, космос…) и есть человеческое (социальное), есть «Я» (человек) и есть «не Я» (внечеловеческое). Их отношение – основной вопрос любого мировоззрения, мироосвоения.
Всё дело в том, с каких позиций подходить, что конкретно интересует, какой аспект, какой ракурс избирается.
Итак, общий мировоззренческий предмет один – система отношения «мир – человек», «не Я – Я». Какие же мировоззренческие особенности в каждой из форм мироосвоения и каковы основы их зарождения?
Мифология – символическое мировоззрение, система символов, представление реального как ирреального. Она родилась вместе с человечеством и является первой синкретической (архаично соединённой) формой духовного освоения мира и человека в их многогранных отношениях и связи. Теоретическое отражение мифологического материала достаточно богатое – мифы, легенды, сказки, сказания, былины, пословицы, поговорки, то есть символические формы освоения внечеловеческой реальности человеком. Специфика мифологического мировоззрения в том, что природное представляется как человеческое, а человеческое как природное. Мифология – начальная стадия бытия человечества, донаучная, дорелигиозная, дофилософская форма духовного освоения системы «универсум – человек».
Религия – догматическое мировоззрение, новый уровень мировоззрения вслед за мифологией, это система догм, постулатов, принимаемых на веру, это фиксация сверхъестественного в системе «универсум – человек». Религия базируется на вере, потому что не стремится доказывать и даже являть, что неизбежно придает всем положениям религии характер догм, а сама она предстает как система догматов.
Народное сознание – традиционное мировоззрение, система традиций, фиксация исторически непреходящих ценностей в данной системе через призму житейского опыта.
Искусство – образное мировоззрение, система образов, отражение системы «не Я – Я» в образной форме. Образ, образное моделирование, образное отражение в искусстве – это отражение жизни в формах самой жизни (Н.Г. Чернышевский). Понятие «образа» также важно для искусства, как понятие «символа» для мифологии или «догмы» в религии. Отход от образа, трансформация образных построений в искусстве в различных направлениях модернизма и постмодерна – это художественное экспериментирование, хотя и достаточно интересное. Иногда и модерн даёт толчок к созданию нового образа, который постепенно входит в обыденную жизнь как факт бытия.
Наука – помологическое мировоззрение (греч. nomos – закон), система законов, отражение закономерного в системе «универсум – человек». Данный тип мировоззрения или мироосвоения достаточно точен через призму конкретной науки – математики, физики, химии, анатомии, физиологии, психологии, политологии и других.
Философия – концептуальное мировоззрение, мироосвоение, система концепций, понятийно-содержательное, аналитическое осмысление системы «универсум – человек».
Главное для философа – не продуцировать символы, не постулировать догмы, не утверждать традиции, не творить образы, не открывать законы, а формулировать, строить, генерировать концепции: концепцию универсума, концепцию социума, концепцию общества, концепцию личности, концепцию науки, концепцию обороны, концепцию общественной безопасности, концепцию религии, концепцию семьи и т. п.