Понятие и структура мировоззрения. Основные типы мировоззрений.

Мировоззрение – это система взглядов человека, определяющая его отношение к миру и к себе.

1. Одна из основных функций мировоззрения – регулирующая; система взглядов включает ценности, оценки и убеждения. В структуре мировоззрения различают теоретические и практические составляющие. Первую ступень построения философского мировоззрения составляет условный разрыв мыслимого универсума, или всеобщего, на внутреннее и внешнее для человека (сознание и бытие, на «Я» и «не-Я») и последующее определение всеобщих свойств каждого из них. Второй ступенью является – конструирование единства разорванного. Здесь возможны три варианта: рассмотрение диалога между «Я» и «не-Я», сознанием и бытием в рамках основного вопроса философии; анализ системы общих ценностей, регулирующих отношения между «Я» и «не-Я»; конструирование и презентация онтологических систем (таких как: культура, жизнь, общество, человек, поведение, техника и т.д.), в качестве конкретного единства бытия и сознания (что выражается в создании теоретических моделей).

Философия уже, чем мировоззрение, она входит в него как часть в целое. Мировоззрение каждого человека соединяет в себе представления, относящиеся к разным планам сознания (основных категорий, или планов экзистенциального сознания четыре: онтологический, гносеологический, аксиологический и праксеологический). При этом, как правило, в сознании не возникает вследствие такого соединения противоречий: в той или иной ситуации человек осмысленно принимает решения, совершает выбор, осуществляет оценки и т.п., исходя из знаний, необходимых именно ему, в соответствии с особенностями своего миропонимания. Что-то может натолкнуть самого человека на его логические ошибки, или кто-то может обратить его внимание на то, что он «соединяет несоединимое». Подобные ситуации могут приводить к выработке более целостного мировоззрения. Но целостность в данном случае может быть двоякого рода: основанной на принципах преимущественно одного типа объяснения мира; или же – на соединѐнности принципов разных типов миропонимания, не воспринимаемых как противоречивые. Второй вариант характеризует философское мировоззрение, в нѐм всегда есть более широкий контекст понимания, который включает любые частности. Философ, «собирая знания», всегда оставляет «свободное пространство» для движения собственной мысли. Философия, объясняя сущее, опирается на интеллект и возможности разума, в том числе на основе иррациональных форм, выходя, если сравнивать широту обобщений, за рамки науки. Таким образом, типы мировоззрения выделяются весьма условно, в том смысле, что найти людей, у которых в понимании мира представлены, например, исключительно научные знания, или какие-либо другие, представляется, на мой взгляд, сложным.

В то же время, в качестве идеальных сущностей типы мировоззрений представляют реальность. При этом мифологическое мировоззрениехарактеризуется фантастичностью, целостностью, функциями объяснения и регулирования. Религиозное мировоззрениеосновано на вере в существование сверхъестественного начала и характеризуется догматичностью и обрядовостью, еѐ функция – удовлетворение потребности в вере, надежде, любви. Философское мировоззрениехарактеризуется философским характером сознания, его функции состоят в том, что оно даѐт возможность постижения мира не только в его частях, но и как целостный объект, задавая возможность построения теоретических оснований понимания и познания мира в целом. Научное мировоззрение, как принято считать в классической философии и науке, основано на доказанных знаниях, полученных посредством достоверных методов той или иной науки и поддающихся эмпирической проверке.

Материализм и идеализм как способы миропонимания. Принципы и особенности материализма и идеализма.В истории человеческой мысли сфера «не-Я» осознается как нечто чуждое («иное»), или бытие. Если сознание является ступенью теоретической конкретизации «Я», то бытие является аналогичной ступенью теоретической конкретизации «не-Я». Там, где кончается сознание, начинается бытие и наоборот. В истории философии прослеживается два противоположных подхода, или принципа, к объяснению мира: материализм и идеализм. Эти принципы касаются сопряжѐнности бытия и идеальных сущностей в сознании человека и часто обозначаются как основной вопрос философии. Обозначенная проблема, в классическом понимании, включает два подвопроса: а) с чего всѐ началось, что есть причина всего (онтологическая сторона нашей проблемы); б) познаваем ли мир (еѐ гносеологическая сторона). Очевидно, что создание целостного учения о бытии невозможно без рефлексии собственного познания человека (его сознания).

Соответственно тому, как философы отвечают на первый подвопрос, в классических учениях, они делятся на материалистов и идеалистов, могут быть сторонниками деизма, дуализма, или не занимать чѐтких позиций относительно того, что есть основа мира. Под «материей» принято понимать вещи и предметы, их части или частицы – атомы, микрочастицы и т.п., то, что человек может осязать, воспринимать своими органами чувств сам, или при помощи приборов. Под «идеей» – то, что само по себе не имеет материальной составляющей в таких понятиях, как «сознание», «дух», «Бог». Материалисты (Гельвеций, Маркс, Энгельс и др., сформулировавшие теориювозникновения сознания в результате эволюции природы, как свойство высокоорганизованной материи – мозга) полагают, что во времени первична материя, а сознание вторично и возникло на определѐнной стадии развития материи, как видно из определения. Идеалистысчитают, что первично сознание, а материя вторична.

Идеалистами, по их ответам на «вопрос о первичности», являются представители религиозных воззрений: «вначале было слово»; многие мыслители, придерживающиеся «светских воззрений», в том числе современные; основоположником идеализма в истории философии считается Платон.

Материализм полагает материю в качестве основы бытия, как первичную и независимую от сознания. Мир здесь представляется как движущаяся материя; духовность – как свойство мозга, т.е. материи. Материализм характерен для суждений в рамках классической научной логики.

Идеализм полагает, что истинным бытием обладает «идеальное» (разум, Бог, Мировой разум, Абсолют и др. идеальные сущности, например, мысли); он существует в некотором диапазоне смыслов: так, различается объективный и субъективный идеализм – первый располагает источник «идеального» вне познающего реальность человека (в объекте), обозначая его как «всеобщее», «мировое сознание», «бессознательное», «информационное поле Земли» и т.д.; второй – в качестве такого источника представляет сознание (разум или интуицию) самого познающего человека, или субъекта.

Термин «дуализм» происходит от слова dualis – «двойственный» и используется в двух смыслах: А) для обозначения философской парадигмы, исходящей из идеи о наличии двух, несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанции – Декарт; объекта и субъекта – Кант и Юм; сознания и телесности – Спиноза, Лейбниц; добра и зла и т.д. Б) в качестве культурного феномена европейской традиции, восходящей к раннему Платону, согласно воззрениям которого, существует идеальная сфера совершенного Абсолюта и материальный мир сотворѐнных подобий идей в их несовершенстве.

Термин «деизм» восходит к слову deus, «Бог». Он означает синтез научного рационализма и идеи Бога, когда Бог признаѐтся как первопричина возникновения жизни и мира, которые затем развиваются по своим, заложенным в ходе движения вещей мира, естественным законам. На такой позиции находились Аристотель, Эйнштейн, Дарвин и многие другие учѐные и мыслители.

Анализируя окружающий мир и себя, человек неизбежно приходит к пониманию искусственности и условности разрыва материального и идеального, если даже он допускает некое опережение во времени существования одного или другого начала. Поэтому закономерно мнение философа А.Г.Спиркина о том, что «вне принципа придания материализму и идеализму статуса единого существования невозможно понять смысл, целесообразность и гармонию мира».

Интересно, что в китайской философии наряду с термином, существующим для обозначения традиционной онтологии (bentilun, фиксирующим «что» есть-существует, – субстанцию), есть и другой термин (shilailun), подразумевающий «как» есть – модусы существования-отношения».

Проблема познаваемости мира в европейской традиции решается в связи с тем, как философы отвечают на вопрос о том, что первично. Однозначно познаваемость мира защищают марксисты. Самыми яркими сторонниками непознаваемости мира были И.Кант (познаѐтся только явленное, вещь скрывает свою сущность, еѐ познать невозможно) и Д.Юм (познать мир неспособен человек, в силу ограниченности своих возможностей).

С решением проблемы первичности/вторичности материи и идеи связаны не только вопросы познаваемости мира; формулируемые «решения» являются одновременно показателем, характеризующим единство теории и метода в рамках соответственно материализма, идеализма, деизма, дуализма и т.д. В позиции философа по «основному вопросу» просматриваются исповедуемые им законы философской истинности, практической ценности теории познания и др. Здесь можно говорить о существовании взаимосвязи позиций мыслителя по многим значимым вопросам и подходам. Это обусловлено тем, что уже сами используемые мыслителем гипотезы и теории есть система идей и взглядов, направленных на познание процессов и явлений мира.

В современной философии идут поиски более адекватного метода описания действительности, чем противостояние материализма и идеализма. С другой стороны много внимания в современных исследованиях уделено проблеме сознания. Собственно понимание идеализма, как противопоставленного материализму, строится, как было сказано выше, на философии раннего Платона, создавшего теорию объективного идеализма.

Учение Платона о сознании не просто, считает А.И.Яковлев: «в нѐм перемешались мифологическая фантазия, чувственное познание (и знание) и умопостигаемое познание (и знание)». По-поводу воззрений позднего периода Платона А.И.Яковлев считает, что античный философ «не стремится поставить в центр бытия идею, а всего лишь говорит о соотношении идеального (отражаемого, недействительного) и материального (действительного); по Платону, познание идей лишь умопостигаемо, чувствам оно недоступно. Платон различает реально ощущаемое знание и реально мыслимое.

Профессор А.И.Яковлев, доказывая материальность сознания, в своей монографии признаѐт, что деятельность мозга по воспроизводству сознания и сам мозг изучены мало. Мыслитель пишет, что учѐные по проблеме природы сознания разделились на два лагеря: одни (Демокрит, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Юм, Д.Дидро, П.Гольбах, Б.Спиноза, К.Маркс, Ф.Энгельс, Л.Фейербах, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.) считают его материальным, другие (Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Дж.Беркли и др.) – идеальным, несмотря на то, что и материальное и идеальное «рождается в мозгу, путѐм электрического взаимодействия нейронов, образующих в них внутренний запас электричества, который и позволяет соединять нейроны в ассоциации, в разнообразные и многочисленные эмпирические и абстрактные представления, образы, понятия, суждения, гипотезы, концепции, теории, учения».

Я думаю, более точным было бы утверждение, что идеальное порождается деятельностью мозга, а что касается материальности идеального, то в результате той же, или иного рода материальной мозговой деятельности, о материальном порождаются идеальные представления, образы и т.п. Безусловна роль материально-энергетического фактора в возникновении продуктов деятельности сознания (не «самого сознания», как пишет А.И.Яковлев, так как приведѐнные им суждения и аргументы не в полной мере проясняют, что такое сознание, а только наполовину).

В ходе дискуссий 60-80 гг. двадцатого столетия «выявилось единогласное мнение о том, что сознание идеально»; как считает А.И.Яковлев, главный аргумент состоял в тезисе: «материальное – всегда объективно, а субъективное – всегда идеально». Интересно, как в этой дискуссии решался вопрос о коллективном сознании, которое существует объективно в своих идеальных формах, или видах; воспринимается индивидом, его субъективным сознанием; и существует в материальных носителях (социальных и культурных институтах, текстах, и других продуктах духовной деятельности отдельных людей и коллективов, в предметной форме и т.п.).

Философ считает, что пониманию материальной природы сознания мешает сложившийся «стереотип идеального», (на мой взгляд, «материальность» характеризует только одну сторону сознания, вторая еѐ характеристика – «идеальность»): с древнейших времѐн идеальное «толковалось как бестелесное, безразмерное, не обладающее никакими ощущаемыми признаками»; «материальное существовало в разнообразных вещах и предметах»; ощущение и исчисление считались признаками материального; «идеальное представлялось только как умопостигаемое». Сегодня «сознание уже и ощущается, и измеряется», но ни философы, ни представители естественных наук не спешат признавать сознание в качестве материального.

Таким образом, философия – это эпоха, схваченная в мысли.

  Философия
Линия Платона (идеалисты) Линия Демокрита (материалисты)
  Сократ, Платон, Аристотель, стоики, неоплатоники, средневековая философия (античность и средние века) Демокрит, Эпикур, софисты, Декарт, Ньютон, Галилей + 18 – 20 вв. (Возрождение, новое и новейшее время)
1. Божественное Признается Атеизм
2. Первоначало Идеальное и материальное Материя (атомы + пустота)
3. Устройство космоса Аристотелевско-птолемеевская концепция, геоцентрическая, один математический аппарат Коперник, Кеплер; гелиоцентрическая концепция, другой математический аппарат
4. Математический аппарат Геометрия Евклида Математический анализ (исчисление бесконечно малых)
5. Человек Раб Божий Атом, индивид, автономен, никому не подчинен, субстанционален
6. Этика Десять заповедей, божественное диктует человеку, долг Этика удовольствия, выгоды, интереса; так как человек – атом, его ограничивают только другие атомы
7. Общество Град Божий, теократия; король – помазанник Божий Общественный договор (это людям выгодно); возникает у Демокрита

Линии были всегда, преобладали по очереди.

Европейская цивилизация (включая Америку) развивалась еще до античности, включая обе линии.

Мифология.

Золотой век – люди без гордыни, занимались науками и искусствами ради истины, а не ради денег или славы. Получили власть над природой → проблема болезней и смерти осталась → мифическое воскрешающее средство → воскрешенный – ангел с эфирным телом, бессмертный, идеальный. Ангелы образуют идеальный божественный мир, параллельный миру живых. У христиан это рай, у греков – космос. В Библии описывается создание идеального, а не реального мира.

Это представление господствовало до Великой Французской Революции (линия Платона).

Отношения ангелов с людьми: часть служила, помогала людям. Часть не захотела, так как считала себя лучше людей → побежденные в битве оказались «черными». Необходимо изолировать праведников от грешников, чтобы последние не воскресали в раю.

Естественно-научная часть.

Платон: космос состоит из 5 первоэлементов, совершенных, правильных многогранников (взяты из реального мира и превращены в совершенные для строительства идеального). Огонь – пирамида-тетраэдр, четырехгранник. Воздух – октаэдр-восьмигранник. Вода – иноксаэдр-двадцатигранник. Земля – гексаэдр-куб. Эфир – додекаэдр-двенадцатигранник.

Начала Эвклида: определение точки → построение пяти правильных многогранников (13 книг). Описывает иррациональность, которая используется для их построения.

Физика Аристотеля: как первоэлементы взаимно превращаются друг в друга (Фома Аквинский, средние века – основано на этой же физике). Но эта физика неприменима к реальному миру, это стало особенно понятно в Новое время (начались открытия → эфира нет и т.д.) → линия Демокрита.

Возрождение и Новое время.

Основной вопрос: что такое атомы и пустота?

Полемика с физикой Аристотеля, попытка доказать, что реальный мир основан на физике ньютоновской механики, а не на физике Аристотеля. → Галилей и Ньютон.

Атом – материальная (или математическая) точка, бесконечно малая, неделимая.

Три закона Ньютона.

1) Атом движется равномерно и прямолинейно; движение инерциально и субстанционально присуще атому; он движется в пустоте; атом меньше любой заданной величины; нет величины → не может быть разделен. Об этом говорили со времен Архимеда, но не было социальных предпосылок, чтобы в это поверили.

2) Взаимодействие атомов. Пустота – чтобы разделить атомы. Свободное падение или притяжение: две частицы притягиваются друг к другу. - равноускоренное движение.

3) Сила действия равна силе противодействия.

Современная наука возникла за 50 лет, так как на латинский язык перевели Архимеда и других древних математиков.

цивилизация линия Платона $ общие интересы
линия Демокрита $ индивидуальные интересы выше общих
гибель цивилизации когда индивидуальные интересы окончательно побеждают

К началу 18 века линия Демокрита в науке победила. Проблема: основания математического анализа иррациональны (непонятно, почему он действует). До смерти Ньютона (1730 г.) проблемы необоснованности математического анализа не поднимали.

Дж. Локк.

1. Первичные качества – механико-геометрические (протяженность, движение, форма), они объективны.

2. Вторичные качества – от органов чувств (цвет и т.д.), они субъективны.

1734 г., Дж. Беркли, «Анналист» (Рассуждения к неверующему математику) – рассказал все о необоснованности.

→ удар по механике Ньютона, рушатся первичные качества Локка вместе с абсолютной истиной, первичные качества стали субъективными (т.е. порождение субъекта).

→ критический этап.

Объект Субъект
«вещь в себе», непознаваемое (Кант) субъективное

Таким образом, непонятно, что есть за границами субъекта.

→ солипсизм: субъект придумал себе окружающую реальность.

Реальный мир изначально иррационален и непознаваем (об этом предупреждала линия Платона).

→ «великий коперниканский переворот» в философии: И. Кант. Есть «вещь в себе», она на нас воздействует, но непознаваема и непонятно, как воздействует → с помощью априорных форм субъект преобразует это все в картину мира, которая не равна «вещи в себе» и создана субъектом, субъект задает законы физики и математики. Субъект должен быть трансцендентным (совокупное человечество).

Абсолютная истина: ньютоновская механика и интегрально-дифференциальное исчисление свергнуты. Можно строить теории, которые не являются абсолютной истиной.

19 век.

Надо донести все до людей. Нельзя сразу отбросить ньютоновскую механику, ее постепенно ставили под сомнение. Электромагнетизм возможен, так как после переворота Канта субъект может создать любую картину мира, не только по ньютоновской механике.

Ньютоновская механика Электромагнетизм
1. Атом субстанционален. 1. «Щепки в пололке», действует среда.
2. Существует пустота. 2. Среда (эфир).
3. Теория взаимодействия (скорость взаимодействия бесконечна). 3. Скорость взаимодействия конечна, теория близкодействия.

Проблема эфира: некоторая взаимодействующая среда, Ньютон отмежевался (полемика с Лейбницем).

Электромагнетизм.

1810е гг. – Юнг и Френель, интерференция и дифракция.

1820е гг. – Эрстед, действие электрического тока на магнитную стрелку.

1820 г. – Ампер, все магнитные явления обусловлены движущимися заряженными частицами.

1831 г. – Фарадей, открыл электромагнетическую индукцию. Нужен эфир, → конечность скорости взаимодействия.

По Ньютону, два тела должны мгновенно притянуться. Если между телами не пустота, а силовые линии, то причина взаимодействия не в телах, а в сфере между ними. Удар и по пустоте, и по атому (потому что не в нем причина), и по скорости взаимодействия.

Доказана бесконечность скорости света

В математике переворот – введение комплексных чисел, они нужны, чтобы ввести все новое.

Открытия совершались раньше, чем их могли понять и признать.

Наши рекомендации