Раздел 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Историко-философское введение
ФИЛОСОФИЯ
Содержание дисциплины
Тематический план лекционного курса
Раздел 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Историко-философское введение
Тема 1. Философия, ее роль в обществе
Генезис философского знания. Основные задачи и назначение философии. Философия, её предмет а роль в жизни общества. Сущность и становление философии как науки. Специфика и структура философского знания. Мировоззренческая и методологическая функции философии. Связь частных наук и философии. Периодизация историко-философского процесса. Роль философии в жизни человека.
Тема 2. Философия Древнего мира
Периодизация развития мировой философской мысли. Школы древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм и др. Этические и социально-правовые идеи в этих учениях. Древнеиндийские философские школы, их характеристика.
Милетская школа философии. Демифологизация античного мировоззрения. Поиски вещественных субстанций как путь к универсальным принципам. Школа Пифагора. Гераклит и элеаты. Апории Зенона как путь выработки философских представлений о веществе, пространстве и времени. Древние атомисты.
Школа Сократа. Этический рационализм Сократа. Софисты, проблематика софизма. Философия Платона. Природа идей, их связь с вещами. Космология Платона и его учение об обществе как конкретизация концепции идей. Этика Платона. Философия Аристотеля. Материя и форма. Логика и методология Аристотеля. Учение об обществе и этические представления Аристотеля.
Философия раннего эллинизма. Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм о проблеме человека. Неоплатонизм. Характерные черты и значение античной философии.
Тема 3. Философия Средневековья и Возрождения
Основные идеи и характерные черты средневековой философии. Соотношение философии и теологии. Теоцентризм. Монотеизм. А. Аврелий как представитель религиозной патристики. Креационизм. Провиденциализм. Спор реалистов и номиналистов. Концепция двойственной истины. Расцвет схоластики в творчестве Ф.Аквинского, откровение и вера. Средневековое понимание человека и природы.
Антропоцентризм и гуманизм как основа философии эпохи Возрождения. Понимание и возвышение человеческой индивидуальности. Влияние философии Возрождения на развитие искусства. Натурфилософия. Диалектика Н.Кузанского. Леонардо да Винчи как пионер экспериментально-математического естествознания. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей). Социально-философские концепции эпохи Возрождения (Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла).
Тема 4. Философия Нового времени
Ф.Бэкон - родоначальник эмпиризма и индуктивного метода познания. Развитие традиций эмпиризма в английской материалистической (Т.Гоббс, Д.Локк) и идеалистической (Д.Беркли, Д.Юм) философской мысли. Рационализм Р.Декарта, дедуктивный метод познания. Пантеизм Б.Спинозы. Философия французского просвещения (Ш.Монтескье, Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо) и французского материализма (Д.Дидро, П.Гольбах).
Тема 5. Немецкая классическая и марксистская философия
И.Кант - основоположник немецкой классической философии. Философия Г.Гегеля: диалектика, противоречия метода и системы. Проблемы диалектической логики, философии истории, философии права, истории философии, философии религии. Достоинства и недостатки гегелевского идеализма и гегелевской диалектики. Материализм Фейербаха.
Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Открытие законов развития общества, учение об активности субъекта, разработка проблем практики. Критика капитализма, проблема отчуждения и возможности ее преодоления посредством пролетарской революции. Исторические судьбы марксизма и его философии.
Раздел 2. Теоретические проблемы
Тема 11. Учение о человеке
Философия о природе человека: обзор различных точек зрения. Природа, сущность и призвание человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Человек в системе социальных связей. Философские споры о природе человека, смысле и назначении его существования. Человек и исторический процесс. Личность и массы, свобода и необходимость, свобода и ответственность. Аксиология: сущность учения о ценностях; виды ценностей; смысл жизни как философская проблема. Нравственные, эстетические и религиозные ценности и их роль в человеческой жизни. Свобода совести.
Литература
Введение в философию: Учебное пособие для вузов /Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Культурная революция, 2008. – 623 с. 1 В-24
Канке В.А. Философия. М.: Логос. 2011. 1 К-19
Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2010.- 268с. 1 С-72
Тема 2. Античная философия
1. Натурфилософия Древней Греции.
2. Античная диалектика ( Гераклит, Демокрит, Зенон, Аристотель).
3. Проблема этики в античной философии. Сократ: жизнь и учение.
4. Платон и Аристотель: сходство и различие взглядов.
5. Учение об обществе и государстве (Платон, Аристотель).
6. Нравственные искания античной культуры: эпикуреизм, стоицизм.
Литература
Введение в философию: Учебное пособие для вузов /Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Культурная революция, 2008. – 623 с. 1 В-24
Канке В.А. Философия. М.: Логос. 2011. 1 К-19
Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2010.- 268с. 1 С-72
Литература
Введение в философию: Учебное пособие для вузов /Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Культурная революция, 2008. – 623 с. 1 В-24
Канке В.А. Философия. М.: Логос. 2011. 1 К-19.
Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2010.- 268с. 1 С-72
Литература
Введение в философию: Учебное пособие для вузов /Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Культурная революция, 2008. – 623 с. 1 В-24
Канке В.А. Философия. М.: Логос. 2011. 1 К-19
Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2010.- 268с. 1 С-72
Литература
Введение в философию: Учебное пособие для вузов /Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Культурная революция, 2008. – 623 с. 1 В-24
Канке В.А. Философия. М.: Логос. 2011. 1 К-19
Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2010.- 268с. 1 С-72
Литература
Введение в философию: Учебное пособие для вузов /Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Культурная революция, 2008. – 623 с. 1 В-24
Канке В.А. Философия. М.: Логос. 2011. 1 К-19
Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2010.- 268с. 1 С-72
Литература
Введение в философию: Учебное пособие для вузов /Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Культурная революция, 2008. – 623 с. 1 В-24
Канке В.А. Философия. М.: Логос. 2011. 1 К-19
Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2010.- 268с. 1 С-72
Литература
Введение в философию: Учебное пособие для вузов /Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Культурная революция, 2008. – 623 с. 1 В-24
Канке В.А. Философия. М.: Логос. 2011. 1 К-19
Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2010.- 268с. 1 С-72
Примерные темы контрольных работ (для заочников) и рефератов
1. Предназначение и смысл философии.
2. Мифология и философия.
3. Философия и религия.
4. Философия и искусство.
5. Диалектика и метафизика.
6. Проблема человека в философии конфуцианства.
7. Жизнь и философия Сократа.
8. Учение Платона о государстве.
9. Проблемы логики и теория познания в философии Аристотеля.
10. Номинализм и реализм в средневековой философии.
11. Фома Аквинский: учение о человеке.
12. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.
13. Этика М.Монтеня и Э.Роттердамского.
14. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени.
15. Т.Гоббс об обществе и государстве.
16. Дж.Локк о субъекте познания и активности мышления.
17. Монадология Г.Лейбница.
18. Социальная философия французского Просвещения.
19. Этическая теория Иммануила Канта.
20. Диалектика Г.В.Ф. Гегеля.
21. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля.
22. И.Г. Фихте о назначении ученого и человека.
23. Антропологическая философия Фейербаха.
24. Философия мировой воли (А.Шопенгауэр)
25. Философия нигилизма Ф.Ницше.
26. Концепция человека С. Кьеркегора.
27. Критика интеллекта и рационального познания в философии Бергсо на.
28. Прагматизм и проблема истины.
29. Проблема человека в философии К. Маркса.
30. Материалистическое понимание истории.
31. Диалектика природы в работах Ф.Энгельса.
32. Проблемы социальной философии в работах В.И.Ленина.
33. В.И. Ленин о диалектике.
37. Неопозитивизм и постпозитивизм.
38. Монистические и плюралистические концепции бытия.
39. Материя, пространство, время, движение: проблемы понимания.
40. Диалектика как учение об универсальных связях бытия и развитии.
41. Проблема человека в русской религиозной философии.
42. Психика, мышление, сознание: философский анализ.
43. Проблема бессознательного в философии.
44. Познание как социальный процесс.
45. Социальное и гуманитарное познание.
46. Общество как система.
47. Формационный и цивилизационный подходы к обществу.
48. Общество и природа: проблемы взаимосвязи.
49. Общество как развивающаяся система: эволюция и революция.
50. Индивид, индивидуальность, личность.
51. Личность и общество.
52. Личность и власть.
53. Социально-экономические классы и профессиональная структура общества.
54. Диалектика общественного бытия и общественного сознания.
55. Проблема человека в русской религиозной философии.
56. Россия в диалоге культур.
57. Философия и наука.
58. Проблема истины в научном познании.
59. Философские проблемы технического знания.
60. Роль науки и техники в решении глобальных проблем.
Требования по написанию контрольной работы и реферата
Одной из форм изучения проблем дисциплины «Философия» и отчётности по ней для студентов является подготовка контрольной работы (для студентов заочного отделения). Работа оформляется в соответствии с установленными требованиями и является обязательным элементом учебной работы по освоению курса «Философия» студентами.
Студенты дневного отделения пишут (по желанию студента) реферат. Реферат представляет собой малую научную работу, предусматривающую собственное осмысление обучаемым поставленной проблемы и изложение своих мыслей в письменной форме. Подготовка и написание реферата имеет цельюуглубить, систематизировать и закрепить полученные теоретические знания в области философии, приобрести начальные навыки ведения научной работы.
Написание работы позволяет закрепить приобретаемые умения поиска необходимой информации, быстрого ориентирования в современной классификации источников. Оно инициирует стремление к повышению скорости чтения, выработке адекватного понимания прочитанного, выделение главного и его фиксации – составлению конспекта.
Тема контрольной работы обусловливается требованиями учебного плана, программой изучения философии на факультетах МГОУ.
Возможен инициативный выбор темы, но в каждом случае необходимо обоснование выбора такой темы и обязательное согласование ее с преподавателем. Сбор материала, написание и сдача на проверку работы осуществляется в сроки, определённые порядком прохождения учебных дисциплин при обучении в университете.
Структура работы включает в себя:
· титульный лист с указанием темы исследования, исполнителя, преподавателя, которому работа должна быть сдана на проверку, даты написания работы;
· план работы с указанием названия основных разделов (параграфов) работы, страниц;
· введение, в котором определяется цель и задачи исследования, его актуальность, теоретическое значение и практическая ценность для профессиональной деятельности специалиста, степень разработанности выбранной проблемы, используемая теоретико-методологическая, концептуальная и источниковая базы ;
· основной текст в котором дается разработка проблемы, формулируются теоретические положения, анализируется выбранная проблема, события, факты. Основной текст может состоять из двух-трех разделов ;
· заключение, где формулируются выводы из проведенного анализа.;
· список использованной литературы не должен быть слишком обширным, однако его не обязательно ограничивать включением только тех произведений, из которых приведены цитаты; приводится вся, так или иначе использованная при разработке темы работы, литература.
Если в работе приводятся материалы, цитаты, данные, идеи, заимствованные из других источников, необходимо делать ссылки (сноски) на первоисточник. Это может быть внутритекстовая, подстрочная или затекстовая ссылка. Как правило используются затекстовые, выносимые либо в конец каждого раздела, либо в конец всей работы.
Текст работы должен быть напечатан на одной стороне стандартного белого листа бумаги А-4 (210 х 297 мм) через 1,5 интервала. Шрифт № 14. Ссылки печатаются через 1 интервал. Каждая страница текста работы должна иметь поля: левое - 30 мм, верхнее – 20 мм до основного текста, правое - 10 мм, нижнее - 25 мм. Заголовки отделяются от основного текста пробелами в 3 интервала сверху и снизу. Нумерация страниц (внизу, по центру или справа листа) производится последовательно, начиная с 3-й страницы (введение), то есть после титульного листа и оглавления (плана) работы. Объем реферата составляет примерно 20-25 машинописных страниц (до 40 тыс. знаков, включая пробелы) листов А-4.
Подготовленная работа сдается в деканат, где она, после проверки вопросов оформления, регистрируется, а затем передаётся на проверку преподавателю. Она должна быть подписана студентом на последней странице.
При невыполнении студентом требований к научному уровню, содержанию и оформлению контрольной работы, деканат и/или преподаватель возвращает работу для доработки и устранения недостатков.
Требования к экзамену
Экзамен илизачет - форма контроля знаний студентов. Экзамен проводится только по билетам. Зачет в форме собеседования по вопросам. Учитываются: посещение лекций, семинарских занятий и участие в их работе, написание рефератов, участие в кружковой работе. Оценка ставится за качество ответа на все вопросы по четырехбальной системе. Преподаватель имеет право поставить экзаменационные оценки (отлично и хорошо) или зачеты нескольким студентам, посещавшим лекции и активно участвовавшим в семинарских занятиях, без опроса на экзамене и зачете («автомат»).
Оценка выставляется в 4-х бальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» при этом:
Оценка «отлично» выставляется при глубоком и всестороннем знании материала учебной программы, грамотном и логичном его изложении, умении на основе теоретических знаний делать практические выводы.
Оценка «хорошо» выставляется при твердом и достаточно полном знании материала учебной программы, отсутствии существенных неточностей.
Оценка «удовлетворительно» выставляется при достаточно полном знании материала учебной программы, отсутствии грубых ошибок при его изложении и ответах на вопросы.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется при незнании вопросов экзаменационного билета или при наличии грубых ошибок в ответах на них.
Перечень примерных вопросов к экзамену
1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы
мировоззрения: миф, религия, философия.
2. Начало философии в древних цивилизациях Китая и Индии.
3. Предмет философии, ее основные функции.
4. Место философии в системе культуры.
5. Античная натурфилософия, ее специфические особенности.
6. Философия Сократа.
7. Основные идеи философии Платона, его учение о государстве.
8. Философия Аристотеля, ее основные идеи.
9. Теоцентризм философии средних веков. Учение А.Августина.
10. Философия Ф.Аквинского.
11. Пантеизм Д.Бруно и Б.Спинозы.
12. Становление научного метода познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта (эмпиризм и рационализм).
13. Т.Гоббс о проблемах взаимоотношения человека и общества.
14. Философские идеи Д. Локка.
15. Субъективный идеализм Д.Беркли и Д.Юма.
16. Теория познания и этика И.Канта.
17. Основные идеи философии Г.Гегеля. Противоречие между системой и методом.
18. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
19. Человек, общество и природа в философии французского Просвещения.
20. Марксистское понимание общества и истории.
21. Диалектика природы Ф.Энгельса и характеристика им метода материалистической диалектики.
22. Философия жизни Ф.Ницше.
23. Становление и развитие философии в России XVIII в.
24. Русская материалистическая философия XIX в.
25. Марксистская философия в России (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин).
26. Русская религиозная философия XIX-XX вв.
27. Русский космизм как философия.
28. Зарубежная философия XX в.: позитивизм и постпозитивизм.
29. Зарубежная философия XX в.: психоанализ и неофрейдизм.
30. Материальное и духовное бытие: проблема соотношения.
31. Сущность сознания. Сознание и бессознательное.
32. Категория «материя»: подходы к истолкованию.
33. Движение и его сущность. Движение и развитие.
34. Философские концепции пространства и времени.
35. Закон единства и борьбы противоположностей.
36. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
37. Закон отрицания отрицания.
38. Единство и многообразие мира.
39. Диалектика как теория развития и как метод познания.
40. Категории диалектики.
41. Понятие картины мира. Научная и религиозная картины мира.
42. Познание как взаимодействие субъекта и объекта.
43. Практика: понятие и основные формы. Роль практики в познании.
44. Чувственное познание и его специфика. Образное и знаковое в познании.
45. Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в освоении человеком действительности.
46. Проблема истины в познании. Основные концепции истины. Понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Критерий истины.
47. Формы и методы естественнонаучного познания.
48. Сознание и язык. Проблема происхождения. Язык как знаковая система. Основные функции языка.
49. Общество как социум. Понятие, основные черты.
50. Деятельность как специфический способ существования человека.
51. Общество как развивающаяся система.
52. Понятие культуры. Типология культур.
53. Цивилизация и культура: понятия и соотношение.
54. Общественное бытие: понятие и структура.
55. Производственно-экономические отношения и их роль в жизни общества.
56. Социальные отношения и их значение в жизни общества.
57. Политические отношения. Государство и общество.
58. Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики. Общественное сознание и его структура (по уровням).
59. Виды (формы) общественного сознания.
60. Человек как личность. Социальная роль личности.
61. Отчуждение личности. Свобода и ответственность личности.
62. Проблема смысла жизни человека.
63. Общество и глобальные проблемы современности.
64. Понятие философского мировоззрения. Проблема основного вопроса философии.
Литература
а) основная литература:
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов /Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Культурная революция, 2008. – 623 с. 1 В-24
2. Канке В.А. Философия. М.: Логос. 2011. 1 К-19
3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2010.- 268с. 1 С-72
б) дополнительная литература:
1. Философия: учебник /Под ред. А.Ф.Зотова и др. – 6-ое изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 672 с.
2. Новейший философский словарь. Р.-на-Дону: Феникс. 2008.
3. Хрестоматия по философии. Сост. Алексеев П.В. М.: Проспект. 2008.
Философские первоисточники
1. Аристотель. Большая этика. Соч. В 4-х т. — Т.4. — М.: Мысль, 1984.
2. Аристотель. Метафизика. Соч. В 4-х т. -М.: Мысль, 1976.
3. Бердяев Н.А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993.
4. Бердяев Н.А. Смысл истории. — М.: Мысль, 1990.
5. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. — М.: Политиздат, 1977.
6. Гегель Г.В.Ф. Философия истории.— С-Пб.: Наука, 1993.
7. Герцен А.И. О месте человека в природе. Соч. В 2-х т. -М.: Мысль, 1985.
8. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Соч. В 2-х т. — М.: Мысль, 1989-1991.
9. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия //Вопросы философии. — 1986. - № 3.
10. Декарт Р. Рассуждение о методе. — М.: Изд-во АН СССР, 1983.
11. Дидро Д. Философские принципы о материи и движении. –М.: Наука, 1997.
12. Ильин И. А . Путь к очевидности. — М. : Республика, 1993.
13. Кант И. Критика чистого разума. — М.: ИКА «Тайм-Ayт», 1993.
14. Кун Т. Структура научных революций. — М.: Мысль, 1977.
15. Локк Д. Опыт о человеческом разуме. — М.: Мысль, 1998.
16. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1972.- Т. 13.
17. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 1999.
18. Платон. Диалоги. — М.: Мысль, 1986.
19. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. — М.: МИФ, 1993.
20. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. М., 1989.
21. Соловьев В.С. Оправдание добра. — М.: Мысль, 1998.
22. Сорокин П.А Человек. Цивилизация. Общество. — М: Политиздат, 1992.
23. Тойнби А. Постижение истории / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1998.
24. Толстой Л.Н. Путь жизни. — М.: Республика, 1993.
25. Фейербах Л. Сущность христианства. — М.: Мысль, 1965.
26. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2-х т.— М.: Правда, 1990.
27. Франк С.Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992.
28. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993.
29. Философия истории. Антология. М., 1995.
30. Циолковский К.Э. Живая Вселенная // Вопросы философии. — 1992, -№6.
31. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. — М.: Республика, 1998.
32. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. — М.: Республика, 1992.
33. Шпенглер О. Закат Европы.— М.: Республика, 1998.
34. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика, 1994.
ФИЛОСОФИЯ
Содержание дисциплины
Тематический план лекционного курса
Раздел 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Историко-философское введение