Структура научной картины мира
Научная картина мира является формой систематизации объективных знаний об окружающем мире и включает в себя частнонаучные картины, те модели понимания окружающей действительности, которые построили гуманитарные, естественные и технические науки (рис. 3).
В основании научной картины лежат наблюдаемые факты. Для их описания каждая из наук вырабатывает свои специфические понятия.
Например, в обществознании основополагающими являются понятия цивилизация и культура, в естествознании - материя, вещество, поле и т.д. С помощью понятий наука описывает наблюдаемые в окружающем мире закономерности, а математика помогает выразить их в аналитическом виде, часто в форме закона. Как уже говорилось ранее, среди огромного разнообразия законов, царящих в окружающем нас мире, можно выделить частные, общие, всеобщие и фундаментальные.
Научная картина мира
гуманитарная естественно-научная техническая технологическая социальная экологическая
Совокупность теорий
и моделей, адекватно
отражающих реальность
Фундаментальные законы
и принципы науки
Частные законы
и закономерности
Эмпирические
закономерности
Понятия и факты
Рис. 3. Структура научной картины мира
Частные законы – это законы, которые проявляются в той или иной узкой сфере познания. Например, законы генетики – в биологии, закон Ома – в физике и т.д. Фундаментальные законы составляют базис научной картины мира. К ним можно отнести такие законы, как, закон всемирного тяготения, закон Кулона, закон электромагнитной индукции, законы сохранения и др., которые проявляются в химических, биологических, космических или других явлениях. и являются основой для описания процессов развития систем разной природы. К всеобщим законам можно отнести законы философии, которые проявляются во всех сферах бытия.
На более высоком иерархическом уровне находятся теории и модели, адекватно отражающие реальность и составляющие ядро научной картины мира и, наконец, совокупность заложенных в ней концептуальных идей, их методологическую интерпретацию и выработанную на их основе мировоззренческую позицию.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК
Накопление количества и изменение качества информации об окружающем мире, ее систематизация и классификация еще в рамках натурфилософии способствовали выделению природы, человека и общества как самостоятельных объектов познания и разделению ее единого поля на отдельные области. Этот процесс получил название дифференциации (лат. differentia - разность, разделение).
Познавательная сфера современной науки включает около пятнадцати тысяч научных дисциплин. В ее структуре четко выделяются три области:
- система знаний о человеке, обществе и различных видах и формах общественной жизни - гуманитарные (франц. humanitaire от лат. humanitas) науки;
- система знаний о природе - естествознание;
- система знаний о технике и технологиях - технические науки.
В процессе их выделения произошло не просто деление единого предметного поля науки. На основе выявленных общих оснований этих областей знания произошло формирование общего научного языка, системы понятий, специфических методов исследования, стереотипов (образцов, стилей) познания, традиций в понимании действительности - гуманитарного, естественно-научного и технического мышления.
Внутри каждой из областей выделяются еще более узкие направления. Так естествознание включает комплекс взаимосвязанных наук о живой и неживой природе и человеке как ее части - астрономию, физику, химию, биологию, медицину, геологию и др. Каждая из них имеет свое предметное поле - содержание, структуру, специфические методы исследования, описывает какую-то одну сторону природы и строит ее модель, единую непротиворечивую теорию, описывающую явления этой стороны природы. В процессе исторического развития человечества их роль в культуре цивилизации претерпела существенные изменения.
Каждая из выделенных наук сама представляет сложнопостроенный комплекс знаний, в рамках которого можно выделить еще более узкие области. Этот процесс получил название диверсификации (лат. diversificatio - изменение, разнообразие). Например, в биологии выделяют ботанику, зоологию, анатомию, физиологию, цитологию, генетику, эволюционную теорию и т.д.; в физике - классическую механику, термодинамику, электродинамику, статистическую физику, теорию относительности, атомную и ядерную физику, квантовую механику, физику элементарных частиц и др.; астрономия включает небесную механику, астрофизику, космологию, и др.; химия - неорганическую, органическую, аналитическую, физическую химию, химию полимеров и т.д.
Сферы естественно-научного, технического и гуманитарного знания глубоко взаимосвязаны. Отсутствие общих оснований и общего языка описания явлений, изучаемых ими, не мешает их взаимодействию. Прогресс естественных и технических наук и становление естественно-научных методов исследования способствовали появлению крупных достижений в гуманитарных областях - экономике, политике, в решении глобальных проблем человечества. В большинстве своем открытия в области естествознания становятся причиной изменения мировоззрения, общей направленности мышления, реализуются в социальной жизни и в конечном итоге оказывают глубочайшее воздействие на гуманитарную культуру. Развитие естественных наук придает новый смысл познанию. Но и гуманитарные науки, в свою очередь, влияют на развитие естественных и технических наук. Они дают возможность человеку лучше понять самого себя, свое творчество, свою культуру, свою роль и назначение в системе Мироздания, помогают активизировать и реализовать свои способности и творческий потенциал.
Дифференциация наук позволяет более глубоко познавать отдельные стороны окружающего нас мира, однако мир состоит не из отдельных частей, а представляет целостность, и для построения его объективной картины необходимы объединенные усилия всех наук.
1.3.3. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ:
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ
Дифференциация наук способствует становлению методов исследования, специфичных для каждой отрасли науки, что позволяет овладевать знаниями об объектах, явлениях и процессах вглубь, получать точную и детальную информацию об отдельных их элементах.
В едином поле культуры выделяются две глубоко взаимосвязанных составляющих: гуманитарно –художественная и научно-техническая, которые имеют принципиально отличный аппарат исследования. Основные отличия гуманитарно-художественной от научно-технической:
- субъективность знания;
- нестрогий образный язык;
- интерес к индивидуальным свойствам изучаемых объектов;
- сложность или невозможность верификации и фальсификации.
Однако без объединения разнопредметных знаний невозможно целостное описание объекта, системы, процесса, явления, теории, построение многомерной картины мира, отражающей его изменчивость и подвижность, без этого невозможно постижение взаимной обусловленности всего происходящего в мире. Объединение усилий наук позволяет овладевать знаниями не только вширь - благодаря ему рождается новое знание вглубь, оно подводит к выявлению и раскрытию новых качеств изучаемых объектов, дает новое представление о единстве и взаимосвязи всего сущего.
Крупный английский писатель и публицист ХХ века Чарльз Сноу в шестидесятых годах, в период бурного развития физики и космонавтики написал статью «Две культуры», в которой говорил о:
-физиках и лириках, художественной интеллигенции и ученых;
- о гуманитарной и естественнонаучной культурах;
- о том, что естественнонаучная и гуманитарная культуры обречены на неизбежный синтез.
Более того, разные области познания не могут развиваться независимо друг от друга, ибо тесно взаимосвязаны через объект исследования. Да и само научное знание по своей природе является целостным, интегративным и системным, а его разбиение на отдельные части - явление чисто условное. Например, исследование процессов мышления, да и самого человека как био-психо-социального существа, требует объединения усилий гуманитарных, естественных и технических наук. Без этого невозможны ни исследование социальных процессов, ни практическая деятельность, ни развитие отдельных научных областей, ни создание новых технологий, машин и механизмов.
Осознание необходимости консолидации наук в поисках единства мира сопряжено с идеей интеграции (лат. integratio - восполнение, объединение, суммирование)разнопредметных знаний и разных способов познания и освоения окружающей действительности.
Углубление интегративных тенденций способствует появлению новых направлений в науке. Взаимодействие физики с другими отраслями знания породило биофизику, химическую физику, астрофизику, геофизику и другие науки. Благодаря тесному сотрудничеству химии с другими науками выделились такие направления, как электрохимия, биохимия, геохимия, агрохимия и другие. На законах химии базируются технические и прикладные науки - металлургия, стекловарение, химические технологии. Объединение геологии и химии рождает новую науку - геохимию. Синтез астрономии, физики и техники способствовал развитию космонавтики, взаимодействие которой с биологией позволило разработать такие направления науки, как космическая биология и космическая медицина. Взаимодействие биологии с физикой и техникой способствовало развитию бионики.
Особую роль в объединении разнопредметных знаний играет математика. Совместные усилия математики с естественными науками позволили создать современные информационные системы, математическую лингвистику и теорию машинного перевода, разгадать механизмы наследственности, установить структуру молекул ДНК и РНК, разработать хромосомную теорию, генную инженерию и т.д.
В XX веке процессы интеграции принимают глобальный характер. Но это не значит, что дифференциация навсегда ушла из науки. И сейчас возникают более узкие научные направления. Например, в современной медицине таковых свыше трехсот, в физике почти столько же.
Объективно процессы интеграции и дифференциации связаны с материальным единством мира, практическими потребностями развивающегося общества и всех его подсистем. С процессуальной стороны они рассматриваются как противоположные тенденции, как две стороны процесса познания, которые являются характеристиками его развития. Границы между ними часто бывают размыты и подвижны, а их единство не исключает того, что в различные моменты в процессе познания преобладает какая-то одна из них.
В современной науке интеграция разнопредметных знаний понимается не просто как суммирование, сложение, сближение или дополнение, а как их глубокое взаимодействие на основе общих принципов познания окружающего мира, общих инвариантов (лат. invarians - неизменный), позволяющих объединить их в единую, целостную, стройную систему. Однако если в естественных науках в качестве инвариантов могут выступать общие логические основания, общие структуры, характеристики, общие качества или обобщенные понятия, используемые разными областями естествознания, то поиски оснований для интеграции естественно-научного и гуманитарного знания вызывают серьезные затруднения, особенно в той области, где гуманитарные науки соприкасаются с ненаучным знанием. Вместе с тем, целостный образ мира, его обобщенная картина в представлениях отдельного человека, его мировоззрение и его деятельность формируются на основе синтеза как научных, так и ненаучных знаний, отражающих разные стороны познания мира. Поиски оснований этого синтеза для современной философии и методологии науки представляют чрезвычайно серьезную проблему, теоретическое решение которой пока не найдено.
Но есть еще одна не менее, а, может быть, более важная сторона необходимости интеграции естественно-научного и гуманитарного знания - это преодоление техникоцентризма и гуманитаризация естественно-научного и технического знания. Создав поистине грандиозные науку и технику, общество не смогло, а может быть, и не захотело выработать ту нравственную основу, которая бы ограничивала возможности использования достижений науки и техники во вред человечеству. С нарушением техногуманитарного баланса в развитии общества и внутренней симметрии культуры разрушается то великое триединство, о котором говорил Ф.М. Достоевский: «Величайшее добро, высочайшая истина и совершеннейшая красота неразделимы. Красота спасет мир». Но их разделили. Истина отошла к науке, красота - к искусству, а добро снисходительно оставили вере. Сегодня необходимо восстановить это триединство, ибо наука и техника, не освещенные идеалами добра и красоты, ведут мир не только к технологической катастрофе, но и к нравственной деградации человечества.