Какое из используемых в современной философии и науке понятий пришло в современную культуру из культуры античной?
а) «бессознательное»;
б) «ментальность»;
в) «космос»;
г) «кварк».
12. Ислам возник:
а) в I до н. э.;
б) в I в.;
в) в VII в.;
г) в XI в.
13. С точки зрения политического учения Аристотеля человеческим сообществом высшего рода является:
а) род;
б) семья;
в) селение;
г) государство.
Какая из нижеперечисленных характеристик человека в наибольшей степени соответствует духу средневековой философской антропологии?
а) человек есть мера всех вещей;
б) человек – существо двойственное, в нем есть как нечто божественное, духовное, так и нечто телесное, тёмное, греховное;
в) человек есть существо политическое;
г) человек представляет собой продукт природы, абсолютно детерминированный её законами.
15. Джайнизм возник:
а) в Древней Индии;
б) в Древнем Китае;
в) в Древнем Риме;
г) в Древней Греции.
Основателем какого из перечисленных ниже философских учений Древнего Востока принято считать китайского мудреца Лао-Цзы?
а) буддизм;
б) конфуцианство;
в) джайнизм;
г) даосизм.
17. Существовавший в античности гносеологический подход, в рамках которого подвергалась сомнению возможность получения достоверного знания, принято обозначать как:
а) гностицизм;
б) гедонизм;
в) скептицизм;
г) рационализм.
18. Родоначальником какой из нижеперичисленных научных дисциплин принято считать Аристотеля?
а) геометрия;
б) география;
в) логика;
г) педагогика.
В чем заключается суть средневековой схоластики?
а) в стремлении обосновать религиозные догмы и систематизировать вероучение;
б) в попытках отыскания пути ведущего к жизни, независимой от внешних обстоятельств;
в) в стремлении постигнуть божественное путем ухода от чувственного мира и соединиться с Богом посредством растворения собственного сознания в Боге.
г) в попытках разработки принципов справедливого общественного устройства.
20. За основу бытия общества Гегель принимает:
а) идею справедливости;
б) экономический фактор;
в) географическую среду;
г) абсолютный разум.
21. Под движением в философии принято понимать:
а) только перемещение тел в пространстве;
б) исключительно обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни;
в) взаимное превращение элементарных частиц;
г) любые изменения вообще.
22. Философская концепция, согласно которой мир имеет одно основание, называется:
а) плюрализм;
б) монизм;
в) дуализм;
г) агностицизм.
23. Концепцию бытия, как совокупности множества субстанций – монад, разработал:
а) Г.Лейбниц;
б) Б.Спиноза;
в) Т.Гоббс;
г) Дж.Локк.
24. Идеалистическим монизмом можно считать философскую систему:
а) К.Маркса;
б) Р.Декарта;
в) Демокрита;
г) Г.Гегеля.
25. Философов, которые считают разум основой человеческого познания и выражают глубокое недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации принято называть:
а) иррационалистами;
б) сенсуалистами;
в) рационалистами;
г) эмпиристами.
К какому из перечисленных философских направлений принято относить учения Ф.Ницше и О.Шпенглера?
а) философия жизни;
б) неотомизм;
в) стоицизм;
г) феноменология.
27. Истина трактуется как «результат соглашения между людьми» в рамках:
а) прагматистской теории истины;
б) корреспондентской теории истины;
в) неотомистской теории истины;
г) конвенциональной теории истины.
28. Кто из нижеперечисленных мыслителей применял цивилизационный подход к анализу общественного развития:
а) Августин Аврелий;
б) О.Шпенглер;
в) К.Маркс;
г) З.Фрейд.
29. Глобальными проблемами современности являются:
а) проблема смысла жизни, свободы, счастья человека
б) экологическая, демографическая, энергетическая и т.д.
в) политические, правовые, культурологические и т.д.
г) этические, эстетические, философские.
Кто определял историю как развитие духа во времени, как этапы самопознания обществом свободы
а) К.Ясперс
б) К.Маркс
в) О.Шпенглер
г) Г. Гегель
31. Формационная теория развития общества разработана:
а) Г.Гегелем
б) М.Вебером
в) К.Марксом
г) О.Шпенглером
Идея прогресса общественного развития возникла
а) в философии Просвещения
б) в футурологии
в) в философии жизни
г) экзистенциализме
Философия выступала служанкой богословия
а) в античной культуре
б) в эпоху средневековья
в) в эпоху Просвещения
г) в эпоху научно-технической революции
Кто определил свободу как познанную необходимость
а) Вольтер, Руссо
б) Ницше, Шопенгауэр
в) Гегель, Маркс
г) Камю, Сартр