Ответ: С помощью органов чувств можно понять следствие истины, но не ее суть.
· Что собой, по-вашему, представляет процесс познания в полном объеме?
Ответ: Вывод из множества объективных и субъективных факторов
2. В философии Нового времени в рамках теории познания шел спор между рационализмом и эмпиризмом.
· Какими факторами социального развития он был обусловлен?
Ответ: Схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики
· Какова сущность, специфика, позитивные достижения эмпиризма?
Ответ: Признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается на чувственное познание.
· Каковы его недостатки?
ответ: Внутренняя согласованность является осн. условием устойчивости; средства измерения не могут быть высоко или хотя бы достаточно надежными, если эти средства, поставляющие сырые данные для последующего анализа, не будут давать высокие интеркорреляции. Неудовлетворение этого требования способствует внесению в систему дисперсии ошибок и приводит к получению неоднозначных или вводящих в заблуждение результатов.
· Рационализм: его ориентации и значение для развития научного знания, ограниченности.
Ответ: Рационалисты считали основным методом познания логическую дедукцию - вывод из общих идей разума более конкретного знания. В этом они ориентировались на методы математики, пытались построить и в других науках такие же строгие дедуктивные системы. Эмпирики подчеркивали роль наблюдений, фактов и их обобщения с помощью индукции. Индуктивный метод предполагает сначала сбор многих фактов, наблюдений, а затем их обобщение с целью обнаружения общих свойств и устойчивых взаимосвязей, которые выражаются в виде законов.
3. «Человек – машина», - утверждал в одноименном произведении Ламетри. «Человек – не машина», возражал ему Дидро.
· Какие мировоззренческие установки относительно человека здесь заданы?
Ответ: как высшего разума, имеющего духовные начала.
· Что общего между машиной и человеком? Что их отличает?
Ответ: Человек-социально биологическое существо,мы нуждаемся в еде,пищи,общении,изучении чего то нового.Машина же-выполняет ряд функций,заданный самим человеком или кем либо
· Правильно ли высшей ценностью человека считать его интеллект, разум?
Ответ: разум человека нельзя считать высшей ценностью.
· Ответ аргументируйте.
Ответ: Мы биосоциальные существа и неотделимы от своих эмоций и общества. Человек может достичь многого, благодаря своему интеллектуальному развитию, но на него всегда будет влиять социум и окружение. Поэтому, я думаю, что высшая ценность человека, это все же возможность чувствовать.
4. Французский философ Ларошфуко писал: «Миром правят судьба и прихоть».
Другой француз Ш. Монтескье утверждал: «Не Полтава погубила шведского короля Карла XII, он все равно бы погиб, если не в этом, то в другом месте. Случайности фортуны можно легко исправить, но нельзя отразить событий, постоянно порождаемых природой вещей».
· Сравните эти два подхода к истории и человеческим поступкам, выявите их специфику.
Ответ: Ларошфуко ,что главными мотивами любых человеческих поступков являются эгоизм, тщеславие, приоритет личных интересов над чужими. Монтескье , что необходимость в общих законах, для людей, живущих в обществе, обуславливает необходимость формирования государства.
· Как называется позиция Ларошфуко? Что имеет в виду Монтескье, говоря о «случайностях фортуны»?
ответ:
Конгруэнтным
Можно легко исправить, но нельзя отразить события
· Что такое «природа вещей»? Как она влияет на ход событий?
Ответ: Свобода воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей . Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования.
· Что же, по-вашему «правит миром»?
Ответ: миром правит страх
5. Прокомментируйте слова Вольтера, который, говоря о смысле человеческой жизни, призывал каждого «возделывать свой сад», считая, что это спасает человека от «трех зол: скуки, порока и нужды».
Ответ: Человек должен прежде всего делать свое дело, то, к чему у него лежит душа, то, чем он призван заниматься, как бы ни складывались вокруг него обстоятельства.
Заполните таблицы
1 Анализ философских систем Нового времени
Философская система | Сущность | Представители | Значение |
1. Монизм | в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало | Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьева, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара | Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции , монизм сознания; монизм материи |
2. Дуализм | мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал , борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности | Декарта, Спинозы, Кьеркегора,Платона, Гегеля | Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма. |
3. Плюрализм | признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. | Г. Лейбница | Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже — противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное. |
2. Методы познания, выделенные Ф. Бэконом
Метод | Суть | Гносеологическая позиция | Преиму- щества | Недос- татки |
1. «Путь муравья» | способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм | рационализм | они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны» | могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри. |
2. «Путь паука» | получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. | сенсуализм | используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность. | Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. |
3. «Путь пчелы» | идеальный способ познания | эмпиризм | философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. | НЕТ |
3. Субстанциональный анализ философских систем Нового времени
Философская система | Субстанция | Основные характеристики | Представители |
1. Механистический материализм | Механистический материализм пытается все явления природы объяснить при помощи законов механики и свести все качественно разнообразные процессы и явления природы к механическим. | Механистический материализм отрицает внутренние источники движения предметов, их качественное изменение, скачкообразность развития, развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. | Роббс, Декарт, Спиноза |
2. Пантеизм | религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с миром и рассматривающее природу как воплощение Божества. | Человек, по пантеистическому учению, является частицей божества, лишь на миг земной жизни осознающий себя, чтобы затем навсегда раствориться в бесконечном океане Духа. | Джон Толанд, ДжорданоБруно |
3. Объективный идеализм | Признавая первичность духа и вторичность, производность материи. | Рассматривая понятие как нечто первичное па отношению к материальным предметам, | Шопенгауэр, Э. Гартман |
4. Субъективный идеализм | философское направление, представители к-рого отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта. | считает совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта, или, как минимум, полагает, что последние являются неотъемлемой существенной частью мира. | Беркли, Фихте, Юм |
Вопросы для самопроверки.
• Какой смысл вкладывал Дж. Локк в понятие «чистая доска».