Анаксимандр-первоначалом всего сущего считал «апейрон»
3. Анаксимен-первопричиной всего сущего считал воздух
• Сущность диалектического понимания мира у Гераклита.
ответ:
Общий закон природы осуществляется посредством своей противоположности – уникального и случайного, как бросок игральных костей в пессейе, стечения событий.
• Какой смысл Платон вкладывал в понятие «эйдосы».
ответ:
Эйдос понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, то есть имманентный способ бытия вещи. Кроме того, эйдос теперь обретает онтологически самостоятельный статус, формируя трансцендентный мир идей как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей.
• Охарактеризуйте философскую школу Пифагора, платоновскую академию, ликей Аристотеля.
ответ:
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА-Всё учение Пифагора было основано на цифрах, геометрии. Всё бытие он объяснял точными наукам. Математические объекты - сущность мира.
ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ-Идея - центральная категория в философии Платона. В отличие от Пифагора Платно различал мир совсем иначе, как видимый мир предметов и невидимый мир идей. Весь мир существовал не только в реальности но и в разуме.
ЛИКЕЙ АРИСТОТЕЛЯ-Аристотель поставил вопрос так, что материя не может возникнуть из ничего, необходим перводвигатель, этим перводвигателем он считал бога.
• Первооснова всего сущего в философии Платона
.ответ:
За первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание.
• В чем причина безразличия к благам у киников?
ответ:
Сторонники этой философии считали, что боги дали людям все необходимое, обеспечив им легкую и счастливую жизнь, но люди утратили меру в потребностях и в погоне за ними обретают лишь несчастья. Богатство, к которому стремятся люди, расценивается киниками как источник человеческих бед, оно же рассматривается как источник тирании.
• Как вы понимаете утверждение Эпикура, что начало и корень всякого блага – удовольствие?
ответ:
Потому что с удовольсвие является началом счастья.
• «Платон мне друг, но истина дороже». В чем Аристотель был не согласен с Платоном?
ответ:
Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств.
• Что характеризует линию Аристотеля в философии?
ответ:
Аристотель не только подвел итог развитию античной мысли, но и создал дифференцированную систему знаний и сам стиль научного мышления. Фактически Аристотель разработал понятийный аппарат, которым философия пользовалась на всем протяжении своей истории до настоящего времени. Широчайший охват всех областей знания, присущий творчеству Аристотеля, не мог не привести к противоречивости его философского учения. Это породило многообразие интерпретаций его философии, основанное на выделении той или иной стороны его учения 1.
• Что есть истинное добро по Сократу?
ответ:
Основа добродетели по Сократу – знания, т. е. человек совершает неблагие деяния, т. к. не знает о том, что они неблагие.
• Кто такие софисты?
ответ:
Софисты-термин, которым в древнегреческой литературе обозначали:
Умных, изобретательных, искусных, знающих людей, иногда людей специальной профессии; в узком смысле — учителей мудрости и красноречия, философов 2-й половины V — 1-й половины IV вв. до н. э., которые впервые в Греции стали преподавать своё искусство за деньги.
Практическая работа № 2. Семинар на тему «Философия Средних веков и эпохи Возрождения»
Цель:
Вопросы для обсуждения:
• Философия христианства.
• Учение о человеке в христианстве. Христианская мораль.
• Средневековая философия. Основные идеи (номинализм и реализм).
• Тертуллиан.
• Ибн-Сина (Авиценна).
• Основные черты философии эпохи Возрождения.
• Философские взгляды Николая Кузанского и Джордано Бруно.
Термины
Бог, богочеловек, вера, грех, ересь, еретик, исповедь, номинализм, пантеизм, патристика, схоластика, теология, универсалии, «бритва Оккама», креационизм, теоцентризм, теодицея, провиденциализм, реалисты, откровение, мистика.
Гуманизм, возрождение, ренессанс, пантеизм, скептицизм, неоплатонизм, натурализм, гелиоцентризм, индивидуализм, антропоцентризм, «интеллектуальная интуиция», «ученое незнание», утопия.
Задания для проверки уровня компетенций
1.
А) «Верую, чтобы понимать»; Б) «Понимаю, чтобы верить»; В) «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь»; Г) «Верую, ибо абсурдно». | 1) Абеляр; 2)Ансельм Кентерберийский; 3) Тертуллиан; 4) Августин. |
· Соотнесите суждения и их авторов.
ответ:А) 4, Б)1 , В) 2 , Г) 3.
· Что такое разум? Что такое вера?
ответ: