Ответ: Высвождением человека из плена его предрассудков, фанатичной веры в высшие силы , привить веру в силу разума и знаний
· Чем от нее отличаются платоновские размышления?
ответ: Платон считал видимый мир лишь блёклой тенью "мира идей
2. «Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре» (Сократ)
· В чем глубинный смысл приведенного высказывания?
Ответ: Достойно умереть не менее важно, чем достойно прожить
· Как оно связано с судьбой философа?
Ответ: Сократ сам принял яд и умер
· Как вы оцениваете поступок Сократа – его смерть?
Ответ: Для философа нет лучшей смерти, чем умереть за свои убеждения
3. Эпикурписал: «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждение распутства или чувственности, как полагают те, кто не знает, не разделяет или плохо понимает наше учение, - нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятения души. Ибо не бесконечные попойки и праздники делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и изгоняющее сомнения, поселяющее тревогу в душе».
· Определите этическую позицию философа.
Ответ: Ценно лишь то удовольствие, которое устраняет страдание
· Как он понимает наслаждение?
ответ: Различал два вида наслаждения: «статическое», или наслаждение «в покое», и «кинетическое», или наслаждение «в движении».
· В чем Эпикур видит назначение философии?
Ответ: Эпикур понимал как деятельность, дающую людям с помощью размышлений, лишенную страданий, счастливую жизнь.
4. Давид Анахт (475 – первая пол. VI в.), подводя некоторый итог, писал: «Имеется шесть определений философии. Первое – философия есть наука о сущем как таковом. Второе – философия есть наука о божественных и человеческих делах. Третье – философия есть забота о смерти. Четвертое – философия есть уподобление Богу в меру человеческих возможностей. Пятое – философия есть искусство искусств и наука наук. Шестое – философия есть любовь к мудрости …». И далее: «… философия не является чем-то бесполезным …Философия существует для того, чтобы облагородить и украсить человеческую душу и перевести ее из материальной и окутанной туманом жизни к божественной и нематериальной».
· Поразмышляйте над словами автора и выскажите свое суждение о философии и ее предназначении.
Ответ: Философия как образ жизни, школа мысли. — Способность и ответственность суждения.
• Прокомментируйте высказывание Цицерона «Философия начинается с Фалеса. Он был первым».
Ответ: Фалес один из ранних философов, считается основоположником европейской философии.
6. Прочтите фрагмент произведения Парменида «О природе вещей»:
"Один только путь остается,
"Есть" гласящий; на нем — примет очень много различных,
Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже,
Целым, единородным, бездрожным и совершенным.
И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу
"Есть" одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.
Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю
Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо
Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила
Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?
Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.
Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,
Кроме него самого, возникать ничему…
Как может "быть потом" то, что есть,
Как могло бы "быть в прошлом"?
"Было" — значит, не есть, не есть, если "некогда будет…
И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:
Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…
а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду.
ответ:
Бытие не возникло.
2) бытие не подвержено гибели;
Бытие целокупно.
4) бытие единородно, что надо понимать в смысле его единственности;
5) бытие неподвижно;
Бытие закончено или совершенно.
б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно "было" или "будет"?
ответ:
У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара
в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы.
ответ:
Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий.
Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет.
Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей.
Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет.
Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.
В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого.