Ответ: Высвождением человека из плена его предрассудков, фанатичной веры в высшие силы , привить веру в силу разума и знаний

· Чем от нее отличаются платоновские размышления?

ответ: Платон считал видимый мир лишь блёклой тенью "мира идей

2. «Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре» (Сократ)

· В чем глубинный смысл приведенного высказывания?

Ответ: Достойно умереть не менее важно, чем достойно прожить

· Как оно связано с судьбой философа?

Ответ: Сократ сам принял яд и умер

· Как вы оцениваете поступок Сократа – его смерть?

Ответ: Для философа нет лучшей смерти, чем умереть за свои убеждения

3. Эпикурписал: «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждение распутства или чувственности, как полагают те, кто не знает, не разделяет или плохо понимает наше учение, - нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятения души. Ибо не бесконечные попойки и праздники делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и изгоняющее сомнения, поселяющее тревогу в душе».

· Определите этическую позицию философа.

Ответ: Ценно лишь то удовольствие, которое устраняет страдание

· Как он понимает наслаждение?

ответ: Раз­ли­чал два вида насла­жде­ния: «ста­ти­че­ское», или насла­жде­ние «в покое», и «кине­ти­че­ское», или насла­жде­ние «в дви­же­нии».

· В чем Эпикур видит назначение философии?

Ответ: Эпикур понимал как деятельность, дающую людям с помощью размышлений, лишенную страданий, счастливую жизнь.

4. Давид Анахт (475 – первая пол. VI в.), подводя некоторый итог, писал: «Имеется шесть определений философии. Первое – философия есть наука о сущем как таковом. Второе – философия есть наука о божественных и человеческих делах. Третье – философия есть забота о смерти. Четвертое – философия есть уподобление Богу в меру человеческих возможностей. Пятое – философия есть искусство искусств и наука наук. Шестое – философия есть любовь к мудрости …». И далее: «… философия не является чем-то бесполезным …Философия существует для того, чтобы облагородить и украсить человеческую душу и перевести ее из материальной и окутанной туманом жизни к божественной и нематериальной».

· Поразмышляйте над словами автора и выскажите свое суждение о философии и ее предназначении.

Ответ: Философия как образ жизни, школа мысли. — Способность и ответственность суждения.

• Прокомментируйте высказывание Цицерона «Философия начинается с Фалеса. Он был первым».

Ответ: Фалес один из ранних философов, считается основоположником европейской философии.

6. Прочтите фрагмент произведения Парменида «О природе вещей»:

"Один только путь остается,

"Есть" гласящий; на нем — примет очень много различных,

Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже,

Целым, единородным, бездрожным и совершенным.

И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу

"Есть" одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.

Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю

Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо

Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила

Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?

Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.

Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,

Кроме него самого, возникать ничему…

Как может "быть потом" то, что есть,

Как могло бы "быть в прошлом"?

"Было" — значит, не есть, не есть, если "некогда будет…

И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:

Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…

а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду.

ответ:

Бытие не возникло.

2) бытие не подвержено гибели;

Бытие целокупно.

4) бытие единородно, что надо понимать в смысле его единственности;

5) бытие неподвижно;

Бытие закончено или совершенно.

б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно "было" или "будет"?

ответ:

У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара

в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы.

ответ:

Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий.

Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет.

Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей.

Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет.

Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.

В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого.

Наши рекомендации