Практическая работа № 1. Семинар на тему «Античная философия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


по выполнению практических работ

по дисциплине
«Основы философии»

специальность 15.02.08 Технология машиностроения

• ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Основы философии» составлены в соответствии с рабочей программой и с учетом требований ФГОС СПО. Предназначены для организации работы студентов очной формы обучения по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения».

Методические указания призваны решить следующие задачи:

- ознакомить с содержанием практических работ;

- дать рекомендации по выполнению практических работ;

- представить перечень практических заданий;

- дать информацию о литературе и иных источниках, способствующих выполнению практических работ.

В соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Основы философии», на выполнение практических работ предусмотрено 4 часа. Учитывая философско-гуманистический характер изучаемой учебной дисциплины, практические работы проводятся в форме семинаров.

Цель семинарских занятий — формировать научное мировоззрение и диалектическую культуру творческого мышления студентов, развивать критичность самосознания, вырабатывать умение аргументировано вести дискуссию, прививать навыки устного выступления, применять общие философские принципы к анализу общественных явлений. Семинарские занятия проводятся в формах:

• диспута и коллоквиума,

• творческой дискуссии с использованием индивидуальных заданий,

• конференции

Поскольку в образовательном процессе развиваются не только познавательные способности, но и формируются устойчивая учебно- профессиональная мотивация, социальные и профессионально-значимые качества, то построение семинарского занятия осуществляется с учетом следующих требований:

• диалогичность;

• предоставление студенту необходимого пространства, свободы для выбора и принятия самостоятельных решений;

• деятельностно - творческий характер обучения;

• направленность на поддержку индивидуального развития, субъективных знаний и опыта обучающихся.

• ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ пп Номер практической работы Тема практической работы Количество часов
Практическая работа 1 Античная философия
Практическая работа 2 Философия Средних веков и эпохи Возрождения
Практическая работа 3 Философия Нового времени
Практическая работа 4 Философия ХХ века
ИТОГО


• СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Каждая практическая работа состоит из разделов:

• Цель

• Вопросы для обсуждения

• Термины

• Задания для проверки уровня компетенций

• Вопросы для самоконтроля

• СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическая работа № 1. Семинар на тему «Античная философия»

Цель:

Вопросы для обсуждения:

• Особенности Античной философии и культуры.

• Милетская школа философии.

• Гераклит и его диалектика.

• Атомистическая теория Демокрита.

• Этнический рационализм Сократа.

• Философия Платона.

• Философия Аристотеля.

• Эпикур и его этика.

• Единство человека и космоса в античности.

Термины

Апейрон, киники, космос, метафизика, скептицизм, стоицизм, субстанция, эйдос, эпикурейство, атараксия, гедонизм, экстаз, майевтика, форма, эвдемония, энтелехия

Задания для проверки уровня компетенций

1. «Ныне не стрелами яркого дня и не солнца лучами

Надо рассеивать ужасы и помрачения духа,

Но изученьем и толкованьем законов природы…» (Лукреций Кар)

· Какую мировоззренческую установку своего времени выразил поэт?

ответ: Материализм.

· Кто ее автор?

ответ:Лукреций Кар

· Как эта установка меняется в философии Сократа?

Ответ: Высвождением человека из плена его предрассудков, фанатичной веры в высшие силы , привить веру в силу разума и знаний

· Чем от нее отличаются платоновские размышления?

ответ: Платон считал видимый мир лишь блёклой тенью "мира идей

2. «Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре» (Сократ)

· В чем глубинный смысл приведенного высказывания?

Ответ: Достойно умереть не менее важно, чем достойно прожить

· Как оно связано с судьбой философа?

Ответ: Сократ сам принял яд и умер

· Как вы оцениваете поступок Сократа – его смерть?

Ответ: Философия как образ жизни, школа мысли. — Способность и ответственность суждения.

• Прокомментируйте высказывание Цицерона «Философия начинается с Фалеса. Он был первым».

Бытие не возникло.

2) бытие не подвержено гибели;

Бытие целокупно.

4) бытие единородно, что надо понимать в смысле его единственности;

5) бытие неподвижно;

Заполните таблицы

1. Античная философия: ее периодизация, представители

Этап развития Основной представитель Направленность размышлений
Досократический Гераклит,Эмпедокл,Анаксагор,Фалес, Анаксимен,Анаксимандр,Эмпедокл, Демокрит,Гомер Первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода – преимущественно исследователи природы, астрономы, математики.
Классический Сократ,Платон,Аристотель,Платон Период досократиков сменяет софистика.Проблемам добра и зла, этики поведения человека.
Эклектизм рубежа тысячелетий Потамон,Диоген Лаэртский Эклектическое
Эллинистический Эпикур,Пиррон,Энесидем,Агриппа В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека.
Неоплатонизм Плотин, Порфирий,Олимпиодор, Иоанн, Филопон, Симпликий, Элий, Давид Для периода в целом характерен интерес к мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм), различным синкретическим религиозно-философским текстам и учениям .


2. Классический период античной философии

Представитель Произведение Главные темы, основные понятия
Горгий «О не-сущем, или О природе» Горгий последовательно приводит три тезиса:Первый: ничего не существует; второй: если что-то и существует, его нельзя познать; третий: если это и можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому.

3. Философия античности как обоснование особого образа жизни

Философская школа Наиболее яркие представители Характерные идеи, принципы и нормы поведения Идеал личности
1. Кинизм Диоген Синопский, Антисфеном ,Кратет из Фив, Керекид из Мегалополя, Дион Хрисостом Характерно неприятие ценностей рабовладельческого общества, его законов, обычаев, традиций и морали. Для киника теория и практика философствования максимально сближены. Идеалы внутренней свободы,презрения к богатству, опрощения и бедности, равноправия, космополитизма и другие.
2. Этический рационализм Сократ,Платон Поиск знания о добром и справедливом . Если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно Навственное зло идет от незнания, значит, знание — источник нравственного совершенства.
3. Эпикуреизм Метродор,Эпикур,Колот из Лампсака,Аполлодор Эпикурейский Руководствоваться лишь естественными желаниями и избегать желаний противоестественных Идеала мудреца, который достиг безмятежного и невозмутимого состояния
4. Стоицизм Зенон Китийский , Панеций,Посидоний Стоики учили умеренности, терпению, мужественному перенесению ударов судьбы.Они выделили всего четыре категории: субстанция, качество, состояние и отношение. Стремление к совершенству лежит на путях познания мира и упражнения в добродетельном поведении.

Вопросы для самопроверки.

• Охарактеризуйте основные периоды в развитии античной философии (натурфилософский, гуманистический, классический, эллинистический)

ответ:

Эллинистическая эпоха сопровождалась переходом центра античной философии из Греции в Рим. Соперничали разные школы: стоики, скептики, школа Эпикура. В центре обсуждений было счастье, его смысл и суть.

ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ-Идея - центральная категория в философии Платона. В отличие от Пифагора Платно различал мир совсем иначе, как видимый мир предметов и невидимый мир идей. Весь мир существовал не только в реальности но и в разуме.

Сторонники этой философии считали, что боги дали людям все необходимое, обеспечив им легкую и счастливую жизнь, но люди утратили меру в потребностях и в погоне за ними обретают лишь несчастья. Богатство, к которому стремятся люди, расценивается киниками как источник человеческих бед, оно же рассматривается как источник тирании.

• Как вы понимаете утверждение Эпикура, что начало и корень всякого блага – удовольствие?

ответ:

Аристотель не только подвел итог развитию античной мысли, но и создал дифференцированную систему знаний и сам стиль научного мышления. Фактически Аристотель разработал понятийный аппарат, которым философия пользовалась на всем протяжении своей истории до настоящего времени. Широчайший охват всех областей знания, присущий творчеству Аристотеля, не мог не привести к противоречивости его философского учения. Это породило многообразие интерпретаций его философии, основанное на выделении той или иной стороны его учения 1.

• Что есть истинное добро по Сократу?

ответ:

Умных, изобретательных, искусных, знающих людей, иногда людей специальной профессии; в узком смысле — учителей мудрости и красноречия, философов 2-й половины V — 1-й половины IV вв. до н. э., которые впервые в Греции стали преподавать своё искусство за деньги.

Термины

Бог, богочеловек, вера, грех, ересь, еретик, исповедь, номинализм, пантеизм, патристика, схоластика, теология, универсалии, «бритва Оккама», креационизм, теоцентризм, теодицея, провиденциализм, реалисты, откровение, мистика.

Гуманизм, возрождение, ренессанс, пантеизм, скептицизм, неоплатонизм, натурализм, гелиоцентризм, индивидуализм, антропоцентризм, «интеллектуальная интуиция», «ученое незнание», утопия.

Задания для проверки уровня компетенций

1.

А) «Верую, чтобы понимать»; Б) «Понимаю, чтобы верить»; В) «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь»; Г) «Верую, ибо абсурдно».   1) Абеляр; 2)Ансельм Кентерберийский; 3) Тертуллиан; 4) Августин.

· Соотнесите суждения и их авторов.

ответ:А) 4, Б)1 , В) 2 , Г) 3.

· Что такое разум? Что такое вера?

ответ:

Ответ: Теоцентризм

· Каким по своей сути является это учение об обществе?

Ответ: Стремление к счастью

3. Научный метод опирается на опыт, в мистике «истина открывается» в состоянии экстаза. Каковы особенности схоластики как метода философствования?

Ответ: Вся Августиновский метафизика основывается на существовании внутреннего опыта.Ибо если человеку присуще общее понимание Божественного существа, то она может приобрести это только по аналогии с человеческим самопознанием, а эта аналогия приводит разделение

· Ответьте на вопрос, в чем отличие подходов к человеку у Августина и Сократа?

Беркли

2. Идеализм.Ничего не сушествует для нас ,пока мы об этом не думаем.Первичность мысли и предмета.

7. Сравните следующие высказывания. Принадлежат ли они одному философскому направлению?

а) "Бог заключает в себе всё, в том смысле, что всё в нём: он является развитием всего в том, что сам он — во всём".

б) "Вселенная есть целиком центр или, что центр Вселенной повсюду и что окружность не имеется ни в какой части, поскольку она отличается от центра, или же что окружность повсюду, но центр нигде не находится, поскольку он от неё отличен… не напрасно сказано, что Зевс наполняет все вещи, обитает во всех частях Вселенной, является центром того, что обладает бытием".

Ответ: нет

8. Определите, в чем состоит принцип "ученого незнания", изложенный ниже.

"Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не станет равным кругу даже в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу".

"Итак, сущность вещей, которая есть истина бытия, недостижима в своей чистоте. Все философы искали эту истину, но никто ее не нашел, какая она есть, и, чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы подойдем к самой истине".

а) Кто был автором данного принципа?

Ответ: Кузанский Н.

б) Достижима ли истина в соответствии с принципом "ученого незнания"?

Ответ: нет

в) О каком виде истины идет речь в данном отрывке?

Ответ: 4

Заполните таблицы

1. Основные этапы средневековой философии

Этап   Представители Основные задачи Преобладающий метод философствования
1.Апологетика   2.Патристика   3.Схоластика 1.Тертуллиан, Ориген.   2.Августин Аврелий, Иоанн Златоуст.   3.Фома Аквинский. 1. Основная задача - обоснование возможности построения целостного мировоззрения на основании текста Святого Писания.   2.Основная задача - обновление христианской догматики, общественного порядка и роли церкви в обществе.   3.Основная задача - истолкование и формальное обоснование религиозных догматов. 1.Обоснование не на основании авторитета Священного Писания и Предания, а главным образом, с позиции интеллектуальных, моральных, культурных и других общепризнанных норм и критериев.   2.Учение «отцов церкви», т. е. духовных наставников, которые характеризуются святостью жизни, высоким авторитетом   3.Характеризующийся принципиальным подчинением примату теологического вероучения, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к логической проблематике

2. Философское и религиозное мироуяснения (на примере античной и средневековой философии)

Тип мировоззрения Общее Отличие
Содержание Цели Средства Методы
1. Философское 2. Религиозное 1.Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое.   2.Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. 1.От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно. 2.Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. 1. Познать себя 2. Есть ли Бог 1.Логику и доказательность 2.Догматизм и заповеди 1.Расуждения и приведение доказательств 2,Вера в лучшие

3. Проблема человека в эллинистической и средневековой философии

Философия Философы Сущностные характеристики человека Идеал личности
1.Эллинистическая   2. Христианская 1.Эпикур,Пиррон, Энесидем,Агриппа   2.Верховской, Сергей Сергеевич;Гленвилл, Джозеф;Ермий Философ 1. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека.   2.Первоначально христианство формируется как движение недовольных жизнью бедных слоев населения, вольноотпущенников и рабов. Оно выражало протест угнетенных и давало им утешение и надежду на лучшее будущее в посмертной жизни. 1.человек всегда должен сохранять невозмутимое спокойствие и стремиться к счастью.   2.Человек стремится избежать греха и спастись, но не может сделать это без помощи Бога. Средством спасения является любовь к Богу, но любовь, выражающаяся в служении ему и ближним.

Вопросы для самопроверки.

• Что значит исповедь для человека средневековья?

Ответ: Реализм

• Как меняется философская картина мира в средние века?

Ответ: Откровении.

• Что вкладывается в понятие «бритва Оккама»?

Термины

Дедукция, индукция, дуализм, эмпиризм, рационализм, «идолы познания», просвещение, сенсуализм, монады, метафизика, дедукция, «врожденные идеи», деизм, атеизм, монизм, дуализм, субстанция, модус, механистический детерминизм, монада, монадология, интуиция, картезианское мышление, фатализм, «естественное право», «общественный договор».

Задания для проверки уровня компетенций

1. К. А. Гельвеций сравнивал процесс познания с судом, где пять органов чувств это пять свидетелей, которые только и могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражая, заявили, что Гельвеций забыл судью.

· Что имели в виду оппоненты Гельвеция под судьей?

Ответ: сознание

· Как можно охарактеризовать гносеологическую позицию философа?

Ответ: в физиологичности

· В чем ее ограниченность?

Ответ: Рационалисты считали основным методом познания логическую дедукцию - вывод из общих идей разума более конкретного знания. В этом они ориентировались на методы математики, пытались построить и в других науках такие же строгие дедуктивные системы. Эмпирики подчеркивали роль наблюдений, фактов и их обобщения с помощью индукции. Индуктивный метод предполагает сначала сбор многих фактов, наблюдений, а затем их обобщение с целью обнаружения общих свойств и устойчивых взаимосвязей, которые выражаются в виде законов.

3. «Человек – машина», - утверждал в одноименном произведении Ламетри. «Человек – не машина», возражал ему Дидро.

· Какие мировоззренческие установки относительно человека здесь заданы?

Ответ: Мы биосоциальные существа и неотделимы от своих эмоций и общества. Человек может достичь многого, благодаря своему интеллектуальному развитию, но на него всегда будет влиять социум и окружение. Поэтому, я думаю, что высшая ценность человека, это все же возможность чувствовать.

4. Французский философ Ларошфуко писал: «Миром правят судьба и прихоть».

Другой француз Ш. Монтескье утверждал: «Не Полтава погубила шведского короля Карла XII, он все равно бы погиб, если не в этом, то в другом месте. Случайности фортуны можно легко исправить, но нельзя отразить событий, постоянно порождаемых природой вещей».

· Сравните эти два подхода к истории и человеческим поступкам, выявите их специфику.

Ответ: Ларошфуко ,что главными мотивами любых человеческих поступков являются эгоизм, тщеславие, приоритет личных интересов над чужими. Монтескье , что необходимость в общих законах, для людей, живущих в обществе, обуславливает необходимость формирования государства.

· Как называется позиция Ларошфуко? Что имеет в виду Монтескье, говоря о «случайностях фортуны»?

ответ:

Конгруэнтным

Ответ: Свобода воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей . Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования.

· Что же, по-вашему «правит миром»?

Ответ: миром правит страх

5. Прокомментируйте слова Вольтера, который, говоря о смысле человеческой жизни, призывал каждого «возделывать свой сад», считая, что это спасает человека от «трех зол: скуки, порока и нужды».

Заполните таблицы

1 Анализ философских систем Нового времени

Философская система Сущность Представители Значение
1. Монизм в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьева, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции , монизм сознания; монизм материи
2. Дуализм мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал , борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности Декарта, Спинозы, Кьеркегора,Платона, Гегеля Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.
3. Плюрализм признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. Г. Лейбница Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже — противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное.

2. Методы познания, выделенные Ф. Бэконом

Метод Суть Гносеологическая позиция Преиму- щества Недос- татки
1. «Путь муравья» способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм рационализм они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны» могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
2. «Путь паука» получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. сенсуализм используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.   Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта.
3. «Путь пчелы» идеальный способ познания эмпиризм философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. НЕТ

3. Субстанциональный анализ философских систем Нового времени

Философская система Субстанция Основные характеристики Представители
1. Механистический материализм Механистический материализм пытается все явления природы объяснить при помощи законов механики и свести все качественно разнообразные процессы и явления природы к механическим. Механистический материализм отрицает внутренние источники движения предметов, их качественное изменение, скачкообразность развития, развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. Роббс, Декарт, Спиноза
2. Пантеизм религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с миром и рассматривающее природу как воплощение Божества. Человек, по пантеистическому учению, является частицей божества, лишь на миг земной жизни осознающий себя, чтобы затем навсегда раствориться в бесконечном океане Духа. Джон Толанд, ДжорданоБруно
3. Объективный идеализм Признавая первичность духа и вторичность, производность материи. Рассматривая понятие как нечто первичное па отношению к материальным предметам, Шопенгауэр, Э. Гартман
4. Субъективный идеализм философское направление, представители к-рого отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта. считает совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта, или, как минимум, полагает, что последние являются неотъемлемой существенной частью мира. Беркли, Фихте, Юм

Вопросы для самопроверки.

• Какой смысл вкладывал Дж. Локк в понятие «чистая доска».

Ответ: Джорджа Беркли

• Что означает фраза Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую?»

Термины

Экзистенция, понимание, бессознательное, феноменология, парадигма, воля к жизни, воля к власти, релятивизм, психоанализ, архетип, бессознательное, постмодерн, структурализм, коллективное бессознательное.

Задания для проверки уровня компетенций

1. К какого рода аргументации прибегает Шопенгауэр для объяснения материи и ее атрибутов: "Но время и пространство, каждое само по себе, могут быть созерцательно представляемы и без материи, материя же без них не представляема" (А. Шопенгауэр).

ответ: Уже форма, которая от нее неотделима, предполагает пространство; а действие материи, в котором состоит все ее бытие, всегда касается какого-нибудь изменения, т. е. определения во времени.Пространство и время предполагаются материей не только каждое само по себе, но соединение обоих составляет ее сущность, ибо последняя, как показано, состоит в действии, в причинности.

2. Прокомментируйте данное определение истины.

"То, что мы называем миром или реальностью, подразумевая под этим нечто внешнее, объективное, существующее независимо от нашего опыта или знания, на самом деле есть картина мира, или в терминах феноменализма, конструкция из данных опыта". Схему "мир — опыт — картина мира" следует заменить схемой "опыт — картина мира — мир" (Э. Гуссерль).

а) Как называется такая точка зрения?

б) Каковы корни этого взгляда?

ответ:

а)объективизмом

б)рационализм

3. Прочтите фрагмент и ответьте на вопросы. "Сознание человека имеет, по преимуществу, интеллектуальный характер, но оно также могло и должно было, по-видимому, быть интуитивным. Интуиция и интеллект представляют два противоположных направления работы сознания. Интуиция идет в направлении самой жизни, интеллект… — подчинен движению материи. Для совершенства человечества было бы необходимо, чтобы обе эти формы познавательной активности были едины…В действительности, … интуиция целиком пожертвована в пользу интеллекта… Сохранилась, правда, и интуиция, но смутная, мимолетная. Но философия должна овладеть этими мимолетными интуициями, поддержать их, потом расширить и согласовать их между собой,… ибо интуиция представляет самую сущность нашего духа, единство нашей духовной жизни".

а) В чем, по Бергсону, преимущество интуиции перед интеллектом?

б) Имеет ли место в реальном процессе познания противопоставление интуиции и интеллекта?

в) Как реально соотносятся в познании интуиция и интеллект? Сравните точку зрения Бергсона и диалектического материализма.

ответ:

а)Интуицию Бергсон понимает не как чувственную или интеллектуальную, а как созерцание, свободное от какой-либо практической заинтересованности.

б)нет

в)Функцию интеллекта традиционная философия нередко сводила к познанию. Бергсон же возражает против такого введения функций нашего ума, человеческого разума, интеллекта к чистому познанию. Труд интеллекта, разъясняет Бергсон во "Введении в метафизику", никогда не бывает бескорыстным: он нацелен на решение жизненных практических задач, проблем поведения, на удовлетворение многообразных человеческих интересов.

4. М. Хайдеггер, полемизируя с Марксом по вопросу сущности человека, пишет: «Маркс требует «познать и признать человечного человека». Он обнаруживает его в «обществе». Общественный человек есть для него естественный человек. Христианин усматривает человечность человека в свете его отношения к божеству. В плане истории спасения он — человек как дитя Божие, слышащее и воспринимающее зов Божий во Христе. Человек не от мира сего, поскольку мир, в теоретически-платоническом смысле, остается лишь эпизодическим преддверием к потустороннему».

а) За что экзистенциалист М. Хайдеггер критикует марксизм и христианство по вопросу сущности человека?

б) Каковой видит сущность человека сам Хайдеггер? Что больше всего привлекает его в человеке?

ответ:

а)Хайдеггер обижается на Маркса, что тот не верит поповским сказкам, а ориентируется исключительно на то, что доказано практикой!

А Хайдеггер ориентируется на поповские сказки, что человек имеет отношение к богу, что человек слышит зов божий, что человек попадёт в потусторонний мир...,

б)Я прошу пардону, но читать далее Хайдеггера, чтобы выяснить, что его привлекает в человеке - это шизофрения! Только шизики будут утверждать, что убийцы, педофилы, воры, путиноиды - дитяти божьи!

5. "Новалис говорит в одном фрагменте: "Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома…" Что это значит? Не только здесь и там, и не просто на каждом месте, на всех подряд, но быть дома повсюду значит: всегда и, главное, в целом. Это «в целом» и это целое мы называем миром. Мы существуем, и пока мы существуем, мы всегда ожидаем чего-то. Нас всегда зовет нечто, как целое. Это целое и есть мир…" (Хайдеггер М.).

а) Что есть, по Хайдеггеру, бытие?

б) Что является предметом философии: бытие само по себе как целостный мир или существование человека в мире?

в) Что означает для человека "быть повсюду дома"?

ответ:

а)Бытие у Хайдеггера — это существование вещей во времени, или экзистенция.

б)Существование человека в мире

в)Потребность не слепая и растерянная, но пробуждающаяся в нас и побуждающая именно к таким вопросам в их единстве, какие мы только что ставили: что такое мир, конечность, уединение? Каждый подобный вопрос нацелен на целое.

6. «В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие Бога, но не идею о том, что сущность предшествовала существованию… Если даже Бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек. Что это означает, «существование предшествует сущности?" Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире и только потом он определяется.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам».

а) Каков смысл экзистенциального принципа: существование человека предшествует его сущности?

б) В чем прав и в чем ошибается Сартр? Каково ваше мнение о выводе Сартра: человек делает себя сам?

ответ:

а)Свою сущность он обретает по ходу существования. Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни.

б)Абсолютная свобода «пожирает сама себя».Она ограничивает себя границами и одновременно разрушает их. Поэтому смерть - единственный выход, который может преодолеть указанную противоречие свободы. Ж.-П. Сартр в этом выводе, пожалуй, прав.Ошибается он в другом - в представлении о независимом (от вещей) бытия человека в мире. Такого бытия нет. Все в нашей жизни связано друг с другом. Люди на существует в окружении себе подобных существ, в географическом и социальном пространстве, ее окружают ее же история, традиции, культура.

7. "Человек — единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть. Проблема в том, чтобы знать, не может ли такой отказ привести лишь к уничтожению других и самого себя, должен ли всякий бунт завершиться оправданием всеобщего убийства или, напротив, не претендуя на невозможную безвинность, он поможет выявить суть рассудочной невинности…"

а) В какой мере в бунте отражается природа человеческого бытия?

б) В какой мере существование человека определяется его бунтом?

ответ:

а)В бунте отражается способность человека защищать свои интересы свободомыслящего человека.Бунт- это отметка на шкале от полной глупости до бесконечной мудрости.Однако ноль этой шкалы выше бунта, где-то на уровне эстетического творчества.

б)Мера дял бунта количесто глупости

8. «Свобода, «это страшное слово, начертанное на колеснице бурь, — вот принцип всех революций. Без нее справедливость представлялась бунтарям немыслимой. Однако приходит время, когда справедливость требует временного отказа от свободы. И тогда революция завершается большим или малым террором. Всякий бунт — это ностальгия по невинности и призыв к бытию. Но в один прекрасный день ностальгия вооружается и принимает на себя тотальную вину, то есть убийство и насилие».

Если считать, что бытие есть то, что было, есть и будет, то применимо ли к нему революционное насилие?

Ответ: нет

Тексты для анализа

Ответ: ДА

• Что является предметом философии: бытие само по себе как мир, целое или существование человека в мире?

Сущность и существование.

Ж.-П. Сартр(1905–1980) — французский писатель, философ-экзистенциалист.

Вопросы:

• Каков смысл выражения: «сущность предшествует существованию»?

Вопросы для самопроверки.

• Какой смысл вкладывал А. Шопенгауэр в понятие «мировая воля».

Ответ: Сверхчеловек — это человек, которому удалось преодолеть дробность своего существования, который вернул себе мир и поднял взор над его горизонтом. Сверхчеловек, по словам Ницше, смысл земли, в нём природа обретает своё онтологическое оправдание. В противоположность ему, последний человек представляет вырождение человеческого рода, живёт в полном забвении своей сущности, отдав её на откуп звериному пребыванию в комфортных условиях.

• Какое произведение Ф. Ницше произвело на вас наибольшее впечатление?

Ответ: Веселая наука

• В чем смысл термина «экзистенция» и его отличие от понятия «сущности».

Ответ: Центральная категория экзистенциальной философии , обозначающая прежде всего уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование.В отличие от сущности вещи , постигается мышлением, а не опытом.

• Как понимал свободу человеческого существования Ж. – П. Сартр?

Ответ: Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.

• Смысл современной интерпретации античного мифа о Сизифе в творчестве А. Камю.

ответ: У Сизифа, согласно Камю, уже нет никаких иллюзий. В трактовке Камю он вкатывает свой камень на гору в полном сознании бессмысленности этих действий. В свое время Ницше создал миф о пророке Заратустре, довольно вольно поступив с историческим материалом. Камю также наполняет известный античный миф новым содержанием, важным для человека XX века. Его Сизиф действует бесцельно, но он находит удовлетворение в осознании бесплодности своих усилий.

• Что собой представляет «первый» позитивизм, «второй» и «третий».

ответ:

Первый позитивизм

Именно Конт выдвинул идею об отрыве метафизики от науки. Также Конт считал, что единственным и<

Наши рекомендации