Сущность морали как социального регулятора.
Сущность – это главное и необходимое в изучаемом явлении, это его качественная определённость. Сущность – это, как правило, родовые качества. М. относится к роду соц. Регуляторов. Кроме М. в этот род входят политика, право, религия.
Признаки М.
регулятивность
социальность
историчность (развитие со временем)
соц. дифференцированность, неоднократность: каждый класс, каждая группа имеет свою М.
определённое место М. в системе соц. регуляции.
Этика не только формулирует цели морального регулирования, но и определяет способы достижения своих целей. Она выясняет как, какими способами согласуется личный и общественный интересы, на что опирается мораль, что вообще побуждает человека быть моральным. Прежде всего надо отметить, что мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти а на силу сознания, на убеждение. Более конкретно можно сказать, что мораль держится как бы на трех важнейших основаниях.
Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: «так принято» или «так не принято», «так все делают», «как люди, так и я», «так исстари велось», «наши отцы и деды так поступали и мы будем так же». Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, «что такое хорошо и «что такое плохо».
Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.
Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть. О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ее история. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят об очень плохом, аморальном человеке: «Ни стыда, ни совести». Значит, общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека моралью не проймешь, приходится применять более жесткие средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. («Кого честь не берет, того палка проймет», — говорит одна из пословиц).
Указанные три обоснования морали неодинаковы по своим размерам, силе и значению. Для морали, опирающейся на привычки, традиции и силу общественного мнения, особое значение имеет сознательность личности, добровольность ее нравственного поведения.
Таким образом, мораль является одним из важнейших социальных регуляторов. Она включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения человеческой личности.
Специфика морали.
Специфика – это особенное, единичное, уникальное, отличающее данное явление от родственных ему явлений.
Объектная специфика морали.
Историческая долговечность морали. Мораль возникает раньше других видов соц.регуляции и за моральной регуляцией будущее.
Всеобъемлимость М. – её универсальная включённость во все сферы деятельности и отношений ( отношение к себе, к другому, к другим, к обществу, к природе, к космосу, к прошлому, к настоящему, к будущему).
Неинституциональность М. – у М. Нет специфич.соц.институтов, которые бы выполняли её функции.
М. – только опирается на силу общественного мнения.
Субъективная специфика М.:
Моральная сознательность – это правильное осознание и правильное выполнение в деятельности моральных требований и моральных ценностей. Сознательность – это качество наших поступков, а не нашего сознания.
Добровольность.
Воля сама по себе не добра и не зла.
Воля – это активность сознания, направленная на его реализацию в деятельности.
Воля бывает: спокойной/напряжённой, сильной/слабой, здоровая/больная (абулея –патологическое безволие). Воля становится злой при одном условии – злая цель поступка. Для доброй воли необходимо 3 условия:
*добрая, благая цель
*добрые, благие средства.
*свобода воли, как отсутствие всякого принуждения. Внешнее принуждение – от других; внутреннее – самопринуждение. Добровольность исключает сапринуждение.
Два качества, в которых нет сапринуждения:
* Моральная привычка, как автоматизм следования долгу.
*Моральная потребность – такое качество, когда человек поступает морально не по долгу, не по обязанности. Это для него органическая необходимость. Моральная привычка нередко приводит к моральной ответственности.
Специфический моральный мотив.
Это объяснительный принцип деятельности, отвечающий на вопрос, почему человек поступает так или иначе. Это неявная, но отдалённая во времени цель наших действий.
Моральные поступки совершаются ради: добра, справедливости, чести, достоинства, спокойной совести, любви, счастья.
На фоне многообразия моральных мотивов выделяется моральный интегральный мотив – бескорыстие.
Бескорыстие – Это:
1. отсутствие мотива выгоды.
Выгода – это лишь разновидность пользы, получаемая одним субъектом при условии причинения вреда, ущерба пользе другому.
2. отсутствие мотива благодарности за добрые дела. Ожидать благодарности за добрые дела не следует, но воспитывать культуру благодарности в себе и в других необходимо, т.к. культура взаимного добра.
Приоритет общественного над личным.
Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.
Трудности изучения морали обусловлены тем, что они связаны с очень «тонкими» психологическими и социальными механизмами. Мораль возникает там, где даны психические отношения между людьми. Но эти отношения сформированы на социальном уровне, там, где психические переживания связаны с представления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести, счастье и т. п. Естественно, что у животных таких представлений в ясно выраженной форме нет и быть не может, ибо моральные отношения — это психические отношения более высокого социального уровня, присущие только человеку.
Сложности возникают и тогда, когда мы стремимся локализовать мораль, выделить ее из других связей и отношений. Сделать это не удается. Дело в том, что мораль обладает всепроникающей способностью, а не локализована в какой-то одной области: науке, политике, производстве, семье и т. д. Одно и то же действие может оказаться моральным, аморальным, внеморальным — все зависит от того, выражает ли оно отношение человека к действующей в обществе системе ценностей. Прыжок в воду купальщика ни морален, ни аморален. Но подобный же прыжок, совершенный человек для спасения утопающего, уже моральный поступок, ибо он отражает отношение человека к ценности другой человеческой жизни. Лишать человека жизни вряд ли морально, но если это происходит при выполнении задач вооруженной защиты Отечества, на поле боя, это во все времена признавалось и моральным, и достойным деянием.
Как особая форма общественного сознания мораль обладает целостностью, устойчивостью, качественным своеобразием. Ее центральными проблемами являются нормы поведения человека, оценочно-императивный способ познания мира с точки зрения добра и зла. Другие задачи стоят перед наукой. Для нее главное — истина, знания, в которых нет пристрастных, зависящих от человека компонентов. Познание объективной истины, служение истине, выявление ее рационального содержания присущи науке. Существенно отлична мораль и от искусства, для которого главным является красота, воплощенная в художественном образе.
Функции морали.
Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций: регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.
Регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом.
Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека.
Познавательная. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность - человекомерность. Мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.
Воспитательная. Мораль делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и "высшими" соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться.
Для успешного функционирования и развития морали важно свободное, неущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.