Развитие этической мысли Нового времени. Теория утилитаризма Д. Милля
Английский философ Джон Стюарт Милль (1806 - 1873) развил и методологически обосновал этическую теорию утилитаризма. Утилитаризм (от лат. utilitas -польза) - убеждение, что в основе морали лежит стремление к общему благу, пользе - "наибольшее счастье наибольшей числа людей" (Д. Милль).
Милль систематизировал свои этические взгляды в трудах "Утилитаризм", "Основы политэкономии" и др. Он развивал идеи своего учителя
Бентама (1748 - 1832) - основателя утилитаристской этической доктрины.
Милль утверждал, что:
• все люди стремятся к удовлетворению своих потребностей и желаний;
• счастье человека заключается в непрерывном удовольствии и отсутствии страданий.
Критерием моральной оценки удовольствия, выгоды (а также всех явлений жизни) в утилитаризме является соответствие высшей цели -общему счастью. Благо заключается не в удовлетворении личных интересов.
Основой морали Д. Милль считал принцип пользы: "...Такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и возможно богатое наслаждение" (Д. Милль).
Принцип пользы императивен, является обязанностью людей. Польза заключается в общем счастье. Задача человека - способствовать счастью других людей. В первую очередь люди должны стремиться к уменьшению и устранению несчастья. Милль считал, что счастью препятствуют:
• себялюбие, эгоизм и пессимизм людей (люди не приемлют ничего, кроме удовольствий и развлечений, потому разочарованы реальной жизнью);
• недостаточное умственное развитие людей, препятствующее пониманию истинного счастья (это не только экстаз, но и покой удовлетворения);
• произвол государства мешает человеку пользоваться источниками счастья.
Милль полагал, что прогресс общества, развитие наук помогут справиться с этими препятствиями.
Оценивая некоторые добродетели в рамках своей концепции, философ делает следующие заключения:
• если "жертва личным счастьем может быть полезна для счастья других", значит, жизнь людей несовершенна;
• самопожертвование не является самоцелью;
• аскетизм имеет смысл, только если приносит благо людям;
• общее благо связано с "золотым правилом морали" и с христианской заповедью любви.
Милль выделял два вида нравственных санкций (строжайших постановлений, мер воздействия), побуждающих людей к совершению поступков:
• внутренние: совесть - бескорыстное чувство, обусловленное моральным долгом;
• внешние: любовь к Богу, боязнь гнева Божьего или немилости людей.
Нравственные чувства естественны и органичны, они являются благоприобретенными, развиваются под влиянием внешних санкций и впечатлений.
Милль утверждал, что добродетель не самоценна, а является средством достижения счастья. Человек, ориентируясь на общее благо, должен достичь хотя бы своего частного блага. В процессе достижения он должен руководствоваться совестью.
Милль выделял в главном моральном принципе нижние уровни нравственности (второстепенные принципы). Они:
• значимы и обязательны, как и главный принцип;
• ими руководствуются люди в конкретных поступках (заповеди Декалога и т. п.).
Счастье в представлении утилитаристов - удовольствия, отсутствие страданий. Приоритетными являются возвышенные удовольствия, а чувственные удовольствия второстепенны.
Человек может получать удовольствие от того, что делает добро. Если человек вершит добро не ради удовольствия, значит, цель его действия
- благо других.
Имея право морального выбора, человек выбирает возвышенные удовольствия, отвечающие его чувству достоинства (это чувство - одно из условий счастья человека).
Д. Милль интерпретировал категорический императив Канта следующим образом: "...Мы должны руководствоваться в... поступках таким правилом, которое могут признать все разумные существа с пользой для их коллективного интереса".
Милль признавал, что "...большая часть хороших поступков совершается не из стремления к всеобщей пользе, а из стремления к индивидуальным пользам, из которых и слагается всеобщее благо". (Общее благо
- это сумма частных благ.)
Справедливость задается понятием права. Основные требования справедливости:
• "не вреди";
• благодарность ("добром за добро");
• возмездие;
• беспристрастность (благодарность или возмездие по заслугам, не взирая на лица).
Производя моральную оценку поступка, по мнению Милля, следует исходить из тех же требований. Оценка должна быть беспристрастной:
одинаковые поступки
Гегель
Принцип историзма, последовательно проводимый Г.В.Ф.Гегелем (1770-1831), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социально "озабоченной" теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, a на установление ее значения в системе общественных отношений. В соответствии с этим, в философии абсолютного идеализма Гегеля этика занимает достаточно скромное место. Этические воззрения немецкого философа наиболее полно и систематизировано изложены в его трудах "Философия права", "Феноменология духа".
Принципиальным для Гегеля было различение понятий "мораль" и "нравственность", которое зафиксировало создавшуюся в европейской этической рефлексии ситуацию противостояния двух подходов к морали: мораль как область духа, представленная исключительно личностными смыслами; мораль как сфера социально детерминированного поведения. Подчеркнув своеобразие личностного и социального бытия морали, Гегель попытался синтезировать обе традиции.
Нужно заметить, что этика Гегеля явилась результатом сложной творческой эволюции, в процессе которой, постепенно преодолевался пафос ранних работ, связанный с идеями моральной суверенности личности. В итоге личность как бы при носится в жертву философии абсолютного идеализма, настроенной на созидание социальной гармонии.
Учение о свободе воли предваряет исследование Гегелем природы морали и нравственности полагая свободу "необходимым условием и основой нравственности", философ раскрывает диалектический характер связи свободы и необходимости. На этом основании предлагается концепция развития свободной воли, в процессе которого воля проходит три стадии (природная воля, произвол, разумная воля), интерпретирующиеся впоследствии в учении как об абстрактном праве, о морали, о нравственности.
В учении о морали, которая представляет собой сферу личностных убеждений, Гегель диалектически анализирует такие категории, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, высказывая немало чрезвычайно продуктивных идей. Так, например, подчеркивая, что "ряд поступков субъекта, это и есть он", Гегель ставит проблему обязательной реализации внутренней моральной убежденности в действиях, поскольку "лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели. Разумеется, нужно помнить, что активная деятельность ограничивается у Гегеля сферой духа, но сама постановка данной проблемы не может не вызывать положительного отклика, как и совет ставить перед собой великие идеи ("хотеть чего-то великого") при определении своих намерений.
Интересно понимание Гегелем морального долга субъекта, состоящего в том, чтобы "иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в деятельности". Здесь, по существу, описывается механизм реализации морали, ставится проблема интериоризации моральной необходимости. Множество ценных идей можно найти и в гегелевской диалектике добра и зла.
Учение о нравственности. Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной). Тремя последовательными формами ее развития являются семья, гражданское общество, государство. Процесс становления нравственности есть, в принципе, подчинение индивидуальности государственным интересам, т.к. "вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству". Принцип историзма позволил Гегелю выявить многие реалии исторического развития нравственности, проанализировать сущностные антагонизмы буржуазного общества показать связь морали с другими сторонами общественной жизни, т.е. вписать мораль в социальный контекст. Однако предложенная им модель гармонизации личного и общественного блага оказалась несостоятельной. Философия "объективного духа", которая "разглядела" многие черты морали, противостоит действительности, возвышается над ней и не в состоянии оказать на нее сколько-нибудь существенное влияние. Гегель предлагал "считать недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность, т. е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т.е. открываемую философией и в самой только философии существующую разумную действительность".
Литература
1.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003.
2.Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.
3.Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.
4.Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.