Затруднение той птицы, которая оставила предусмотрительность из-за жадности и плотской страсти
И вот — [одна] птица села на некую стену,
направила взор на зерна одной сети.
Один взгляд она бросает в сторону степи,
другой взгляд алчность ее притягивает к зерну.
Этот взгляд с тем взглядом столкнулся,
внезапно лишил ее разума.
2865И вот — [другая] птица, которая оставила эти сомнения,
оттуда взгляд оторвала и направила его в степь,
Веселы ее крылья, как счастлива она,
что имамом всех свободных стала она.
Всякий, кто сделает ее предметом подражания, освободится,
в месте безопасности и свободы он усядется,
35 Досл.: « с желтым (т. е. бледным) лицом».
36 Отсылка к айату: «О сыны Адама! Пусть сатана не искусит вас, как он извел ваших родителей из рая, совлекши с них одежду, чтобы показать им их мерзость. Ведь он видит вас — он и его сонм — оттуда, откуда вы их не видите…» [Коран, 7: 26 (27)].
Потому что царем предусмотрительных станет его сердце,
дабы цветник и лужайка стали его жилищем.
Предусмотрительность им довольна, и он доволен предусмотрительностью;
так вот и [ты] делай, если принимаешь меры и [строишь] намерения.
2870Много раз в сети алчности ты попадал,
глотку свою подставлял для перерезания.
И снова тот Всепрощающий [Свою] милость выпустил на волю,
покаяние принял и вас обрадовал,
Сказал: «Если вы вернетесь таким образом, то и Мы вернемся 37 таким образом,
Мы сделали парой деяниям воздаяние.
Если Я одного из пары к Себе приведу,
прибежит и его пара поневоле.
Сделали Мы парой это действие и последствие [его];
когда придет одно из [них], придет и другое».
2875Если похитит грабитель из пары супруга,
пара [его] придет вслед за ним, ища супруга.
Во второй раз к этой сети вы пришли,
прах в глаза раскаянию бросили.
Снова тебе Всепрощающий развязал тот узел,
сказал: «Берегись, убегай, лицо в эту сторону не обращай».
И снова, когда пришел указ забывчивости,
душу твою к огню он повлек.
О мотылек, не будь забывчивым и не сомневайся,
на сгоревшие крылья ты взгляни хоть один [раз].
2880Коли ты спасся, то благодарностью будет, если никогда к тому зерну ты не будешь проявлять склонности,
Дабы тебе, когда ты произнесешь благодарность, даровал Он пропитание без сетей и без страха врагов.
В благодарность за то благо, что Он вас освободил,
о благе Истинного следует помнить.
Сколько ты в страданиях и бедах
говорил: «Из сетей меня освободи, о Боже,
Дабы так я служил [Тебе], творил добро,
прах в глаза Шайтану бросал».
Рассказ о том, как собаки обещали каждую зиму:
«Когда это лето наступит, построим мы на зиму дом!»
2885У собаки зимой сжимаются кости,
так удары холода уменьшают,
Что говорит она: «С телом такого размера, как у меня,
дом из камня надо мне построить.
37 Отсылка к айату: «Может быть, Господь ваш помилует вас, а если вы вернетесь, то и Мы вернемся и для неверных сделаем геенну тюрьмой» [Коран, 17: 8 (8)].
Когда лето придет, я лапами
для студеной поры построю дом из камня».
Когда же приходит лето, от простора
кости [ее] расширяются, а шкура лоснится.
Говорит она, видя себя большой:
«В каком же доме я помещусь, о уважаемый?»
2890Становится она большой, вытягивает ноги в тени,
ленивая, сытая, изнеженная, своенравная.
Говорит ей сердце: «Дом строй, дядюшка!»
Она говорит: «Разве я умещусь в доме, скажи?»
Кости твоей алчности во время боли сжимаются, становятся мелкими, скручиваясь.
Ты говоришь: «Из раскаяния построю я дом,
зимой будет у меня приют».
Когда же ушла боль и возросла у тебя та алчность,
как собаку, забота о доме тебя покинула.
2895Благодарность за благодеяние приятней [самого] благодеяния;
испытывающий благодарность разве отправится [просить] благодеяния?
Благодарность есть душа благодеяния, а благодеяние — как кожа,
потому что благодарность приведет тебя на улицу Друга.
Благодеяние приводит [за собой] беспечность, а благодарность —
бдительность;
охоться за благодеянием при помощи сетей благодарности Царю.
Благодеяние благодарности тебя сделает удовлетворенным и амиром,
дабы ты сотню благодеяний даровал беднякам.
Досыта ты вкусишь пищи и сладостей Истинного,
чтобы ушли из тебя обжорство и попрошайничество.
Как не давали отвергавшие пророкам (мир им!) наставлять и приводить доказательства на манер джабаритов
2900Народ [Сабы] сказал: «О наставляющие, хватит уже
того, что вы сказали, если в этой деревне есть хоть кто-то[, кто бы вас услышал].
Замок на сердца навесил Истинный 38;
никто не может превзойти Творца.
Форму нашу такой сделал этот Рисовальщик,
она не станет из-за разговоров другой.
Камню [хоть] сто лет говори: „Стань яхонтом!”
Старому [хоть] сто лет говори: „Стань новым!”
Земле говори: „Обрети атрибуты воды!”
Воде говори: „Стань медом или молоком!”
38 Отсылка к Корану: «Наложил печать Аллах на сердца их и на слух, а на взорах их — завеса». См. при-
меч. к б. 2755.
2905Творец небес Он и обитателей небес,
Творец воды, земли и земных [существ].
Небу Он даровал вращение и чистоту,
воде и глине — темноликость и произрастание.
Разве может небо избрать мутность?
Разве могут вода и глина купить чистоту?
Наделил Он каждого [своим] путем;
разве станет гора при помощи усердия как соломинка?»
Ответ пророков (мир им!) джабаритам
Пророки сказали: «Да, сотворил [Он]
качества, от которых нельзя отвернуться,
2910И сотворил Он [также] качества акцидентные,
так что человек ненавидимый становится тем, кем довольны.
[Если] камню ты скажешь, мол, „стань золотом” — это бесполезно; [если же] меди скажешь: „Стань золотом”, — [для этого] есть способ.
Песку ты скажешь: „Стань глиной”, — он не способен [на это];
земле ты скажешь: „Стань глиной”, — это допустимо.
Болезни Он нам дал, от которых нет средства,
подобные хромоте, плоскому носу, слепоте.
[И] дал Он болезни, от которых средство есть,
подобные параличу лица и головной боли.
2915Эти лекарства создал Он ради согласия,
эти болезни и лекарства не от бессмыслицы.
Но от большинства болезней средства есть;
если усердно будешь искать, придут они [тебе] в руки».
Как отвергавшие [пророков] повторяли джабаритские доводы
Народ сказал: «О сонм [пророков], эта наша болезнь не из тех болезней, которые подлежат излечению.
Много лет вы произносили эти заклинания и советы,
но крепче становились от этого с каждым мигом оковы.
Если бы лекарству эта болезнь поддавалась,
то в конце концов хотя бы частица от нее убыла.
2920Если случилась непроходимость, вода не поступает в печень;
даже если [больной] выпьет море, она направится в другое место.
Неизбежно распухнут руки и ноги, [но] жажду не сокрушит это питье».
Вновь ответ пророков (мир им!) им
Пророки сказали: «Отчаяние — плохо;
превосходство и милости Господа безграничны.
В таком благодетеле не следует отчаиваться,
ухватитесь рукой за седельный ремень этой милости!
О, как много дел, которые вначале обернулись тяжкими,
а после этого были разрешены, трудность же прошла.
2925После отчаяния — множество надежд;
вслед за тьмой — множество солнц.
Я принял то, что вы окаменели,
замки на уши и сердца навесили.
Но нам никакого дела нет до согласия,
наше дело — покорность и исполнение велений.
Он повелел нам эту рабскую службу,
у нас не от самих себя эта говорливость.
Душу (жизнь) мы имеем [лишь] ради Его приказа:
если на песке скажет нам [сеять], мы будем сеять.
2930Кроме Истинного, у души пророка нет друга,
до приятия и отвержения людей ему нет дела.
Плата за распространение Его посланий — от Него;
уродливыми и враждебными на вид мы стали ради Друга.
Мы на этом пороге не усталые,
чтобы из-за дальности пути повсюду останавливаться.
Закрывшим сердце и усталым бывает тот человек,
который из-за разлуки с Другом бывает в узилище.
Возлюбленный и Желанный — возле нас,
под россыпью Его милости душа выражает благодарность.
2935В сердце нашем — заросли тюльпанов и цветник,
старости и увяданию [туда] дороги нет.
Вечно мы влажны, и молоды, и нежны,
свежи и сладки, смеемся и изящны.
Для нас сто лет и один час — одно и то же,
ибо [понятия] длинного и короткого от нас отлучены.
Это длинное и короткое — в телах;
это длинное и короткое в душах — где оно?
Триста девять лет тех Друзей Пещеры для них — один день без печалей и горя.
2940И тогда ведь показался он им одним днем 39,
когда в тела вернулись души [их] из небытия.
Если нет дня и ночи, месяцев и лет,
разве будут пресыщенность, старость и усталость?
Если в саду небытия есть беспамятство,
то опьянение — из чаши Божественной милости.
Кто не попробовал, не знает, — каждый, кто не испил;
разве вообразит навозный жук дыхание розы?
39 Аллюзия на айат: «Один из них сказал: „Сколько вы пробыли?” Они сказали: „Пробыли мы день или часть дня”…» [Коран, 18: 18 (19)].
Не подвластно [это] воображению; если бы это поддавалось воображению,
то, подобно поддающимся воображению [вещам], оно бы становилось несуществующим.
2945Ад как вообразит рай?
Засияет ли красивое лицо из-за уродливой свиньи?
Смотри же, свое горло не режь, постой, о жалкий!
Такой кусок пищи пришел [тебе] в рот!
Трудные пути мы завершили,
дорогу для нашего народа сделали легкой».
Как повторяли люди пророкам (мир им!) возражения в ответ на обнадеживание
Жители [Сабы] сказали: «Если вы и счастливое предзнаменование для самих себя,
то вы дурное предзнаменование для нас, противники [нам] и отвергнуты [на-
ми].
Душа наша была свободна от сомнений,
вы нас в печаль ввергли и в муку.
2950Вкус единства, который был, и согласие
стали из-за вашего мерзкого предзнаменования разделенными на сто разобщений.
Попугаем, [вкушающим] сладости и сахар, мы были,
птицей, думающей о смерти, стали мы из-за вас.
Повсюду, где есть распространяющая печаль сказка,
повсюду, где есть голос неприятный,
Повсюду, где в мире есть дурное предзнаменование,
повсюду, где есть искажение, наказание, порицание —
[Все это] есть в приводимых в пример преданиях и предзнаменованиях ваших,
возбудить печали — ваш предмет желаний!»
И снова ответ пророков (мир им!)
2955Пророки сказали: «Предсказания мерзкие и плохие 40
посреди вашей души обретают помощь.
Если ты в месте опасном заснул
и дракон покушается на тебя со стороны, [где покоится] твоя голова,
А добрый человек тебя известил,
мол: „Вскакивай поскорей, а не то дракон тебя съест!” —
Ты же скажешь: „Как это ты дурные предзнаменования сообщаешь?”
40 Аллюзия на айаты: «Они сказали: „Мы увидели в вас дурное предзнаменование! Если вы не удержитесь, мы вас побьем каменьями, и вас постигнет от нас мучительное наказание”. Те сказали: „Предзна- менование ваше при вас будет…”» [Коран, 36: 17 (18)—18 (19)].
Что за предзнаменования? Вскочи, посмотри при свете!
Из среды дурных предзнаменований я сам тебя освобожу, отведу к дому,
2960Потому что пророк осведомляет о скрытом,
ибо увидел он то, что не видели люди этого мира.
Если врач скажет тебе: „Не ешь незрелый виноград,
потому что такая болезнь причинит смятение и горе,” —
Ты же скажешь: „Как это ты дурные предзнаменования сообщаешь?” —
и затем ты наставляющего [тебя] делаешь виноватым.
А если астролог скажет тебе: „Сегодня совсем за такое-то дело не берись”, —
Хоть ты сто раз и увидишь обман звездочета,
но один-два раза [предсказание] сбудется, и ты поверишь.
2965Эти же наши звезды никогда не были противоречащими [тому, что они предсказывают],
как это правильность их осталась для тебя [сокрытой] в ножнах?
Тот врач и тот астролог из-за сомнений осведомляют [тебя], а мы — из-за уверенности.
Мы видим дым, и огонь со стороны набрасывается на отрицающих.
Ты говоришь: „Прекрати эти речи,
потому что вредит нам речь, содержащая зловещее предзнаменование!”
О ты, кто не слушает наставления наставляющих!
Дурное предзнаменование — с тобой, куда бы ты ни пошел.
2970Змея эфа на спину тебе всползает,
он же (наставляющий) с крыши ее видит, извещает тебя.
Ты ему говоришь: „Замолчи, не печаль [меня]”, —
а он говорит: „Будь весел, а это слово было сказано”.
Когда вонзит пасть эфа в твою шею,
горькими станут для тебя все поиски радости.
Тогда ты ему скажешь: „[Значит,] так оно и было, о такой-то?
Отчего не разорвал ты ворот, возопив?
Или сверху ты бы бросил в меня камень,
чтобы мне эту серьезность [угрозы] показать и беду”.
2975Он скажет: „Из-за того, что ты бы обиделся”, —
а ты скажешь: „Хорошо же ты меня развеселил!”
Скажет: „Я проявил благородство, дав совет,
чтобы спасти тебя от этого ремня.
Из-за [своей] подлости истинность его ты не признал,
закваску мучения и мятежа ты создал”».
Таков нрав у низких подлецов,
зло он причинит тебе, если ты сделаешь [ему] добро.
Плотскую душу этим терпением согни,
ибо она подлая, и не подобает [делать] ей добро.
2980Благородному если ты сделаешь доброе дело, это подобает,
за одно он взамен воздаст семьсот.
Подлому если ты причинишь насилие и притеснение,
станет он рабом тебе весьма верным.
Неверующие сеют в благодеянии притеснение,
и вновь в аду [раздается] их вопль: «Господь наш!» 41