После того, как истлели, и составились вместе перед глазами
‘Узайра (мир ему!)
«О ‘Узайр, посмотри на своего осла,
который истлел и рассыпался возле тебя.
Пред тобой соберем Мы его части:
и голову, и хвост, и уши, и ноги его!»
1765Руки нет, но части Он складывает вместе,
кусочкам дарует соединение.
34 Перефразирование фрагмента айата «Разве сравнятся слепой и зрячий?» [Коран, 6: 50 (50)].
35 ‘Узайр — пророк, упоминаемый в Коране, обычно отождествляется с библейским Эзрой (Ездрой). Ком- ментаторы Корана считают, что к нему относится айат 2: 261 (259), в котором говорится о человеке, проходившем мимо разрушенного селения и усомнившемся, что Аллах в силах оживить то, что умер- ло. Тогда Аллах умертвил его самого на сто лет, затем воскресил и также показал ему, как Он воскре- шает его осла: «И посмотри на своего осла — для того, чтобы Нам сделать тебя знамением для лю- дей, — посмотри на кости, как Мы их поднимаем, а потом одеваем мясом…» [Коран, 2: 261 (259)]. Предания также сообщают, что под разрушенным селением подразумевается Иерусалим.
Посмотри на искусство Штопальщика,
который сшивает старое безо всякой иглы!
Нет нитки и иголки во время шитья,
так Он сшивает, что не видно шва.
«Раскрой глаза, увидь явно собирание,
чтобы не осталось у тебя сомнений о Судном дне,
Чтобы увидел ты Мое собирание полностью,
чтобы не трепетал ты во время смерти от уныния,
1770Так же, как ты пребываешь во время сна в безопасности от ухода телесных чувств.
О чувствах своих ты не трепещешь во время сна,
хотя они и становятся рассеянными и испорченными».
О том, как некий шайх не скорбел о смерти своих сыновей
Был некий шайх-проводник [по Пути] в прежние времена,
небесная свеча на поверхности земли,
Подобно пророку среди общин,
открыватель дверей райского сада.
Сказал Пророк, что шайх, ушедший вперед [по пути к Богу],
среди своего народа бывает как пророк 36.
1775Однажды утром сказали ему обитатели дома:
«Почему ты жестокосерд, скажи, о благонравный?
Мы из-за смерти и разлуки с твоими сыновьями рыдаем, согнув спины.
Ты же не плачешь, не стенаешь. Почему?
Или нет жалости у тебя в сердце, о властелин?
Если у тебя внутри нет жалости,
то как нам надеяться на тебя ныне?
Мы надеемся на тебя, о предводитель,
что не допустишь ты нашей погибели.
1780Когда в День сбора украсят трон,
в тот трудный день ты — наш заступник.
В такой безжалостный день и ночь мы надеемся на твою милость.
Будут твой подол и наша рука в тот миг,
когда не останется безопасности ни для одного грешника».
Сказал Пророк 37: «В День воскрешения разве оставлю я грешников лить слезы?
Я буду всей душой заступником непокорных,
дабы избавить их от тяжких пыток.
36 Перевод хадиса: «Шайх в своей семье как пророк в своей общине» (ﻪﺘﻣا ﻰﻓ ﻰﺒﻨﻟﺎآ ﻪﻠها ﻰﻓ ﺦﻴﺷ) [Шахиди. Т. 7.
С. 278].
37 Перефразирование хадиса: «Мое заступничество — для грешников из моей общины» (ﻰﺘﻣا ﻦﻣ ﺮﺋﺎﺒﻜﻟا ﻞهﻻ ﻲﺘﻋﺎﻔﺷ) [Ахадис-и Маснави. С. 82].
1785Непокорных и совершивших смертные грехи усердием [своим]
я избавлю от порицания за нарушение договора.
Праведники же моей общины свободны от моего заступничества в День напасти,
Но заступничество будет на них (т. е. они сами будут заступниками),
речи их будут обязательны, подобно велению».
Ни один несущий бремя не поднял бремени [другого] человека 38;
я же не несу бремя, меня возвысил Господь.
Тот, у кого нет бремени, тот шайх, о юноша;
принятый Истинным, он как в [Его] ладони — лук.
1790Кто такой шайх 39? — Старец, то есть седовласый;
узнай смысл этих волос, о безнадежный!
Те черные волосы есть его бытие,
покуда от его бытия не останется и одного волоска[, он не станет старцем].
Когда же не осталось бытия, он — старец,
будь он черноволос или лыс 40.
Те черные волосы — атрибут животного человека (башар) 41;
эти волосы — не волосы бороды или головы.
‘Иса в колыбели поднимает крик:
«Не став [еще даже] молодым, мы уже — шайх, старец» 42.
1795Если освободился [некто] от некоторых атрибутов животного человека,
то он не будет шайхом, но будет человеком средних лет, о сын!
Если же ни одного черного волоса, который является нашим атрибутом,
нет на нем, то он — шайх и принят Господом.
Если будут его волосы седы, но он с самим собой [остается],
то он не старец и не избранный Богом.
Если же остался у него хотя бы кончик волоска его атрибута,
то он не принадлежит небесному престолу, он обитатель горизонтов [земли].