Тема 3. Логика и методология. Основные методологические принципы логики.

План:

1. Место логики в методологии научного познания.

2. Основные методологические принципы диалектической логики.

3. Основные методологические принципы формальной логики.

Задачи и упражнения

1. Укажите, какие из следующих выражений – сознание, «сознание», «”сознание ”» – можно подставить вместо Х в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

а) Х – философская категория;

б) Х – слово русского языка;

в) Х – выражение, обозначающее слово;

г) Х – Петра находится под воздействием психотропного вещества.

2. Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:

а) 6 × 2 = 12;

б) «6 × 2» = 12;

в) «6 × 2» ≠ «12»;

г) «6 × 2 = 12».

3. К каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

а) Если ни один член семьи Егоровых не является честным человеком, и Александр – член семьи Егоровых, то Александр не является честным человеком.

б) Мать Парменида.

4. Обобщите следующие понятия:

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

б) Следственный эксперимент;

в) Конституция.

5. К каким категориям относится термин «столица» в следующих контекстах:

а) Мадрид – есть столица;

б) Столица Грузии – древний город.

6. О каких методологических принципах говориться в следующем тексте?

В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».

7. Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) политолога».

8. Переведите на язык логики предикатов следующее выражение: «Население Екатеринбурга больше населения Славянска-на-Кубани».

9. В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений. Обосновано ли это заключение? Если не обосновано, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

10. Ограничить следующие понятия:

а) Конституция;

б) преступление;

в) революция.

11. Дать полную логическую характеристику понятиям:

а) причина;

б) невинность;

в) государство.

Тема 4. Простые суждения.

План:

1. Суждения: сущность и роль в познании.

2. Логическая структура суждения.

3. Виды простых суждений.

4. Объединенная классификация простых суждений.

Задачи и упражнения

1. Укажите, какие из следующих выражений – время, «время», «”время”» – можно подставить вместо Х в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

а) Х – философская категория;

б) Х – слово русского языка;

в) Х – выражение, обозначающее слово;

г) Х – встречи подошло к концу.

2. Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:

а) 4 × 2 = 8;

б) «4 × 2» = 8;

в) «4 × 2» ≠ «8»;

г) «4 × 2 = 8».

3. К каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

а) Если ни один член семьи Ивановых не является честным человеком, и Григорий – член семьи Ивановых, то Григорий не является честным человеком.

б) Мать Августина.

4. Обобщите следующие понятия:

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

б) Следственный эксперимент;

в) Конституция.

5. К каким категориям относится термин «столица» в следующих контекстах:

а) Нью-Йорк – есть столица;

б) Столица Армении – древний город.

6. О каких методологических принципах говориться в следующем тексте?

В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».

7. Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) экономиста».

8. Переведите на язык логики предикатов следующее выражение: «Население Киева больше населения Новороссийска».

9. В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений. Обосновано ли это заключение? Если не обосновано, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

10. Ограничить следующие понятия:

а) республика;

б) закон;

в) наказание.

11. Дать полную логическую характеристику понятиям:

а) подвиг;

б) невменяемость;

в) антифашист.

Тема 5. Сложные суждения.

План:

1. Сложные соединительные суждения.

2. Сложные разделительные (дизъюнктивные) суждения.

3. Условные (импликативные) суждения.

4. Эквивалентные суждения (двойная импликация).

Задачи и упражнения

1. Укажите, какие из следующих выражений – память, «память», «”память”» – можно подставить вместо Х в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

а) Х – философская категория;

б) Х – слово русского языка;

в) Х – выражение, обозначающее слово;

г) Х – о недавнем происшествии.

2. Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:

а) 9 × 7 = 63;

б) «9 × 7» = 63;

в) «9 × 7» ≠ «63»;

г) «9 × 7 = 63».

3. К каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

а) Если ни один член семьи Свиридовых не является честным человеком, и Семен – член семьи Свиридовых, то Семен не является честным человеком.

б) Мать Демокрита.

4. Обобщите следующие понятия:

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

б) Следственный эксперимент;

в) Конституция.

5. К каким категориям относится термин «столица» в следующих контекстах:

а) Москва – есть столица;

б) Столица Египта – древний город.

6. О каких методологических принципах говориться в следующем тексте?

В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».

7. Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) губернатора».

8. Переведите на язык логики предикатов следующее выражение: «Население Санкт-Петербурга больше населения Туапсе».

9. В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений. Обосновано ли это заключение? Если не обосновано, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

10. Ограничить следующие понятия:

а) Конституция;

б) наказание;

в) революция.

11. Дать полную логическую характеристику понятиям:

а) учитель;

б) невинность;

в) Министерство юстиции.

Наши рекомендации