Тема 1. Предмет и значение логики.

Тема 1. Предмет и значение логики.

План:

1. Особенности отражения мира посредством абстрактного мышления.

2. Значение логики.

3. История логики.

4. Формальная логика как наука.

Задачи и упражнения

1. Укажите, какие из следующих выражений – пространство, «пространство», «”пространство”» – можно подставить вместо Х в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

а) Х – философская категория;

б) Х – слово русского языка;

в) Х – выражение, обозначающее слово;

г) Х – вселенной безгранично.

2. Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:

а) 5 × 3 = 15;

б) «5 × 3» = 15;

в) «5 × 3» ≠ «15»;

г) «5 × 3 = 15».

3. К каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

а) Если ни один член семьи Сидоровых не является честным человеком, и Семен – член семьи Сидоровых, то Семен не является честным человеком.

б) Мать Аристотеля.

4. Обобщите следующие понятия:

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

б) Следственный эксперимент;

в) Конституция.

5. К каким категориям относится термин «столица» в следующих контекстах:

а) Париж – есть столица;

б) Столица Италии – древний город.

6. О каких методологических принципах говориться в следующем тексте?

В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».

7. Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) философа».

8. Переведите на язык логики предикатов следующее выражение: «Население Санкт-Петербурга больше населения Новороссийска».

9. В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений. Обосновано ли это заключение? Если не обосновано, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

10. Ограничить следующие понятия:

а) государство;

б) суд;

в) революция.

11. Дать полную логическую характеристику понятиям:

а) учитель;

б) бескорыстие;

в) Министерство юстиции.

Тема 4. Простые суждения.

План:

1. Суждения: сущность и роль в познании.

2. Логическая структура суждения.

3. Виды простых суждений.

4. Объединенная классификация простых суждений.

Задачи и упражнения

1. Укажите, какие из следующих выражений – время, «время», «”время”» – можно подставить вместо Х в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

а) Х – философская категория;

б) Х – слово русского языка;

в) Х – выражение, обозначающее слово;

г) Х – встречи подошло к концу.

2. Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:

а) 4 × 2 = 8;

б) «4 × 2» = 8;

в) «4 × 2» ≠ «8»;

г) «4 × 2 = 8».

3. К каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

а) Если ни один член семьи Ивановых не является честным человеком, и Григорий – член семьи Ивановых, то Григорий не является честным человеком.

б) Мать Августина.

4. Обобщите следующие понятия:

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

б) Следственный эксперимент;

в) Конституция.

5. К каким категориям относится термин «столица» в следующих контекстах:

а) Нью-Йорк – есть столица;

б) Столица Армении – древний город.

6. О каких методологических принципах говориться в следующем тексте?

В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».

7. Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) экономиста».

8. Переведите на язык логики предикатов следующее выражение: «Население Киева больше населения Новороссийска».

9. В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений. Обосновано ли это заключение? Если не обосновано, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

10. Ограничить следующие понятия:

а) республика;

б) закон;

в) наказание.

11. Дать полную логическую характеристику понятиям:

а) подвиг;

б) невменяемость;

в) антифашист.

Тема 5. Сложные суждения.

План:

1. Сложные соединительные суждения.

2. Сложные разделительные (дизъюнктивные) суждения.

3. Условные (импликативные) суждения.

4. Эквивалентные суждения (двойная импликация).

Задачи и упражнения

1. Укажите, какие из следующих выражений – память, «память», «”память”» – можно подставить вместо Х в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

а) Х – философская категория;

б) Х – слово русского языка;

в) Х – выражение, обозначающее слово;

г) Х – о недавнем происшествии.

2. Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:

а) 9 × 7 = 63;

б) «9 × 7» = 63;

в) «9 × 7» ≠ «63»;

г) «9 × 7 = 63».

3. К каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

а) Если ни один член семьи Свиридовых не является честным человеком, и Семен – член семьи Свиридовых, то Семен не является честным человеком.

б) Мать Демокрита.

4. Обобщите следующие понятия:

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

б) Следственный эксперимент;

в) Конституция.

5. К каким категориям относится термин «столица» в следующих контекстах:

а) Москва – есть столица;

б) Столица Египта – древний город.

6. О каких методологических принципах говориться в следующем тексте?

В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».

7. Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) губернатора».

8. Переведите на язык логики предикатов следующее выражение: «Население Санкт-Петербурга больше населения Туапсе».

9. В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений. Обосновано ли это заключение? Если не обосновано, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

10. Ограничить следующие понятия:

а) Конституция;

б) наказание;

в) революция.

11. Дать полную логическую характеристику понятиям:

а) учитель;

б) невинность;

в) Министерство юстиции.

Тема 11. Понятие.

План:

1. Понятие как форма мышления.

2. Содержание и объем понятия.

3. Виды понятий.

4. Отношения между понятиями.

Задачи и упражнения

1. Укажите, какие из следующих выражений – сознание, «сознание», «”сознание ”» – можно подставить вместо Х в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

а) Х – философская категория;

б) Х – слово русского языка;

в) Х – выражение, обозначающее слово;

г) Х – Петра находится под воздействием психотропного вещества.

2. Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:

а) 6 × 5 = 30;

б) «6 × 5» = 30;

в) «6 × 5» ≠ «30»;

г) «6 × 5 = 30».

3. К каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

а) Если ни один член семьи Карповых не является честным человеком, и Александр – член семьи Карповых, то Александр не является честным человеком.

б) Мать Парменида.

4. Обобщите следующие понятия:

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

б) Следственный эксперимент;

в) Конституция.

5. К каким категориям относится термин «столица» в следующих контекстах:

а) Ереван – есть столица;

б) Столица Грузии – древний город.

6. О каких методологических принципах говориться в следующем тексте?

В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».

7. Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) психолога».

8. Переведите на язык логики предикатов следующее выражение: «Население Перми больше населения Темрюка».

9. В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений. Обосновано ли это заключение? Если не обосновано, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

10. Ограничить следующие понятия:

а) Конституция;

б) преступление;

в) революция.

11. Дать полную логическую характеристику понятиям:

а) причина;

б) невинность;

в) государство.

Тема 15. Гипотеза.

План:

1. Понятие и виды гипотез. Версия.

2. Построение гипотезы (версия).

3. Проверка гипотезы.

4. Способы доказательства гипотез.

Задачи и упражнения

1. Укажите, какие из следующих выражений – Следствие, «следствие», «”следствие”» – можно подставить вместо Х в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

а) Х – философская категория;

б) Х – слово русского языка;

в) Х – выражение, обозначающее слово;

г) Х – зашло в «тупик».

2. Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:

а) 4 × 7 = 28;

б) «4 × 7» = 28;

в) «4 × 7» ≠ «28»;

г) «4 × 7 = 28».

3. К каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

а) Если ни один член семьи Угловых не является честным человеком, и Семен – член семьи Угловых, то Семен не является честным человеком.

б) Мать Лао-дзы .

4. Обобщите следующие понятия:

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

б) Следственный эксперимент;

в) Конституция.

5. К каким категориям относится термин «столица» в следующих контекстах:

а) Вена – есть столица;

б) Столица Ирака – древний город.

6. О каких методологических принципах говориться в следующем тексте?

В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».

7. Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) художника».

8. Переведите на язык логики предикатов следующее выражение: «Население Смоленска больше населения Приморско-Ахтарска».

9. В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений. Обосновано ли это заключение? Если не обосновано, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

10. Ограничить следующие понятия:

а) государство;

б) суд;

в) революция.

11. Дать полную логическую характеристику понятиям:

а) Народный суд;

б) рабочий;

в) бесконтрольность.

Тема 1. Предмет и значение логики.

План:

1. Особенности отражения мира посредством абстрактного мышления.

2. Значение логики.

3. История логики.

4. Формальная логика как наука.

Задачи и упражнения

1. Укажите, какие из следующих выражений – пространство, «пространство», «”пространство”» – можно подставить вместо Х в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

а) Х – философская категория;

б) Х – слово русского языка;

в) Х – выражение, обозначающее слово;

г) Х – вселенной безгранично.

2. Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:

а) 5 × 3 = 15;

б) «5 × 3» = 15;

в) «5 × 3» ≠ «15»;

г) «5 × 3 = 15».

3. К каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

а) Если ни один член семьи Сидоровых не является честным человеком, и Семен – член семьи Сидоровых, то Семен не является честным человеком.

б) Мать Аристотеля.

4. Обобщите следующие понятия:

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

б) Следственный эксперимент;

в) Конституция.

5. К каким категориям относится термин «столица» в следующих контекстах:

а) Париж – есть столица;

б) Столица Италии – древний город.

6. О каких методологических принципах говориться в следующем тексте?

В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».

7. Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) философа».

8. Переведите на язык логики предикатов следующее выражение: «Население Санкт-Петербурга больше населения Новороссийска».

9. В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений. Обосновано ли это заключение? Если не обосновано, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

10. Ограничить следующие понятия:

а) государство;

б) суд;

в) революция.

11. Дать полную логическую характеристику понятиям:

а) учитель;

б) бескорыстие;

в) Министерство юстиции.

Наши рекомендации