Краткий конспект лекций по философии

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

Часть 1

Лекция 1. Философия и мировоззрение

1. Мировоззрение: определение, структура, факторы формирования, типы.

2. Особенности и предмет философии как теоретической дисциплины, ее функции в обществе.

3. Основной вопрос философии.

1. Философия(гр. «фило» -любовь и «софия» - мудрость) – теоретизированная форма мировоззрения; учение о всеобщих, универсальных характеристиках мира и формах его освоения человеком.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов, т.е. знаний и представлений, оценок и идеалов, норм и принципов, обусловливающих отношение человека к окружающей его природной и социальной действительности.и самому себе и тем самым определяющих его поведение и деятельность в нем. В самом общем виде это духовное и практическое самоопределение человека в мире.

Основные характеристики мировоззрения:

- общественная природа (может формироваться и функционировать только в обществе);

- исторический характер (изменяется в связи с изменением исторических обстоятельств);

- системность (взаимосвязь и упорядоченность элементов).

Структура мировоззрения очень сложна и включает ряд блоков (в соответствии с направленностью мировоззренческого отношения к той или иной области действительности) и уровней (в соответствии с преимущественной формой мировоззренческого отношения).

краткий конспект лекций по философии - student2.ru Основные мировоззренческие блоки:

краткий конспект лекций по философии - student2.ru краткий конспект лекций по философии - student2.ru краткий конспект лекций по философии - student2.ru краткий конспект лекций по философии - student2.ru краткий конспект лекций по философии - student2.ru - натурологический (формирует и выражает отношение к природе);

- социологический (формирует и выражает отношение к обществу и его истории);

- гуманитарный (формирует и выражает отношение человека к себе – самопознание и самооценка);

- философский (интегрирует ранее названные блоки в целостность, делая мировоззрение системным).

Основные мировоззренческие уровни:

- эмоционально рассудочный (миропредставление) формируется на основе прежде всего индивиуального жизненного опыта и так называемых «расхожих мнений», выражается в форме обыденного знания и эмоционально-образных представлений и оценок;

- понятийно-теоретический (миропонимание) формируется путем овладения общественно-историческим опытом и научными знаниями в процессе прежде всего образования и самообразования, выражается в форме теоретически выстроенных мировоззренческих концепций и идеалов;

- духовно-практический (убежденность) формируется на базе предыдущих посредством выявления в них представлений и знаний, имеющих высокую личностную значимость в плане самоопределения человека и выработки им жизненной стратегии и тактик их реализаций, выражается в форме принципов и норм, определяющих его цели, поведение и деятельность.

Основные факторы формирования мировоззрения:

- внешние факторы: а) историческая эпоха; б) определенный социально-экономический тип общества; в) особенности культуры (религиозная или атеистическая, национально-этническая специфика и др.); г) социально-классовая структура общества и место, занимаемое в ней человеком; д) общественная микросреда человека (семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение и т.п.);

- внутренние факторы: а) самовоспитание; б) самообразование; в) самореализация в практической деятельности.

Указанные факторы обусловливают формирование определенных социальных и исторических типов мировоззрения, которые можно определить как проявление и выражение в индивидуальных мировоззрениях людей общих (типических) мировоззренческих характеристик. К социальным типам мировоззрения относятся социально-классовые, социокультурные, профессиональные и др. К историческим типам мировоззрения принято относить системы типических характеристи мировоззрения, присущих широким массам людей вне зависимости от их социальной принадлежности. Это прежде всего мифологический, религиозный и философский типы.

Мифологический (гр. «миф» - сказание, предание) – самый древний тип мировоззренческой ориентации людей. Он имел всеобщее распространение в условиях первобытного общества при почти полном отсутствии даже элементов научного знания, абсолютном господстве традиций в жизни родовой общтны и, в связи с этим, полной зависимости человека от природы и других членов родового коллектива.Основная функция мифа – сохранение и поддержание родового традиционного уклада, обеспечивающего выживание в этих суровых условиях В мифе еще нерасчленимы (синкретированы) фантастическое и реалистическое восприятие действительности. Характерными чертами его являются: а) очеловечивание природы; б) наличие множества богов (политеизм), живущих как бы среди людей, взаимодействующих с ними и «отвечающих» за те или иные природные стихии, а в дальнейшем и сферы человеческой деятельности; в) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач; г) образная наглядность мифологических сюжетов; д) почти полное отсутствие абстрактно-логических размышлений.

Разложение мифологического мировоззрения в связи развитием производственной деятельности, появлением и ростом элементов научного знания и социально-классовым расслоением в обществе привело к постепенному выделению из него религиозного и философского типов мировоззрения.

Религиозный тип мировоззрения возникает и развивается на базе обособления содержащихся в мифе эмоцмонально окрашеных первобытных верований. Основу его составляет рационально (логически) не объяснимая вера людей в наличие сверхествественных сил, чаще всего - в единого и всемогущего творца (Бога), определяющего судьбы мира и человека в нем. Характерными чертами религиозного мировоззрения являются также: а) раздвоением мира на посюсторонний, в котором существует человек при жизни, и потусторонний, в котором пребывает его душа до рождения тела и после его смерти; б) признанием Божьего суда, определяющего местопребывание души (рай или ад) на основе греховности либо безгреховности земной жизни человека; в) признание определенной обрядности, обеспечивающей опосредствованный контакт с Богом (культ). Основными мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам, наиболее распространенными национальными религиями – синтоизм, индуизм и иудаизм. Важнейшими функциями религии как мировоззрения выступают: а) компенсаторско-утешительская, (поддержание надежды людей на Божью защиту и помощь в несчастье, а также на воплощение неосуществимых при жизни желаний и идеалов); б) объединительная (консолидация людей вокруг определенных идей); в) нравственно-воспитательная (культивирование в обществе нравственных идеалов и принципов поведения); г) культурологическая (формирование и распространение определенной культуры).

Философский тип мировоззрения характеризуется тем, что оно: а) рационально (основано на знании и опирается на логическое мышление); б) рефлексивно (имеет место обращенность мысли внутрь самого себя); в) системно (имеет внутренне единство своей структуры); г) опирается на четкий понятийный аппарат. Возникновение философского мировоззрения исторически совпадает с формированием философско-теоретической мысли, а потому их функции в обществе во-многом совпадают и о них пойдет речь в следующем разделе.

2. Основная специфика философии как теоретической формы мировоззрениязаключается в ее двойственности: с одной стороны она имеет много общего с научным знанием – предмет, методологию, четкий логико-понятийный (категориальный) аппарат; с другой, различается со строго научным знанием тем, что, если всякая наука более или менее специализирована по своему предмету, то философия имеет своим предметом мир как целостность и определяет место и возможности человека в нем. С этой целью философия обобщает (но не поглощает) науки, прежде всего их методы и результаты познавательной деятельности, а также другие способы и формы духовной и практической деятельности общества – этической, эстетической и др.

Результатом этого выступают другие особенностями философского знания состоящие в том, что оно:

- содержит базовые мировоззренческие и методологические идеи и понятия (категории), которые лежат в основаниях научного знания;

- включает в себя не только объективное знание, но также нравственные и эстетические ценности;

- изучает не только предмет познания, но и механизм самого познавательного процесса;

- рефлексивно, т.е. обращено не только на внешний предметный мир, но и на внутренний мир человека (размышление о собственных переживаниях и мыслях);

- во-многом субъективно, поскольку всегда несет в себе отпечаток личности и мировоззрения философа;

- несет в себе черты национальной культуры (греческая философия, немецкая философия, русская философия).

Отмеченные особенности делают философию способной отразить историческую эпоху в наиболее концентрированной сущностной форме, что дало возможность Г.Гегелю охарактеризовать ее как «эпоху, схваченную в мыслях».

Предмет философии исторически развивался и продолжает развиваться, конкретизируясь и уточняясь в связи с развитием научного знания и общественной практики человечества: вначале (становление) философия включала в себя, по сути, все зарождающееся научное знание, хотя и не сводилось к его сумме, а решала прежде всего мировоззренческие вопросы; затем обслуживала господствующую во всех сферах общественной жизни церковь, выступая в форме «служанки богословия» (что особенно характерно для средневековой Европы); на следующем этапе (в условиях обособления от нее точных наук) концентрировала основное внимание на проблемах природы знания и всеобщих методах его получения; наконец, обратилась к человеческой субъективности, к внутреннему миру человека. Результатом такого развития стало выделение в целостной системе философского знания относительно самостоятельных разделов, основными из которых являются:

онтология (от гр. «онтос» - бытие, сущее; «логос» - учение) – раздел философского знания, рассматривающий проблемы бытия как такового: его природы и сущности, взаимосвязей в нем материального и духовного и др.

гносеология(гр. «гносис» - знание; «логос» - учение) –теория познания, раздел философии, в котором исследуются природа, сущность, предпосылки и возможности познавательной деятельности человека, выявляются условия и критерии истинности знания.

общенаучная и философская методология – область философского знания, разрабатывающая и изучающая универсальные принципы и общенаучные методы научных исследований и их взаимосвязи.

философская антропология и аксиология(гр. «антропос» - человек; «аксиос» - ценный и «логос» - учение) – философское учение о человеке, его природе и сущности, месте в природной и социальной действительности, а также смыслах и ценностных ориентациях его жизни и деятельности.

социальная философия и философия истории –раздел философии, имеющий предметом своего изучения общество как целостный организм и закономерности (или отсутствие таковых) в его истории.

Основные функции философии во-многом определяются теми направлениями философского знания, которые реализуются в отмеченных выше ее разделах. В связи с этим принято выделять:

- онтологическую функцию, реализация которой позволяет построить общую картину бытия, выработать представление о мире как целостном единстве;

- гносеологическую функцию, сущность которой состоит в уяснении форм и средств нашей познавательной деятельности;

- методологическую функцию, заключающуюся в разработке основных принципов и общенаучных методов познания и преобразования окружающей человека действительности.

- аксиологическую функцию, выражающуюся в оценке объективного мира и человеческой деятельности с точки зрения их значимости для человека и общества;

- социологическую функцию, состоящая в объяснении общества как целостной системы, его истории и современного состояния.

Системная реализация этих и ряда других функций (познавательной, воспитательной, прогностической и т.д.) позволяет философии выполнять главное свое предназначение в обществеформирование у людей целостного теоретически обоснованного мировоззрения.

3. Решая большое число проблем и вопросов, философия в то же время имеет и особого рода вопрос, решение которого (хочет этого философ или нет) предопределяет решение всех других. Значение этого вопроса для философии впервые было осознано лишь Г.Гегелем. Несколько позже Ф.Энгельс назвал его великим, основным вопросом философии, определив как вопрос об отношении сознания к материи (т.е. мира духовного к миру материальному). Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую,определяющую их первичность либо вторичность относительно друг друга, и гносеологическую, определяющую принципиальную возможность получения объективно-истинного знания (т.е. знания вещей и процессов такими, как они существуют независимо от сознания субъекта – человека. Решение первой стороны основного вопроса философии делит всех философов на два основных философских лагеря (направления) – материализм и идеализм.

Материализм – философское направление (совокупность философских учений), в основе которых лежит признание первичности, т.е. определяющей роли материи по отношению к сознанию, материального мира по отношению к миру духовному.

Идеализм– общее название философских учений, утверждающих и обосновывающих первичность, т.е. определяющий характер идеального (духовного) в мире по отношению к материальному.

Оба философских направления, возникнув еще в ранней философии, в процессе философского развития не могли не менять своих форм. Так, основными историческими формами материализма выступали: «наивный» материализм античности, связанный с недостатком научных знаний и характеризующийся еще тяготением к образности, когда философские понятия еще только формировались; метафизический материализм Нового времени, приобретающий механистический характер в условиях 17-18 вв, когда происходит обособление от философии и становление точной науки, прежде всего механики и математики; диалектический материализм, формирующийся на новом качественном уровне развития науки и общественной практики. Основными формами идеалистической философии, сложившимися в ходе ее исторического развития являются: идеализм объективный, полагающий в качестве исходного первоначала и первопричины мира нечто объективно-духовное (например, «мир идей» Платона, «абсолютную Идею» Г.Гегеля, «мировую Волю» А.Шопенгауэра и т.п.), и идеализм субъективный, отрицающий существование материальных вещей и процессов вне их восприятия и осмысления познающим субъектом – человеком или человечеством (представители: Д.Беркли, Д.Юм, Э.Мах и др.).

Предпринимались и попытки построить «третью линию» в философии, приняв и материю и дух в качестве равноправных и взаимонезависимых основ мира и отказавшись тем самым от выяснения их иерархии (например, Р.Декарт) Такая позиция получила название дуалистической (гр. «дуалис» - двойственный). Однако, как показывает история философии, такая позиция не может быть проведена до конца последовательно.

Решение гносеологической стороны основного вопроса философии в свою очередь привело к разделению фтлософов на представителей гносеологического оптимизма, которые признавали принципиальную возможность объективного познания действительности, и агностицизма, отрицающих такую возможность.

Развитие философии требовало также разработки соответствующего метода решения ее проблем. Поскольку же такое развитие происходило в тесной связи с развитием общественной практики и научного знания, то он в результате их философского анализа и обобщения одновременно становился и их всеобщим методом. В истории философии сложились два противоположных философских метода – диалектика и метафизика. В основе их расхождения лежит различное понимание развития мира.

Диалектика – философский метод, при котором вещи и явления рассматриваются как взаимосвязанные, постоянно изменяющиеся (в том числе и качественно) и саморазвивающиеся в результате прежде всего их внутренней противоречивости.

Метафизика – философский метод, при котором объекты рассматриваются обособленно (как существующие сами по себе и не взаимоопределяющие друг друга), однозначно (отрицается их внутренняя противоречивость) и «статично» (признаются лишь количественные и отрицаются качественные изменения), тем самым игнорируется их саморазвитие.

Лекция 2. Античная философия

1. Исторические и культурные условия, характерные черты и этапы становления и развития античной фи­лософии.

2. Основные школы ранней античной классики. Зарождение диалектики (Герак­лит) и материализма (Демокрит).

3. Средняя классика: софисты и Сократ.

4. Высокая классика. Учение Платона и становление философского идеализма. Аристотель – вершина философской мысли античности.

5. Особенности и основные школы эллинистического этапа развития античной философской мысли.

1. Философия как первая теоретическая система знания зарождается вХ-VI в.в. до н.э. в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Предпосылками этого являются: а) появление письменности; б) разложение первобытнообщинного строя, создание первых государств (в основном монархическо-авторитарного типа – так называемых восточных деспотий); в) Появление первых теоретических знаний (астрономических, математических и др.).

Но наивысшего своего уровня древняя философия достигает в античной Греции, чему способствовали сложив­шиеся там к тому времени (V1-1V в.в. до н. э.) исторические условия: а) ярко выраженное классовое расслоение общества (классическое рабовладение); б) предопределявшее посредническую роль греков, благодаря соответст­вующему географическому положению, между Азией, Африкой (прежде всего - Египтом) и Европой; в) активное развитие в связи с этим торговли и путешествий; г) политические режимы, ориентированные на выборность власти (демократия, аристократия) и особенности полисной (гр. «полис» – город-государство) жизни; д) меньшая, по сравнению с Древним Востоком, роль традиций в укладе общественной жизни.

Характерными чертами развития философии в Греции были: а) появление философских школ (милетская, элейская, стоическая, афинская и др.); б) менее тесная, чем на Востоке связь с мифологией; в) выработка основных философских понятий (категорий) при сохранении в определенной степени наглядности и образности при их ха­рактеристиках; г) космоцентризм, т.е. ориентация в решении большинства проблем на уподобление рассматривае­мых сфер и явлений действительности единому, разумному и гармоничному Космосу; д) зарождение материали­стической и идеалистической фи­лософских традиций.

Основные проблемы античной философии: а) проблемы бытия и его структуры (онтология) и поиск первона­чал мира (ранняя натурфилософия, т.е. философия природы); б) нравственно - этические проблемы; в) проблемы природы и структуры знания, его возможностей; г) начало сознательной разработки методов мышления и познания,зарождение диалектики; д) устройство общественной жизни и построение моделей справедливого госу­дарства.

Можно выделить следующие этапы развития античной философии:

2. Ранняя классика (досократический период), продолжавшийся с VI до середины IV в.в. до н.э. Центральной в ней является проблема мироустройства, в частности, поиск первоначал мира и принципов его организации. В этот период формируются первые философские школы – милетская, эфесская, элейская (получившие свои имена по на­званию греческих государств-полисов, где жили и работали философы), пифагорейская (по имени своего основателя – Пифагора), атомистическая (название связано с характером решения проблем) и ряд других.

Представители милетской школы в качестве первоначал рассматривают наиболее значимые для человека природные стихии (Фалес – воду, Анаксимен – воздух). Анаксимандр же определяет такую первостихию, как апейрон (в переводе с греческого – беспредельное), не сводя его ни к одной из известных природных стихий. К ми­летцам примыкает по способу решения онтологических проблем эфесская школа, наиболее яркий представитель которой Гераклит рассматривает в качестве первостихии огонь, как олицетворение всеобщей изменчивости ве­щей: мир не создан никем из людей и никем из Богов; он есть мерами воспламеняющийся и мерами затухающий огонь, из которого все возникает и в котором исчезает; в нем все течет и изменяется, подобно реке, в которую нельзя войти дважды, т.к. на входящего текут все новые и новые воды. Он же обратил внимание на всеобщую про­тиворечивость вещей и явлений, усмотрев именно в этом в этом всеобщий источник их саморазвития: борьба есть отец всему и Бог всему. Учение Гераклита, таким образом, можно охарактеризовать как начало диалектического видения мира, хотя и выступающего еще в стихийной своей форме.

В учениях представителей элейской школы (Парменид, Зенон и др.) происходит постепенное освобождение от натурфилософских подходов к объяснению мира. Так, Парменид вводит в философский оборот понятие бытия как такового, определяя его как непротиворечивое, а потому неподвижное основание мира, что делает его неизменным и вечным Поскольку такое бытие недоступно нашей чувственности и дано нам только в мышлении, он отождеств­ляет подлинное бытие с высшей Мыслью. Чувственно же воспринимаемый мир изменчивых и преходящих вещей он считает неподлиным бытием, как и чувственное знание – неподлиным знанием (лишь мнением). При этом он отрицает наличие небытия, поскольку его невозможно выразить в мысли, не противореча самому себе. Его ученик Зенон в подтверждение правоты учителя разработал ряд доказательств неподвижности и непротиворечивости под­линного бытия вещей, так называемые апории («Ахилес и черепаха», «Стрела», «Стадий», «Дихотомия»).

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

С 15 века в Запад­ной Европе начинается эпоха, получившая название Возрождения (Ренессанса). На фоне кризиса феодальных отноше­ний развиваются бо­гатейшие города, в которых сосредотачиваются ремесла и торговля, наука и образование, литература и искусство. В это время прокладываются новые морские пути и дела­ются великие географические открытия (Колумб, Магеллан, Америго Веспуччи), возникают совершенно новые на­учные дисциплины география, картография, анатомия и физиология, огромные успехи достигнуты в астрономии. Повыша­ется уровень образованности и демократии в Европе, возникают первые парламенты.

Одним из главных факторов расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения является победа над диктатурой церкви. Идет переосмысление христиан­ских традиций, начинаются протесты против извра­щения учения Христа, роскоши папства. Таковыми были предпосылки возникновения философии и куль­туры эпохи Возрождения.

Само название эпохи (Возрождение) связано с восстановлением интереса к античной философии и культуре, в частности, к ее традициям натурализма и материализма. Именно в них люди начинают видеть идеалы гармонично­сти и определенные образцы для подражания. В обществе нарастает стремление не к религиозному, а к светскому знанию. Великолепные работы мастеров эпохи Воз­рождения (Петрарка, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланд­жело Буонарроти и др.) воспевают идеи гуманизма и не принимают старой средневековой идеологии. Гуманизм эпохи Возрождения выступал зачастую в форме светского свободомыслия, противостоящего сред­невековой схола­стике и духовному господству церк­ви, которые подвергались критике и даже осмеянию.

Гуманизм - есть воззрение, основывающееся на ценности человека как личности, его праве на свобо­ду, счастье, благополучие. Гуманизм имел длитель­ную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важ­нейшее политическое, социальное и нравственное значение, он складыва­ется впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государст­венного устройства в Италии вводилось парламент­ское правление.

Философия эпохи Возрождения - важнейший этап в истории развития философии в Европе. Она занимает период XV - XVI в.в. Главной ее особенностью является антропоцентризм, главной темой исследо­ваний становится не Бог, а человек его судьба, его место в мире. Возникает новая система ценностей, в которой на пер­вое место выходят проблемы человека и природы. Начинается эпоха становления опыт­ных наук, их роль при­знается как единственная, дающая истинное знание о природе (Н.Коперник, И.Кеп­лер, Г.Галилей, Д.Бруно и др.). Основаниями для таких изменений служили изменения прежде всего в экономической сфере: разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производства знаменовало начало перехода к но­вому общественному строю – капиталистическому.

Пожалуй, самым известным философом этого периода был Николай Кузанский - кардинал католической церкви и в то же время выдающийся представитель пантеистической (гр. rp. «пан»- все и «теос» - Бог) философии эпохи Возрождения. Он, рассматривая Бога как единство абсолютного Максимума и абсолютного Минимума, сближает его с природой, приписывая ей божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве. Для него Земля не является центром мира, поскольку у бесконечности нет центра. Он вы­сказывает ряд диалектиче­ских идей применительно к пониманию приро­ды, усматривая в ней взаимопереходы единого и многого, возможности и действительности, бесконеч­ности и конечности. Николай Кузанский много места в своих трудах отводит анализу научного поиска, подвергая критике схоластику и указывая на важность эксперимента. Он утверждал, что возможности человека в области познания безграничны.

Величайшим гением этого периода был Джордано Бруно. Он, отбросив все церковные догмы, развил гелио­центрические идеи Коперника, обосновал сущест­вование множества миров. Бруно много писал о Боге, но его Бо­гом была Вселенная. Он отрицал Бога, дик­тующего законы миру. Человек для Бруно - часть природы. Его любовь к познанию и сила разума воз­вышают его над миром.

Еще одним видным представителем возрожденческой философии был французский ученый Мишель Монтень, разрабатывавший проблемы познания, критиковавший схоластику как "писание о писаниях" за ее бесплодность в получении научного знания. Он считал задачей познания не обретение человеком веры, а получение знаний о за­конах природы, а опорой познания полагал опыт, в том числе эксперимент. Отвергал идею бессмертия души, хотя и признавал существование Бога.

Ярким представителем политической философии являлся Ник­коло Макиавелли- итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Его философия, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох. Макиавелли полагал, что по природе своей человек изначально зол, а движущими мотивами его поступков чаще всего являются эгоизм и стремле­ние к личной выгоде. Но, если каждый будет пре­следовать только свои эгоистические интересы, то совместное существование людей становится невозможно. Государство и создается для для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма. Стоящий во главе его правитель должен вы­глядеть щедрым и благородным, но не быть тако­вым в действительности, поскольку при соприкосновении с ре­альнос­тью данные качества приведут к противоположному результату. Соблюдая нормы морали в быту, правитель может нарушать их, если этого требуют интересы государства. При этом он не должен посягать на имущество и личную жизнь людей.

Часть 2

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

1. Становление понятия культуры в истории философии.

2. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь.

3. Единство и множественность культур.

1. Термин «культура» (лат. cultura – возделывание, обработ­ка, воспитание, развитие) возник в Древнем Риме. Перво­начально он означал возделывание почвы, ее культивиро­вание, в нем отражался факт воздействия человека на природу. Вместе с тем само явление, позднее обозначенное термином «культура», было замечено и выделено общественным сознанием задолго до того, как появился этот термин. Древнегреческое «techne» (ремесло, мастерство, искусство) также обозначало че­ловеческую деятельность, изменяющую природный мир.

Античная философия связывала культуру с воспитанием и обучением человека, рассматривая ее как средство, с помощью которого можно довести телесное состояние человека до космического совершенства.

Средневековая философия утверждает, что культурное развитие возможно лишь в результате приобщения к Богу, даже само понятие культуры выводя из понятия «культ». Для философии Возрождения культура – средство формиро­вания соответствующей гуманистическому идеалу человека уни­версальной личности, свободной, критичной, образованной, активно участвующей в общественной жизни. Философия XVII-XVIII вв. понятие культуры отождествляет с понятием разумности. К разуму обращались к нему как к неподкупному «высшему судье» в познании, искусстве и всех других человеческих делах. Культура здесь не­отделима от свободы чело­века, достоинств и величия его души. В то же время в философии Просвещения возникает и крити­ческое отношение к культуре. Так, Ж.Ж. Руссо, например, считал, что природа человека, содержащая огромные потенциальные возмож­ности, извращается культурой, которая включает в себя ложные со­циальные условности, идеалы и т.д. Классическая немецкая философия отождествляет культуру с духовными ценностями, противопоставляя их ценностям материальным, бездуховным. Подлинно культурное существование че­ловека связывается со сферой или морального сознания (И. Кант), или философского сознания (Г.В. Ге­гель).

Марксистская философия не ограничивает культуру духовной областью. Она рассматривается как специфическая ха­рактеристика определенного уровня развития общества, один из показателей общественного прогресса. «Каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе» ( Ф.. Энгельс). Культура включает в себя как вещественно-предметные и духов­ные результаты деятельности, так и реализуемые в деятельности людей их субъективные возможности, являясь показателем раз­вития творческих сил и способностей личности.

Общая картина существующих в настоящее время определений культуры также довольно пестрая. Культура определяется и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как способ чело­веческой деятельности, и как деятельность общества, преобразующая природу, и как воплощенные ценности, и как система регулятивов человечес­кой деятельности и т.п.

Во всех определениях культуры нередко выска­зывается мысль, что культура представляет собой специфическую человеческую форму бытия, включающую определенный уровень организации материальной и духовной деятель­ности человека, а также результаты этой деятельнос­ти, используемые человеком и оцененные им через при­зму своих идеалов, целей, установок, знаний и умений. Человек является не только творцом культуры, но и ее творени­ем. В культуре выражена жизнедеятельность как отдельной лич­ности, так и групп людей, и общества в целом.

Культура – результат созидательной деятельности человека как общественного существа. Однако человеком создаются не только внешние предметы, идеи и другие социальные формы, отчуждаемые им от себя. Созидая их, человек развивает и реализует свои спо­собности, знания, умения, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития.

Культура – сущностное, родовое свойство человека. Природа дала ему телесную организацию, которая является биофизическим бази­сом для культурного освоения мира и обеспечивает саму возможность человеческой деятельности. Культура же определяет качественное отличие ее от биологических форм жизни.

2. В процессе деятельности человек вступает в отношения с при­родой, обществом, самим собой. В результате создаются матери­альные и духовные ценности. В соответствии с этим возможно разграничение культуры на материальнуюи духовную. Перваясвязана с практическим освоени­ем человеком природы. Она включает всю совокупность матери­альных благ, средства их производства и способы овладения ими. Вторая охватывает общественное сознание, способы создания духовных ценностей, язык, эмоционально-пси­хологические состояния. Духовная культура проявляет себя в науке, образовании, искусстве и других формах духовной деятельности

Выделение указанных родов культуры не означает их пол­ной обособленности, они находятся в органическом единстве, взаимодействуют, влияют друг на друга. Так, непрерывность, существующая в процессе создания материальных ценностей, вли­яет на непрерывность развития культуры духовной. Многие об­разцы духовной культуры воплощаются в материальной форме (живописные полотна, скульптура, архитектурные ансамбли и т.п.), зависят от уровня, достигнутого материальной культурой (материальная оснащенность системы образования, медицинско­го обслуживания и т.п.). В свою очередь, духовная культура влияет на степень развития культуры материальной. Культура материального производства, например, в значительной степени определяется уровнем научного знания, интеллектуальными воз­можностями производителей.

Связь и взаимодействие материальной и духовной культуры проявляется также в том, что продукты материальной деятель­ности для того, чтобы стать культурными ценностями, должны быть переведены в сферу духовности. Поэтому культуру часто отождествляют с духовными явлениями, ставят между ними знак равенства.

Безусловно, духовность в ее различных проявлениях играет огромную роль в жизни человека и общества. Однако отождествление культуры в целом с исключительно духовной ее составляющей вряд ли правомерно, ибо в этом случае полностью отбрасывается все богатство материальных ценностей, созданных и накопленных человечеством.

Итак, культура является важнейшим атрибутом общества, но она не тождественна ему. Между культурой и обществом существуют сложные, разнообразные, порой противоречивые отношения. Каждый исторически конкретный период общественного разви­тия, выраженный определенными экономическими, социальны­ми, политическими отношениями, формирует различные прояв­ления культуры, влияет на их функционирование. В обществе мог

Наши рекомендации