Вопрос 19: Творчество Филдинга (1707–1754)
Английский романист и драматург, публицист.
Родился 22 апреля 1707, предположительно в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир). Отец его был родовитым дворянином, служил в армии, в 1711 вышел в отставку в генеральском звании. До двенадцати лет Генри по преимуществу жил в Ист-Стауре (графство Дорсетшир), богатом имении деда с материнской стороны, члена Суда королевской скамьи. Учился в Итоне (1719–1725) и Лейденском университете (1728–1730). Первой публикацией Филдинга была сатирическая поэма Маскарад, (1728); вскоре за ней последовала комедия положений «Любовь под разными масками». В 1730 опубликовал четыре пьесы, среди них ироикомическую «Трагедию трагедий, или Жизнь и смерть великого Мальчика с Пальчика», самую популярную из его пьес. В 1731 поставил «Валлийскую оперу», в которой содержались нападки на первого министра Р.Уолпола. Уязвленный премьер добился того, что комедию запретили, однако Филдинг не оставил политическую сатиру. Среди произведений этого рода особо примечательны Пасквин. Комедия-сатира на современность (1736) и Исторический календарь за 1736 год. Эти и другие подобные пьесы привели к тому, что в 1737 Уолпол провел закон, устанавливавший театральную цензуру.
Отлученный от театра, имея на иждивении жену Шарлотту Крейдок (они вступили в брак в 1734), и двух дочерей, в 1737 Филдинг начал изучать юриспруденцию, и в 1740 он был допущен к практике. 15 ноября 1739 Филдинг начал издавать журнал «Борец, или Британский Меркурий», связанный с парламентской оппозицией, но в литературном отношении близкий «Болтуну». «Борец» враждовал с Уолполом, однако избегал откровенно политической направленности, присущей другим журналам Филдинга, антистюартовскому «Истинному патриоту», выходившему с 5 ноября 1745 по 17 июня 1746, и «Якобитскому журналу», выходившему с 5 декабря 1747 по 5 ноября 1748, которые были вызваны к жизни восстанием 1745–1746 в поддержку Стюартов и его последствиями, но интересны и сегодня своими очерками и литературной критикой.
В награду за издание этих журналов и иные политические заслуги Филдинг был в 1747 назначен мировым судьей в Вестминстере и позже – в Мидлсексе. Он отличился на этом поприще, фактически создав лондонскую полицию, и в 1749–1753 написал несколько памфлетов на социальные темы. В своем последнем романе «Амелия» Филдинг во многом опирался на собственный судейский опыт. С 4 января по 25 ноября 1752 выпускал свой наименее партийный «Ковентгарденский журнал».
Пьесы Филдинга ныне утратили популярность, и его слава основывается главным образом на романах «История Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» (1742), «История жизни и смерти Джонатана Уайльда Великого» (1743), «История Тома Джонса, найденыша» (1749) и «Амелия» (1751). К созданию «Джозефа Эндруса…», самого светлого из этих произведений, писателя побудил роман С.Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель». Еще прежде Филдинг остро высмеял «Памелу», а заодно Апологию собственной жизни актера и поэта-лауреата К.Сибера в короткой юмореске «Апология жизни миссис Шамелы Эндрус», но в «Джозефе Эндрусе…» сатира более добродушна и не столь резка. В романе привлекательны юмор и живо изображенные персонажи, особенно педантичный и простодушный пастор Адамс. Филдинг называл это произведение комическим авантюрным романом или комическим эпосом в прозе, воспроизводящим манеру Дон Кихота Сервантеса. Пародируя Памелу Ричардсона, Филдинг заставил необыкновенно целомудренного лакея Джозефа отвергнуть похотливую леди Буби и бежать к честной служанке Фанни Гудвилл. Завершают этот роман «большой дороги» раскрытие семейных тайн и женитьба Джозефа и Фанни.
Джонатан Уайльд, яркая сатира на Уолпола, был начат предположительно после выхода закона о театральной цензуре в 1737 и поспешно завершен, чтобы попасть в сборник «Смесь» (1743). В сборник вошло также незаконченное и неровное аллегорическое обозрение Путешествие в загробный мир и прочее , шутливые стихи и другие легкие мелочи, но кроме того – серьезные эссе об искусстве беседы, о людских характерах и несчастьях.
«Том Джонс» – признанный шедевр Филдинга. Романисту, утверждает в нем Филдинг, необходимы изобретательность и рассудительность, хорошее образование, широкий круг общения, человечность. Подробно разработанный, но по существу простой сюжет Тома Джонса – один из самых искусных в художественной литературе. Сквайр Олворти, обнаружив в доме подкидыша, растит мальчика вместе с Блифилом, сыном своей сестры Бриджет. Найденыш неблагоразумен, но добросердечен и становится всеобщим любимцем. Том и живущая по соседству София Уэстерн любят друг друга, завистливый Блифил клевещет Олворти на найденыша, и того изгоняют. София следует за ним – отчасти чтобы отделаться от Блифила, однако, узнав о нескромности Тома в амурных делах, отрекается от него. Обстоятельства Тома все ухудшаются, он близок к гибели, но затем становятся известны низость Блифила и безупречная порядочность Тома. Выясняется также, что он – сын Бриджет, и с благословения Олворти и сквайра Уэстерна он женится на Софии.
Перегруженность работой надорвала его здоровье. В 1744 он пережил трагедию: умерли его дочь и жена. В 1747 Филдинг женился вторично. В 1754 после изнурительной зимы, проведенной в суде, в борьбе с волной убийств, он был вынужден уехать на лечение в Португалию, где умер 8 октября 1754. В «Дневнике путешествия в Лиссабон» (1755) с характерными для писателя остроумием и живостью мысли описаны последние недели его жизни.
20.Социально-политические и эстетические взгляды Ж.-Ж. Руссо.
Руссо наиболее радикален. Он был востребован эпохой 18 века. Своим творчеством повлиял на деятелей Великой Французской Революции. Руссо швейцарец. По характеру он был сложным и противоречивым человеком. Историю своей жизни он изложил в исповеди. В исповеди есть нелицеприятные факты- это особый способ самораскрытия. Он относится к числу просветителей 2 этапа. Руссо- бродяга, сын часовщика. В 30 лет попадает в Париж. Всё творчество начинал с музыки, результатом которого стал посмертно опубликованный сборник, где 85 романсов. Руссо предугадал демократическую песенно-романсную лирику. «Деревенский колдун»- опера. Скоро приобрёл славу «раскольника». Это касалось чувства. Сентиментализм нашёл в его творчестве законную форму.
Соц. Политические взгляды. Написанные им трактаты: «Рассуждения о науках и искусствах», «О влиянии наук и искусств на нравы». Дижонская академия – конкурс, Дидро посоветовал ему участвовать. Основная мысль трактов: цивилизация углубленный соц.контраст, цивилизация вредна, наука и искусство- это формы, отражающие все противоречия общества. 74 год-«рассуждение об нравах и причинах неравенства людей» - ставится вопрос о природе и культуре. Выдвигает идею «естественного человека», человека природы, противопоставляет ему «человека общества». Неравенства созданы не Богом, а людьми. Руссо увидел причину, не зависящую от людей: частная собственность. Общественная программа: человек рождён свободным, но он повсюду в оковах.
По его мнению, если правление не соответствует естественным правам человека, то народ имеет право свергнуть его. Важную роль играют выборы соц. Институтов. Идеал для Руссо - демократическая республика. Здесь и культура может служить человеку.
Соц. политические взгляды можно увидеть в тракте «Рассуждение о науках и искусствах». Основная мысль тракта сводилась к тому, что не только не дала счастья людям, а, наоборот, усугубила бедственное положение одних и паразитизм других, умножила пороки. Тракт превратился в красноречивое отрицание науки, прогресса, цивилизации.
Эстетические взгляды. Руссо вместе со всеми просветителями выступил против ограниченности и условности ряда принципов эстетики классицизма, во имя искусства демократического и реалистического. Руссо отвергает возвышенность и высокопарность классицистической трагедии, он резко осуждает систему сословной иерархии в театре когда право на высокие чувства и героические подвиги предоставлялось только высокопоставленным людям, выводимым в трагедиях. Современники восхитили его роман «Новая Элоиза»(1761)- лирика в прозе , мелодия любви, полная огня, поэзии чувств, всестороннего преклонения перед природой, её красотой. Взяв за основу романа трагическую историю двух влюблённых, Абеляра и Элоизы, он нарисовал подобную в современной ему Швейцарии и Франции. В романе конфликт между естественной моралью» и ложным понятием «цивилизационного» общества. Второй философский роман Руссо - «Эмиль». Вопросы воспитания входили в круг самых близких интересов просветителей. Путём воспитания они надеялись исправить общественные пороки, искоренить социальное зло. Руссо предложил проект воспитания аристократа. Цель воспитания по мысли Руссо - дать обществу полезного человека, призывает к воспитанию в человеке высоких чувств человеколюбия.