Особенности развития цивилизации Запада и Востока
Западная цивилизация характеризуется целерациональным стилем мышления; обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии; проявляет нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым.
Западная цивилизация обращена на познание и преобразование мира; сознательное вмешательство людей в общественные процессы.
Особенности Западной цивилизации:
Ø В политической сфере:
ü Гарантии частной собственности и гражданских прав личности;
ü Стремление к установлению гармонии общества и государства;
ü Стремление к формированию институтов гражданского общества.
Восточная цивилизация характеризуется как традиционалистская; отмечается господствующая авторитарно-административная система; характеризуется высокой степенью зависимости людей от властвующих структур и институтов. Восточнославянская цивилизация определяется геополитическим расположением, веками складывавшимся укладом жизни, общей историей, общностью социально-психологического склада, близкими культурными ценностями.
Типология цивилизационной динамики предполагает 2 основных вида:
1. Традиционные цивилизации. Характерны замедленные темпы социальных изменений, жесткая социальная стратификация общества, отсутствие демократических традиций и т. д;
2. Цивилизации инновационного или техногенного типа.Характеризуются преобладанием интенсивных форм развития; постоянной перестройкой оснований культуры, выполняющей функции по преобразованию природной и социальной среды его обитания.
№ 46. Природа, источники и механизмы социальной динамики. Социальные конфликты и пути их разрешения
В социальной философии сформировались различные подходы относительно источников социальной динамики и социальных противоречий– от роли духовных смыслов в изменении социума до материальных факторов.
Так, для марксистской традиции характерно видеть источник социальных трансформаций в противоречии между производительными силами и производственными отношениями. Альтернативная точка зрения ищет источник социальных изменений в сфере духовных смыслов, изменении религиозно-этических установок (М. Вебер), изменении культурных систем, философских воззрений на окружающую действительность (ПЛ. Сорокин).
В реальном пространстве-времени борьба противоположностей – лишь самый разрушительный способ устранения противоречия. Реальной борьбы противоположностей в ходе разрешения социальных конфликтов можно избежать посредством моделирования ее в диалоге, позволяющем, по выражению К. Поппера, гибнуть теориям, а не их сторонникам.
Социальный конфликт– это один из видов социального отношения, заключающийся в противостоянии отдельных индивидов или групп людей, борющихся за реализацию своих интересов.
По своим содержательным характеристикам социальный конфликт противоположен таким явлениям, как социальное согласие (консенсус), сотрудничество, гармония, социальный порядок.
Выделяются различные формы социального конфликта, его фазы и средства, используемые конфликтующими сторонами:
Ø прямое насилие; принуждение; обман; ориентация на использование ненасильственных методов устранения социальных конфликтов и достижение согласия.
Глубинные социальные конфликты способны привести общество к социальной революции.
Социальная революция, как и в целом понятие революция (от лат. revolution — поворот, переворот) –резкий всплеск, бурные всплески движения, приводящие к качественным, сущностным изменениям системы.
В обществе – это максимально быстрое и глубокое изменение социума, открывающее ему как небывалые до этого возможности самоосуществления, так и социального напряжения. В марксистской философии подчеркивается творческий характер социальной революции как решающей, продуктивной активности масс в развитом обществе, воплощающей ярчайшие и глубинные коллективные действия в кризисные моменты человеческой истории. Особо подчеркивается здесь роль классовой борьбы.
В отличие от социальной революции, как наиболее концентрированного, радикального и глубоко фундаментального обновления социальных явлений, реформы(от лат. reformaro - преобразовывать) нацелены на преобразование, изменение социальной системы без изменения ее формы или содержательные изменения без преобразования общественно-экономических основ. Реформа является способом обновления, модернизации общества, введения инноваций, нововведений. В этом смысле система реформ выступает альтернативой революции, предупреждая или заменяя ее.
Во второй половине 20 в. (1950-60-е гг.) для описания радикальных структурных перемен в обществе стало использоваться понятие «социальная трансформация» или «трансформационные процессы в обществе» (итал. transformare — преобразовывать, превращать), которое позже применяли для обозначения общественно-исторических перемен, осуществлявшихся в 80-90 гг. 20 в. в странах Центральной Европы, а затем и бывшего СССР.
В историческом развитии общества конфликты часто являются следствием проявления социального насилия. Концепции насилия в современной социальной философии противостоит концепция ненасилия как оппозиция насилию в любых его формах проявления, представляющая собой и соответствующую идею, и образ жизни, и специфический тип умонастроения.
№ 47. Синергетическая модель общества. Общество как система деятельности
Синергетика(от греч. –совместный, согласованно действующий). Синергетика исследует процессы самоорганизации. Под самоорганизацией понимается явления генезиса пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в состояниях, удаленных от равновесия.
В современной науке есть такие направления:
Ø теория систем; синергетика; теория хаоса и др.
Они позволяют «смотреть на проблему в целом», то есть изучать не отдельные составные части чего-либо (природы, общества, человека),а исследовать динамику развития этих систем.
Концепция универсального или глобального эволюционизма сложилась в последней трети 20 столетия. Согласно этой концепции:
1.Системные объекты различной природы, как и мир в целом, находятся в состоянии динамических взаимодействий и постоянной нестабильности;
2.Не только биологические и социальные системы, но и физические объекты, включая Галактику, Мегагалатику, рассматриваются как эволюционирующие, изменяющиеся во времени объекты.
3. «Стрела времени» становится универсальным философско-методологическим конструктом в этой динамической картине мира, привнося в нее дух постоянных преобразований.
Динамика идеи эволюционизма начиная с мифопоэтических представлений о природе Космоса в античности и вплоть до космологической модели А. Эйнштейна (1905-1914 гг.) постулат постоянства мира во времени оставался незыблемым. Только в середине 20 столетия принцип развития обретает очертания глобального эволюционизма.
Синергетика возникает в начале 70-х годов 20 века как особое междисциплинарное направление научных исследований.
Самоорганизация может быть двух типов:
1. В первом случае в системе не появляется качественно новых элементов, и весь процесс сводится лишь к перекомбинации элементов или к изменению их количества. Примеры: Образование галактик зарождение атмосферных вихрей, образование структур в химических реакторах и т. д.
2. Ко второму можно отнести такие процессы, как образование макромолекул при химической эволюции, образование видов в эволюции биологической, возникновение клеток живой ткани и т. п. То есть второй тип самоорганизации наблюдается преимущественно в живых системах.
В случаях достижения системами особых критических состояний – точек бифуркации (критическое состояние, точка разлома, неизвестно куда пойдет развитие), их поведение становится неустойчивым. В таких ситуациях под воздействием незначительных случайных факторов (флуктуаций) состояние системы может принципиально измениться. В эти моменты нельзя однозначно предсказать, в каком направлении будет осуществляться дальнейшее развитие системы: перейдет ли она на более высокий уровень организации или станет хаотичной, утратив целостность своей структуры.
Если нестабильности недостаточно – самоорганизация затухает. Если нестабильность слишком высока – то развитие становится совершенно непредсказуемым и система утрачивает упорядоченность.
Развитие синергетики связывают с именами:
Ø Г. Хакина; Ильи Пригожина; Изабеллы Стенгерс; С. Курдюмова.
В литературе существуют разнообразные определения общества. В частности, общество определяется как:
Ø выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития;
Ø система («мир») человеческой деятельности, а также ее объективное условие и результат;
Ø система взаимодействия (интеракции) между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей;
Ø система социальной коммуникации между людьми, реализующими свои интересы на основе существующих общих ценностей культуры;
Ø система отношениймежду социальными группами с характерными для них корпоративными интересами;
Ø система отношений между большими (макросоциальными) группами – классами, этносоциальными общностями и выражающими их коренные интересы учреждениями;
Ø система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;
Ø система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каждой из которых реализуются соответствующие потребности и интересы общества.
№ 48. Понятие социальной структуры общества. Стратификационные отношения в современном мире
Общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности. Целостная совокупность устойчивых, функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составляет социальную структуру общества. В литературе выделяются различные типы социальных структур: классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная и др. Каждая из них – это совокупность социальных групп, объединенных исторически сложившимися, устойчивыми социальными отношениями и обладающих рядом признаков.
Исторически первыми оформляются этническая и демографическая структуры общества, которые характеризуют этнический и половозрастной состав населения. К основным элементам этнической структуры общества относятся род, племя, народность, нация. Роду и племени свойственны господство кровнородственных отношений, общность происхождения, поселения, общие язык, обычаи, верования. С развитием общества кровнородственные связи утрачивают свое прежнее значение, на их место приходят социально-территориальные связи. Формируется следующая этническая общность – народность как исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, общность верований, культуры, зачатки экономических связей.
С возникновением капиталистических отношений появляется такая этническая общность, как нация, отличающаяся единством экономической жизни, территории, культуры, общими чертами психологического склада, национальным самосознанием, а также общенародным литературным языком.
Демографическая структура общества характеризует такой важный феномен, как народонаселение, под которым понимается непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей, проживающая в том или ином регионе. К важнейшим демографическим показателям относятся численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная подвижность и др. Эти показатели выступают критериями для выделения различных демографических групп в обществе. Динамика народонаселения определяется не только и не столько биологическими факторами (как считал Т. Мальтус), сколько социально-экономическими (развитием производительных сил, уровнем дохода, местом человека в жизни общества и т. д.). Поселенческая структура выражает пространственную форму организации общества и описывает объединения людей по их принадлежности к тому или иному типу поселения (сельские, городские). Данные общности различаются особенностями профессиональной занятости населения, количеством урегулированного рабочего и свободного времени, доступом к образованию, возможностями удовлетворения духовных потребностей, организованностью населения. Доминирующая тенденция развития поселенческой структуры общества связана с процессами урбанизации, ростом роли городов в жизни общества и увеличением доли городского народонаселения.
Важнейший тип социальной структуры – социально-классовая структура общества как совокупность классов, слоев, групп, различающихся своими социально-экономическими характеристиками. Существует множество концепций, объясняющих механизмы возникновения классового неравенства: теологическая, «теория насилия» Е. Дюринга, распределительная теория А.Смитта, психологическая, но наиболее представительными и показательными являются марксистская теория классов и современная стратификационная теория (М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.).
Сущность марксистского подхода к классам состоит в следующем:
Ø Классы не существуют вечно, их возникновение связано с процессом развития производства;
Ø В результате развития процесса общественного разделения труда и роста его производительности, товарного обмена создается избыточный продукт, который присваивается определенной частью общества. Так возникает частная собственность, которая разделяет людей по отношению к средствам производства и присвоению результатов труда. Данные процессы ведут к образованию классов;
· Классы – это большие группы людей, различающиеся по: их месту в исторически определенной системе общественного производства; отношению к средствам производства; роли в общественной организации труда; способам получения и размерах доли общественного богатства.
Ø Отношения классов рассматриваются как отношения классовой борьбы, призванной установить диктатуру пролетариата;
Ø Будущее развитие общества, связанное с построением коммунизма, характеризуется стиранием классовых различий и формированием социально однородного общества.
Необходимо отметить, что хотя марксистская концепция классов и содержит в себе определенные рациональные моменты, тем не менее, она страдает рядом недостатков. В первую очередь это касается абсолютизации экономических факторов в формировании и развитии классов. В марксистской схеме доминирует глобальный макроэкономический аспект, что затрудняет ее использование в исследовании локальных социальных процессов. Данная концепция во многом заидеологизирована, особенно в тех моментах, где анализируются диктатура пролетариата и перспективы становления бесклассового общества. В современной социальной философии важное значение приобретает стратификационный подход к социальной структуре общества(термин «strata» взят из геологии, где он означает «слой»).
Стратификация – это дифференциация населения на различные классы, слои, группы в зависимости от неравномерного распределения власти, прав и обязанностей, ценностей и привилегий.
В таком подходе под стратой понимается группа людей, обладающих одинаковым социальным статусом, одинаковым положением в обществе. В качестве стратифицирующих критериев могут выступать различные факторы, но важнейшими являются форма собственности, общественная организация труда, имущественное положение, властные отношения. Соответственно можно выделить и следующие типы стратификации: экономическую; профессиональную; политическую.
Принципиальной установкой теории социальной стратификации является идея возможности смены социального статуса. Для объяснения данного процесса используется концепция социальной мобильности. Один из авторов данной концепции П. Сорокин отмечает, что социальная мобильность – естественное состояние общества, она включает вертикальную и горизонтальную мобильность.
Вертикальную мобильность он рассматривает в трех сферах – политической, экономической, профессиональной. Человек может перемещаться в каждой из них, при этом П. Сорокин выделяет восходящую и нисходящую вертикальные мобильности. Горизонтальная мобильность предполагает передвижение индивида на одном и том же социальном уровне. Концепция социальной стратификации в определенной мере преодолевает недостатки марксистского подхода в интерпретации структур общества. Однако и она страдает рядом недостатков. Она хорошо «работает» на микроуровне, в сфере прикладных социологических исследований, но на уровне социально-философских построений ее эвристический потенциал значительно слабее. В целом развитие стратификационных процессов современного общества характеризуется следующими особенностями:
1.Ослаблением действия такого классово образующего признака, как отношения собственности. В настоящее время растет число и значение в обществе такой группы, как управленцы-менеджеры. Следовательно, разделяются аспекты владения и управления средствами производства;
2.Изменяются формы связи наемных работников с собственностью; растет число работников, имеющих долю собственности на средства производства предприятия; Растет влияние государственной собственности, а вместе с этим социальная защищенность и гарантии трудящихся; Увеличивается численность и значение так называемого «среднего класса», являющегося основой стабильности общества. Средний класс представляет собой общность людей, объединенных относительно высоким уровнем жизни, занятых различными видами профессиональной деятельности, имеющих устойчивые источники дохода; В социальной сфере начинают доминировать идеи социального партнерства, сотрудничества, а не идеи классовой борьбы; Растет политическая активность всех слоев общества, для них открываются более-менее равные возможности в сфере образования, культуры, здравоохранения; Динамизм современной жизни определяет рост числа маргиналов, т. е. такой группы, которая находится на периферии сложившейся социальной структуры, которая не смогла адаптироваться к доминирующим социальным общностям.
№ 49. Современная научно-техническая революция, ее характерные черты и социальные последствия. Понятия техники и технологии
НТР – коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества, в ведущий фактор развития общественного производства.
Характерные черты НТР:
Ø Универсальность. НТР охватывает почти все сферы общественной жизни;
Ø Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований;
Ø Коренное изменение роли человека в процессе производства;
Ø Ориентация на использование научно-технических достижений в военных целях.