Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике

В отличие от философии Запада философия Востока скон­центрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной: она иссле­дует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, поли­тические, правовые проблемы.

Даже в исследовании самой проблемы человека существует , различие в философских концепциях Запада и Востока. Вос­точная философия исследует проблему человека с точки зре­ния практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Поэтому в ней содержится много более частных проблем, свя­занных с самосознанием человека, его формами и состояния­ми, этикетом, практическими наставлениями правителям, старшим и младшим по возрасту людям, а также людям, зани­мающим разное социальное положение в обществе. Западная философия обращается к человеку чаще не через его психичес­кое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.

Восточная философия развивается в тесном взаимодейст­вии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философия, и как религия. Пример тому брахманизм, индуизм,, буддизм, конфуцианство. Запад­ная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии. Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых или хотя бы распространенных в Древней Греции и Риме религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в со­чинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других фило­софов, довольно сильна атеистическая тенденция.

Разработка категориального аппарата в западной и восточ­ной философии также имеет свою специфику. В восточной фи­лософии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией и «Ригведами»: инь— женское на­чало и янь — мужское начало, их соединение с эфиром — ци; или рассмотрение вещей как комбинации пяти материальных первооснов — земли, воды, воздуха, огня и дерева. Часто об­суждаются категории смерти и жизни, души и физического тела, материии души, сознания и его состояний. Вводятся по­нятия: сансара— перевоплощение, возрождение души, карма — воздаяние человеку после смерти или индивидуальная судь­ба человека, аскеза—достижение сверхъестественных способ­ностей путем самоограничения, нирвана— высшее состояние, цель человеческих стремлений, «состояние души, освобожден­ной от оков материи» и др. Конечно, восточная философия ис­пользует и традиционно философские категории — движение, противоположность, единство, материя, сознание, про­странство, время, мир, субстанция и др.

Разработка философского категориального аппарата, выра­жающего суть философских систем и их борьбу, — заслуга прежде всего древнегреческой философии. Впервые система­тически о категориях речь шла в трактате Аристотеля «Катего­рии». Он составил их таблицу на основе изучения предшест­вующей философской мысли. Эта таблица включает следую­щие категории: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Таблица категорий Аристотеля оказала опреде­ляющее влияние на развитие учения о категориях, вплоть до Нового времени, когда были предприняты попытки изменить ее состав в связи с достижениями философии и конкретных наук.

Имеются различия и в учении о строении материи. В анти­чной философии Запада возникла атомистика как учение о дискретном строении материи. Ее основоположниками были древнегреческие философы Левкипп и Демокрит, идеи атомис­тики развивает Эпикур и древнеримский философ Лукреций Кар. Демокрит учил, что мир состоит из атомов и пустоты. Атомы—мельчайшие тела, не имеющие качества. Качества же появляются от сочетания атомов по форме, положению и по­рядку. Очертание — форма атома; соприкосновение есть поря­док, а поворот — положение. Почему молоко легко пьется? Да потому, считал Демокрит, что оно состоит из «круглых атомов». Почему горчицу «нельзя пить как молоко? Потому, что атомы горчицы «крючковатые»[22]. Так объяснял древнегреческий фило­соф качества вещей и их многообразие. В атомистике Демокри­та наряду с наивными объяснениями причинности просмат­ривается стремление увидеть все ту же причинность в самих вещах, а точнее — в атомах. В восточной философии проблема дискретности материи, ее строения не ставится. В ней материя рассматривается преимущественно как некая «помеха» душе, или Е единстве с формой, или как некое субстанционное начало.

Есть различия в решении проблем познания. В западной философии познание рассматривается не только как эмпири­ческое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т.е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в их изуче­ние внесли Сократ, Платон, особенно Аристотель. В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя (санскр. буквально — правило, рассуж­дение, вхождение в предмет, логика). Ньяя подчеркивала важ­ность умозрения для решения философских проблем. Она ис­следует четыре источника достижения истины: восприятие, вывод, сравнение, доказательство. Эти источники ведут к до­стоверному познанию. В целом же для древневосточной фило­софии более характерно самопознание.

Следует отметить, что специфика западной и восточной фи­лософии отчетливо просматривается при рассмотрении в них социальной проблематики. В восточной философии это про­блемы «вселенского человека», от которого пошло все прошлое, настоящее и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенствования, управления другими людьми. Так, Конфуций стремится показать необходимость иерархии соци­альных структур, строгую субординацию людей, обращаясь к Небу, его величию: «Небо определяет для каждого человека место в обществе, награждает, наказывает...».[23]

Много внимания уделяется в восточной философии пробле­ме закона. Одни философы его отвергали, другие на него упо­вали. Важнейшей проблемой является проблема народа и пра­вителя.

В древнегреческой и древнеримской философии социальная проблематика содержит более широкий спектр тем. Да и их рассмотрение отличается от рассмотрения в восточной фило­софии. Во-первых, йачиная с Демокрита, почти все философы древнего мира обращаются к проблемам государства, закона, труда, управления войны и мира, желаний, интересов, влас­ти, имущественного деления общества.

Во-вторых, ценным при рассмотрении этих социально-фи­лософских проблем является обращение к: человеку в его един­стве с обществом. Например, Демокрит пишет: «Общая нужда тяжелее частной нужды отдельного человека. Ибо в случае общей нужды не остается никакой надежды на помощь»; «Закон хочет устроить жизнь людей, сможет же он сделать это лишь в том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хоро­шо. Ибо закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется»; «Мудрому человеку вся земля откры­та. Ибо Для хорошей души отечество — весь мир»[24].

Платон также рассматривает социальные проблемы. Его интересует сущность и формы государства с точки зрения лич­ностных критериев, особенно это относится к личности прави­теля. Правитель должен обладать такими добродетелями, как познание истины, блага, красоты; мудростью, мужеством, справедливостью, остроумием, просветленностью аффектов; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способ­ностей.

Платон создает первую в истории человечества теорию иде­ального государства. Им признаются три его формы: монархия, аристократия и демократия. Каждая из этих форм высту­пает в свою очередь в двух видах: законной и незаконной, или насильственной. Предпочтительнее первый вид, считает Платон. Лучше всего управлять государством смогут философы. Об этом он пишет в сочинении «Государство»:

«Если же бедные и неимущие добиваются доступа к общест­венным благам, рассчитывая урвать себе оттуда кусок, тогда не быть добру: власть становится чем-то таким, что можно оспа­ривать, и подобного рода домашняя и внутренняя война губит и участвующих в ней, и остальных граждан. Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен. А то с ними будут сражаться соперники в этой любви...»[25].

Свою теорию государства в «Политике» изложил и Аристо­тель. Он ставит вопрос: «Для какой цели возникло государство и сколько видов имеет власть, управляющая человеком в его общественной жизни?» И отвечает, что «государство создается не ради того, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо... Государство появляется тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни, в целях совершенного и самодовлеющего существования». Что касается государственной власти, то Аристотель называл «три хороших» и «три дурных» формы. К первым он относил те, в которых власть служит обществу: монархию, аристократию, «политию», т.е. власть среднего класса. К последним — тира­нию, чистую олигархию и крайнюю демократию[26]. ,

В социальной философской проблематике античности пре­обладает этическая тематика: она рассыпана мудрыми афо­ризмами, которые заставляют нас задумываться и сегодня. Так, в одних только «Диалогах» Платона даются определения понятий судьбы, старости, добродетели, разумности, спра­ведливости, терпеливости, хладнокровия, совестливости, свободы, скромности, порядочности, великодушия, блага, ми­ролюбия, легкомыслия, дружбы, благородства, веры, здраво­мыслия и др.

Подводя итог рассмотрению философии древнего мира, сле­дует сказать, что она является «душой» его культуры, во многом определяет лицо духовной цивилизации Запада и Востока. Дело в том, что философия охватила все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.

Вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствова­нию через уход от материального мира, что не могло не ска­заться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры народов Востока.

Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.

В целом же философия древнего мира оказала огромное вли­яние на последующую философскую мысль, культуру, разви­тие человеческой цивилизации.

Глава II

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Наши рекомендации