Категории материалистической диалектики
· общее – особенное – единичное;
· содержание и форма;
· необходимость и случайность;
· причина и следствие;
· сущность и явление;
· возможность и действительность и др.
№ 25. Философия природы. Понятие биосферы и основные закономерности ее развития
Понятие природы Природа – это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Универсум», «Космос». Под природой в узком смысле понимается естественная среда обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу и человеку. Это объект изучения конкретных наук, и философской рефлексии над различными аспектами существования природного мира.
Эволюция взглядов на природы Для натурфилософского периода античной философии характерна постановка проблемы «архэ» (от греч. arhe – начало) – поиск единой основы мироздания.
· У Лукреция Кара природа предстает как рождающая творческая фюсис.
· У Демокрита и Эпикура природа рассматривается как совокупность атомов и пустоты. Преобладает естественнонаучный аспект.
Термин «натурфилософия» (philosophianaturalis):появляется в школе стоиков Сенека разделил философию на три части: Нравственную (вносит порядок в душу); Естественную (исследует природу вещей); Философия человеческого разума.
Согласно учению стоиков в системе философии именно физика учит о природе. Физика составляет основу натурфилософии. Это приводит к совпадению предметов физики и философии. Физика вплоть до И. Ньютона называлась «натуральной философией». И. Ньютон в работе «Математические начала натуральной философии» излагает фундаментальные принципы физического познания природы.
Натурфилософия в эпоху Возрождения – умозрительное (логическое, не прикладное) истолкование природы в ее целостности. Представители: Н. Коперник, Дж. Бруно, Т. Кампанелла. В Новое время в силу стремительного развития естествознания натурфилософские построения отходят на второй план.
В учении Ч. Дарвина (19 в.) впервые на научных, материалистических принципах обосновывается целостная концепция эволюции органической жизни, вскрываются движущие силы тех изменений, которые происходят в живой природе.
В биологии ХХ столетия благодаря формированию таких направлений биологического исследования, как синтетическая теория эволюции, генетика популяционная экология и др. изменяется картина биологической реальности, которая было обоснована в учении Дарвина.
В биологии 20-21 вв. основной единицей эволюции становится популяция, а не отдельный организм, выявляются молекулярно-генетические механизмы наследственности, как эволюционирующие системы рассматриваются биогеоценозы и биосфера в целом.
А. Фридман «Мир как пространство и время» (1921 г.) впервые ставит под сомнение постулат о стационарности Вселенной во времени и математически просчитывая «мировые уравнения» А. Эйнштейна он находит такой вариант их решения, который предполагал наличие изменений в структуре Вселенной с течением времени.
Биосфера(греч. bios – жизнь, sphaira – область) – это область активной жизни, охватывающая часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.
В биосфере живые организмы и среда их обитания органически взаимосвязаны и взаимодействуют. Термин «биосфера» ввел в 1875 году Э. Зюсс. Дальнейшее развитие понятия «биосфера» получает в трудах В. И. Вернадского (1863-1945).
В. И. Вернадский Концепция биосферы Биосфера – особое геологическое тело, оболочка Земли, состав, структура и функционирование которой являются результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями осуществления эволюционных процессов. В. И. Вернадский считал, что под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера постепенно переходит в новое состояние – ноосферу – то есть естественные процессы протекают под контролем осознательной деятельности человека. Ноосфера(noos – разум, sphaira – шар). У Вернадского это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человека. Понятие «ноосфера» впервые использовал француз Леруа в 1927 году.
№ 26. Природа как среда обитания человека. Коэвоюция человека и природы. Социальная экология и перспективы выживания человечества
В различные исторические эпохи взаимодействие общества и природы складывалось по-разному: Для архаического общества характерна высокая степень включенности человека в мир природы, субъект – объектная неразделенность с ней, наличие как прагматического, так и ярко выраженного непрагматического интереса к окружающей природе. В эпоху античностиначинает проявлять себя противостояние человека природной среде его обитания. В эпоху Нового временистановление техногенной цивилизации делает такой тип противостояния основополагающим. Конец 20-начало 21 вв.характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека к природе. Формируется идея коэволюции у истоков которой стоял известный генетик Н. В. Тимофеев-Ресовский.
Коэволюция – это совместная эволюция в едином пространственно-временном ритме.
Человек является частью биосферы, поэтому его развитие должно соотноситься с ее изменениями, обеспечивая сопряженную динамику (ко-эволюцию) человека и природы.
Краткие выводы:Коэволюционная стратегия основывается на экологических императивах (строгих, неукоснительных требованиях), Отношения в системе «Общество-Природа-Человек» изменяются от антропоцентризма к биосфероцентризму. Концепция коэволюции в концентрированном виде выражает исторический опыт человечества. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность уничтожения человека. Коэволюция должна способствовать достижению состояния устойчивого развития в системе «Человек-Общество-Природа».
Социальная экология.
Объектом исследования является природный мир.понятие ввели Р. Парк и Э. Берджесс. Социальная экология исследует структуру функционирования «второй» искусственной среды обитания человека.
Основные модели социальной экологии:
Мифологическая. Фиксирует архаический тип природопользования. Мифологическое отношение к природе формирует целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира. Природа выступает ведущей стороной диалога. Научно-технологическая (17 в.). Природа – объект исследования и поле приложения интеллектуальных и физических сил человека. Человек – владыка природы (Ф. Бэкон, Р. Декарт).идеал деятельного активного человека. Искусственная реальность отделила людей от естественной природы, нарушила их былую гармонию.
Экология – это наука об отношении живых организмов между собой и с окружающей средой.Понятие «экология» ввел в 1866 году немецкий биолог Э. Геккель. Социальная экология – это взаимодействие общества и биосферы.Понятие «социальная экология ввели Р. Парк и Э. Берджесс.
В настоящее время разрабатывается концепция устойчивого развития системы «Общество-природа». Цель этой стратегии – обеспечение выживания человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и достижения сбалансированного социоприродного развития. В Республике Беларусь разработаны национальные концепции устойчивого развития системы «Общество-природа». Приоритетным объявлен экологический императив. Экологический императив обеспечивает переход от реагирования и исправления к принципу «Активной профилактики».
№ 27. Сущность и основные типы глобальных проблем современности, пути их решения
Глобальные проблемы – это проблемы, существующие в масштабах всего земного шара.
Основные глобальные проблемы современности связаны с перспективами взаимоотношения человечества с природой Земли и ближнего космоса в ходе как мирного развития так и в результате глобального военного конфликта.
Самые важные из глобальных проблем:
Ø Проблема урбанизации. Рост городов и населенных пунктов привел к существенным перестройкам лика Земли, сокращению числа одних видов, росту численности – других, в том числе вредных для человека и народного хозяйства. Каким способом удастся скомпенсировать эти нарушения?
Ø Проблема демографического кризиса. Сущность проблемы состоит в том, приведет ли дальнейший рост населения к необратимым разрушительным последствиям для человечества и биосферы?
Ø Проблема сырьевого кризиса. Здесь суть проблемы – приведет ли рост использования сырья (как органического так и минерального) к его исчерпанию?
Ø Проблема энергетического кризиса – не будут ли исчерпаны в результате научно-технического прогресса и экстенсивного развития производства все доступные для человечества источники энергии?
Ø Проблема экологического кризиса – может ли рост человечества и научно-технической прогресс необратимо разрушить биосферу Земли?
Существует ряд других глобальных проблем, являющихся составными частями перечисленных: проблема глобального потепления; проблема разрушения озонового слоя; проблема распространения особо опасных заболеваний и т.д.
В литературе существует несколько подходов к типологии глобальных проблем современного этапа общественного развития. Однако более приемлемым, на наш взгляд, является подразделение их на три группы. Первая группа глобальных проблем вырастает из отношений между основными социальными общностями современного человечества (общественно-экономическими системами и составляющими их государствами, классами, нациями), то есть система «общество-общество». Вторая группа – из отношений «человек-природа». Третья группа – «человек-общество».
Для оптимального решения глобальных проблем современного этапа общественного развития необходимы две группы предпосылок: научно-технические;социально-политические.
Содержание первых состоит в обеспечении научно-технического прогресса в степени, необходимой для регулирования естественно природных процессов; вторых – в создании таких социально-политических условий, которые дадут возможность практически решать глобальные проблемы.
Наиболее полное решение глобальных проблем требует, очевидно, коренного преобразования общественных отношений в масштабе мирового сообщества. Тотальный отказ от всех благ нынешней цивилизации невозможен, а система жестких запретов, скорее всего, не даст результатов. Лишь глубинные духовные и материальные процессы внутри народной жизни смогут дать реальный выход из кризиса. Центральным звеном стратегии решения глобальных проблем является развитие всеобъемлющего международного сотрудничества, объединение разнообразных усилий всего человечества. Итак, у мирового сообщества существует объективная возможность сохранить себя и жизнь на планете.
№ 28. Человек как предмет философского анализа. Научные и философские концепции проблемы антропогенеза
Философская антропология – это фундаментальная наука:
F о сущности человека,