Призыв шейха в Саудовской Аравии

Во время поездки, целью которой было совершение хаджа, шейх написал книгу, содержащую некоторые сведения по фикху, шариатские уроки и литературные диалоги. Шейх отправился в Саудовскую Аравию только для совершения хаджа, и у него не было намерения оставаться там. Однако он желал одного, а Всевышний Аллах желал великого блага. Шейх остался в Саудии, в Медине. Он, да помилует его Аллах, пожелал жить в городе Пророка . Он дважды составлял тафсир Корана и скончался, не успев завершить третий тафсир.

В 1317 году от хиджры в Эр-Рияде открылся учебный центр с факультетом Шариата и факультетом арабского языка. Шейха выбрали в качестве преподавателя, и он стал преподавать на двух факультетах тафсир и основы религии, вплоть до 1381 года от хиджры.

Шейх прожил в Эр-Рияде десять лет, а отпуск проводил в Медине, работая над тафсиром. Он преподавал основы религии в мечети шейха Мухаммада Аль аш-Шейха. Он также давал некоторым студентам уроки в своём доме. Дом же его походил на медресе — туда приходили и юноши, и люди в возрасте, знакомые и незнакомые.

Когда был создан Исламский Университет в Медине, шейх был одной из его опор. К нему обращались как студенты, так и преподаватели. А в 1386 году от хиджры в Эр-Рияде открылся институт судопроизводства, и шейх приходил туда, чтобы читать требуемые лекции по тафсиру и основам религии.

Когда была сформирована Ассоциация крупнейших учёных, шейх, да помилует его Аллах, являлся одним из её членов и возглавлял одно из отделений.

Шейх, да помилует его Аллах, также являлся членом Лиги исламского мира.

Труды

Шейх писал труды с юных лет. Ещё на родине, не достигнув совершеннолетия, он написал книгу о родословных арабов в стихотворной форме.

Он также изложил некоторые аспекты маликитского фикха в стихотворной форме, сочинил «Альфийу» в логике, изложил шариатские нормы, касающиеся наследства, также в стихотворной форме. Эти четыре произведения до сих пор не опубликованы.

Во время жизни в Саудовской Аравии, шейх, да помилует его Аллах, написал следующие труды: «Ман‘ аль-маджаз фи аль-муназзаль ли-т-та‘аббуд ва аль-и‘джаз», «Даф ихам аль-идтыраб ан айй аль-китаб», «Музаккарат аль-усуль ‘аля раудат ан-назыр», «Адаб аль-бахс ва аль-муназара», «Адва аль-байан ли тафсир аль-Куран би-ль-Куран». Помимо написания трудов, шейх читал лекции.

Книга «Адва аль-байан ли тафсир аль-Куран

Би-ль-Куран»

Книга состоит из семи частей и включает тафсир Корана до слов Всевышнего: ﭽﭿ ﮀ ﮁﮂ ﮃ ﮄ ﮅ ﮆ ﮇ ﮈ ﮉﭼ «Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха — это преуспевшие».[2] Шейх скончался, не успев завершить тафсир. Это сделал после его кончины его ученик шейх Атыййа Мухаммад Салем, да помилует его Аллах.[3]

Особенности преподавания

Когда шейх говорил, казалось, что он смотрит в книгу или читает написанное с листа. Мне известно, что шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, даже сказал однажды: «И вы утверждаете, что он не читает из книги?!»

Он сказал: «Известно, что когда он начинал, казалось, что он собирается тебя ударить — столь эмоциональной была его речь. Однажды шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да помилует его Аллах, сказал ему в шутку: “О шейх! Если ты пришёл, чтобы учить нас, дай нам гарантии, что не станешь бить нас!” Шейх аш-Шанкыти сказал в ответ: “Я знаю, что вместе с этой эмоциональностью к тебе приходят знания”».

Шейх вёл уроки в мечети и люди приходили к нему. И когда находился повод, он начинал говорить, и казалось, что он не просто говорит, а преподаёт.

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, углублённо изучал под его руководством арабский язык в его доме по определённым дням, и на уроках присутствовали шейх Атыййа Салем и другие.

Порицание

Когда при короле Фейсале, да помилует его Аллах, в Эр-Рияд приехал марокканский король и попросил шейха совершить ‘умру вместе с ним, шейх сказал: «Я присягал королю и ни с кем никуда не отправлюсь без его разрешения. Поговори с ним, и если он разрешит, мы отправимся вместе с тобой, а если запретит, мы не станем сопровождать тебя». И марокканский правитель обратился к королю Фейсалу с соответствующей просьбой, и тот дал своё разрешение. Когда он прибыл в Мекку, пришли фотографы и шейх разгневался на них, и король Фейсал, да помилует его Аллах, запретил им делать снимки.

Собрания шейха

Шейх очень не любил, когда на его собраниях о ком-то плохо отзывались — он сильно гневался в подобных случаях, потому что воспринимал это как личное оскорбление. Если подобные слова произносил человек почтенного возраста и к тому же уважаемый, шейх говорил ему: «Не отдавай другим свои благие дела». А в противном случае шейх отчитывал говорившего. На его собраниях никто не мог сказать о другом что-нибудь плохое.

Король Фейсал дважды посещал лекции шейха. Принц ‘Абду-ль-Мухсин также однажды присутствовал на лекции шейха. Когда прибыл король, ему принесли кресло, но он попросил принести себе такой же стул на каком сидел шейх.

Наши рекомендации