На тему: «Способы воздействия на читательскую аудиторию в русле проблем психолингвистики и НЛП

Исследовательский проект

На тему: «Способы воздействия на читательскую аудиторию в русле проблем психолингвистики и НЛП

(на примере студенческих молодежных изданий)»

СУИГ: Языковая общая и профессионально-

ориентированная культура студента

Выполнили:

Студенты …………………………

Научный руководитель: к. ф. н., доцент, зам. зав. кафедрой

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Соловьева Н. Н.

Москва

Г.

Содержание

Введение

Актуальность работы заключается в том, что газета, особенно для молодежи, является незаменимым источником информации. В следствие того что далеко не вся страна интернетизирована, а на телевидение времени не всегда хватает, газетные издания становятся центральным информационным источником. В настоящее время количество молодежных изданий увеличилось до огромных размеров, что ставит под сомнение достоверность печатной продукции. Через газеты на молодежь идет как позитивное влияние, так и негативное, путем «навязывания» чужого мнения, манипулирования.

Целью исследования является психолингвистический анализ методов воздействия на молодежь в современном обществе посредством молодежных изданий.

Основной тезис исследования предполагает следующее утверждение: используя определенные психологические методы и методы нейро-лингвистического программирования, а также учитывая особенности читательской аудитории определенной социальной группы, можно наиболее эффективно достичь поставленной цели, а именно: внушить, убедить, привлечь внимание, замотивировать и т.д.

Задачами данного исследования являются такие, как:

1) рассмотреть особенности молодежного возраста;

2) изучить методы воздействия на читательскую аудиторию, использующие психологические методы и методы НЛП;

3) проанализировать молодежные газетные издания с позиций использования способов внушения, убеждения и привлечения внимания;

4) разработать опытно-экспериментальный материал, нацеленный на проверку эффективности методов, выбранных нами;

5) провести исследование эффективности выбранных методов на студентах 1-3 курсов;

6) провести анализ полученных данных, сделать выводы;

7) обобщить результаты исследования в целом.

Объектом исследования являются методы воздействия.

Предметом исследования являются психологические методы и методы воздействия НЛП.

Субъект исследования – молодежь в возрасте 17-22 года.

Методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение;

- эмпирические: свободный эксперимент.

Исследование включает в себя введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы и приложение.

ГЛАВА I. Словесные способы воздействия на читателя молодежных изданий

Способы использования слов и текстов в целях воздействия на человека.

В современном обществе, когда информация является одним из важных элементов прогресса, давно разработано и изучено большое количество методов воздействия и эффективного преподнесения информации. В данной работе мы рассмотрим две школы, которые изучают методы воздействия на человека. Первая – это классическая психология аргументации. Вторая – нейро-лингвистическое программирование.

Психология аргументации.

В психологии аргументации чаще всего выделяют 20 видов предоставления информации, как ложной аргументации. Рассмотрим эти виды подробнее.

1. Влияние ассоциаций. Если два события расположены близко друг к другу во времени и/или пространстве, то в человеческом сознании формируется между ними связь. Ярким примером является слоган какой-либо фирмы. Например, реклама «Мегафон – будущее зависит от тебя». То есть, если человек пользуется услугами «Мегафона», то и будущее он строит сам.

2. Доводы против личности. Выступление против людей, поддерживающих какое-либо дело, но не против самого дела. Основано на том, что если не нравится человек, то и его дело тоже не нравится. Например, если человек выступает за создание какой-либо новой системы, улучшающей качество жизни. Система, без сомнений, отличная. А доводы противников идут против человека. Как вариант, пускается слух, что этот человек 5 лет отсидел в тюрьме. Тогда его дело уже вызывает определенное сомнение.

3. Популярность и рекомендации. Данный метод основан на потребности людей в конформизме, то есть сделать что-то, так как это делают все. Таким образом, если человек купит какой-либо товар, то он будет входить в определенную социальную группу. Или если так делают все, то это считается правильным. Пример, если Дэвид Бэкхем носит форму фирмы «Adidas», то она очень качественная и хорошая. Потому в наше время очень популярно использовать «лица с обложки» для рекламы товара.

4. Ложная дихотомия. Дихотомия – два альтернативных, взаимоисключающих решения проблемы. Оно основано на упрощении проблемы. Т.е., человеку дается выбор либо одного, либо другого, совершенно не указывая на то, что возможен и третий вариант.

5. Обращение к гордости и тщеславию. Основано на потребности человека в признании другими людьми. Например, «Все в восторге от тебя, ты от Maybeline».

6. Подтасовка или сокращение информации. Любые способы умалчивания информации, которая свидетельствует в пользу нежелательного качества. Например, реклама автомобиля: у него современный бортовой компьютер, кожаный салон, но умалчивается, что тормоза оставляют желать лучшего.

7. Порочный круг. Посылка является по-другому сформированным заключением.

8. Нерелевантные доводы. В данном приеме посылка никак не связана с заключением.

9. «Под уклон» (континуум). Аргумент состоит в том, что в один континуум помещают аналогичные события, но они не должны быть в ряду со всеми остальными событиями.

10. «Соломенное чучело». Умозаключения оппонента представляется в наиболее слабой форме, а затем легко «опрокидываются», подчеркивая слабые стороны.

11. Часть – целое. Суждения верные для целого верны и для всех его частей и наоборот.

12. Использование незнания. Основано на том, что слушатель не знает какой-либо информации, на основе которой строятся убеждения.

13. Слабые неподходящие аналогии. Обращение к аналогии, когда идет сталкивание с новым на основе того, что уже человек знает. Объект использует аналогии, если у них есть общие свойста.

14. Обращение к авторитетам. Как и метод «популярностей и рекомендаций», основан на потребность людей в конформизме. Если известные люди выбирают определенную марку, то этой марке стоит доверять.

15. Знание того, что нельзя узнать. Рассуждения о том, что нельзя доказать или увидеть. Например, рассуждения о каких-либо номинализациях – любви, свободе, Боге.

16. Ложные причины. Если одно событие следует за вторым событием, то чаще всего оно является его причиной.

17. Снижение. Унижение оппонента и обращение к эмоциям.

18. Обращение к традициям. То, что делается из года в год, из века в век не подвергается сомнениям, не смотря на то, что все давно могло измениться.

19. Ложные обвинения в ложных доводах.

Рефрейминг

Слово рефрейминг дословно переводится как «переобамление». Рефрейминг это смена рамки у какого-либо события или явления. У каждого отрицательного момента можно найти какую-нибудь положительную сторону. Под поиском в данном случае понимается возможность переключения внимания человека с ограниченного участка собственного знания на контекст, где оцениваемое действие, состояние или явление имеет позитивное значение. Рефрейминг служит для переключения внимания с негативного отношения к событию на позитивное. Рефрейминг делится на два вида: рефрейминг контекста и рефрейминг смысла.

При использованиирефрейминга контекста смысл оцениваемого факта остается без изменений, а вот сам факт переносится в контекст, где более явно видны его позитивные стороны. Этот прием позволяет «подобрать для картины явления более подходящую рамку». Например, человек говорит: «Я слишком медлительный». Тогда рефрейминг контекста будет звучать следующим образом: «Вы не медлительный, вы основательный!». Или фраза «я слишком много сплю» будет звучать как «я слишком много сплю, зато потом, на свежую голову, я успеваю сделать больше, чем те, кто спят меньше». Рефрейминг контекста помогает осознать, что многие люди слишком «относительны», и на самом деле человека мучает не само качество, а отношение к нему.

Рефрейминг смысла – процесс переоценки значения какого-либо события без изменения контекста, в котором оно расположено. Это взгляд на то же явления, только с другой стороны. Рефрейминг смысла развивает множественное восприятие, позволяя у любой ситуации видеть более одной грани. Например, человек говорит «я обжора». Тогда рефрейминг смысла звучит так: «ты не обжора, ты просто гурман!».

Речевые пресуппозиции

Речевые пресуппозиции – это мощные языковые паттерны, которые позволяют говорящему предопределить то, что он не хочет ставить под сомнение. Общий принцип – это дать слушателю много выборов, все из которых предполагают нужный ответ. Способ определить то, что же пресуппозируется – это проверить, что остается неизменным после отрицания предложения. Например, «вам может быть интересно, какое упражнение может быть сделано первым» (это предполагает, что упражнения будут сделаны, и единственный вопрос – в каком порядке), «ты помоешь посуду до или после еды?» (подразумевается, что посуда будет помыта в любом случае).

Содержание экспериментальной работы

Исследовательский проект

на тему: «Способы воздействия на читательскую аудиторию в русле проблем психолингвистики и НЛП

(на примере студенческих молодежных изданий)»

СУИГ: Языковая общая и профессионально-

ориентированная культура студента

Выполнили:

Студенты …………………………

Наши рекомендации