Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации»

Авторы методики: Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я. и Дубовская Е.М.

В данной методике выделено восемь сфер семейной жизни, которые чаще всего выступают причиной межличностных конфликтов супругов (которые и выступают шкалами методики):

- проблемы отношений с родственниками и друзьями;

- вопросы, связанные с воспитанием детей;

- проявление супругами стремления к автономии;

- ситуации нарушения ролевых ожиданий;

- ситуации рассогласованности норма поведения;

- проявление доминирования супругами;

- проявление ревности супругами;

- расхождение в отношении к деньгам.

Методика состоит из 32 описанных ситуаций семейного взаимодействия, которые носят конфликтный характер. Существует вариант для женщин и для мужчин. Для ответа испытуемым предлагается выбрать возможную реакцию на ситуацию, согласно двум признакам: активность или пассивность реакции, и согласие или несогласие с супругом (то есть, позитивность или негативность реакции).

Методика «Реакции супругов на конфликт»

Автор методики А.С. Кочярян, психотерапевт и сексолог. Методика изначально разрабатывал из-за необходимости клинической диагностики. Она позволяет диагностировать индивидуально – специфические защитные модели супругов и их структуру. Опросник включает такие шкалы как:

- неконструктивные установки в отношении брака;

- депрессия;

- протективные механизмы защит (тип защит, который приводит к недопущению в сознание психотравмирующей информации: вытеснение, отрицание, регрессия);

- дефензивные механизмы защиты (тип защит, при котором психотравмирующая информация допускается в сознание за счёт её искажения: рационализация, интеллектуализация);

- агрессия;

- соматизация тревоги;

- фиксация на психотравме («застревание» аффекта и интеллекта на психической травме).

Методика «Измерение установок в супружеской паре»

Авторы: Ю.Е. Алешина, И.Е. Гозман, Е.М. Дубовская.

Методика представляет собой набор из 40 суждений, выражающих ту или иную позицию в отношении значимых для людей сфер:

1. Отношение к людям;

2. Альтернатива между чувством долга и удовольствием;

3. Отношение к детям;

4. Отношение к автономности или зависимости супругов;

5. Отношение к разводу;

6. Отношение к любви романтического типа;

7. Оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни;

8. Отношение к «запретным сферам секса»;

9. Отношение к патриархальному или эгалитарному* (равенство) устройству семьи;

10. Отношение к деньгам.

Методику применяют как отдельно для мужа и жены, так и совместно – для анализа результатов. Рассогласованность по шкалам у супругов определяет направление в котором нужно проводить коррекционную работу.

Методики исследования детско - родительских отношений

Метод исследования семейной истории – ГЕНОГРАММА

Генограмма представляет собой форму графической семейной родословной, на которой особым образом – с помощью специальных знаков – записывается информация о членах семьи по крайней мере в трёх поколениях.

Генограмма не является тестом и не содержит клинических шкал. Она является инструментом сбора информации о проблемной семье, то есть выполняет ту же функцию, что и тесты. Генограмма была введена Муррэем Боуэном и служит для анализа семейных историй с позиции системной теории.

На генограмме рядом с теми лицами, к которым она относится отмечается основная информация: род занятий, заболевания, место жительства и т.д.

Также, составление генограммы сопутствуют дополнительные вопросы: состав семьи, демографическая информация о семье, настоящее состояния проблемы, история развития проблемы и т.д.

Методика «Рисунок семьи» (КРС)

Автор: Р. Бернс и С. Кауфман.

Данная методика даёт богатую информацию о семейной ситуации так, как её субъективно переживает сам ребёнок. Тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребёнка, обнаружить, как он воспринимает других членов семьи и своё место среди них.

Процедура исследования: ребёнку предлагается нарисовать собственную семью, так чтобы её члены (члены семьи) были чем-то заняты. Во время рисования записываются все спонтанные высказывания ребёнка, прослеживается мимика, жесты, а также фиксируется последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребёнком проводится беседа по следующей схеме:

1. Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?

2. Где работают и учатся члены семьи?

3. Как в семье распределяются домашние обязанности?

4. Каковы твои (ребёнка) взаимоотношения с отдельными членами семьи?

Существует определённая система оценки (по баллам), для последующей количественной обработки. Она предложена в книге Лидерса «Психологическое исследование семьи». Выделяют такие показатели, как:

1. Благоприятная семейная ситуация;

2. Тревожность;

3. Конфликтность в семье;

4. Чувство неполноценности в семейной ситуации;

5. Враждебность в семейной ситуации.

Для качественной интерпретации оценивается структура рисунка: сравниваются состав реальной и нарисованной семьи, расположение членов семьи и их взаимодействие.

Анализируются особенности рисунка отдельных членов семьи, прорисовка деталей, схема тела.

Важно обращать внимание, если ребёнок рисует не всех членов семьи; учитывается близость между объектами, преграды (например, если лист делится на несколько частей). Расположение себя на нижней части листа показывает чувство неполноценности в семейной ситуации. Если на рисунке преобладают вещи, а не люди – это указывает на эмоциональную фрустрированность ребёнка.

Методика «Семья животных»

Является вариантом методики «Рисунок семьи» - используется для более младших детей. Широко применяется зарубежом. Главное отличие от первоначальной методики – ребёнок рисует семью животных – тех, кого он выберет. Принципы интерпретации сходны с методикой КРС.

Ещё один вариант – «Ссорящиеся животные».

Методика «Межличностные отношения ребёнка» Рене – Жиля

Является визуально-вербальной проективной методикой, состоящей из рисунков и текстовых задач. Изображение на картинках схематично. Например, изображена семья, расположившаяся вокруг стола или на прогулке за городом. Ребёнку предлагается указать рядом с кем он находится или идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место.

Показатели:

I. Переменные, характеризующие конкретно – личностные отношения ребёнка с другими людьми:

1) Отношение к матери;

2) Отношение к отцу;

3) Отношение к матери и отцу в целом как к родителям;

4) Отношение к братьям и сёстрам;

5) Отношение к бабушке и дедушке;

6) Отношение к другу, подруге;

7) Отношение к учителю (воспитателю).

II. Переменные, характеризующие самого ребёнка и проявляющиеся в его межличностных отношениях:

1. Степень любознательности;

2. Степень стремления к общению с детьми в больших группах;

3. Степень стремления к доминированию и лидерству;

4. Конфликтность, агрессивность;

5. Социальная адекватность поведения – реакция на фрустрацию;

6. Степень отгороженности от других, стремление к уединению.

Наши рекомендации