Российская цивилизация и выбор модели развития будущего (В.Г. Федотова «Хорошее общество», раздел 6)
России, начавшей в минувшем десятилетии продвижение по пути включения в мировое хозяйство, естественно, приходится в полной мере сталкиваться со всеми проявлениями (как положительными, так и отрицательными) глобализации.
Основными векторами внешнеэкономической политики России в последние годы были либерализация экспортно-импортных и валютных операций, тесное сотрудничество с международными экономическими организациями, преимущественная ориентация экономических связей на создающиеся интеграционные сообщества, прежде всего на Европейский союз.
В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в России была ликвидирована монополия государства на внешнюю торговлю и валютные операции, осуществлен демонтаж системы жесткого директивного управления внешнеэкономическими связями, сняты многочисленные прежде административные ограничения на участие во внешнеэкономической деятельности. Россия начала взаимодействовать с международными экономическими институтами, играющими важную роль в многостороннем регулировании международных потоков товаров, услуг и капиталов — Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирной торговой организацией и др. Однако стартовые условия для интегрирования России в глобальную экономику крайне неблагоприятны
Ход интеграции экономики России в мировое хозяйство выявил ограниченность возможностей приспособления к мировым тенденциям еще не вышедшего из кризиса национального хозяйства страны. И дело не только в том, что за 1990-е гг. объем производства сократился вдвое, упал жизненный уровень, ухудшилась эффективность экономики, снизилась относительная конкурентоспособность продукции, которая и в Советском Союзе была невысокой. Сегодня Россия после семи десятилетий самоизоляции и противостояния мировому капитализму вынуждена врастать не просто в мировое рыночное пространство, а в сложную геоэкономическую систему. И в этой системе Россия все еще остается в значительной мере аутсайдером. Сложившаяся структура внешнеэкономических связей не создает основы для долговременной экономической кооперации, которую было бы непросто разорвать. Крайне низок объем западных инвестиций в российскую экономику, и следовательно, у иностранных инвесторов нет долгосрочной заинтересованности в экономической и политической стабильности в России. Олигархи России не вписываются (занемногим исключением) в высшую экономическую элиту мира, у которой нет доверия ни к нашим предпринимателям, ни к правительству.
Задача нашей страны в новом веке — преодолеть деформации, сложившиеся в ее внешнеэкономических связях, найти свое место в глобальной экономике, используя для этого сильные стороны собственного экономического, научно-технического и интеллектуального потенциала. Ключевую роль в решении этой долговременной задачи призвано сыграть отечественное предпринимательство: на мировых рынках, как известно, конкурируют не столько страны, сколько конкретные фирмы и корпорации.
Именно от деятельности отечественного бизнеса в первую очередь будут зависеть успех или неудача технического перевооружения промышленности, освоения прогрессивных технологий, внедрения современного опыта управления. Точно так же и обновление внешнеэкономической специализации и укрепление позиций России на внешних рынках, в конечном счете будут связаны со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, совершенствовать маркетинг, усиливать тесное взаимодействие с клиентами, мобилизуя такие необходимые в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифицированный персонал, информация и др. При этом вряд ли будет оправданным пытаться сверху навязать бизнесу какие-то приоритеты будущей международной специализации российской экономики.
Чтобы в ходе дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство были бы должным образом защищены интересы отечественного бизнеса, стране необходима устойчивая и эффективная политическая власть. Это подтверждается и мировым опытом. Успешные и продолжительные периоды развития всегда происходили в государствах с сильными правительствами, будь то послевоенная Германия или Япония, Южная Корея, Малайзия или Китай.
На нынешнем этапе развития России, видимо, не обойтись без усиления защиты отечественного производителя и потребителя. Это нужно для того, чтобы помочь встать на ноги потенциально способным выдерживать конкуренцию предприятиям, секторам и отраслям экономики. Речь, конечно, никоим образом не может идти о возведении государством непреодолимых тарифных и нетарифных барьеров на пути проникновения иностранных товаров, услуг и капитала на российский рынок. В этом случае неизбежны консервация технической отсталости и высокой ресурсоемкости отечественного производства, сохранение непригодных в рыночных условиях форм управления и организации хозяйственной деятельности. Защитные меры, естественно, не должны препятствовать выбраковке неэффективных производств, полной либо частичной замене импортом отдельных видов отечественной продукции и услуг.
Включение в систему мирохозяйственных связей в условиях глобализации сопряжено для нашей страны с необходимостью решать широкий комплекс экономических, правовых и организационных проблем, что требует постоянного анализа последствий реализации курса России на открытие экономики и корректировки путей ее адаптации к глобальной системе мирохозяйственных связей.