Представители Философии Средневековья
· -Августин Блаженный (Св. Августин) (354-430).
· -Фома Аквинский (1225-1274).
· -Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.) -Пьер Абеляр (1075-1142 гг.). -Уильям Оккам (ок. 1300-1349).
10. Развитие философской мысли в эпоху Возрождения. Особенности ренессансной натурфилософии. Ренессансный гуманизм.
ВОЗРОЖДЕНИЕ (философия) - совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени.
Собственно Возрождением называют этап в развитии культуры Западной и Центральной Европы (14-16 вв.), хотя, как показали исследования,
аналогичные процессы, специфически выраженные и протекавшие в разное время, имели место и в культурах стран Востока. Наиболее общая
отличительная черта философии Возрождения - утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания, рассматриваемых, в отличие
от средневековой философии (Схоластика), как самодовлеющие сущности, а не через призму потустороннего божественного абсолюта (надмировой
божественной личности). Отсюда присущий ей (и культуре Возрождения в целом) светский и гуманистический характер и большой
удельный вес в ней космологических и натурфилософских концепций. Противоречивое влияние на формирование философии оказали как
антично-средневековое философское наследие, так и развитие науки, связанное прежде всего с открытием Коперника, великими географическими
открытиями, проникновением в естествознание количественно-математических методов. Для мировоззренческих представлений Возрождения
характерен взгляд на природу, мироздание как на подчиняющееся законам, разумное, одушевленное целое. Основу этих представлений составлял
пантеизм, приобретший различные оттенки и опиравшийся на различные философские воззрения. Наибольшее распространение из них получил
неоплатонизм (Платоновская академия во Флоренции - М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола). Видный представитель неоплатонизма,
соединенного с идеями немецкой мистики, Николай Кузанский, развивший учение о совпадении в едином начале бога как абсолютного максимума
с абсолютным минимумом, пришел к выводу о бесконечности Вселенной. Натуралистический характер (отождествление единого с природой)
указанные воззрения приобрели у Бруно. Натуралистические тенденции пантеизма проявились и в учениях Телезио, Дж. Кардано, Патрици.
Гуманизм философии Возрождения выразился в представлениях о человеке как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью,
единством духовного и телесного. Защита достоинства человека, освобождение его разума и воли от сковывающих их пут - таков пафос
гуманистической этики Возрождения. В нем заключался и индивидуалистический оттенок: призыв к наибольшей полноте жизненных ощущений,
ограниченной лишь соображениями пользы и чувством самосохранения (К. Раймонди, Лоренцо Валла). подчинение моральных принципов достижению
цели ("Государь" Макиавелли). Однако это был индивидуализм, делающий первые шаги и далекий от узости и ограниченности,
которые он приобретает в буржуазную эпоху. Об этом свидетельствуют и свойственное многим гуманистам представление о разумности
человеческой деятельности, и идеи врожденной склонности человека к добру (Кардано), и упования на идеальное, разумное общественное
устройство (в формировавшихся в этот период социально-утопических представлениях - Мор, Мюнцер, Кампанелла), и элементы трагизма,
присущие жизнеутверждающей в целом культуре Возрождения противоречивая, наполненная большими социальными изменениями переходная эпоха
отразилась и в социально-политических концепциях. Для них характерны: утверждение независимости государственно-политических и др.
форм общественной жизни от санкции церкви, поиски способов выражения в них народной воли и суверенитета (Макиавелли, Ж. Боден, Э. Ла Боэси.
А. Моджевский).В многомерности и многоплановости идей Возрождения -истоки многих философских представлений, получивших развитие в
последующие эпохи.
НАТУРФИЛОСОФИЯ - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в
ее целостности. Границы между естествознанием и натурфилософией как и место самой натурфилософии в системе других философских дисциплин,
менялись в истории философии. В древности натурфилософия фактически сливалась с естествознанием и в древнегреческой философии обычно
именовалась физикой. Древней натурфилософии свойственно стихийно- и наивно-диалектическое истолкование природы как связного и живого
целого идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы) (Гилозоизм). Органическую часть натурфилософии составляли также
космология и космогония. Элементы натурфилософии присущи даже средневековой схоластике, они состояли главным образом в приспособлении к
геоцентри-ческой картине мира некоторых принципов аристотелевской натурфилософии и космологии, а также метафизики света, содержавшейся в
неоплатонизме. В эпоху Возрождения натурфилософия в борьбе против схоластической картины природы в основном сохранила понятия и принципы
античной натурфилософии, но опиралась на более высокий уровень естественнонаучных знаний и развила ряд глубоких материали-стических и
диалектических идей (например идею бесконечности природы и бесчисленности составляющих ее миров, идею совпадения противоположностей в
бесконечно большом и бесконечно малом - Николай Кузанский, Бруно). В 17 в. ряд отраслей естествознания, прежде всего математика и
механика, выделяются из натурфилософии, но последняя все же мыслится в тесном единстве с ними. Не случайно гл. труд Ньютона,
формулирующий принципы механики и астрономии, называется "Математические начала натуральной философии".Важнейшая особенность ренессансной
натурфилософии состояла в некреационистском понимании природы, исключавшем христианско-монотеистические представления о творении природы
внеприродным богом и о возможности его вмешательства в природные процессы. В своих истолкованиях природы натурфилософы Ренессанса тоже
прибегали к идее бога, но это было древнейшее представление о безличном биоморфном начале, действовавшем из глубин природы, по отношению
к которой оно выступало и как некий вселенский принцип единства. Такое понимание бога в европейской философии впоследствии стало обозначаться
как пантеистическое. Существенной чертой ренессансной натурфилософии было утверждение взаимодействия и даже тождества микро- и макрокосма,
человеческого (и вообще животного) и природного организмов. Этот принцип также восходил к глубокой древности. Он выражал биоморфные
аналогии, осмысливание природы как живой, органической целостности, в глубинах которой находится безличный деятельный бог. Гилозоистическое
истолкование природы как всегда живой и даже ощущающей - одна из основ ренессансной натурфилософии. Мировоззренческая ценность
натурфилософских учений Ренессанса определялась главным образом восстановлением того диалектического понимания природы как целостной и
самосущей, которое господствовало в античности и теперь противостояло креационистским догматам схоластической философии.К раннему
Возрождению принято относить Николая Кузанского (1401-1464). Эта личность очень показательна, так как в ней просматриваются основные
линии более позднего развития ренессансной парадигмы. Кузанский описывает мир, в котором наличествует непрерывная и всенаправленная связь
между имманентным и трансцендентным, между субъектным и объектным, между отдельным и всеобщим. Любые горизонтальные взаимосвязи
обеспечиваются наличием непрерывности между Принципом и его следствиями, что существенно противоречит парадигме луча и основному духу
схоластики. Кузанский оказал огромное влияние на Джордано Бруно и все Возрождение. Он одним из первых занимался проблемой "бесконечно
малых", ставшей основой современной математики у Декарта, Ньютона и Лейбница. Природа у Кузанского тяготеет к ее натурфилософскому
пониманию. В новом контексте ставит Николай Кузанский проблему бесконечности, давая ей вполне холистское решение. Бесконечность у него
(в отличие от схоластов) не есть атрибут внеположного миру Бога, строго противопоставленного конечному тварному миру.
Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих лет в Кракове и до последних дней, проходит основная нить - великое дело
утверждения новой системы мира, призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея.
Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе, которая известна под русским названием, как “Малый комментарий Николая Коперника
относительно установленных им гипотез о небесных движениях”. Эта книга не была опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после
краткого предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер Евдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай
Коперник указывает на недостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.
11. Генезис философского мышления Нового времени, рационализм и эмпиризм.
Данная философия возникла в Европе в XVII-XVIII веке, во время буржуазных, промышленной и научной революций в странах Европы. В это время происходит бурное развитие естествознания, механики, математики, астрономии, медицины (связанно с мореходством, развитием военного дела. Ученые: Коперник, Кеплер, Галилей, Декарт, Лейбниц). Происходит смена ручного труда машинным производством. Наука из служанки богословия превращается в производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления новых научных знаний, разработки общей методологии познания, появляется множество оригинальных философских систем. Девиз “наука ради практики” приходит на смену схоластическому выражению “наука ради науки”.Основные представители: Декарт Рене, Френсис Бэкон, Спиноза Бенедикт, Гоббс Томас.
Рене Декарт (1596-1650)- родоначальник рационализма (дедуктивный метод познания) Нового времени, представитель дуализма (материя, обладающая протяженностью, сознание, то, что обладает способностью мыслить). Ему принадлежит фраза: “мыслю, значит существую”.
Френсис Бэкон (1561 – 1626)- родоначальник эмпиризма (в противоположность рационализму, индуктивный метод познания),материалист, автор фразы “Знание- сила”. По его мнению, существует 2 метода познания: эмпирический, догматический.
Спиноза Бенедикт (1632-1677)- представитель материалистического монизма, рационализма. Выдвинул идею протяженной и мыслящей субстанции (Бог-Природа). Для философии Нового Времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания.
В процессе решения этих проблем возникли два основных направления – эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против ср.-век. схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17–18 вв. исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности. Ограниченность рационализма состояла в отрыве рационального познания от чувственного, в идеалистической концепции врожденных идей.
Декарт признавал существование 2-х субстанций:
1) Духовная субстанция.
2) Материальная субстанция.
Материи, обладающей атрибутами протяженности, и духа, атрибутом которого является мышление.
Материя – бесконечная вселенная, которая состоит из капсул, делимых до бесконечности. Декарт наделил материю самостоятельной силой и рассматривал движение как проявление жизни материи, которая представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия.
Эта концепция содержит два элемента:
1) представление о разуме (логическом мышлении) как о высшем способе постижения истины. Идея всемогущества, непогрешимости разума. Центральное место – сомнения.
2) Источником рационального познания мира являются врожденные идеи.
Декарт открыл важнейший метод научного мышления – индуктивный.Его учение о материи/телесной субстанции – отождествляет материю с протяжением.Общая причина движения – Бог, он сотворил материю и вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и тоже количество движения и покоя.В человеке связаны бездушный телесный механизм с мыслящей душой.Сущность души в мышлении.
Субстанция – вещь которая не нуждается для своего существования ни в чём кроме самой себя, следовательно субстанцией является Бог. Мир делится на духовные и материальные субстанции. Духовные субстанции неделимы. Основные атрибуты – мышление и протяжение.
Главным атрибутом материальной субстанции является протяжение. Материальную субстанцию Декарт отождествляет с природой.
Концепция врождённых идей: человек рождается с относительно сформированным сознанием.
Общие подходы к постижению мира:
1) истинное знание должно представляться в ясной форме.
2) нельзя (необходимо) разложить вещь на составляющие элементы.
3) знание достигается от простого к сложному.
4) при изучении вещи нельзя (необходимо) учесть все ее связи.
Вселенная заполнена материей. Формой её существования является движение (неуничтожимо и несотворимо).