Природа знания и логические идеи.
Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания. Вопрос о знании и его источниках сводился в основном к изучению древних книг заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителей не интересовало понятийно-логическая основа знания.
Конфуций считал основным методом получения знаний - обучение, а источником знания древнее придание и летописи. Он проповедовал способ восприятия знаний через призму традиционных установлений и подгонки новых знаний, нового опыта под авторитеты древности. Превратившись в освященную авторитетом веков традицию и привычку, конфуцианский образ мышления стал серьезным препятствием развития науки и мысли в Китае.
Антиподом конфуцианства была школа ранних и поздних моистов. Их взгляды на познание были не только обобщением достижений китайских мыслителей V-III в. до н. э. в области изучения мышления и процесса познания, но и вершиной достижения китайской философии в области гносеологии и логики вплоть до конца XIX в.
Заслуга Мо-цзы и моистов в истории китайской философии состоит в том, что они первыми начали изучать сам процесс познания, поставили вопрос о критерии знания, об источнике знания, о путях познания человеком окружающего мира и самого себя. Они рассматривали вопросы о целях и практическом значении знания, о критерии истинности и пытались дать ответы на них.
5. Ранняя греческая философия: основные школы, представители, проблемы и идеи.
Для этого периода характерен интерес к космологии и натурфилософии: размышление о начале, причине и составляющих элементах видимого космоса, об источнике его движения и жизни, т. е. о его природе. Представления о человеке уже осознаются как собственно философская проблематика, однако включаются в контекст учения о космосе как его дополнительный раздел; учение о человеке постепенно обретает черты самостоятельности и развивается от физиологии и психологии к рационалистической этике, обосновывающей правила поведения в обществе в связи с некоторым идеалом (благом, счастьем).
Основные школы:
· Милетская школа:
1) Фалес( Космологическая концепция Фалеса сводилась к 3 положениям)
a) Все произошло из воды.
b) Земля плавает на воде, подобно куску дерева.
c) Все в мире одушевлено (или "полно богов")
2) Анаксимандр(был 2ым великим представителем милетской ф-ой школы.
a) Источником всего сущего Анаксимандр считал не воду, а некое вечное и беспредельное начало "божественное"("апейрон" (apeiron)).
b) Возникновение мира - борьба и обособление противоположностей, в 1ую очередь тепла и холода.
c) Живые существа зародились во влажном иле, покрывавшем Землю. Нек-ые животные вышли из воды на сушу.
d) Возникновение и развитие мира - периодически повторяющийся процесс: через определенные промежутки времени мир снова поглощается апейроном. )
· Анаксимен(Все вещи происходят из воздуха(разрежение, сгущение).
· Пифагорейцы, Пифагор (В мире всё опред-ся числами или отношениями чисел("все есть число"). Числам из 1ой десятки, пифагорейцы приписывали особые, магические св-ва. )
· Школа Гераклита: Гераклит, Кратил(Важнейшим понятием в ф-ой системе Гераклита следует считать Логос, ("Слово").
1ая важнейшая идея Гераклита - идея борьбы и единства противоположностей.
2ая важнейшая идея - идея безостановочной изменчивости вещей, их текучести("все течет").
В ранней греческой философии центральной проблемой является поиск первоначала. Для мировоззрения древних греков характерен космоцентризм - представление о космосе как гармонично устроенном живом организме, в котором личность, живущая по его законам, полностью растворяется. Выявив первоначало, можно сформулировать и стратегию поведения человека, соответствующую особенностям мироздания.
6. Философия Сократа и Платона (учение об идеях, психология, гносеология, социально-политические воззрения)
Сократ (около 470-399 до н. э)
Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное назначение философии должно состоять не в умозрительных догадках и построениях картины мира, чем до сих пор занимались его предшественники, а в раскрытии того, как людям следует жить, чем должен человек руководствоваться в своей практической жизни и как ему оказывать воздействие на других людей и самого себя. Предметом знания должно стать, прежде всего, то, что подвластно самому человеку, а наиболее поддающейся человеку областью является его собственный внутренний мир и поведение, а поэтому основное познание должно быть обращено на самого себя, на деятельность своей души. Вся этическая система Сократа построена на стремлении понять истинное назначение самого человека. А оно выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства. Подлинный смысл человеческой жизни состоит в том, как человек все это понимает, ценит, употребляет и относится. Главный принцип для Сократа — это принцип умеренности. Человек не может подняться над природой и выйти из-под зависимости других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями, желаниями и поведением. Увлечение телесными наслаждениями разрушает тело и подавляет душевную деятельность. Человек должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они достигают своего высшего напряжения. Все это приблизило бы человека к богоподобному состоянию, при котором он, будучи относительно свободным от телесных вожделений, главное усилие воли и разума направляет на поиск истины и смысла жизни.
Платон (427 до н. э 347) древнегреческий философ. Ученик Сократа. Основал в Афинах школу.
Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бытия, чувственного мира и небытия.
Бытие — это мир идей.
Небытие — это материальный мир, созданный богом из четырех стихий (воды, земли, воздуха и огня). Чувственный мир, который мы наблюдаем, — представляет собой результат проникновения бытия в небытие, так как все конкретные вещи, с одной стороны, причастны к идее (они есть искаженные подобия или тени идей), а с другой стороны — конкретные вещи причастны к небытию или материи (они ею наполнены).
Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей.
7. Философия Аристотеля: учение о четырёх причинах, логика, этика, социально- политические взгляды.
(384 — 322 до н. э.) наиболее известный ученик Платона, внёс огромный вклад в развитие философии и её систематизацию собственным учением о философии как науке о причинах и порядках бытия. Аристотель создал логику - науку о законах мышления. Природный мир он объяснял как совокупность отдельных вещей, которым свойственна сущность. Этому служит учение о четырёх причинах: материя, форма, действие и цель. Каждая вещь - единство материи (субстрата) и формы. Материя - возможность бытия, форма - её реализация. Значит, форма есть сущность предмета, которая выражается понятием. Форма изменчива. Её динамика выражает подвижную стихию бытия. Из меди, например, можно сделать много различных вещей, но медь остаётся медью. Однако формы поднимаются по лестнице совершенства. Чем выше форма, тем ниже значение материи. Чистая высшая форма - это вечный двигатель, Бог.
Логика Аристотеля
Логика- это наука о доказательстве, и, таким образом, необходимо разделить все умозаключения на истинные и ложные. У Аристотеля истина - это соответствие утверждения бытию, ложь - несоответствие. Истина есть факт не онтологический, а гносеологический: именно мысль должна соответствовать бытию. Аристотель пытается объективно исследовать окружающее, везде выявить закономерности, причинно-следственные связи. Поэтому онтология Аристотеля лежит в основе логики.
Логику Аристотеля можно назвать онтологической, так как он выделяет четыре причины бытия:
1. сущность - это причина, имеющая следствием вещь именно такую, какая она есть;
2. материя - это, материал из которого возникает, что-либо, субстрат;
3. движение - это то, что производит действие;
4. цель - это то для чего что-либо делается.
. Любая вещь имеет причину своего существования, например, стол.
Сущность бытия - это идея того, что он нужен; материя, материал, из которого он сделан; кто-то объективно должен создать его, то есть движение, придать ему задуманную форму; для того, чтобы стол все-таки появился, нужна цель (для чего он нужен? предназначение).
Каждая существующая вещь предполагает сочетание этих четырех факторов.
Основой этики Аристотеля служит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, его политику, является по преимуществу социально-политической этикой, т.е. областью знаний , вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе. Продолжая традицию своего учителя Платона, Аристотель большое внимание уделяет душе человека, разрабатывает свою этику. . Аристотель считал, что разум составляет истинную сущность человека, отличительный признак его жизни и индивидуальности. Аристотель приходит к выводу о том, что знание тем ценнее, чем более оно теоретично и не связано с получением выгоды.. Этика Аристотеля изучает вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно для достижения счастья, доступного человеку в аспектах природы отдельного человека.. Необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотель заявляет, то "общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам, причем доброе внимание - благодаря добропорядочным законам".
Аристотель - последовательный защитник рабовладения, которое он считает естественным состоянием организации общества. Он говорит, что некоторые существа с самого рождения предопределены к подчинению, а другие - к господству. Этому естественному состоянию соответствует тот факт, что одни являются рабами, а другие - рабовладельцами..
Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов:
- очень богатые;
- крайне бедные;
- средний класс.
Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в делах государства.
Идеал государства, по Аристотелю,- общество, которое опирается на частную собственность на орудия труда, земли и рабов. Здесь речь идет, собственно, об идеализации афинского государства времен Перикла.
Социально-политические взгляды Аристотеля. Он ставит вопрос: «Для какой цели возникло государство и сколько видов имеет власть, управляющая человеком в его общественной жизни?» И отвечает, что «государство создается не ради того, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо… Государство появляется тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни, в целях совершенного и самодовлеющего существования». Что касается государственной власти, то Аристотель называл «три хороших» и «три дурных» формы.
К первым он относил те, в которых власть служит обществу: монархию, аристократию,. власть среднего класса.
К последним – тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Аристотель - последовательный защитник рабовладения, которое он считает естественным состоянием организации общества. Он говорит, что некоторые существа с самого рождения предопределены к подчинению, а другие - к господству. Этому естественному состоянию соответствует тот факт, что одни являются рабами, а другие - рабовладельцами. Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев.
8. Позднеантичная философия (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм). Основные проблемы и идеи.
Другим широко известным направлением в философиибыл эпикуреизм. Его родоначальник Эпикур (341 — 271 гг. до н. э.) родился на острове Самосе. Его учителем был Навсифан. После пяти лет преподавания философии Эпикур переехал в Афины, где прожил до конца жизни, руководя содружеством философов или школой, которая получила название “Сад Эпикура”.
Философию Эпикур понимал как деятельность, дающую людям с помощью размышлений, лишенную страданий, счастливую жизнь. Цель его философии не изменение мира, а приспособление к нему.