Глава 2. PR в клининговом бизнесе.
Клининг.
В данной курсовой работе методы оценки PR - кампании будут рассмотрены на примере клининговой организации «Философия Домашнего Уюта». Организация создана в феврале 2012 года, поэтому почти никому не известна. Пропаганда должна:
· обеспечить максимальную известность фирме при помощи размещения сведений об организации в СМИ (средства массовой информации);
· провести пропаганду услуг.
История развития клининга.
Такое понятие как «клининг» в Европе известно уже около ста лет, в отечественном же бизнес – сленге понятие появилось лишь в 1992-1994 гг., когда иностранные компании пришли в Российскую экономику. С появлением клининга в России повысился спрос на жильё класса «А», так как в нём использовались ультрасовременные материалы, которые и требовали большего ухода.
Сейчас, спустя 20 лет, отечественный клининг почти не отличается от зарубежного. Внедряются новые технологии, которые повышают эффективность клининга, создаётся множество химических составов, используемых для мытья окон, а так же комплексной уборки.
Впервые заработать на чистоте решили английские бизнесмены в начале 20 века. И оказались в беспроигрышном положении, так как вся Европа была покрыта гарью и сажей. Так, от английского слова «чистить» пошло название целой индустрии, в которой сейчас задействованы тысячи экономистов, учёных и специалистов в области клининга.
В чём же секрет клининга? Всё дело в том, что специалисты знают, как нужно воздействовать на загрязнённую поверхность, чтобы не только сохранить покрытие, но и продлить срок службы, например, фасада здания или его отдельных компонентов.
Итак, клининг представляет собой уборку помещений и прилегающей к нему территории с использованием современных и безвредных составов, не оказывающих влияния на здоровье человека. Ныне, клининг – неотъемлемая часть современного бизнеса. Психологами было подтверждено, что когда в офисе чисто, вымыты полы и окна прозрачны, повышается производительность труда и работники чаще пребывают в хорошем настроении, что и привлекает потенциальных сотрудников.
Рынок клининговых услуг в Российской Федерации.
По оценкам исследований рынка клининговых услуг сентября 2011 года можно судить о ежегодном темпе роста приблизительно на 30%. На данный момент объём российского рынка оценивается в $200-220 млн., причём на долю Москвы приходится $100-150 млн. По оценкам профессионалов, на столичном рынке работает более трёхсот клининговых компаний. По размеру бизнеса эти компании можно разбить на 4 категории:
· малые операторы (численность персонала не более 50 человек);
· средние операторы (численность персонала 50-200 человек);
· большие операторы (численность персонала 200-500 человек);
· наикрупнейшие операторы (численность персонала более 500 человек).
80% продаж приходится на такие категории как «большие операторы» и «наикрупнейшие операторы».
Главными клиентами клининговых компаний являются торговые центр, гипермаркеты, бизнес – центры, производственные предприятия, развлекательные объекты и т.д.
PR в клининговом бизнесе.
Японцы метафорично и красиво назвали пропаганду войной мыслей.[8] Именно пропаганда формирует определённые взгляды у людей и манипулирует массовым сознанием.
PR – мощное средство продвижения услуг, которое последнее время играет огромную роль в информировании людей.
Рассмотрим, какие СМИ лидируют в российском информационном пространстве. Эта информация важна, потому что именно через популярные информационные каналы на общество можно повлиять с большей силой.
Итак, рассмотрим пару наиболее популярных информационных каналов – это Интернет и, так называемый, Crazy PR.
PR клининга в Интернете.
С каждым годом растёт аудитория интернета и его пользователи не только молодёжь, но и люди среднего возраста. А к концу 2014 года количество интернет – пользователей в России увеличится до 80 млн. человек. [9]Необходимо отметить, что потенциальными покупателями клининговых услуг становятся лица в возрасте 22-45 лет.
Поэтому целесообразно «разворачивать» PR- кампанию именно в глобальной сети. Но не стоит забывать и о сайте фирмы, его продвижении. Возможно, введя в поисковике «уборка», «клининг», «уборка квартир и офисов», человек выберет именно ваш сайт и воспользуется именно вашими услугами – это контекстная реклама. Если судить по статистике пользования поисковыми системами (Табл.1), то контекстную рекламу (ту интернет рекламу, которая просматривается в зависимости от поискового запроса пользователя) следует размещать в поисковых системах: Яндекс, Google, Search.mail.ru, Rambler, Bing.
Табл.1. Статистика пользования поисковыми системами.
Табл.2. График пользования поисковыми системами.
В графике пользования поисковыми системами (Табл. 2) по оси Y указано количество пользователей, по оси X – месяца, в которые были взяты сведения о количестве потенциальных пользователях поисковых систем.
Так же рассмотрим статистику пользования такими социальными сетями как vkontakte.ru, odnoklassniki.ru, facebook.com, liveinternet.ru, livejournal.com, twitter.com и my.mail.ru (Табл.3).
Табл.3. Статистика пользования социальными сетями.
И получим данные в виде графика.
Табл.4. График пользования социальными сетями.
Из графика пользования социальными сетями видно, что информацию о фирме лучше размещать в такой социальной сети как «В контакте», т.к. количество пользователей «В контакте» превалирует над количеством пользователей других социальных сетей.
Что касается распространения информации о фирме и её услугах в социальных сетях (SMO), то целесообразно:
1. создать группу, в которой будут указаны предлагаемые услуги, мероприятия, направленные на привлечение клиентов (акции, конкурсы).
2. пропагандировать услуги с помощью фотоальбомов. Пользователь, осуществляющий PR, создаёт альбом, в котором размещаются фотографии фирмы и предлагаемых услуг, и подписывает фотографию ссылкой на страницу фирмы.
3. сотрудничать с другими пользователями, например за «голоса» «В контакте». Но для этого пользователю, пропагандирующему клининговые услуги, необходимо иметь много «голосов». Как же их получить? Во-первых, обязательно нужно иметь как можно больше друзей (несколько сотен, тысяч), во- вторых, выкупить у социальной сети несколько десятков, сотен голосов. Т.о. пользователи, непричастные к клининговому бизнесу, будут распространять информацию о фирме, получая за это свои заслуженные «голоса».
Итак, после того как проведена PR – кампания в социальных сетях, необходимо подвести итоги: хорошо она прошла, нормально или плохо. Определим критерии успешности и получим оценку эффективности кампании.
Вот ряд чётких критериев:
· Количество рекламных контактов
· Количество отзывов
· Количество участников групп в социальных сетях
· Количество посетителей сайта, страницы, группы
· Соотношение вышеперечисленных показателей с показателями конкурентов.
Проанализировав показатели, такой элемент PR – кампании как оценка её эффективности получен, и можно сделать вывод: использовать данную PR –кампанию или нет.