Практика № 3. Управление коммуникацией как основа организации имиджа организации и показатель корпоративной культуры. Процесс организации делового разговора.
1. Процесс организации делового разговора:
1.1. Особенности организации делового разговора.
1.2. Вежливые формы обращения; вежливые формы отказа.
1.3.Деликатные формы поведения и ответов на некорректные вопросы. Применение методов перефразирования и авторизации информации в ходе беседы.
1.4. Особенности невербального общения.
2. Собеседование при приеме на работу, телефонные переговоры и переговоры как формы организации делового разговора:
2. 1. Основные методы поиска работы. Составление резюме.
2.2. Этикет телефонного разговора.
2.3. Деловые переговоры: их характер, определение целей, организация, методы и навыки ведения деловых переговоров, способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений, правила проведения переговоров с деловыми партнерами. Национальные особенности ведения деловых переговоров.
На втором этапе основной акцент делается на освоении навыка организовывать грамотно диалог. Отрабатываются навыки управления голосом. В процессе проведения деловых игр участники получают возможность составлять правильно вопросы, грамотно уходить от ответа на некорректные вопросы. Посредством деловой игры «Учимся слышать» отрабатывается навык слышать, а не слушать. Рассматриваются типичные ошибки и затруднения в поведении говорящего, когда приходится сталкиваться с претензиями и возражениями. Практические задания составляются таким образом, чтобы каждый участник смог попробовать на основе предлагаемого алгоритма построить свой диалог, применяя «Метод Сократа».
Основные термины
Вербальное общение, невербальное общение, комплимент, лесть, конструктивная критика, рефлексивное, нерефлексивное, эмпатическое слушания, эвфемизмы, ситуация раппорта,переговоры, пакетирование, парафирование, тактика позиционного нажима, тактика обмана, дистантное общение, деловые приемы.
Задания для домашней контрольной работы
1. Работа над правильностью речи.
1. Прокомментируйте ошибки в выражениях: криминальное преступление, свободная вакансия, прейскурант цен, памятный сувенир, будущие перспективы, первая премьера.
2. Устраните многословие в выражениях: каждая минута времени, отступать назад, в декабре месяце, впервые познакомиться, ошибочное заблуждение.
Проанализируйте ситуацию. Во время делового разговора с вами сотрудник «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу обсуждаемого вопроса. Вы не можете позволить коллеге так себя вести, ведь это подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете?
2. Подумайте над смыслом следующих фраз:
1) «Хорошая компания не сумма отделов, а последовательность бизнес-процессов».
2) «Ответственность не дает права ошибаться дважды».
3) «Качество создает репутацию, а репутация создает прибыль».
4) «Главное победа, а не участие».
3. Изучите приведенные ниже таблицы и заполните следующую далее таблицу, характеризуя способы манипуляции и описывая собственные способы защиты от тех людей, кто пытается управлять поведением другого человека в своих интересах помимо его воли:
Манипуляции -скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором.
В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.
Способы манипуляции | Способы защиты |
1. Навязывание роли.Угадав желания человека, манипулятор начинает навязывать роль Незаменимого Работника, Бескорыстной Сотрудницы, Всеми Обожаемого, Неотразимой и т. п. Например: «Верочка, мы все прекрасно знаем, что если вы этого не сделаете, этого никто не сделает...» | Отказ от роли.К примеру: «К сожалению, люди любят преувеличивать...» |
2. Вас делают другом.Манипулятор доверительно рассказывает о себе, а затем обращается с какой-нибудь обременительной просьбой: «Я вижу, вы мне так сочувствуете... вот спасибо... я думаю, вы не откажетесь...» | Не проявлять дружеского участия в разговоре с малознакомым человеком, не замечать намеков |
3.Доброжелатель.Чрезвычайно любезно и доброжелательно расспрашивает о личных делах, трудностях, затем обращается с просьбой, в которой после такого разговора трудно отказать | Не быть откровенным с человеком, которого вы не считаете другом, ине считать себя обязанным делать то, о чем просит участливый человек |
4. «Дружим против общего врага».Манипулятор доверительно сообщает о том, как плохо высказался о вас руководитель или коллега. Он возбуждает неприязнь к «недоброжелателю», подталкивая к определенным действиям | Задайте себе вопрос: «С чего это вдруг он стал открывать мне глаза?» |
5. Вас делают соратником по общему делу.Например, посетитель доверительно, с расчетом на понимание и сочувствие, посвящает вас в свой замечательный проект реорганизации работы фирмы. И тут же просит именно его бумаги показать директору в первую очередь. | Подумайте: «А мое ли это дело?» Не поддавайтесь пафосу собеседника, отдавайте себе отчет в том, насколько вы сами считаете этот проект первоочередным. |
6. Туманные намеки.Манипулятор не высказывает прямо свою бестактную просьбу, а ходит вокруг да около. | Прервать его высказывания вопросом: «Вы это о чем?» |
7. Берет измором.Манипулятор с обворожительной улыбкой снова и снова повторяет одну и ту же просьбу, выполнить которую вы не можете или не хотите | «Заезженная пластинка». Каждый раз в ответ на просьбу следует повторять: «Рад бы вам пойти навстречу, но ничего не могу сделать» |
Способы манипуляции | Способы защиты |
1. Навязывание роли. | |
2. Вас делают другом. | |
3.Доброжелатель. | |
4. «Дружим против общего врага». | |
5. Вас делают соратником по общему делу. | |
6. Туманные намеки. | |
7. Берет измором. |