Понятие «корпоративная культура». Основные формы ее реализации.

3. Основы самопрезентации сотрудников – визитная карточка и положительный имидж организации:

3.1.Основные правила поведения дляформирования благоприятного первого впечатления о себе. Личность в коллективе: аспекты совместимости общественного и индивидуального.

3.2.Этикет приветствий и представлений. Национальные особенности приветствий.

3.3. Внешний облик делового человека:

а). Одежда, аксессуары, прическа у мужчин;

б). Одежда, аксессуары, прическа у женщин;

в). Рабочее место (влияние интерьера, цвета на формирование рабочей атмосферы)

4. Подарки и сувениры в деловой сфере.

Основные термины

Имидж, личность, архетип, стереотип, подарок, сувенир, интерьер, кабинетная, зальная система организации рабочего места, визитная карточка, стиль американский, европейский.

На начальном этапе осуществляется знакомство со студентами, в ходе которого отрабатываются навыки приветствия и представления, а также анализируются основы самопрезентации. Определяется значение вербального общения в момент недостатка визуального контакта. В ходе деловой игры участники устанавливают связь между понятиями «имидж» и «репутация».

Литература:

1. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. – М., 2009.

2. Кибанов А.Я. Захаров Д. К. Коновалова В. Г. Этика деловых отношений. – М.: ИНФРА-М., 2008.

3. Психология и этика делового общения. / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

4. Кузнецов И.Н. Современный этикет. – М.: Дашков и К, 2010.

5. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии делового общения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

6. Почепцов Г.Г. Имиджелогия.- М., Киев: Рефл-бук, Ваклер, 2006.

7. Семенов А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса: уч. пособ. – М.: Дашков и К, 2008.

8. Смирнова И.А. Корпоративная культура организации: психолого-акмеологические основы формирования и развития корпоративной культуры организации. Уч. Пособ. – М.: Университет, 2009. – 194 с.

Практические задания:

1. Каждая группа делится на две подгруппы и выполняет следующее задание: подобрать аргументы в защиту следующего высказывания:

Для первой подгруппы: «Корпоративная культура и деловая этика в организации – это необходимость, отвечающая требования развития современного общества»

Для второй подгруппы: «Корпоративная культура и деловая этика в организации – это дань моде и совершенно не нужна для того, чтобы сотрудники выполняли свои должностные обязанности».

2. Самостоятельно изучить историю этических учений из нижеследующего конспекта для его обсуждения на практике.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЛЕКЦИИ № 1. ЧАСТЬ 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ КАК НАУКИ И ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

1. Этимологическое содержание терминов «этика», «мораль», «нравственность». Основные линии поведения.

2. Этика и мораль: характер взаимодействия между ними. Определение морали, способы ее обоснования: свойства, функции, нормы и требования.

3. История развития морали и основные причины ее формирования.Проблема возникновения морали в первобытном обществе.

Основные термины

Этика, мораль, нравственность, нормы морали, иллиада, этические категории, утилитаризм, прагматизм, индивидуализм, коллективизм.

1. Этимологическое содержание терминов «этика», «мораль», «нравственность». Основные линии поведения.

Этимология понятия «этика». Основные категории этики (Честь, Любовь, Справедливость), их относительный характер. Центральная проблема этики – проблема добра и зла. Цели и задачи этики. Суть отличия понятия «этика» от понятия «мораль». Мораль как способ духовного освоения действительности. Нормы морали, функции морали, специфика морали. Место этики в системе обществоведческих дисциплин.

Казалось бы, сколько информации содержит каждое составляющее слово в предложении, о котором можно говорить бесконечно. Сегодня мы с вами займемся тем, что разберем основные направления того, чем будем заниматься на протяжении семестра.

Итак, что же такое этика? Если давать научное определение «этике», то это учение о морали и нравственности; иначе говоря, это то, что делает личность человека достойной, то, что способствует контролю поведения человека. Для чего нам необходимо знать этику, для того, чтобы в процессе общения уважать не только окружающих, но и самого себя.

Для этики объектом является изучение поведения людей на основе моральных мотивов и выявление причин, порождающих такие мотивы: общественные условия.

Сложность вычленения предмета этики как науки о морали заключается в том, что моральные нормы представлены в скрытых формах: в устойчивых поведенческих реакциях, при выполнении которых мы зачастую не задумываемся над тем, почему мы поступили так, а не иначе; художественные образы, на которых мы ориентируемся в своем поведении…

Сложность также заключается в том, что моральные и нравственные отношения тесно взаимосвязаны с другими общественными отношениями.

Явления общественной жизни можно классифицировать как моральные (относящиеся к морали и оцениваемые положительно), аморальные (относящиеся к морали и оцениваемы отрицательно) и внеморальные. Сложность! К внеморальным явлениям, например, можно отнести экономические связи, однако на их развитие влияют не только установочные графики и теории, но и непосредственно сами люди, которые определяют характер производственных отношений и от которых зависит идти на компромисс с совестью или гнаться за выгодой вопреки человеческому фактору. Например, закрытие нерентабельного производства – это производственный характер, но мысль о том, что от этого зависит судьба 1000 работников, подпадает под компетенцию моральных оценок.

Иначе говоря, предметом этики становится моральный выбор субъекта – насколько ты (человек) своими действиями ущемляешь или не ущемляешь, развиваешь или не развиваешь интересы других людей, приносишь пользу или вред обществу, развиваешь или не развиваешь общественно ценные качества, т.е. возрастает степень индивидуальной ответственности.

Перед многими не стоит проблема морали, когда возникает необходимость принятия решения с ориентацией на личную выгоду. Это связано с тем, что человек, анализируя какие-то цели, выбырает ту или иную линию поведения или пытается синтезировать несколько линий поведения.

Основные линии поведения:

утилитарная – к каким результатам может привести данный поступок в смысле обеспечения условий жизни;

технологическая – когда поступок приносит реализацию каких-то конкретных целей в смысле предметного преобразования;

гедонистическая – это поведение, прямо направленное на получение каких-то чувственных удовольствий;

прагматическая – это поступки, направленные на реализацию целей, которые зависят и от самого человека и от обстоятельств, в которых разворачивается индивидуальная жизнь (престиж, карьера, месть).

Таким образом, этика как наука, прежде всего нужна для того, чтобы прояснить основания морального выбора, продемонстрировать личности те способы рассуждения о жизни, которые были уже осуществлены в истории человечества.

2. Этика и мораль: характер взаимодействия между ними. Определение морали, способы ее обоснования: свойства, функции, нормы и требования.

Первоначально «этика» была философской дисциплиной, но в дальнейшем она стала совершенно самостоятельной. Термин этика впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.

Слово «этика» исторически происходит от древнегреческого слова «ethos», которое означало совместное жилище (Илиада), обычай, темперамент, характер.

Moralis – римское слово, использованное Цицероном для перевода греческого слова «этический». Так что, мораль и этика в принципе – синонимы. Но в современном словоупотреблении в русском языке под моралью больше понимаются реально существующие нравы, нравственные отношения, а под этикой – именно наука о морали.

Фактически, этика занимается изучением норм, обеспечивающих условия сплочения общества; занимается осмыслением таких проявлений нравственной жизни, как совесть, сострадание, чувство собственного достоинства, дружбы, жертва собой ради других.

Основные категории этики:

Добро, честь, справедливость, любовь

Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Эти ключевые для нравственного сознания понятия выражают меру полноты, с которой общественные отношения входят в содержание жизнедеятельности каждого из индивидов. Они характеризуют положительные и отрицательные нравственные ценности.

Как отмечает Е.В. Золотухина-Аболина, «добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства».

В противоположность добру зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло - всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели. В этом мире нас все подталкивает ко злу, а к добру ничто не побуждает, кроме самой свободы.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей и средств их достижения.

Мораль представляет собой способ практически духовного освоения действительности, связанный с использованием идеальных образцов (норм) для общих оценок поведения на основе исторически канонизированного представления о различии добра и зла.

Понятия «мораль» и «нравственность» синонимичны.

Нормы морали – это устойчивые формы коммуникации, т.е. то, что придает надежность нашим ожиданиям в отношении поведения другого, вызванного нашими действиями или запросами. (Если спрашиваем кого-то, как пройти на такую-то улицу, мы ожидаем правильный ответ и не думаем, что нас обманет тот, к к кому мы обращаемся).

Нормы морали складываются стихийно. Это отличает мораль от права, нормы которого разрабатываются управленческими органами государства и вводятся в действие соответствующими решениями законодательной власти. Кроме того, нормы морали отличаются от других средств социальной регуляции – права, традиции, обычая – тем, что они предполагают свободу выбора, основанного преимущественно на внутренних стимулах поведения (стыд, угрызения совести, сознание собственного долга).

Функции морали:

Регулятивная

Социально-критическая

Идеал-полагающая

Функция трансляции культуры (в этой функции мораль объединена с другими феноменами культуры – с обычаями, традициями).

Специфика морали проявляется в следующем:

неинституционный характер норм морали. Мораль может существовать и без специальных институтов;

конфликт должного и сущего. Мораль предъявляет обычно завышенные требования, которые не могут быть реализованы в полной мере в реальной действительности;

свобода выбора. Человек волен следовать или не следовать предписаниям морали. Весомое значение в этом плане играет общественное мнение;

всеобщность выражения нравственного требования. Нравственное требование предъявляется всем людям;

должный характер. Нормы морали обладают обязательной для исполнения природой (императивная природа) несмотря на свободу выбора человека.

4. История развития морали и основные причины ее формирования.Проблема возникновения морали в первобытном обществе.

Проблема возникновения морали в первобытном обществе определяется тем, что существует два полярных подхода к пониманию процесса возникновения морали:

1. Сторонники данного подхода полагают, что мораль возникла очень рано в истории человечества. В рамках этого подхода сформировались две позиции:

1). Одни ученые (А.Ф. Шишкин, Е.Г. Федоренко, В.Ф. Зыбковец, С.А. Токарев) считают, что возникновение морали было вызвано наглядной взаимозависимостью людей и необходимостью их трудовой кооперации;

2). Другие ученые (Ю.И. Семенов, С.П. Толстов, А.М. Золотарев, Ю.М. Бородай и др.) считали, что возникновение морали было связано с первыми фундаментальными запретами: экзогамный запрет, запрет употребления в качестве пищи мяса тотемического животного, запрет пролития крови своих соплеменников.

2. Сторонники второго подхода (О.Г. Дробницкий, А.А. Гусейнов, А.Г. Спиркин и др.) полагают, что мораль возникла на достаточно поздних этапах общественного развития как средство упорядочивания разделения труда и более всего проявила себя в процессе возникновения классового общества, что было обусловлено решением мировоззренческих вопросов.

Я полагаю, вслед за А.В. Разиным, что есть необходимость учитывать первый подход, поскольку второй подход решает проблему возникновения морали на основе уже сформировавшихся представлений о ней в обществе. Это лишает возможности выявить истинные причины зарождения морали.

Процесс возникновения достаточно нравственного самосознания можно проследить, по мнению А.В. Разина, по следующим линиям:

1). Осмысление угрызений совести.

2). Развитие первых представлений о справедливости, связанных с идеей поддержания равновесия.

3). Осознание значения трудовой взаимопомощи.

4). Протест против несовершенства мира и желание исправить его за счет собственного совершенствования.

5). Стремление к утверждению личного достоинства.

Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.

Литература:

1. Этика. Под ред. А.А. Гуссейнова и Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2000.

2. Балашов Л.Е. Этика. М.: Дашков и К, 2004.

3. Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 2000.

4. Гусейнов А.А. Этика. М.: Гардарики, 2004.

5. Зеленкова И.Л. Беляева Е.В. Этика. М.: ТетраСистемс, 2006.

6. Иванов В. Г. История этики древнего мира. – СПб.: Лань, 2007.

7. Разин А.В. Этика. М.: Академический проект, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЛЕКЦИИ № 1. ЧАСТЬ 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

1. Основные подходы к пониманию морали.

2. Основные этапы развития этической мысли: античность, средневековье, Новое время и современность.

3. Процесс развития этической мысли как процесс выбора человеком морального поведения.

Основные термины

Натуралистический подход, идеалистический подход, релятивизм, евтимия, атараксия, разумный эгоизм, категорический императив

Процесс развития этической мысли сопровождался определенной мотивацией в плане выбора человеком морального поведения. В качестве причин быть нравственным выдвигались установки согласно тому, какие принципы были более актуальны для той или иной эпохи.

1. Основные подходы к пониманию морали.

В истории развития этических учений формируются следующие подходы к пониманию морали:

1. Натуралистическое (близко к материалистическому), согласно которому мораль и высшие ценности связаны с природой человека и является формой ее проявления:

1) эвдемонизм, который связывает высшее благо и смысл жизни со счастьем;

2) гедонизм, связывающий высшее благо с удовольствием и наслаждением;

3) утилитаризм, связывает высшее благо с пользой и выгодой.

2. Идеалистическое, согласно которому воля человека подчиняется какому-либо закону, соответственно мораль с этой точки зрения рассматривается как долженствование, контролирующее и даже подавляющее природу человека.

Наши рекомендации