Краткий словарь предметных понятий
Агностицизм (греч. а – отрицательная частица «не», gnosis – знание) – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания универсума (мира).
Аксиология (греч. axios – ценность и logos – учение, теория, понятие) – философское учение о ценностях бытия.
Антропология (греч. anthropos – человек и logos – учение, понятие) - философское учение о человеческой сущности.
Атрибут (лат. attribuo – придаю, наделяю) - неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.
Вселенная - весь существующий материальный мир.
Галактика (греч. galaktikos - млечный) - звездная система (система млечного пути). Содержит около 100 млрд. звезд. По своим характеристикам галактики подразделяются на «элиптические» (Е), «спиральные» (S) и «неправильные» (Ir). Наша галактика - Млечный путь - спиральная галактика. Ближайшие к ней галактики - Магеллановы облака и Андромеды туманность.
Герменевтический круг - понятие в философской герменевтике, представляющее особенность процесса понимания, связанная с его циклическим характером.
Гештальт (нем. Gestalt – образ, форма, конфигурация) - наглядная устойчивая пространственная форма воспринимаемых предметов; центральное понятие в гештальтпсихологии (направления психологии, зародившегося в 20-30-х годов ХХ века, исходящего из примата целого над частями, формы над материалом).
Гносеология (греч. hnoseo – знаю и logos – учение, понятие) – теория познания.
Гуманизм (лат. humanus – человечный) - система взглядов, выражающих признание в обществе главной ценностью - человека как личности, его прав на жизнь и свободу, счастье и справедливость, профессиональную деятельность и творчество.
Демиург (греч. demiurgos, дословно – мастер, ремесленник; в переносном смысле – создатель, творец) - в идеалистической философии Платона и учениях неоплатоников - творец мира, создатель вселенной; одно из определений божества.
Диалектика (греч. dialegmai - веду беседу, рассуждаю) - философский взгляд на развитие мира, наука о всеобщих законах развития универсума.
Догматизм (греч. dogma - мнение, решение, постановление) - недиалектический, закостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теории и практики производится без учета конкретной реальности, условий места и времени. Это понятие ввели древнегреческие мыслители Пиррон и Зенон, отрицавшие возможность истинного знания.
Идеализм (греч. idea – вид, образ, представление, понятие) - философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом.
Инвариантность - неизменность какой-либо величины или системы по отношению к тому или иному условию или совокупности преобразований.
Картезианство (лат. Cartesius – латинское написание Рене Декарта - Картезий) - учение Р. Декарта и особенно его последователей. Картезианская школа, получившая большое распространение среди французских и нидерландских философов ХVII-ХVIII веков, раскололась на два направления. Первое примкнуло к механистически-материалистическому пониманию Р. Декартом природы, второе - к идеалистической метафизике Декарта.
Кибернетика (греч. kybernetik – искусство управления) - наука об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и общественных организациях.
Киники - представители древнегреческой философской (сократической) школы IV век до н.э., последователи Антисфена (ок. 435 – ок. 370 г.г. до н.э.). Наиболее известный представитель - Диоген (ок. 400 – ок. 325 г.г. до н.э.) из Синопа. Основой их философии был мир в счастии и добродетели, под которыми понималось пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы человека.
Консорциум (англ. consortium – соглашение) - временное соглашение между несколькими банками или промышленными структурами в целях проведения каких-либо крупных финансово-кредитных операций.
Конформизм (лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д.
Личность - человек в совокупности, присущих ему общественных качеств.
Мазер (аббревиатура от английских слов Mikrowave Amplification by Simulated Emission of Radiation, что означает усиление микроволн в результате вынужденного излучения) - общее название квантового усилителя квантового генератора СВЧ.
Материализм(лат. materialis – вещественный) - философское направление, противоположное идеализму. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворимость, универсальность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Сознание – продукт материи.
Мера - философская категория, выражающая диалектическое единство количества и качества, количественно-качественных характеристик объекта.
Метагалактика - доступная исследователям часть Вселенной. Включает миллиарды Галактик.
Метафизика (греч. meta – после и physis – природа) 1. термин «метафизика» возник в I в. до н.э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает «то, что следует после физики». Сам Аристотель называл этот раздел своего учения «первой философией»; 2. В Новое время возникает понимание метафизики как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, когда рассматриваются вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.
Методология (греч. metod – путь, способ и logos – учение, теория, понятие) – 1) философское учение о научном методе познания и преобразования действительности; 2) совокупность познавательных средств, приемов, методов используемых в конкретной науке.
Модус (лат. modus – мера, способ) - философское понятие, обозначающее свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута.
Неопозитивизм - одно из распространенных направлений философии ХХ века, современная форма позитивизма. Неопозитивизм считает, что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты этих видов мышления.
Онтология (греч. ontos – сущее и logos – учение, понятие) - философское учение о бытии.
Парадигма (греч. paradigma – норма, образец) - устоявшиеся положения науки, которые обрели значение неукоснительных руководящих начал познания. Это совокупность законов, принципов, научных представлений, имеющих сущностную значимость и временную устойчивость.
Парвеню (англ. parvenu – выскочка) - человек, пробившийся в слои привилегированных или богатых людей и стремящийся им подражать, но интеллектуально примитивный.
Персонализм (лат. persona - личность) - философское течение, использовавшее мотивы монадологии Г. Лейбница и получившее распространение в философии конца ХIХ – начала ХХ веков. Отличительной чертой его является признание «личности» первичной реальностью и высшей духовной ценностью, причем «личность» понимается как духовный первоэлемент бытия.
Позитивизм (лат. positivus - положительный) - философское направление, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность непосредственно философского исследования.
Редукция (лат. reductio – отодвигание назад, возвращение) - методологический прием, применяемый рядом наук, в том числе философией. Он заключается в приведении некоторых научных позиций в удобный для их анализа вид, а также в восстановлении прежнего состояния, изучаемого объекта, в приведении изучаемого сложного к более доступному, простому. Абсолютная редукция приводит к редукционизму – концепции, утверждающей возможность полного сведения высших явлений к низшим, основополагающим. В неопозитивизме редукционизм проявился в стремлении «избавить философию от метафизики», свести научные знания к высказываниям об ощущениях или физических экспериментах и измерениях.
Репрезентативность (англ. represent – представлять, изображать) - свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности.
Рефлексия(лат. reflexio – обращение назад, мышление, оценивание). Термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта, осмысление актуальных и потенциальных явлений. В различных философских системах он имел свое содержание, в частности, для Гегеля рефлексия означала взаимное отображение одного в другом, например, в сущности – явления. Термин «рефлексия» также предполагает обращенность сознания на самого себя, размышление над своим психическим состоянием.
Секуляризация (лат. saecularis – светский) - в общественной и интеллектуальной деятельности, в художественном творчестве освобождение от церковного влияния.
Сенсуализм (лат. sensus - чувство, ощущение) - философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания.
Солнечная система - одна из многочисленных систем Вселенной, входит в галактическую структуру Млечного пути. Состоит из центрального светила - Солнца и 9 больших планет: Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна, Плутона, обращающихся вокруг него, а также их спутников, множества малых планет, комет и метеорного вещества (межпланетной пыли).
Субстрат (лат. sub - под и stratum – кладка, постройка, сооружение) - основа единства, однородности различных предметов и различных свойств, как отдельной вещи, предмета, так и их совокупности.
Субстанция(лат. substantia – сущность) – в философии первооснова всего сущего.
Тезаурус (греч. thesauros - запас) - понятие, введенное в информатику и означающее полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, позволяющий человеку или вычислительной машине в ней ориентироваться. Применяется в обществознании как целостность знания о предмете исследования той или иной науки на данный момент развития.
Теоцентризм (греч. theos – Бог и лат. centrum – центр) - теологическая концепция, согласно которой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага. Подражание и уподобление Богу рассматривается при этом как высшая цель и главный смысл человеческой жизни, а почитание Бога и служение ему - как основа нравственности. Теоцентризм органически связан с теизмом и такими его фундаментальными принципами, как креационизм, провиденциализм и др.
Толерантность (лат. tolerantia – терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Трансцендентный (лат. transcendere – переступать) – термин означающий, в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания. Этот термин имел важное значение в философии И. Канта, считавшего, что познание человека не способно проникнуть в трансцендентный мир, т.е. мир «вещей в себе». С другой стороны, по Канту, поведение человека диктуется трансцендентными нормами: свободной волей, бессмертной душой, Богом.
Универсум (лат. universum, summa rerum) - центральное философско-категориальное понятие, умозрительно включающее всю объективную реальность Вселенной (в отличие от «мира»). В зависимости от того, что включают в пространство «объективной реальности» представители разных философски систем, понятия «универсума» и «мира» не совпадают. «Мир» в материалистической философии является частью «универсума» - это духовно освоенный универсум.
Фатализм (лат. fatalis – роковой) - мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы, происходящие в мире, изначально определены и подчинены необходимости, не оставляющей место свободе, творчеству, развитию.
Феноменология(греч. phainomenon – являющееся) - (методолог - Г. Гегель)расширенное и понятийно оформленное Эдмундом Гуссерлем (1859-1938 г.г.) и его продолжателями Л. Ландгребе, Э Финком и др. субъективно-идеалистическое направление, оказавшее большое влияние на зарубежную философию ХХ века. Центральное понятие феноменологии – «интенциональность» сознания (его направленность на объект) утверждает субъективно-идеалистический принцип: «нет объекта без субъекта».
Философия жизни - философское направление, сложившееся в Германии (А. Шопегауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель) и Франции (А. Бергсон) на рубеже ХIХ и ХХ веков. Возникновение «философии жизни» было связано с быстрым развитием биологии, психологии и других наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. «Философия жизни» была попыткой преодолеть ограниченность механистического материализма с идеалистических позиций.
Харизма (греч. harisma – дар благодати) - исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная, божественного происхождения сила постижения и воздействия, недоступная обычным людям.
Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) - философское направление, возникшее в первой четверти ХХ века, пользовавшееся большим влиянием в 40-60 г.г. Представляло попытку создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам современного тому времени человека, ставящего вопрос: как жить человеку, потерявшему либерально-прогрессивные иллюзии, перед лицом исторических катастроф. Экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственно нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие толкуется как непосредственно данное человечеству существование, как экзистенция, которая непознаваема.
Эмерджментность (англ. emerdent – внезапно возникающий. Происходит от лат. emergo – появляюсь, возникаю) - наличие у системы свойств целостности, то есть таких, которыми не обладают составляющие её элементы.
Эмпатия (лат. empathy – чувствование, проникновение) - понятие философии и психологии, означающее восприятие внутреннего мира другого человека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, сопереживание его душевной жизни.
Эмпиризм (греч. empeiria – опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единым источником знания, утверждающее, что всё знание обосновывается в опыте и посредством опыта.
Этимология (греч. etymologia < etymon – истина; основное значение слова + logos – понятие, учение) - а) происхождение слова и его родственные отношения к другим словам того же языка или других языков; б) раздел языкознания, исследующий происхождение слов разных языков.
СПРАВКА ОБ АВТОРЕ
Петров Вадим Петрович - доктор философских наук, профессор. Родился в 1954 году. Окончил артиллерийский факультет Свердловского высшего военно-политического танко-артиллерийского училища, педагогический факультет Военно-политической академии в городе Москве, там же адъюнктуру Гуманитарной академии Вооруженных сил. Педагогическую деятельность осуществлял в различных вузах города Нижнего Новгорода в качестве преподавателя, старшего преподавателя, доцента, заместителя декана факультета, проректора по учебной работе, первого проректора. С 2000 года профессор кафедры философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.
В НФ МГЭИ читает учебные курсы по политологии, социологии, политической психологии, этике предпринимательской деятельности, философии права.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ОТ АВТОРА | ||
Глава I | ФИЛОСОФИЯ И КРУГ ЕЕ ПРОРБЛЕМ § 1. Природа и предмет философского знания …………... § 2. Проблемы философии, функции философии и типы мировоззрений ……………………………………………... | |
Глава II | ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНЕГО ВОСТОКА § 1. Философия Древнего Китая ………………………….. § 2. Основные черты и направления древнеиндийской философии ………………………………………………….. | |
Глава III | МИРОВОЗЗРЕНИЕ АНТИЧНОГО МИРА § 1. Греческая натурфилософия и учение о мире (милетская школа, Демокрит, Платон) …………………… § 2. Античная философия о человеке и обществе (Сократ, Платон, Аристотель, стоики) …………………… § 3. Зарождение античной диалектики (Гераклит, Зенон) | |
Глава IV Часть 1 | ИЗ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ § 1. Философско-религиозная мысль средневековья ……. § 2. Философия эпохи Возрождения ……………………... § 3.Философия Нового времени и эпохи Просвещения … | |
Глава IV Часть 2 | ИЗ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ § 1. Немецкая классическая философия ……………….. § 2. Возникновение марксистской философии и ее основные черты …………………………………………….. | |
Глава V Часть I | РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА § 1. Возникновение русской философии. Духовная жизнь допетровской Руси …………………………………………. § 2. Развитие философской мысли России в ХVIII веке. М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев …………………………... § 3. Основные направления философии России в ХIХ веке ………………………………………………………….. | |
Глава V Часть 2 | РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА § 1. Философские взгляды русских «космистов» ………... § 2. Философия всеединства В.С. Соловьева ……………. § 3. Философия русской эмиграции ……………………… § 4. Развитие марксистской философии ………………….. | |
Глава VI | МИР КАК СИСТЕМА § 1. Мир и его материальная сущность …………………... § 2. Пространство и время - атрибуты материи ………… | |
Глава VII | МИР КАК ПРОЦЕСС § 1. Движение как способ существования материя и его основные формы …………………………………………… § 2. Сущность всеобщей связи и развития ……………….. § 3. Основные категории диалектики …………………….. | |
Глава VIII | ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ § 1. Понятие духовной реальности ……………………….. § 2. Сознание - высшая форма психического отражения объективного мира. Его происхождение и сущность …… | |
Глава IХ | ПОЗНАНИЕ МИРА И ТВОРЧЕСТВО § 1. Сущность проблемы и процесс познаваемости мира в философии ………………………………………………... § 2. Роль практики, деятельности, творчества в познании | |
Глава Х | ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА § 1. Общефилософские представления о человеке и его месте в мире ……………………………………………….. § 2. Основные гипотезы происхождения человека. Антропогенез ………………………………………………. § 3. Сущность человека как биосоциального существа …. | |
Глава ХI | ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ § 1. Человек как телесное существо и среда его деятельности ……………………………………………….. § 2. Человеческая жизнь как ценность и здоровый образ жизни ……………………………………………………….. | |
Глава ХII | ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ § 1. Философская сущность человеческой личности ……. § 2. Объективные условия становления в развития личности ……………………………………………………. | |
Глава ХIII | СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ § 1. Общество как часть объективной реальности ………. § 2. Законы общественного развития. Сущность формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития …………………………………... | |
Глава ХIV | ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА § 1. Основные факторы развития человеческого общества ……………………………………………………. § 2. Экологические проблемы цивилизации и сущность материального производства в развитии общества ……... | |
Глава ХV | СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА § 1. Социальная сфера и социальная структура общества § 2. Сущность и разнообразие социальных общностей людей ……………………………………………………….. | |
Глава ХVI | НАУКА И ТЕХНИКА § 1. Сущность науки ……………………………………….. § 2. Сущность техники. Особенности взаимосвязи науки и техники …………………………………………………… | |
Глава ХVII | ПАНОРАМА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ § 1. Неопозитивизм ………………………………………… § 2. Феноменология ………………………………………... § 3. Экзистенциализм ……………………………………… § 4. Герменевтика ………………………………………….. § 5. Персонализм …………………………………………… § 6. Структурализм ………………………………………… § 7. Неофрейдизм …………………………………………... | |
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПРЕДМЕТНЫХ ПОНЯТИЙ …. | ||
СПРАВКА ОБ АВТОРЕ………………………………... |
Учебное издание
ПЕТРОВ Вадим Петрович
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
Подписано в печать _________
Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл. печ. л. _______. Тираж ________
Типография _____________ ЛР № ____________ от ________
Н.Новгород, ___________________