Параграф третий: сущность человека как биосоциального существа.
В этой части нашего учебного пособия мы приступаем к рассмотрению одной из самых сложных проблем философии - философской антропологии. Предметом ее изучения являются три группы проблем: 1) система частных наук о человеке; 2) общая теория человека; 3) мировоззренческое учение о человеке. Необходимо отметить, что эти группы проблем имеют различную степень разработанности и философскую нагрузку.
Частные науки о человеке. Эта группа проблем не является прямой функцией философии, так как человека изучают многочисленные науки: анатомия, физиология, психология, социология личности, биомеханика, акмеология, геронтология, ювенология, иммортология, эргономика и ряд других. Здесь философский акцент может быть сделан на двух крупных комплексах - а) науки о статике, о строении, о конституции человека; б) науки о динамике, о функциях человека.
Общая теория человека - антропономия. Этот комплекс находится в стадии становления. Поэтому философии приходится брать на себя функции осмысления всей этой проблематики и ожидать когда сложится эта самостоятельная наука - антропономия и ее учебный предмет - общая теория человека.
Мировоззренческое учение о человеке. Это прямая задача философии, целью которой является осмысление человека, его качеств, его места в мире, его перспектив.
§1. Общефилософские представления о человеке
и его месте в мире.
Что есть Человек? Как он появился в Универсуме? Каково его место в мире? Эти и другие вопросы волновали и волнуют философов многих поколений.
Человек предметно выделяется из всего существующего мира. Его отличие не вызывает сомнений и является как бы de facto. Но так ли это на самом деле? Ответить на этот вопрос в состоянии и должна дать философия.
Почти полтора века назад философскую проблему человека ставил и пытался решить Карл Маркс. По его мысли человек - это мир человека. Что бы его познать, надо познать мир. Диалектическая логика этого мыслителя в отношении человека в поставленной им проблеме просто уникальна.
Русский писатель, мыслитель Федор Достоевский (1821-1881 г.г.) говорил о человеке, что «он есть тайна». Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. И этой тайной он занимался всю жизнь, но так и не сумел раскрыть ее.
Тайна в понимании человека действительно существует. В книге французского писателя Веркора (1902-1991 г.г., настоящее имя и фамилия Жан Брюллер) «Люди и животные» (1952 г.) задан антропофилософский сюжет: европейская экспедиция в горах Южной Америки обнаружила то ли стадо, то ли дикое племя; то ли животных, то ли людей. В результате случайного стечения обстоятельств один из них был убит. Возникает вопрос: кого убили? Если человека, то должна последовать уголовная ответственность. Если убито животное, то такой ответственности нет. Но как определить: люди это или животные? Члены экспедиции начинают выдвигать разные предложения по этому поводу: нравственность, религиозность, речь, сознание и другие. Однако оказывается, что ни один из этих признаков критерием в определении человека служить не может. Что же тогда? Ответ на этот вопрос может лежать только в философской плоскости.
Формирование философской антропологии (антропология: греч. anthropos – человек, logos – учение - биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас) связывают с достаточно известными именами Джамбатисты Вико (1668-1744 г.г.) – итальянского философа, ведшего полемику с Р. Декартом; Христиана Вольфа (1679-1754 г.г.) – немецкого философа, сформировавшегося под влиянием взглядов Р. Декарта; французских материалистов ХVIII века - Клода Гельвеция, Дени Дидро, Поля Гольбаха.
Иммануил Кант (1724-1804 г.г.) ставил вопрос о том, что такое человек? Он пытался дать ответ на него, проводя собственные антропологические исследования. По его мнению, выраженному в работе «Антропология с прагматической точки зрения», самый главный предмет в мире, к которому могут быть применены познания - это человек, ибо он сам для себя есть последняя цель. И. Кант отстаивал мысль о том, что о человеке как универсальном существе можно философствовать отдельно и особо. Человек - предельно захватывающий и загадочный объект философского умозрения. Для раскрытия его сущности нужны самостоятельные и нетривиальные средства. В этом значении философская антропология противостоит традиционным сферам философского знания - логике, теории познания, этике, эстетике, аксиологии, истории философии.
В различные периоды времени ХХ столетия философскую антропологию представляли немецкие мыслители: Макс Шелер (1874-1928 г.г.) – философ и социолог, один из основателей философской антропологии; Арнольд Гелен (1904-1976 г.г.) - известный представитель школы философской антропологии, занимался ее систематикой, видел источник философской антропологии в учении Иоганна Фихте (1762-1814 г.г.) о человеческой душе; Гельмут Плеснер (1892-1985 г.г.), который стремился обосновать философскую антропологию как самостоятельную научно-философскую дисциплину. Он стремился смягчить дуалистический подход к человеку в концепциях М. Шелера и утверждал центральное, исключительное положение человека в мире. Логически исключал теоцентрическую картину мира и ставил на место божественного порядка порядок, ориентированный на человека. Вместе с тем человек трактуется им как непостижимая тайна бытия. К заслугам этих ученых можно отнести: во-первых, непосредственное обращение к проблеме человека как природного существа; во-вторых, они попытались углубить философское знание о человеке в целом.
Современная задача философской антропологии - представить ее как самостоятельную область философского знания, как особый метод мышления. На этот путь направлена концепция философии человека Л. Зеленова.
Образы человека в истории философской мысли.
Исторически можно выделить четыре философские концепции человека: 1) античная - VI-I века до н.н.; 2) средневековая - III-XIV века; 3) Нового времени - XV-XIХ века; 4) новейшая или современная - ХХ-ХХI века.
Первая философская концепция.
Античный образ человека. Он формируется в соответствии с уровнем развития общественного мышления того времени. Человек как бы уподобен вещи. Он сам вещь мира, вещь природы, вещь универсума. Не случайно Милетская (ионийская) школа, с которой в VI веке до н.э. по сути началась история философии, видела основу всего сущего в именно вещном: воде, воздухе (исключение – Анаксимандр, который ввел понятие первоначала всего сущего – «архе» и считал таким первоначалом апейрон). Даже на зрелых стадиях развития античной мысли, когда древние греки не только вырабатывали идеи, но и создавали сложные концепции их происхождения и сущности, они не шли в их понимании дальше уподобления внешним вещам.
Само платоновское понятие «идея» означает «видимая фигура», «внешний вид», «образ». Слово «дух», сохранившееся до нашего времени, первоначально обозначало тоже нечто вещное - дуновение воздуха. Античные греки открывают «душу», но понимают под ней что-то явно телесное, скрытое внутри вещи и приводящее ее в движение. Поэтому душой обладают не только человек, но и животное, и растение. Не случайно Аристотель относит науку о душе - психологию - к биологии. Этим объясняется и понимание познания как процесса, в котором телесная вещь сталкивается с душой-вещью и оставляет не ней след.
У эллина человек мыслит всем телом, а следовательно, для того, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо бегать, хорошо метать диск, хорошо стрелять из лука, хорошо бороться. Поэтому философ в Древней Греции мог быть одновременно и олимпийцем.
Поэтому античный образ человека космоцентричен.
Вторая философская концепция.
Средневековый образ человека сформирован особым стилем мышления, в основе которого лежит религиозное сознание. Образ жизни, уровень развития общества, развития производства, уровень научных знаний характеризует сознание человека и его образ.
Человек не верит в себя, он верит в Бога. Его сознание обращено к потустороннему миру. Реальный мир, как и сам человек, рассматриваются не такими, какими они есть на самом деле, а лишь как момент движения человека к Богу. Сам же человек - сосредоточие греха и печали.
В како-то мере противопоставлены друг другу бессмертная душа и смертная плоть человека. Заботиться нужно только о спасении души, в том числе и при помощи ущемления тела. Бог и душа влекутся друг к другу, отмечал святой Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 г.г.), и нет ничего кроме этого, ровно ничего. Бог первичен и в отличии от античного представления о космическом происхождении человека, средневековый образ человека от Бога. Поэтому огромное значение придается промыслу божьему, проявлению божественной воли во всех событиях в мире. Человек не может самостоятельно добыть знания, знание открывается ему в откровении.
В силу отмеченного, средневековый образ человека тоецентричен.
Третья философская концепция.
Образ человека Нового времени формировался под воздействием факторов познаваемости мира и изменяемости его посредством человека.
Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек отрывается от него, он верит теперь в себя, в свои силы. На место Бога он ставит «Человекобога» (Ф.М. Достоевский).
Существенная веха, обозначившая переход от средневекового (теократического) образа человека к новому образу, - философия Рене Декарта (1596-1650 г.г.) - французского мыслителя, математика, физика, физиолога, раннего материалиста. Его гениальный вывод о том, что «человек есть мыслящая вещь» оторвал взгляды мыслителей от небесно-божественных «явлений» и обратил их к человеку на земле, к его сути, к его главности и главенству в мире. Человеческая субъективность - достоверная реальность, так как человек есть критерий всего сущего. «Мыслю, следовательно, существую». Происходит второе - после античности - рождение рационализма, положившее начало экспериментальной науке.
Основная сфера человеческой деятельности - познание. Главный метод познания - рефлексия. Миром управляют разумные законы. Каким-то образом они соответствуют законам человеческого разума. Любой, самый утопический социальный проект, который можно построить в человеческой голове, в силу этого соответствия, имеет шанс быть воплощенным в действительность. Способ реализации социальных проектов - воспитание и просвещение. Внедрение в сознание людей тех или иных идей переустройства общества на разумных началах и есть, по сути, их реализация в жизнь. Отношения человека с природой - это отношения господства и подчинения. Ученые - это естествоиспытатели. Они «питают» природу и тем способствуют ее покорению.
Второй вывод, идущий от Р. Декарта по поводу человека как мыслящей вещи - это начало «деятельностной парадигмы», в рамках которой человек Нового времени осознал себя. В наибольшей степени она была изложена в концепциях позднее в концепциях И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, раннего К. Маркса.
Суть в том, что человек являясь вещью в вещном мире, не только мыслил, но и преобразовывал его. Для Г. Гегеля деятельность - это, прежде всего, чистая деятельность мышления, но в философии Л. Фейербаха и раннего К. Маркса акцент был сделан на предметности и на понимании деятельности как предметной деятельности, а не только мыслительной.
Человек выступает субъектом и соотносится с объектом. Он отличается от животного, так как, во-первых, производит; во-вторых, действует универсально; в-третьих, он достигает высшей формы деятельности - самодеятельности. В качестве субъекта человек есть творец мира и самого себя, но не произвольно, а в определенных, заранее данных, наработанных историей и природой объективных обстоятельствах и условиях.
Поэтому образ человека Нового времени антропоцентричен. Человек в центре самого себя.
Четвертая философская концепция.
Образ человека новейшего времени в определенной мере снимает образ с антропоцентрического и добавляет в него особенности научно-философского представления современной картины мира и происхождения человека. Обозначим этот образ человека как антропономологический. Он сочетает в себе антропный принцип с научно-философской парадигмой происхождения человека.
Суть его заключается в философском обосновании «человеческого содержания универсума» как внечеловеческой данности. Учение об универсуме - объективный путь к познанию человека, понятию его происхождения, его научному образу, принципиально отличному от космологического и теологического.
Давайте вспомним философскую концепцию Универсума и в соответствии с ней определим образ человека (Л. Зеленов).
Универсум - простейшее, неразвитое, абстрактное противостояние внечеловеческого человеку (космос, природа, то есть нерукотворная материя). Универсум - это фундамент (основа бытия) и детерминанта (побуждающая сила) человека. Это - исходное, но в этом исходном интересно философии не оно само, а то, что закономерно рождает человека, приводит к возникновению той особой субстанции (первоосновы), которая способна и отражать универсум, и отражать себя. Человек вышел из универсума, но он же и познает его в соответствии с познанием самого себя.
Учение об универсуме предполагает исследование логики развития трех его принципиальных образований:
***абиотические (неживые системы, тела);
***биотические (живые системы, организмы);
***социальные (общественные системы, человек).
В этом случае философия вырабатывает свое отношение к двум важнейшим проблемам: во-первых, происхождению жизни; во-вторых, происхождению человека, его образу. Все это происходит в рамках целостного освоения системы «Универсум - Человек», а в ней человеческого усвоения универсума:
первое - превращение абиотических систем в биотические, порождение неживым живого, трансформация тел в организмы, превращение законосообразного взаимодействия тел в геносообразное взаимодействие организмов - происхождение жизни;
второе - превращение биотических систем в социальные, геносообразного взаимодействия организмов в целесообразное взаимодействие людей, становление человеческого общества - происхождение человека.
Универсум - содержательное понятие. Он позволяет отразить как актуальное, так и потенциальное бытие; как познанное, так и непознанное; как практически освоенное, так и неосвоенное. Он противостоит человеку и в нем присутствует человек (опосредованно и непосредственно). Человек - это та форма универсума, которая из него исторически выделяется, им порождается и противоставляет себя универсуму, оставаясь включенным в него.
Образ человека по этой концепции антропофилософский, номологический.
Обратимся к типам антропологических учений.
Имеет место пять типов антропологических учений, выделенных немецким философом-антропологом Максом Шелером:
1) европейско-христианская доктрина;
2) антично-греческая;
3) натуралистическая;
4) теория декаданса;
5) концепция сверхчеловека.
Эта типология представляет интерес, хотя ее основания достаточно спорны. Если первые три разновидности философско-антропологической мысли представляют собой очевидные классификационные подходы, скрепленные образами человека: а) человек религиозный (homo religiosis); б) человек разумный (homo sapiens); в) человек натуралистический (homo naturalis), то две последующие концепции не имеют отношения к основаниям первых трех.
Не случайно Н.А. Бердяев, излагая шелеровскую классификацию, недоумевал, отчего исчезло определение человека как создателя орудий - homo faber? Надо сказать, что М. Шелер упоминал эту концепцию, но избегал типологической соотнесённости ее с образами человека. Что же касается позиции нашего соотечественника - русского философа-богослова, то он преднамеренно отмечает эту антропологическую позицию для того, чтобы подчеркнуть незавершенность типологии антропологических учений и их неудовлетворительность. С научной точки зрения наиболее ёмко - это определение человека как создателя орудий.
Человек в системе мира.
Человек является молодым образованием в системе универсума: абиотическая - биотическая - социальная (человек) материя. Каково же место человека? Две основные позиции:
первая - если человек является продуктом развития неживой и живой природы, значит, он содержит в себе качества всех предшествующих этапов развития, значит, он высшее образование, «высший цвет материи». Высшее всегда включает в себя низшее, снимает его. Еще древнегреческий философ из Абдер, крупнейший из софистов Протагор (480-410 годы до н.э.) изрёк: «Человек есть мера всех вещей: существующих, поскольку они не существуют». Действительно, если человек содержит в себе меры (системы качеств) всех предметов, биотических и абиотических, социальных, значит он и только он может быть мерой всех вещей. В этом универсальность человека: его способность познавать и творить по мере вещей;
вторая - человек достаточно поздно появился на планете, имеется в виду человек разумный (homo sapiens), мы ранее уже отмечали это историческое время (неандертальцы: 200 – 50 тысяч лет до н.э.; кроманьонцы: 50 – 10 тысяч лет до н.э.). То есть к этому времени все экологические ниши на Земле были уже заняты и своим местом обитания ему пришлось делать практически всю планету. Ему приходилось теснить существующие виды, включаться в их среду, завоевывать их зоны в лито-, гидро-, био- и атмосферах, а также космос. Технический, затем научно-технический прогресс позволили человеку сделать это, и это не предел. Человек стал вторым (после универсума) универсальным существом, субстанцией: универсальным по среде обитания, универсальным по контактам, универсальным по взаимодействию с остальным миром.
§2. Основные гипотезы происхождения человека. Антропогенез.
Антропогенез ( греч. anthropos – человек, genesis – происхождение).
Сколько существует человечество, столько времени и идут споры о происхождении человека. Мы с вами обозначим основные взгляды на этот сверхважный вопрос и дадим ему философскую оценку, то есть широкий взгляд который отражает материальную картину мира и движение в ней от неживого к живому и далее к социальному.
Итак, существует несколько основных гипотез происхождения человека:
***теологическая;
***космологическая;
***теория эволюции;
***концепция философской антропологии.
Детально раскрывать каждую из них мы не будем, но обозначим суть первых трёх и более подробно остановимся на четвертой, так как она не частнонаучная или теологическая, а представляет собой методологическое обоснование происхождения жизни на Земле и появления человека.
Первая - теологическая. Суть достаточно ясна и корнями уходит в средневековое прошлое: человека создал Бог. Бог творец всего живого на Земле. Задача человека - поклоняться Богу, верить в божественный промысел и ожидать потустороннего мира и дальнейшей «жизни» в нем в зависимости от своих мирских поступков - в аду или в раю. Причем, теологическая концепция происхождения человека не имеет принципиальной разницы для трех мировых религий - христианства, ислама или буддизма.
Вторая - космологическая. Суть тоже достаточно ясна - человек на Земле своим появлением обязан внеземным цивилизациям, которые и привнесли человека разумного на нашу планету. В данное время наблюдают за его развитием, не вмешиваясь в ход эволюции и развития.
И первая, и вторая гипотезы (концепции) достаточно наивны. Наивность проявляется в том, что они должны восприниматься на веру, то есть без доказательств. Отдельно существующие якобы факты (типа роли НЛО) либо подтасованы, либо вновь предлагаемы на веру. Наука требует множественности и повторяемости фактов, явлений, опирающихся на объективные законы бытия, законы науки.
Третья - теория эволюции или трудовая теория. Она основана на многочисленных археологических данных, исследованиях ученых и прежде всего фундаментальных открытиях Чарлза Роберта Дарвина (1809-1882 г.г.) – английского естествоиспытателя, совершившего кругосветное путешествие, в котором исследовались континенты в отношении происхождения животного и растительного мира. Пять с половиной лет на корабле под названием «Бигль» длилось это уникальное для научного мира плавание. Итог - 5 томов зоологических результатов.
Для происхождения человека в этих исследованиях важен момент эволюции, то есть движение от низшего к высшему, снятие в низшем живом элементов для высшего. В происхождении человека важна деятельностная парадигма, которая предполагает комплексных подход, включающий обычно такие факторы, как труд, язык, сознание, те или иные формы общности, регулирование брачных отношений, нравственность. В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы превращения обезьяны в человека (К. Маркс),
Эта концепция наиболее полная и отвечающая на многие вопросы в происхождении человека эволюционно-трудовым путем. Однако и она подвергается серьезным сомнениям в аспекте антропогенеза. Интерес представляют, на наш взгляд, несколько точек зрения. Во-первых, французского философа, палеонтолога и антрополога Тейяра де Шардена, который сомневается по поводу сроков происхождения людей. Вот их нет, и вдруг они появляются из животного мира, а остальной животный мир не поменялся - лисы, волки, зебры, тигры, барсуки они и сейчас такие же. Его предложение в том, что в «планетарный миг» (1000 лет) появления человека связан не с морфологическими (т.е. касающимися внешнего вида и строения животных организмов) изменениями, а внутренними, произошел скачок на всей планете. Во-вторых, российского академика Н.П. Бехтеревой - крупного специалиста в области физиологии психической деятельности, которая высказывается по поводу сверхвозможностей человеческого мозга, пытаясь объяснить этот факт инопланетной версией. В-третьих, украинского философа В.П. Иванова, который считает, что суть перехода от обезьяны к человеку состоит не в возникновении особой формы «обезьяночеловека», а в уходе вовнутрь, в самость, в субъективацию внешних проявлений жизнедеятельности. Единый процесс объективных закономерностей как бы прерывается и появляется особая сфера «для себя» в объективном бытии.
И это не единичные споры в научном мире.
Нам же нужна философская оценка происхождения человека.
Четвертая - философская концепция антропогенеза Л. Зеленова.
Суть ее заключается в функционировании системы «Универсум - Человек». Человек появился в универсуме, но он же и противостоит ему, вот это противоречие и является главным в понимании происхождения человека.
До появления человека универсум существует в единстве неживых и живых систем, тел и организмов.
Эволюция неживого на основе законосообразного взаимодействия тел приводит к возникновению жизни, эволюция живого на базе геносообразного взаимодействия приводит к возникновению человека, социальной системы.
С философской точки зрения, основанной на диалектическом методе (развитие, взаимодействие), важно понять источник, причину этой эволюции. Такой источник - противоречие, отношение противоположностей в самом взаимодействии на уровне неживого и живого.
Тип системы | Единичный субстрат | Тип взаимодействия | Альтернативы взаимодействия |
Абиотическая (неживая) | Тело | Законосообразность | а) динамические зако-номерности б) статические зако-номерности |
Биотическая (живая) | Организм | Геносообразность | а) безусловные рефлексы (наследственно закреплен-ные) б) условные рефлексы (выработанные в ходе контактов) |
Социальная (общество) | Человек | Целесообразность | а) социокультурные программы б) творческие программы |
Неживые тела (абиотические) взаимодействуют на основе объективно существующих законов - молекулярного уровня, изменения состава и строения вещества, электромагнитного изменения, гравитации и т.д., то есть физических, химических и механических
Живые организмы (биотические) развиваются на основе взаимодействия по законам белковых тел, геносообразно: ДНК - РНК - гены
ДНК - дизоксирибонуклеиновая кислота - высокополимерное природное соединение, содержащаяся в ядрах клеток живых организмов; вместе с белками с белками гистонами образует вещество хромосом. ДНК - носитель генетической информации. Молекула ДНК состоит из 2-х полинуклеотидных цепей, закрученных одна вокруг другой в спираль. Цепи состоят из 4-х типов нуклеотидов (азотистых соединений). Сочетания 3-х рядом стоящих нуклеотидов в цепи ДНК составляют генетический код. Если нарушить последовательность нуклеотидов, то произойдут наследственные изменения - мутации. |
Социальные системы взаимодействуют посредством целесообразности, исходя из объективных условий бытия или создавая необходимые условия.
Вот в чем суть философско-антропологической модели появления человека, антропогенез.
При чём эта модель появления человека не привязана только к нашей планете Земля, она Вселенская. Другой вопрос: кто он будет по виду? Сколько понадобится времени, чтобы человек или ему подобный появился? Годы, столетия, тысячелетия? Или он уже есть во Вселенной. На этот вопрос философия ответа не дает, так как это не её задача. Задача философской антропологии, философского антропогенеза - методологическая.
§3. Сущность человека как биосоциального существа.
Кто есть человек? Что он собою представляет? Какова его природа? В чем его сущность? В этом главном заключено существо вопросов о человеке философского уровня.
Существуют четыре точки зрения по этой проблеме:
первая: человек - социальное существо;
вторая: человек - биологическое существо;
третья: человек - и биологическое, и социальное существо;
четвертая: человек - социальное существо с полноценной биологической основой (природной, биотелесной, естественной).
Наиболее верна четвертая концепция (В.В. Орлов), учитывающая принцип снятия высшим низшего, социальным биологического. Это значит, что все социальные характеристики человека в конечном счете базируются на его биологической основе, хотя эта биологическая основа преобразуется социальным (есть специальная наука социобиология).
Этот четвертый подход открывает перспективы исследования не только социального, но и биологического в человеке, хотя мало внимания уделяется телесному (механико-физико-химическому) в человеке.
В интересующем нас аспекте о сущности человека возможны различные ситуации:
***человек появился биологически, а социально еще не состоялся (новорожденный);
***человек биологически не существует, а социально живет (в памяти поколений – Платон, Минин и Пожарский);
***человек умер биологически, но существует как тело (мавзолеи);
***человек умер социально, но живет биологически (наркоман).
Актуальной и сегодня является проблема биологической и социальной жизни и смерти человека, смерти и бессмертия:
а) идеалистические концепции склонны утверждать биологическую вечность, бессмертие человека;
б) материалистические концепции трактуют бессмертие как социальную жизнь человека и после его биологической смерти (человек продолжает жить в своих делах, книгах, идеях, учениках, учениях).
Итак, сущность человека биосоциальна.
Биологическое выражается в морфологических, физиологических, генетических явлениях, а также нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах организма человека.
Социальное отражает уровень социума в конкретный исторический период развития (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный).
Кроме того, необходимо учитывать психический или ментальный фон, то есть внутренний духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, волю, переживания, память, характер, темперамент.
На отдельное место необходимо поставить разум.
Итак, человек - это разумное биосоциальное существо со своей ментальностью.
Человек - не простая арифметическая сумма биологического, социального и психического, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности.
Назначение человека - это деятельность во всех ее аспектах: экономическом, экологическом, управленческом, научном, педагогическом, художественном, медицинском, физкультурном, а также спектрально отражающем эти виды деятельности.
Вопросы для самоконтроля
Каково многообразие и своеобразие представлений о человеке и его сущности?
Понятие «антропологии» и «антропономии».
Античный образ человека.
Средневековый образ человека.
Представление о человеке в эпоху Нового времени.
Современные представления об образе человека.
Образ человека в философской парадигме Л. Зеленова.
Своеобразие типов антропологических учений.
Человек в системе мира.
Понятие «антропогенеза».
Теологическая концепция человека.
Космологическая концепция человека.
Теория эволюции или трудовая теория человека.
Концепция человека в системе «Универсум – Человек».
Сущность человека как биосоциального существа.
Философия и человек.
Литература
Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.
Антропономия (Общая теория человека). – Н. Новгород, 1991.
Зеленов Л.А. Система философии: Монография. – Н.Новгород, 1991.
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1983.
Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.
Философия:Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М., 1992.
Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д., 1999.
Шелер М. Человек и история. – М., 1997.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.
ГЛАВА ХI
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ