Параграф второй: человеческая жизнь как ценность и здоровый образ жизни.

Решая проблемы философской антропологии, мы с вами все более и более погружаемся в тайну человека: его происхождения, его сущности, его потенциала, его социализации, его окружения, его взаимодействия, его будущности и т.д.

Познавая те или иные грани человека, человеческого бытия, мы в то же время остаемся в неведении очень многого присущего человеку и истории его происхождения.

Человек - это самый главный, но и наиболее загадочный и достаточно труднообъяснимый объект исследования научного мира. Его делят между собой многие частные науки: биология и физиология, геронтология и медицина, психология и акмеология, анатомия и социология, педагогика и история, политология и культурология и некоторые другие. Они создают его фрагментарно-предметный портрет, рождающий мозаичную картину его бытия с психологическими и психическими, социологическими и нравственными, эстетическими и педагогическими, политическими и физиологическими, анатомическими и другими элементами. Интегральный научный портрет человека может и должна дать философская антропология, а точнее антропономия как общефилософская теория человека.

На данный момент развития науки антропономия находится в стадии становления, впрочем как и философская антропология, поэтому мы в рамках становления этой науки постараемся обобщить имеющийся научный материал, чтобы представить его в соответствующем проблеме философском ракурсе. Основой здесь будет являться философская концепция человека, разработанная Л. Зеленовым.

Речь пойдет о телесности человека и связанным с этим философским осмыслением человеческого бытия в той среде, которую дала человеку природа, а главное в той среде, которую человек создавал сам в течение многих столетий, особенно сейчас в век высоких технологий, век глобализации, век научно-технического и информационного прогресса.

Рассматривать эти, и связанные с ними проблемы мы будем в аспекте уже известной системы «универсум - человек», в противном случае можно будет затронуть только частности, грани человеческого бытия, а не общеметодологические характеристики человека. Поэтому система «универсум - человек» дает нить к философскому пониманию человеческой телесности в среде человеческой деятельности, помогает осознать ценность человеческой жизни.

§1. Человек как телесное существо и среда его деятельности.

Мы определили, что человеческая сущность заключается в его биосоциальном единстве на базе разума и определенном уровне менталитета.

Человек - многогранное существо, универсальный объект для исследования. Все, что происходит в мире взаимосвязано с человеком. Человек отражает в себе явления, одновременно сам является субъектом бытия. Эта взаимосвязь прослеживается в рамках системы «универсум - человек».

Человек - высший цвет развития субстанции, высшая форма состояния закономерного мирового процесса. Поясним это схемой развития:

Формы бытия Параметр I II III
Родовой субстрат Неживые системы Живые системы Социальные системы
Единичный субстрат Тело Организмы Человек
Функция Взаимодействие Жизнедеятель-ность Деятельность  
Детерминация Законосообразность Геносообразность Целесообраз-ность  

В данном движении принципиально важно то, что высшие формы бытия любого параметра основаны на низших и содержат их в себе в снятом виде. Если «анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны» (К. Маркс), то и социальные системы, человек, деятельность, целесообразность - ключ к пониманию живых и неживых систем, организмов и тел, жизнедеятельности и взаимодействия, геносообразности и законосообразности.

Представим с вами зеркальное отражение этой схемы: на первое место становится позиция № III - высшее включило в себя низшее. В этом смысле человек предстает как: человек - организм - тело.

Исходя из представленной схемы, мы еще раз убеждаемся в диалектической картине происхождения человека, и одновременно убеждаемся, что человек телесное существо. Ранее мы говорили о его биосоциальной сущности.

Так или иначе человек оказывается элементом универсума: он появился, он объективно включен в отношения с телами, организмами, другими людьми. Кто он?

Человек - это тело, обладающее общими ему с другими телами механическими, физическими, химическими свойствами и закономерностями. Пример: механически тело может сжиматься, расширяться, сужаться, двигаться в трех измерениях; физически тело является проводником, состоит из атомов и молекул, подчиняется законам общим для всех природных объектов; химические процессы аналогичны для органических природных и искусственных тел - распад, горение, тление.



Человек на 60% состоит из воды. У взрослого человека 10 кг кислорода, углерода, водорода и азота, 2 кг кальция и фосфора, по несколько десятков граммов калия, серы, натрия и хлора, 6 г железа.

Как тело человек подчиняется единому мировому закономерному процессу, хотя является молодым для универсума телесным образованием. Правда, это такое тело, которое включено в присущие ему биологические и социальные процессы и состояния. Эти состояния являются высшими по отношению просто к телу, поэтому они влияют как высшие на телесную организацию и телесные процессы человека, определяя их специфику: особенности механики и моторики, статики и динамики, физического и химического в человеке. То есть, телесность очень тесно взаимосвязана с биосоциальной сущностью человека: долго жить или рано умереть, выпивать в меру или до упаду, заниматься спортом или употреблять наркотики и многое другое.

Человек - это организм, обладающий общими ему с другими организмами биологическими свойствами и закономерностями. Например: любому организму присущ обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, подвижность.

В человеческом организме общая длина кровеносных сосудов составляет 100 тыс. км. Кровь распределяется: 25% в мышцах, 25% в почках, 15% в стенках кишечника, 10% в печени, 8% в мозгу, 4% в венечных сосудах сердца, 13% в сосудах легких и остальных органах. Общий вес мышц у мужчин 40%, у женщин 30%.

Как организм человек подчиняется законам биологического уровня развития единого мирового процесса, хотя тоже является молодым для биотических систем организменным образованием. Тем не менее, закономерности жизнедеятельности, закономерности безусловных и условных рефлексов, закономерности действия генетической программы справедливы и для человека. Человек - это такой организм, который включен во внутренне присущие ему телесные и социальные процессы и состояния. Следовательно, телесное и социальное влияют на биологическое в человеке, определяя его специфику: рост, размножение, питание, сон, гигиену, наследственность, продолжительность жизни и многое другое.

Человек - это человек, обладающий общими с другими людьми социальными качествами: образованностью, воспитанностью, коммуникативностью, информированностью, обученностью, деловитостью, самокритичностью, наблюдательностью, аналитичностью.

У человека масса мозга составляет 1/46 общей массы тела, а общая площадь коры головного мозга варьируется от 1468 до 1670 см2. Начиная с тридцатого года жизни, у человека ежедневно гибнет 30-50 тысяч нервных клеток, с возрастом вес его уменьшается (если в организме нет наследственных или приобретенных отклонений), и он уплотняется по форме. Глаз человека способен различать 130-250 чистых тонов и 5-10 миллионов смешанных оттенков (пр.: собака видит только в сером цвете весь окружающий мир)

Как человек он включен в социальную систему, в человеческий род, в историю человеческого общества. В обществе он находит однородные (гомогенные) себе, такие же новые и молодые для универсума социальные образования по сферам деятельности: экономические и экологические, научные и педагогические, медицинские и физкультурные, художественные и управленческие. Они тождественны человеку, это тождество формирует социум, который не просто включен в универсум и является его высшей формой, но который единственно способен противопоставить себя всему универсуму как ноосфера.

К законосообразным (тела) и геносообразным (организмы) взаимодействиям в универсуме человек добавляет целесообразное взаимодействие, основанное на сознании, на разуме, на целеполагании. Но эта целесообразность бытия человека существует не рядом с законосообразностью неживого и геносообразностью живого, а на их основе, и представлена в единстве с ним в самом человеке. Более того, лишь та целесообразность эффективна, которая опирается на законосообразность и геносообразность как социальной, так и других систем.

Объективно человек заключает в себе все типы низших систем - тел и организмов - одновременно и представляя их. Человек выступает «мерой всех вещей» (Протагор) в мире (универсуме).

Вот с этой точки зрения человеческая телесность представляет уникальный интерес. Рассматривать ее целесообразно совместно со средой, в которой человек конкретно живет и трудится (или пребывает).

В этих целях определимся с антропологическими константами человека как телесного существа и средой человеческого обитания и деятельности.

Антропологические константы (лат. constantis – постоянная величина):

***жизнь и смерть;

***рождаемость и наследственность.

Данные константы находятся в прямой зависимости от человеческой телесности. Человеческий алгоритм жизни и смерти, рождаемости и генетической наследственности напрямую зависит от среды обитания человека, его образа жизни, который зависит от социальных, экономических, политических, нравственных условий, создаваемых государством, социальным сообществом, в котором развивается человек. Существенную роль играют национальные, территориальные особенности, ментальность.

В силу этого среда человеческого обитания - это весь мир, то весь духовно освоенный универсум, освоенный различными видами деятельности:

***экономической и экологической;

*** управленческой и научной;

***педагогической и художественной;

***медицинской и физкультурной.

Человек - существо деятельностное, поэтому среда его обитания является и средой его деятельности.

Вывод: Человек как телесное существо рождается, живет и умирает в определенной среде (природно-социальной), передавая по наследству устоявшиеся биологические признаки рода.

В последнее время, особенно со второй половины ХХ века, человек усиленно вторгается в природу, нарушая ее естественное существо. Экологические проблемы могут приобрести характер неуправляемости: «ядерная зима», изменение климата на Земле, уничтожение популяции животно-растительного мира, использование человеком в производстве негативно активных веществ… все это нарушает естественный баланс планеты и приводит к необратимым последствиям. Человек как телесное существо все более и более ощущает это на себе: генная мутация, снижение рождаемости, уменьшение продолжительности жизни, имунные болезни, физическое истощение (голод).

В 1998 г. на планете было ок. 33,5 млн. человек ВИЧ-инфицированных (на 6 млрд. населения), каждый день в мире инфицируется ок. 16.000 чел.; в Зимбабве каждую неделю умирает от СПИДа ок. 2.500 человек; в городе Дзержинске Нижегородской области (химическая индустрия), есть случаи рождаемости детей-мутантов.

Человек методично создает искусственную среду (вторую природу - техно-экологическую), которая во многом чужда естественно-природной и разрушает последнюю. Порождается кризис телесного и эмоционального бытия человека (например: около 50 лет назад человек из сельской местности, попадая в город, просто терялся, потому что это была чуждая для него среда. Сейчас человек как телесное существо зачастую теряется в пространстве техники и технических систем, наукоёмких технологических приспособлений. Эмоциональное бытие человека на грани стресса: число суицидов неуклонно растет именно в городах).

Система: «человек - техника - среда».

Эта система включает: 1) человека (главное звено); 2) технику (приборы, оборудование, компьютеры, средства связи…), посредством которой человек осуществляет деятельность; 3) среду, в которой осуществляется операционный процесс. При этом все звенья системы рассматриваются в едином функциональном поле, где ведущее звено принадлежит человеку. Вот здесь способности человека, возможности техники и особенности среды (8-мь сфер) должны оптимально соотноситься в целях повышения эффективности и надежности функционирования системы, а не превращения ее в чуждое социальному развитию образование.

Здесь прежде всего важен аспект взаимодействия «человек - техника», так как несмотря на совместное выполнение функций управления человеком и техникой, каждая подсистема подчиняется в работе только ей свойственным закономерностям. Человек - телесное существо и какие-либо не выверенные по отношению к машине действия приводят к человеческой трагедии (Чернобыль - трагедия с АЭС; взрыв космического американского корабля «Шаттл» с 8-мью астронавтами на борту; гибель атомных подводных лодок ВМФ СССР и РФ «Комсомолец» и «Курск»). Техника - запрограммированное устройство, с его помощью человек осуществляет определенные, порой очень сложные, манипуляции, находящиеся за пределами человеческих возможностей (в ядерных реакторах, при больших ускорениях и огромных температурах).

Но человек всегда должен оставаться ведущим в этом процессе, просчитывать его последствия. Иначе катастрофы искусственной среды неизбежны, вернее в искусственной среде, которая может выступать как деструктивный фактор для человека.

Существует мнение, что безлюдная технология якобы исключает человека из операционного процесса и тем самым снимается проблема «человек - техника - система». В действительности это не так. В любой автоматизированной, роботизированной, компьютеризированной системе имеются несколько типов деятельности человека, существа телесного:

***он наблюдает за системой, проводит её обслуживание и осуществляет контроль;

***задает и координирует программы;

***вмешивается в технико-технологический процесс, когда действия системы превышают заданные параметры и могут быть чреватыми катастрофой;

***организует дублирование процессов в ручном режиме.

В искусственной, созданной человеком среде, функционируют свои закономерности. Человек, как существо телесное, обязан их познать и следовать им, не допуская отклонений чреватых для него негативными последствиями.

Некоторые суждения о компьютерах.

Компьютеризация внесла существенные изменения в совершенствование искусственной среды обитания человека: от приготовления пищи до полетов в космос. С одной стороны, компьютер облегчил человек процесс деятельности. С другой, он вторгся в телесность человека - моделирует его жизнь и смерть, прогнозирует рождаемость, половые признаки, изменяется наследственность (генная инженерия). Хорошо это или плохо?

Ответы здесь далеко не однозначны. Условно их можно представить 50 х 50. Но то, что происходит деструктивность телесности человека, это факт. Пример: в ХIХ – н. ХХ веков, какой человек был более всего ценен? Ответ: крепкий, здоровый, с румянцем на щеках, то есть телесный человек. Потому как он работящий, может произвести здоровое потомство и долго жить. В век компьютеризации подходы изменились: телесность человека становится не такой уж ценной.

Проблема интернета.

Мощное вовлечение человека в искусственную среду, виртуальную среду происходит посредством этого уникального технико-технологического приспособления. Обеспокоена русская православная церковь. Встревожены ученые многих направлений: психологи, педагоги, валеологи. Посредством интернета может происходить манипулирование человеком-массовым, «зомбирование» его по определенным параметрам.

§2. Человеческая жизнь как ценность и здоровый образ жизни.

Жизнь - это антропологическая константа.

Человеческая жизнь - это не только способ существования белковых тел. Человеческая жизнь - социальная величина, она содержательна по многим параметрам: трудовым, нравственным, творческим. Полноценная жизнь человека сопряжена с повседневной деятельностью по сферам жизнедеятельности, о них мы говорили, их 8-мь. Пиком жизнедеятельности человека является его творчество, то есть созидание чего-то нового.

В чем ценность человеческой жизни?

Представим этот вопрос по двум основаниям: антропному и социально-техническому.

АНТРОПНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
*продолжение рода; *улучшение генетических характеристик, наследственности. *совершенствование социальной организации; *гуманизация жизни; *преобразование репродуктив-ной деятельности в творчество; *поиск новых видов деятельности; *улучшение генетических характеристик, наследственности.

Ценность человеческой жизни заключается и в том, что человек, социум противостоит универсуму и это противоречие рождает все новые и новые моменты бытия: освоение космоса и мирового океана, северных широт и тропиков, пустыни и земных недр. Это противоречие - путь в мир непознанного. И это возможно только посредством человека - телесного существа, человека живого.

Мы характеризовали человека как биосоциальное существо, обладающее разумом и специфической ментальностью. В этом плане или по этим основаниям ценность человеческой жизни заключается: 1) в биологическом; 2) в социальном; 3) в психологическом параметрах.

Вывод: жизнь человека есть высшая ценность на планете. Прекращение жизни автоматически ведет к нивелировке иных ценностей, независимо от их масштабов и значимости.

Право на жизнь и право на смерть.

Есть ли у человека, общества, государства такие права?

В отношении права на жизнь ответ однозначен - да!

Человек, создавая семью, использует свое биологическое право на продолжение рода, на новую жизнь нового человека.

Общество, социально развиваясь, защищает и развивает права своего социального расширения (в начале ХХ века население планеты составляло 1 млрд. 650 млн. человек, а в конце ХХ столетия оно превысило за 6-ти миллиардную отметку).

Наше государство конституционно закрепило право человека на жизнь. В статье 20 Конституции Российской Федерации отмечается:

пункт 1. Каждый имеет право на жизнь;

пункт 2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Вывод: право на жизнь у человека свято и основано на биологических, социальных и правовых закономерностях.

Проблема прав человека на смерть.

В последнее время этот вопрос достаточно остро обсуждается во многих странах мира.

Если обратить наше внимание на зоопространство, то там никто не уничтожает себе подобных. В ходе стычек животных за территорию, самцов за самок и т.д. побежденный покидает поле сражения, но не преследуется более сильным противником и тем более не уничтожается. Волк, почувствовав силу противника, подставляет ему свою артерию, но удара клыками по ней не получает.

Человек, общество осуждает убийство и не поощряет его. Хотя человек - единственное существо, имеющее отношение к зоомиру, который уничтожает себе подобных. Причины самые разные: экономические, социальные, политические, нравственные, национальные, ментальные. Анализ их - это задача частных наук. Государство осуждает убийство человека и применяет к преступившим закон всю его полноту.

Вывод: право на смерть человека - это нонсенс, но применяемый в исключительных случаях государством в мирное время.

Однако в к. ХХ – н. ХХI веков в некоторых государствах (в частности, в Нидерландах, Великобритании, Австралии) развернулась дискуссия относительно случаев якобы гуманного отношения к людям, которые страдают неизлечимыми болезнями и врач, в этом случае, может обладать правом «помочь» уйти из жизни такому человеку: эвтаназия. Человек - телесное существо и различные недуги преследуют его на протяжении жизни. Кого больше, а кого меньше - это вопрос другого характера, зависимый от антропологических и иных особенностей человека.

Но эвтаназия, что это за явление? Облегчение страдания больного смертью или убийство человека? Кто дает врачу право на смерть? И что же такое смерть?

В Оксфордском академическом словаре дается такое пояснение: «Смерть - это конец жизни».

Словарь русского языка в 4-х томах 1984 года конкретизирует: «1. Биологическая. Прекращение жизнедеятельности организма и его гибель. Физиологическая смерть. Смерть клетки. Смерть растения. 2. Прекращение существования человека, животного. Скоропостиженная смерть. Ранняя смерть.

Вывод: смерть - это прекращение существования, прекращение деятельности. Человеческая смерть - это уничтожение высшей ценности на планете.

Существуют различные подходы к смерти, различные точки зрения: теологические (христианские, буддийские, исламские), этнические, этические, психологические, эстетические, биологические, физические, квантово-механические, философские.

В части интересующих нас философских взглядов на проблему смерти приведем соображение античного философа-материалиста Эпикура (341-270 г.г. до н.э.): «…самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем. Таким образом, смерть не имеет отношения ни к живущим, ни к умершим, так как для одних она существует, а другие уже не существуют».

В любом случае смерть - это дискретность жизни.

По поводу эвтаназии.

Это проблема одновременно нравственная и правовая. В 1990 году в США имело большой общественный резонанс дело врача Джека Кеворкяна, прозванного «доктор смерть», «доктор суицид». Его обвинили в убийстве 54-летней Джанет Адкинс, страдавшей болезнью Альцгеймера, которой он помог умереть.

Американский специалист в области медицинской этики Маргарет Баттин говорит следующее: «Долг врача в том, чтобы облегчить участь больного, помочь ему умереть легкой смертью».

Во Франции существует общество под названием «Ассоциация за право умереть с достоинством».

Наверное, чтобы ярче осознать картину публичного стремления «помочь» умереть больным людям, надо поставить себя на место больного тем людям, которые легко рассуждают на эту тему.

Эвтаназия - это манипуляция человеческой телесностью, игра на авторитет, на имидж, но не помощь больному человеку.

Проблема наркомании.

Человек породил это проблему, человеку её и решать. Наркомания - социальное зло, это понимают практически все: и наркоманы, и продавцы наркотиков, и все здравомыслящие люди. Но понимать - это еще не отказаться от зла.

Наркомания - это употребление для получения наркотического эффекта веществ применяемых в медицине как снотворные или обезболивающие вещества. Воздействие наркотических веществ на нервную центральную систему не ограничивается обезболиванием, а попутно вызывает особое психическое состояние - эйфорию, рожденную ощущением возбуждения, бодрости, прилива сил, значимости и даже неограниченности своих возможностей.

Эйфория проявляется в приятной оглушенности, полном душевном благополучии и безмятежности. Человек теряет ощущение реальности, искусственно забывается, он равный с сильными мира сего, богатыми, он раскован. Он умышленно идет на это, губя свое здоровье, теряя нравственность, опускаясь в конечном счете на дно и непременно погибая раньше своих здоровых сверстников. Он знает, что наркотики - это плохо, но телесность человека слаба, нет характера и он погибает.

Состояние эйфории опасно тем, что у человека достаточно быстро развивается болезненное желание испытать его вновь и вновь. При постоянном употреблении наркотических веществ происходит патологическая перестройка медиаторных систем мозга, и они уже не могут работать без постоянного притока наркотиков извне. Развивается наркотическая зависимость.

С течением времени наркотическая зависимость возрастает, при отсутствии дозы начинается так называемая ломка, сопровождающаяся температурой, ознобом, дрожанием конечностей и болями в разных частях тела. Параллельно с наркотической зависимостью изменяется и сам характер действия наркотического вещества, поэтому больному уже человеку требуются все большие дозы наркотика. Все наркотические вещества ядовиты, они отравляют организм, дополняя нарастающую психическую личностную деградацию глубоким истощением организма. Человек становится инвалидом, а чаще умирает.

Откровения девушки-наркоманки, совершившей преступление: «Да, ломка - это ужасно. Я пока болела, находилась в тюрьме. Лечения никакого нету. Ломало сильно, я даже гнила. Есть ничего не могла. Отец приходил на встречу, видел, как меня трясло. Болит все: кости выкручивает, кашляешь не останавливаясь, чихаешь, рвота постоянно, понос, спать не можешь вообще, не можешь сосредоточиться, слезятся глаза, все плывет - на стены бросаешься. Знаю ребят, которые во время ломки с героина резали себе вены. Действительно, кажется лучше уж умереть. Боли идут не день, не два - неделю. Потом начинается мозговая зависимость. Сон плохой, постоянно думаешь: если бы вот сейчас уколоться, как было бы хорошо. Ни о чем, кроме дозы, думать не можешь. Хочется забыться и уйти».

Необходима профилактика, разъяснительная работа в семье, школе, вузе, трудовом коллективе. Пути в завтра у наркомана нет. Работодатель, узнавший об употреблении человеком наркотиков, работы ему не предоставит. О карьере можно забыть, семья не состоится, продолжение рода практически не возможно, здоровье подорвано, психика нарушена, качестве личности в состоянии деградации.

Существует и уголовная ответственность. В УК РФ, статья 228, предусмотрена ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.

Необходимо целенаправленно формировать потребность человека в здоровом образе жизни - ЗОЖ.

Ведение здорового образа жизни для человека как существа телесного - объективная закономерность. Любое живое существо в биосфере ведет ЗОЖ. Это правило, а не исключение: здесь гигиена, питание, ритм жизни, физические нагрузки.

Человек - высшее звено биосферы, он социален. В силу этого, развивая среду своего обитания, он выходит за рамки естественных условий, созданных природой. Он технизирует свой быт, а это дополнительные факторы, способствующие негативному влиянию среды на организм: микро- и длинноволновое излучение, различные шумы - рабочие и сопутствующие, радиация, экологически непригодные строительные материалы (асбестовые перекрытия и трубы, шифер), выбросы в атмосферу вредных веществ, кислотные дожди, озоновые дыры и т.д.

Ведению здорового образа жизни в современном мире мешаем себе прежде всего мы сами, потому что создаем себе дополнительные трудности: курением, неумеренным употреблением спиртных напитков, сидячим образом жизни.

Факторы, способствующие ведению З О Ж:

БИОЛОГИЧЕСКИЕ   СОЦИАЛЬНЫЕ
*правильное и рациональное питание; *экологически чистые продукты; *естественная натурализация: солнце, чистый воздух, чистая вода, физические нагрузки по возрасту, активный отдых, сон; *регулярные сексуальные отношения. *отсутствие психологических стрессов; *приятная и интересная работа; *хороший круг общения; *культурный досуг; *интеллектуальное развитие; *уважительные семейные отношения; *хороший быт; *осознанная нравственность, поведение; *соблюдение 3-х «не»: не курить, не злоупотреблять спиртным, не употреблять наркотики.

Итак: человек - существо телесное. Телесность требует уважительного к ней отношения и она от многого зависит. Факторы здесь самые разнообразные, о чем уже было сказано. Привести их в гармонию - задача достаточно сложная, но посильная для человека - существа разумного, биосоциального.

Вопросы для самоконтроля

Сущность человеческой телесности.

Человек как организм.

Биосоциальные характеристики человека.

Антропологические константы.

Сущность человеческой деятельности.

Типы деятельности человека.

Деятельность и творчество.

Система «человек – техника – среда».

В чем ценность человеческой жизни?

Понятие «эвтаназии».

Проблема наркомании.

Сущность ведения здорового образа жизни.

Факторы здорового образа жизни.

Литература

Антропономия (Общая теория человека). – Нижний Новгород, 1991.

Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном пространстве. – М., 1993.

Жаров В.Л. Человеческая телесность: философский анализ. – Ростов н/Д, 1988.

Зеленов Л.А. Система философии: Монография. – Нижний Новгород, 1991.

Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М., 1983.

Курило С. Философские основы теории и практики международного спорта. – М.., 2000.

Лаврин А.П. Хроника Харона. Энциклопедия смерти. – М., 1993.

Новейший философский словарь. – Мн., 2001.

Подорога В.А. Феноменология тела: введение в философскую антропологию. – М., 1995.

Пол, гендер, культура. – М., 1999.

ГЛАВА ХII

ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ

Наши рекомендации