Параграф второй: сознание - высшая форма психического отражения объективного мира. Его происхождение и сущность.

§1. Понятие духовной реальности и ее структура.

Только человеку присуще величайшее свойство универсума - осознавать и оценивать существующую реальность. Это свойство человека основано на разуме, способном как анализировать прошлое, так и устремляться в будущее. Основополагающим фактором здесь выступает сознание. В пространстве и времени Вселенной скорее всего существует не только человеческий разум. Какой он по содержанию и по форме сказать сложно да это и не задача философии, но то что происходит мировоззренческое осмысление процессов в системе универсума не только человеком, факт, который должен подтвердиться в будущем. Поэтому наши рассуждения о духовной реальности будут иметь методологический характер.

Ранее, согласно представлениям, которые сохранились и поныне в мифологии, религии, идеалистической философии существовало мнение, что в человеческом организме действует какая-то сверхъестественная сила - душа, которая будто бы является носителем наших чувств, мыслей, желаний и порождает их. Душа существует якобы двояко: и в человеке и вне его. Отсюда исходят мифологическое и религиозное мировоззрения, а также идеализм как философское течение («мировой разум», «абсолютный дух»). Увеличивалась пропасть между разумом, сознанием и объективным миром. Духовное выводилось из материального. Суть же заключается в том, что душа, душевное состояние (гр. psychikos – душевный) - это уровень психического состояния человека; а дух, духовное - предполагает функционирование человеческого сознания, разума.

Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух принципов:

***из признания сознания функцией мозга;

***из отражения сознанием внешнего мира.

Исходным пунктом философского понимания сознания является научная трактовка сущности и социально-исторической роли общественной практики, рассмотрение человека как продукта его собственной деятельности и социальных отношений. Являясь диалектическим порождением универсума, человек постепенно изменял его и совершенствовал социальную среду, через систему разнообразных отношений. Он формировал себя в труде, развивал собственную природу и свое сознание, духовно совершенствовался. Не может быть духовной реальности вне социума, вне накопленных в ходе развития цивилизации знаний и выработанных человечеством специфических видов деятельности.

Духовная реальность - это отражение в сознании человека потенциальной и актуальной картины объективного мира: прошлого, настоящего и будущего.

Говоря о ее структуре нам необходимо разобраться с понятиями «сознание», «самосознание», «бессознательное», «подсознательное».

Сознание - это прежде всего функциональная деятельность человеческого мозга. Здесь тесное переплетение психических и материальных реальностей.

Сознание является свойством не всякой, а лишь высокоорганизованной материи, то есть связано с деятельностью человеческого мозга (материального образования), со специфически человеческим, социальным образом жизни. Концепция сознания основывается на принципе отражения (лат. reflexio), то есть психического воспроизведения в мозгу человека свойств вещей в виде ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений и умозаключений.

Содержание сознания определяется в конечном счете окружающей действительностью, его же материальным субстратом, носителем служит головной мозг человека. Мозг есть орган сознания как высшей формы психического отражения реальности. Это тончайший нервный аппарат, состоящий из более чем 15 миллиардов нервных клеток, каждая из которых находится в контакте с другими и вместе с нервными окончаниями органов чувств образуют сложную систему с огромным множеством связей.

По своей материальной природе нервно-физиологические процессы - электрохимические. Без физиологических, биофизиологических, биоэлектрических, биохимических процессов в мозгу человека невозможно возникновение ни одного ощущения, ни одного самого примитивного чувства. (Например: укол пальца иголкой. Импульс боли идет через мозг, т.к. 1 триллион нервных клеток человека связаны с 15 млрд. клеток мозга, которые и отдают «приказ» человеку на те или иные ощущения). Все эти процессы - необходимые механизмы психической деятельности. Но психическая деятельность характеризуется не только ее физиологическим механизмом, но и ее содержанием, то есть тем, что именно отражается мозгом.

Отражение вещей, предметов в мозгу человека означает их идеальный образ, так как они отражаются посредством их свойств и отношений, которые характеризуют их в действительности. Образы позволяют строить картину универсума, мыслить, действовать, творить. Творчество - это пик мыслительной деятельности, так как оно позволяет человеку создавать новое, первоначально как идеальное, а впоследствии практическое.

Духовную реальность человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить с помощью каких-либо устройств. Мысль невидима. Мысль, то есть идеальное, порожденное материальным (мозгом). Она не имеет существования в физическом и физиологическом смысле слова. Вместе с тем мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то «недействительным». Однако ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это внутренний мир человека, его личное, индивидуальное сознание. Суть в том, что сознание - субъективная реальность; материя - объективная реальность.

Сознание есть субъективный образ объективного мира.

Это значит, что сознание принадлежит конкретному человеку как субъекту, а не объективно существующему миру (универсуму). Не существует абстрактных ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея конкретны, то есть принадлежат индивиду. Когда мы говорим о субъективности образа, то имеем в виду, что он представляет собой не искаженное отражение действительности, а нечто идеальное, преобразованное, переработанное в голове человека материальное. Вещь в сознании человека - это образ вещи, а реально существующая вещь - ее прообраз.

Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственная предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического, сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, обусловлено самой жизнью.

Что же такое сознание?

Сознание есть функция человеческого мозга, сущность которой заключается в активном, целенаправленном отражении действительности. (Отметим для себя, что взаимодействие между организмом и окружающей средой обеспечивается и с помощью рефлексов, то есть реакций организма, которые вызываются раздражением органов чувств и осуществляются при участии центральной нервной системы. Рефлексы представляют две основные группы - безусловные, то есть врожденные и условные - то есть приобретенные в процессе жизнедеятельности реакции организма. Эти пояснения будут полезны нам при рассмотрении проблем бессознательного).

Человек отражает внешний мир не пассивно созерцая его, а в процессе практической деятельности. Сознание не только есть отражение общей картины мира или ее деталей, но и такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Когда мы говорим о духовном, это не значит связывать его с идеальными представлениями о душе и душевном. Духовное - значит сознательное, прошедшее через сознание, облеченное мыслью, это и есть деятельность сознания, субъективно-идеальная деятельность человека. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (В. Ленин). Творит, в смысле изменяет его посредством практической деятельности.

Содержание сознания, духовность человека так или иначе практически реализуется. Для этого оно приобретает характер замысла или идеи, теоретического или концептуального построения. Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека, с его потребностями. Потребности (побудительные мотивы), отражаясь в сознании человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, которая реализуется в деятельность. Схема движения от идеи до деятельности выглядит следующим образом: идея - модель идеи - концепция - стратегии - программа - механизм реализации - доктрина - деятельность.

Мы говорим об активности человеческого сознания. Духовность непосредственно связана с деятельностью, с творчеством.

Проблема «самосознания».

Отражая окружающий мир в сознании, человек осознает и себя в системе универсума. Он отдает себе отчет в том, что делает, что думает, что чувствует, как ощущает окружающую действительность. Индивид осознает себя как личность. Самосознание человека предполагает как выделение, так и включение своего «Я» в окружающий вещный и социальный мир.

Самосознание - это осознание человеком разумным своего положения в обществе и возможных результатов своей деятельности, своих потребностей и мотивов поведения, мыслей и чувств.

Формируется самосознание человека посредством ощущения своего собственного «Я» в процессе деятельности и творчества. Человек становится индивидуальностью посредством взаимодействия с другими людьми в ходе своей практической деятельности и общения.

Формирование самосознания во многом зависит от процессов жизнедеятельности, которая предполагает соблюдение устоявшихся этических и правовых правил поведения, общественных норм. Субъект осознает себя в культурной среде, созданной многими поколениями.

Формирование самосознания связано и с рефлексией человека, то есть осмыслением им своих духовных и психических процессов. Духовный мир человека в зависимости от общественных условий может сформироваться как со знаком «+», так и со знаком «-», что во многом отразится на его деятельности.

Появление самосознания - это ответ на проявление общественных условий жизни, которые требуют от человека умения оценить свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социальных норм. Общественная жизнь со своими устоявшимися правилами учит человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регуляция своей деятельности и расчет результатов ее говорит о том, что самосознающий человек берет на себя ответственность за них.

Проблема «бессознательного».

В настоящее время научные споры вокруг понятий «сознательного» и «бессознательного» относительно стабилизировались и более отнесены к проблемам психики человека.

В то же время достаточно очевидно, что не все в сфере человеческой психики носит сознательный характер. Понятие психического шире понятия сознания:

***психика есть и у животных, но у них отсутствует сознание;

***психическая жизнь свойственна только появившемуся на свет ребенку, но у него еще нет сознания;

***во время сна человек может видеть сны, которые являются проявлением психики (эмоциональных переживаний), а не сознания;

***в бодрствующем состоянии у человека также наличествуют бессознательное поведение, автоматические действия: пешеход на улице, думая о своем, свободно лавирует в потоке людей и транспорта.

Следовательно жизнь требует от человека не только осознанных форм поведения, но и бессознательных, освобождающих его от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.

Бессознательные формы поведения основаны на скрытом учете ранее полученной информации о свойствах и отношениях вещей, когда человек действует как бы автоматически, машинально, по привычке. Диапазон бессознательного довольно широк - это ощущения, восприятия, представления, когда они протекают вне фокуса сознания; а также инстинкты, рефлексы, навыки, интуиция, установка.

Мы ощущаем все, что воздействует на нас, но далеко не все ощущения оказываются фактом нашего сознания. Множество из них остается на периферии сознания или даже за его пределами.

Существуют два вида неосознанных действий:

1) никогда не осознававшихся (то есть не было замысла их осуществления. Например: обойти лужу, попавшуюся на пути);

2) ранее осознаваемые действия (то есть ставилась цель. В частности, на дачном участке - прополка, поливка; инструмент для этих целей берется автоматически).

Исходя из этих двух видов, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются практически неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически. Например: студент готовится к семинарскому занятию, контрольной работе или экзамену. Он берет учебники в библиотеке, работает с литературой в читальном зале, у него есть конспекты, ручка и он их использует многократно, то есть автоматически - бессознательно. Сознательное в этом процессе - сама подготовка студента, так как она целевая.

По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций. И сознание освобождается от неких «забот» о них. Когда же неосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание, то оно борется с ним. Когда же справиться невозможно с неосознанным, то появляются различного рода психические расстройства - бредовые идеи, непреодолимый страх, состояние тревоги. Привычка как нечто машинальное распространяется на все виды деятельности, в том числе и на мышление по принципу: мне не хотелось думать, но думалось само собой.

Именно за счет не подвластных сознанию психических явлений общее поле психики оказывается шире сознания как такового. Человеческая деятельность сознательна лишь в отношении тех результатов, которые первоначально существуют в замысле при достижении цели.

Однако подчеркнем, что бессознательное не является главенствующим в человеческой деятельности, оно сопутствующее ей, вызванное сознательной и повторяемой деятельностью. Сознание в большинстве случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить их, либо замедлить или даже остановить. Человек - это прежде всего сознательный субъект. Поэтому не только его мышление, но и эмоции пронизаны сознанием.

Существует несколько концепций бессознательного. Одна из них, изложенная выше, принадлежит нижегородскому философу Л. Зеленову. Другая, достаточно распространенная, разработана австрийским невропатологом и психиатром З. Фрейдом (1856-1939 г.г.).

Взгляды З. Фрейда.

Для психоаналитической философии более важно не содержание внешнего мира, а исследование мира человеческого бытия. З. Фрейд не столько отворачивается от онтологической проблематики, сколько переносит ее в глубины человеческого существа.

З. Фрейд исследовал проблему бессознательного, ее место и роль в душевных расстройствах. Он утверждал, что сознание определяется бессознательным. Бессознательное у Фрейда - это заряженная высокой энергией совокупность инстинктивных устремлений человека. А структура личности, ее поведение, характер, а также вся человеческая культура определяются в конечном счете врожденными эмоциями людей, их инстинктами, влечениями, ядром которых является половой инстинкт.

Всякий душевный процесс, по мысли З. Фрейда, существует сначала в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание - отнюдь не обязательный процесс, ибо далеко не все психические акты становятся сознательными. Он сравнивает сферу бессознательного с большой прихожей в квартире, в которой находятся все душевные движения, а сознание с примыкающей к этой прихожей узкой комнатой - салоном.

На пороге между прихожей и салоном стоит на посту страж, который не только оценивает каждое душевное движение, но и решает вопрос о том, пропускать ли его в комнату или нет. Если какое-либо душевное движение допускается стражем в салон, то это еще не означает, что оно, тем самым, становится сознательным. Оно превращается в сознательное только тогда, когда привлекает к себе внимание сознания, находящегося в конце салона.

То есть сознание как бы наблюдает за бессознательным в его праве на реализацию. Поэтому неудовлетворенный своим душевным состоянием человек, по выражению З. Фрейда, бессознательно «убегает в болезнь». Различные неврозы у людей - типичный пример. Лучший выход из невроза - это мобилизация человеком всех своих сил с целью сознательного разрешения возникающих конфликтов. Но для этого надо осознать свои бессознательные влечения и, прежде всего, сексуальные. Психоанализ как раз оказывает помощь нуждающимся в переводе бессознательного в сознание.

Основные понятия психоанализа - либидо и сублимация.

Либидо (лат. libido – влечение, желание). Оно означает сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим З. Фрейду для описания разнообразных проявлений сексуальности. Он приравнял либидо к древнегреческому Богу Эросу, используемому Платоном, и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается понятием «любовь». Термин «либидо» используется Фрейдом при объяснении причин возникновения психических расстройств, неврозов. Кроме того для описания хода развития психики у нормальных людей, их научной, политической или художественной деятельности.

Сублимация (лат. sublimo – возвышаю). Согласно З. Фрейду сублимация - это процесс переориентации влечения (либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Через призму сублимации Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и в целом саморазвитие человечества.

Разработкой концепции бессознательного занимался последователь некоторых идей З. Фрейда - Карл Юнг.

Юнг Карл Густав 1875-1961 годы - швейцарский психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. Научную деятельность начал в Цюрихе под руководством Э. Блейлера. С 1906 г. перешел на позиции психоанализа, став ближайшим соратником З. Фрейда и популяризатором его учения. Углубляющееся несогласие с некоторыми теоретическими идеями основоположника психоанализа и неудовлетворенность психоаналитическими методами лечения неврозов привели К. Юнга к необходимости пересмотра ряда постулатов фрейдизма и к личному разрыву с З. Фрейдом в 1913 г. Основные расхождения Юнга с Фрейдом касались двух принципиальных моментов: роли сексуального начало в психической жизни индивида и трактовки природы бессознательного. Юнг подверг критике пансексуализм Фрейда, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества с позиции концепций Эдипова комплекса и сублимации. В этой связи Юнг дал широкую энергетическую трактовку либидо как потока витально-психической энергии. Все феномены сознательной и бессознательной жизни человека рассматриваются Юнгом как различные проявления единой энергии либидо. Влияние взглядов Юнга испытали Т. Манн и Г. Гессе, физики В. Паули и Э. Шрёдингер, культурологи К. Кереньи и М. Элиаде. Взгляды Юнга стимулировали развитие ряда направлений психологии творчества и психологии личности, а также способствовали становлению трансперсональной и кросскультурной психологии.

К. Юнг выделял личное и коллективное бессознательное. Первое покоится на более глубоком втором. Коллективное бессознательное приобретается не личным опытом, так как имеет не индивидуальную, а всеобщую природу. Коллективное бессознательное - это образ мира, сформировавшийся в далекие времена и он одинаков для всех времен и народов. Поэтому коллективное бессознательное образует «всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличностным. Имея дело с его содержанием, мы сталкиваемся с древнейшими, всеобщими, изначальными типами».

Личностное бессознательное оканчивается детскими впечатлениями. Коллективное же - образами, находящимися в психике предков. Коллективное бессознательное первично. Человека в целом можно обозначить только как символ, как самость - синтез сознательного и бессознательного.

К. Юнг утверждал, что не существует ни одного открытия в науке или искусстве, которое не имело бы прообраза в коллективном бессознательном. Этот прообраз восходит к древнейшим эпохам и их архетипам. Архетипы способны насильно вторгаться в психику индивида как коллективное бессознательное.

Когда некий архетип появляется в сновидениях, в фантазии или в жизни, он всегда побуждает человека к действию. Характерное влияние архетипа состоит в том. что он захлестывает психику своей силой и вынуждает субъекта выйти за пределы человеческого, оказаться в области вне человеческого и сверхчеловеческого как в хорошем, так и в плохом.

К заслугам К. Юнга, научной новизне его взглядов в сравнении с З. Фрейдом можно отнести:

а) введение понятие коллективного бессознательного, определяющего жизнь человека;

б) расширительную трактовку категории «либидо» как не только сексуального влечения, но и психической энергии в целом;

в) доказательство того, что одна теория сублимации не способна объяснить творческий процесс у человека;

г) введение понятия «архетипа» как основной витальной функции человека (лат. vitalis – жизненный).

Проблема «подсознательного».

Если продолжать предшествующую мысль, то понятие «подсознательного» на первый взгляд в чем-то сливается с понятием «бессознательного».

Поэтому отметим, что подсознательное - это форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, а составляют нерасчлененное целое.

Подсознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в подсознании невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.

В подсознании действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное чувствование, идентификация, эмоциональное заражение, объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам.

§2. Сознание - высшая форма

психического отражения объективного мира.

Его происхождение и сущность.

Физиологические, то есть материальные механизмы психических явлений не тождественны содержанию психики, которая представляет собой отражение действительности в форме субъективных, идеальных образов.

Материалистический подход не приемлет и примитивного толкования сути сознания сторонниками вульгарного материализма - К. Фогта, Л. Бюхнера, Я. Молешотта, - сводящих сознание к его материальному субстрату - физиологическим нервным процессам, протекающим в мозгу.

В частности, К. Фогт отмечал, что каждый естествоиспытатель обязан придти к убеждению о том, что «все способности, известные под названием душевной деятельности. Суть только отправления мозгового вещества или, выражаясь несколько грубее, что мысли находятся в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени…» И в этом смысле сознание выступает, с его точки зрения, как нечто материальное.

Молешотт Якоб1822-1893 годы - немецкий физиолог и философ, представитель вульгарного материализма; в мышлении видел лишь физиологический механизм. Биохимические исследования Молешотта сыграли значительную роль в развитии физиологической химии. Бюхнер Людвиг 1824-1899 годы - немецкий врач, естествоиспытатель и философ, представитель вульгарного материализма; понимал сознание не как активное отражение объективной реальности. А как зеркальное (пассивное) отражение действительности; сторонник социального дарвинизма.

Отождествление сознания и материи объективно невозможно. Сам мозг человека материален, а «продукт» его сознательной деятельности - мысль - идеальна. Еще В. Ленин, анализируя ошибки представителей вульгарного материализма, в частности И. Дицгена, который полагал, что «дух не больше отличается от стола, света, звука, чем вещи отличаются друг от друга», писал: «Тут явная неверность. Что мысль и материя «действительны», т.е. существуют. Это верно. Но назвать мысль материальной - значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом».

Дицген Иосиф 1828-1888 годы - философ-самоучка, рабочий-кожевенник, один из ярких социал-демократических писателей-философов Германии. Жил и работал в Германии, России, Америке. Испытал сильное влияние материалистических идей Л. Фейербаха и самостоятельно открыл материалистическую диалектику. Однако преодолеть вульгарно-материалистический подход не сумел. Универсум Дицген рассматривал в движении, полагая источник развития в противоречии.

Ошибочной является и дуалистическая концепция психофизического параллелизма (греч. parallelos – рядом идущий), согласно которой психические и материальные (физиологические) процессы представляются как разнородные сущности, не связанные между собой отношениями причины и следствия, но неотделимые друг от друга. Концепция психофизиологического параллелизма выдвигалась как в системе материалистических (Д. Гартли и др.), так и в системе идеалистических взглядов на психику (Г. Лейбниц, В. Вундт и др.). Для материалистических направлений психофизический параллелизм означал неотделимость сознания от мозга, для идеалистических - независимость сознания от материальных воздействий, его подчиненность особой психической причинности. В обоих случаях психофизическая проблема не получала позитивного решения, поскольку сознание рассматривалось только в его отношении к процессам внутри организма. Отражательная природа психики и ее регуляторная роль в поведении в рамках психофизического параллелизма не могли быть научно объяснены.

Гартли Дейвид 1705-1757 годы - английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии. Стремясь установить точные законы психических процессов для управления поведением людей, Д. Гартли пытался применить для этого принципы физики И. Ньютона. Согласно Гартли вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие вибрации в органах чувств, мозге и мышцах; последние находятся в отношении параллельности к порядку и связи психических явлений, от элементарных чувствований до мышления и воли. Вундт Вильгельм1832-1920 годы - немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Выдвигал план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. В 1879 г. Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, а поведение человека определяется апперцепцией (восприятием, требующим напряжения воли).

В чем же суть сознания и каковы причины его появления?

Сознание - это не особая, отделенная от материи сущность. Создаваемый в голове человека образ предмета не сводится ни к самому материальному объекту, находящемуся вне субъекта, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу человека и порождают этот образ. Мысль, сознание - реальны. Но это не объективная реальность, а нечто субъективно человеческое, идеальное.

Мы уже отмечали, что сознание есть субъективный образ объективного мира. Сознание отражает картину мира, не искажает ее, а представляет ее идеальный образ.

Что бы это понять нам необходимо разобраться с происхождением сознания, уяснить роль речи, языка, общения, а главное труда.

Сознание - функция только человеческого мозга, о чем мы уже говорили. Животные, даже самые развитые из них: слон, дельфин, обезьяна, собака - действуют инстинктивно, хотя на первый взгляд может показаться, что осознанно.

Сложнейший процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики у наиболее продвинутых в животном пространстве особей и формирования механизмов их сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи.

Историческое время способствовало эволюции трудового процесса. Поэтому проследим динамику формирования сознания приматов в зависимости от изменения человекоподобных в ходе приобщения к труду:

35.000.000 - 5.000.000 лет до н.э. - дриопитеки – австралопитеки. Некоторое изменение формы и размера тела обезьяны, а также способа перемещения с четырех лап на две. Уровень сознания инстинктивный;

5.000.000 – 150.000 лет до н.э. - питекантропы – синантропы. Зарождение прямохождения, изменение органов человеческого тела, использование рук в целях применения палки, орудий охоты, создание примитивных скребков, наконечников для копий из камней, костей, рогов, появление звуковых сигналов, подобных речи. Разложение инстинктивной основы психики;

200.000 – 50.000 лет до н.э. - неандертальцы. Применение каменных и костяных орудий труда, постройка шалашей и оборудование пещер, использование шкур животных в качестве одежды, членораздельная речь. Зарождение сознания;

50.000 – 10.000 лет до н.э. - кроманьонцы. Создание орудий из рогов, костей, кремния (украшение резьбой), умение шлифовать, сверлить, знание основ гончарного дела, техники изготовления орудий труда и предметов быта, шитье костяными и кремниевыми иглами одежды из шкур, изображение на стенах пещер сцен охоты, знание способов охоты и рыбной ловли, владение членораздельной речью. Становление человеческого сознания у homo sapiens.

Основные вехи в становлении труда и членораздельной речи отразились и в росте объема мозгового вещества: а) у шимпанзе объем мозга составлял 400 см3; б) у австралопитеков - 600 см3; в) у питекантропов - 850-1225 см3; г) у неандертальцев - 1100-1600 см3; д) у человека современного типа - от 1400 см3.

Параллельно с ростом мозгового вещества увеличивалась и площадь поверхности мозга, что является вторым эволюционным показателем, используемым при раскрытии становления и развития сознания человека.

Решающая роль в происхождении человеческого сознания отводится труду.

Мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием рук как органов труда. Именно рука как орган непосредственно соприкасающийся с разнообразными предметами, давала импульсы другим органам чувств: развивался глазомер, обогащались осязательные ощущения.

Активно действующие руки как бы «учили» голову думать, прежде чем они сами стали орудиями выполнения воли головы, то есть сознания. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. Прежде чем приступить к делу он уже мысленно мог представить себе результат. Весьма показательно в этом отношении суждение К. Маркса приведенное им в «Капитале»: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека…»

Происхождению человека и его сознанию способствовал труд.

Вторым фактором, способствующим становлению в развитию сознания была речь, язык, обусловившие общение.

Речь представляет собой специфический вид сознательной деятельности, которая осуществляется с помощью языка, то есть определенной системы средств общения. К разновидностям речи относятся - устная и письменная. Иногда применяется понятие «внутренней речи» - когда человек разговаривает, мыслит «про себя».

Речь осуществляется посредством слов и предложений. Слово представляет собой единство значения и звучания. Материальная сторона слова - звучание, а письменное начертание обозначает предмет и является знаком. Значение же слова отражает предмет и является чувственным или умственным образом. Предложение - это материальная форма, носитель более или менее законченной мысли, суждения.

С помощью языка осуществляется переход от живого созерцания к абстрактному мышлению. Далее следует практика.

В речи наши представления, мысли и чувства облекаются в материальную, чувственно воспринимаемую форму и тем самым из личного достояния становятся достоянием других людей, общества. Это превращает речь в сознательное орудие воздействия одних людей на других, общества на индивидов.

Сознание и речь едины, но это внутреннее противоречивое единство различных явлений. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает мысли. Облекаясь в речевую форму, мысли, идеи не теряют своего своеобразия.

Необходимо уяснить: сама по себе мысль нематериальна, она не фиксируется приборами или органами чувств. Слушающий ощущает и воспринимает материальный звук слов в их связи, а осознает то, что ими выражается - мысли, суждения говорящего. Это осознание зависит от уровня культуры общения.

Если видовой опыт животных передается с помощью механизмов наследственности, что обусловливает весьма медленный темп прогрессивных изменений, то у людей передача опыта и знаний, различных приемов воздействия на универсум происходит через орудия труда и посредством речи, общения.

Благодаря речи, общению сознание человека формируется и развивается как духовный общественный продукт. Являясь средством осознанного общения человеческого сообщества, речь связывает людей не только определенной социальной или национальной общности, но и самых разнообразных общественных образований и поколений. Таким образом поддерживается важнейшее качество общественного развития - преемственность. Сохраняются культурные традиции.

Сознание - продукт мозга человека разумного. Оно не замкнуто в самом себе, оно развивается, изменяется в процессе общественного развития. Не в мозге как материальном субстрате интеллекта заключены причины того, какие ощущения, мысли и чувства возникают у человека. Человеческий мозг становится органом сознания только тогда, когда его субъект действует в определенных условиях, которые наполняют мозг знаниями и опытом общественно-исторической практики и заставляют функционировать в определенном социально значимом направлении.

Вопросы для самоконтроля

Философское понятие «души» и «духа».

Сущность духовной реальности.

Что такое человеческая мысль?

Принцип отражения.

Проблема самосознания.

Сущность бессознательного.

Концепции бессознательного Л. Зеленова, З. Фрейда, К. Юнга.

Понятие «подсознательного».

Философская сущность сознания.

Вульгарно-материалистический подход к сознанию.

Сознание и инстинкт.

Происхождение человеческого сознания.

Роль труда, речи, языка, общения в становлении и развитии сознания.

Литература

Батай Ж. Внутренний опыт. – СПб., 1997.

Башляр Г. Грезы о воздухе. – М., 1999.

Зеленов Л.А. Система философии: Монография. – Н. Новгород, 1991.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм//Полн. собр. соч. Т. 18.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.

Маркс К. Капитал. Критика политической экономии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.. Т. 23.

Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов//Соч. в 2-х т. Т. 1. – М., 1990

Наши рекомендации