Параграф третий: основные категории диалектики.
§1. Движение как способ существования материи и его основные формы.
В предыдущей главе мы рассмотрели основные атрибуты материи - пространство и время. Материя вне пространства и времени не существует, так же как и пространство и время не обладают таковыми сами по себе. Пространство, время и материя обладают всеобщей объективной связью.
В тоже время, познавая окружающий мир, мы видим, что в нем нет ничего абсолютно застывшего и неизменного, все находится в движении, переходит из одних форм в другие: во всех материальных объектах происходит движение элементарных частиц, атомов, молекул, каждый объект взаимодействует с окружающей средой, а это взаимодействие заключает в себе движение того или иного рода. Любое тело, покоящееся по отношению к Земле, движется вместе с ней вокруг Солнца, вместе с Солнцем - по отношению к другим звездам, а во Вселенной движутся по объективным законам Вселенной.
Абсолютного покоя, равновесия и неподвижности в универсуме нет, всякий покой, равновесие относительны, являются определенным состоянием движения (любое материальное тело, материальная система, совокупность материальных систем движутся в отношениях одна к другой).
Стабильность внешней формы материальных тел обусловлена определенным взаимодействием между составляющими их материальными же микрочастицами, а всякое взаимодействие, развертывающиеся в пространстве и во времени, выступает как движение (не имеет значения в микро- или макро мире представлено оно); равным образом и любое движение включает в себя взаимодействие различных видов и структурных образований материи.
Взятое в самом общем виде, движение оказывается тождественным всякому изменению, любому переходу из одного состояния в другое.
Движение - это всеобщий атрибут материи, способ существования материи. В мире не может быть материи без движения, как нет и движения без материи.
Вопросы сущности материальной картины мира, представленной в концепции универсума Л. Зеленова, представляются наиболее философски значимыми.
Диалектическое видение мира, опираясь на данные естественных наук, исходит из того, что движение, как и материя, несотворимо и неуничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе универсума. Одни формы материального движения преобразовываются в другие. Структурные виды агрегатного состояния вещества подвластны некоторому «перекрещиванию», поля ведут себя в соответствии с присущими им законам, а вакуумные - космически нейтральны в силу не достаточной познанности. Но ни один вид движения не берется ниоткуда. Движение - есть саморазвитие в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой материи, она есть «causa sui», то есть причина самой себя. И если, по гипотезе английского астрофизика Артура Эддингтона (1882-1994 г.г.) наша Вселенная произошла в результате Большого Взрыва, то и причины этого взрыва надо искать не во внешней среде, а в самой материи (о чем мы говорили в предыдущей главе). Философский взгляд на эту данность в том, что не отвергается, а подтверждается материальная сущность вселенских процессов, которые происходили по причине изменений в самой материи.
Движение - это не чистая континуальность (непрерывность), но представляется совокупностью некоего единства континуальности и дискретности (прерывности): оно есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя.
В бесконечном потоке никогда не прекращающегося движения всегда присутствуют моменты дискретной устойчивости, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения в виде равновесия явлений и их относительно устойчивой формы, то есть относительного покоя. Вещество, поле и космический вакуум обладают различными свойствами, движение и относительный покой в них неодинаковые. В частности, у поля покоем является сохранение определенного состояния движения. Каждый вид поля имеет свои постоянные, устойчивые характеристики.
Покой существует лишь как характеристика движения в его какой-либо устойчивой форме. Как бы не изменялся предмет, но пока он существует, он сохраняет свою определенность. Солнечный свет не перестает быть солнечным светом из-за того, что скорость фотонов света достигает 300 тысяч километров в секунду. Сущность света, его бытие и заключаются в скорости фотонов.
Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его - значит перестать существовать. Это относится к любому уровню организации материи - абиотическому, биотическому и социальному. Гипотетически абсолютный покой равен отсутствию у материи ее атрибутивных свойств, а значит отсутствие материи как таковой. Покой всегда имеет лишь относительный характер: тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отсчета, условно принятой за неподвижную. Под движением тела, отмечал А. Эйнштейн, мы всегда разумеем изменение его положения относительно другого тела.
Движение по сути своей специфично. Специфика зависит от бесчисленного множества качественно различных материальных систем, которые наличествуют в природе и обществе. Современной науке известна та часть этих движений, которая освоена разумом. Мы говорим об известных формах движения, то есть способах существования и функционирования материальных систем в соответствии с их структурой.
Разработкой классификации основных форм движения занимались многие философы. Одним из первых подробную классификацию существующих форм движения сделал Ф. Энгельс в известной работе «Диалектика природы». Он выделял следующие:
1) механическую - пространственное перемещение;
2) физическую - электромагнетизм, гравитация, теплота, звук, изменения агрегатных состояний вещества: газообразных, жидких, твердых;
3) химическую - превращение атомов и молекул веществ;
4) биологическую - обмен веществ в живых организмах;
5) социальную - общественные изменения, а также процессы мышления.
Данная классификация сохраняет свое значение и в современное время. Потому как исходит из диалектического принципа снятия высшим низшего и несводимости высших форм движения к низшим.
Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый из которых характеризуется своей системой закономерностей и своим носителем, в соответствии с уровнями организации материи.
Абиотический уровень организации материи (неживая природа) - в нем характерно прежде всего взаимодействие и превращение элементарных частиц и атомных ядер. Частным проявлением данной формы движения материи выступают все виды ядерной энергии. В результате перераспределения связей между атомами в молекулах, изменения структуры молекул одни вещества превращаются в другие. Этот процесс составляет химическую форму движения.
Следует указать на формы движения макроскопических тел: теплота, процессы кристаллизации, изменения агрегатных состояний - в твердых телах, жидкости, газах, плазме, конденсате Бозе – Эйнштейна. Геологическая форма движения включает в себя комплекс физико-химических процессов, связанных с образованием всевозможных минералов, руд и других веществ в условиях больших температур и давлений. В звездах проявляются такие формы движения, как самоподдерживающиеся термоядерные реакции, образование химических элементов. При особенно больших массах и плотностях космических объектов возможны процессы типа гравитационного коллапса и перехода системы в сверхплотное состояние, когда ее поле тяготения уже не выпускает наружу частицы вещества и электромагнитное излучение. Так называемые «черные дыры», идею которых высказал ещё в 1783 г. английский мыслитель Джон Мичел, современные астрономы обнаружили в центре нашей Галактики - Млечном пути - сверхмассивную «черную дыру», массой почти в три миллиона раз превышающую Солнце. В масштабах мегамира мы являемся свидетелями расширения Вселенной после Большого Взрыва, что так же можно считать одной из форм движения сверхкрупной материальной системы в пространстве. На каждом структурном уровне материи проявляются свои формы движения соответствующих материальных систем.
Биотический уровень организации материи (живая природа) для форм движения материи предполагает включение в себя процессов, происходящих как внутри живых организмов, так и в надорганизменных системах.
Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов.
Жизнь явилась закономерным итогом развития совокупности химических и геологических процессов на поверхности Земли во взаимосвязи с вселенскими процессами. Эволюция живого шла от доклеточных форм существования белка к клеточной организации, к формированию одноклеточных, а затем и многоклеточных организмов. Приматы явились последним рубежом в эволюции органической природы и исходным в переходе к человеку. Человек явился венцом биологической формы движения материи.
Социальный уровень организации материи является высшей формой ее движения.
Общество - не просто материальная система, а одухотворенная, обладающая сознанием и мышлением материя. Носителем социальной формы движения материи является человек (Homo sapiens). Поскольку он есть разумное общественное существо, которому присуща внутренняя духовная жизнь, и поскольку действия его носят целенаправленный характер, постольку социальная форма движения материи выражается в субъектно-объектных отношениях и связях, то есть в отношениях человека, социальных групп и институтов между собой, а также к окружающему миру. Отношения в системе «человек - универсум» отражают суть философии. В них же заключена и специфика социальной формы движения материи, ее коренное отличие от всех прочих форм движения материальных систем.
Итак, мы определили, что существуют качественно различные уровни организации материи, которым соответствуют определенные формы движения. Различие в качестве означает, что качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. В частности, биологическая организация имеет особый смысл, необъяснимый в пределах только физической картины мира. В биотической среде мы имеем дело с такими явлениями, как приспособление, обмен веществ, рост, размножение, борьба за существование, изменчивость и наследственность. Однако эти качества не являются присущими материальным системам абиотического уровня. В то же время необходимо иметь ввиду, что высшие уровни снимают в себя низшие.
Из движения как сущего атрибута материи, выражающего способ ее существования, в совокупности с пространством и временем, следует необходимость осмысления таких категорий, как развитие и всеобщность связей.
§2. Сущность связи и развития.
Проблемы всеобщей связи и развития - это проблемы предметного диалектического анализа. Всеобщие законы диалектики раскрывают существенные черты любого развивающегося явления, к какой бы области действительности оно ни относилось.
Раскрывая этот параграф, нам необходимо понять смысл таких понятий как «связь», «отношение», «взаимодействие», «развитие», «закон».
Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самых разнообразных связях и отношениях друг к другу.
Материальное единство мира, о котором мы уже говорили, обуславливает всеобщую связь. Понимание всеобщей связи имеет важное методологическое значение в силу ее универсальности - это связь всего со всем в системе универсума. В истории философии существовал взгляд, согласно которому мы даже мизинцем не можем двинуть не «побеспокоив» всего мироздания. Вселенная, по Г. Лейбницу, есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается в любой его точке.
Философское понятие «связи» определяется как глубинное, атрибутивное свойство материального мира, заключающееся в том, что все предметы и явления находятся в бесконечно многообразной зависимости. «Связь» есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Она имеет как бы положительную окраску - сходство, общность, единство.
«Отношение» - это одна из форм, момент, отражение всеобщей взаимосвязи процессов и явлений в системе универсума. Оно включает всю совокупность связей в их многообразии во времени и пространстве, включая положительные и отрицательные моменты в развитии, движении: обособленность, различие, специфичность.
Глубинной сущностью связи являются причина и следствие (каузальность) либо соответствие (корреляция). Поэтому связи могут быть каузальными или коррелятивными.
Каузальной является та связь, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий порождает к жизни другое явление, называемое следствием (в частности, от количественного набора студентов в вуз зависит штатное расписание профессорско-преподавательского состава на кафедрах).
Коррелятивная связь подчеркивает материальную картину мира и ход процессов в нем (например: в Солнечной системе от расстояния каждой из 9 планет от Солнца зависит период обращения их вокруг него, в частности, у Меркурия - 0,24 года, а у Плутона - 247, 7 лет).
Специфика отношений.
Она многообразна: 1) равенство и неравенство; 2) субординация и координация; 3) господство и подчинение; 4) часть и целое, а также ряд других. Эти отношения носят универсальный характер, то есть, как бы скрывают под собой внутреннюю, сущностную связь явлений (пример: отношение части и целого является выражением функциональной связи, то есть достаточно обширной «студент» - «вуз», «профессор» - «министерство образования», «рядовой» - «генерал»).
Наиболее универсальный характер имеют отношения зависимости, потому что даже то, что на первый взгляд кажется независимым от окружающего, в конечном счете все же зависит от него (например: в случае военной опасности для государства студенты вузов и техникумов, имеющие отсрочку от призыва в армию, будут призваны на военную службу).
Наряду с многообразными отношениями существуют и многообразные типы и формы связей.
Типы связей.
Они определяются в зависимости от уровня организации материи: абиотическая, биотическая, социальная.
На абиотическом уровне существуют механические, физические и химические связи, предполагающие взаимодействие либо через различные поля, либо путем непосредственного контакта.
Биотический уровень основываясь на абиотическом предполагает более сложные связи - биологические, которые выражаются во внутриорганизменных, внутривидовых и межвидовых отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой.
Социальный уровень, снимая в себя два предыдущих, еще более усложняет связи, образующиеся на базе разнообразных отношений: экономических, экологических, управленческих, научных, педагогических, художественных, медицинских, физкультурных и производных от них.
Сущностной момент: связи и отношения существуют не только в пределах конкретной формы движения материи, но и между всеми его формами - это основано на материальном единстве мира и подчеркивает сущность связей, то есть их всеобщность.
Пример: в абиотическом мире действуют отношения притяжения и отталкивания. В социуме аналогичные отношения проявляются в сложно опосредованной форме, будучи подчиненной социальным законам общественной жизни и потому преобразованные в иное качество - симпатия и антипатия, социальная совместимость и несовместимость. |
Формы связей.
Они выделяются в зависимости от аспекта рассмотрения изучаемых объектов в абиотическом, биотическом и социальном измерениях:
а) внутренние и внешние;
б) непосредственные и опосредованные;
в) функциональные и генетические;
г) пространственные и временные;
д) закономерные и случайные;
е) причинно-следственные и коррелятивные.
Связи могут быть односторонними, двусторонними и многосторонними. В частности, функциональная связь принадлежит к числу многосторонних связей, а генетическая связь является односторонней, развивающейся всегда от прошлого к будущему.
Любая форма связи всегда имеет определенное основание, которое делает ее случайной, постоянной или временной.
Основание связи есть существенное объективное условие, обеспечивающее образование и существование ее в той или иной форме и в целом образование связи. Например в абиотическом мире гравитационные свойства систем обусловливают силовую связь космических объектов; в биотической природе фотосинтез обусловливает превращение лучистой энергии Солнца в энергию химических связей органических веществ; в социуме потребности и интересы служат основанием связи людей в обществе.
Сущностное содержания связей и отношений выводит нас на понятие «взаимодействия».
Все, что происходит в мире, обязано постоянному взаимодействию вещей. В силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия: абиотического, биотического и социального, то есть материальное единство мира. Им обуславливается и возникновение, и развитие объектов, и их природа и переход из одного качественного состояния в другое. Что же понимается под взаимодействиям?
Взаимодействие - есть философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.
Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия. Оно выступает в них как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности. В частности, электромагнитное взаимодействие между ядром и электронами создает структуру атома; информационное взаимодействие между людьми образует одну из основных составляющих общественной жизни.
Категория взаимодействия является существенным логико-методологическим и гносеологическим принципом познания природных и общественных явлений. Современное естествознание показало, что всякое взаимодействие связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации.
Классификация взаимодействия.
Она основывается на различении силовых и информационных взаимодействий в системе универсума:
в физике два основных типа силового взаимодействия, характеризующихся мерой и дающих понимание бесконечного разнообразия процессов: гравитационное и электромагнитное, которые могут быть сильными и слабыми;
в биологии исследуется энергетическое и информационное взаимодействие на различных уровнях: молекулярном, клеточном, организменном, популяционной, видовом, биоценозном;
в социальной сфере взаимодействия осуществляются не только в пределах социальных групп, организаций, институтов общества, но и внутри человечества в целом. Общество - это продукт и процесс взаимодействия людей с природой и между собой.
Вне понятий «связи» и «взаимодействия» невозможно осознать сущность «развития».
«Развитие».
В мире нет ничего окончательного и раз и навсегда завершенного: все находится в состоянии постоянного изменения. А тот или иной тип связей и взаимодействий образует определенный вектор этого пути, то есть направление.
Принцип движения материи как способа ее существования в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам общую идею развития.
Развитие - это объективный процесс в системе Универсума, предполагающий закономерное, определенно направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов.
Развитие- это не просто движение, оно предполагает изменение меры объекта. Если смена дня и ночи - это движение, обусловленное вращением Земли вокруг Солнца, то смена одной общественно-экономической формации другой (от первобытнообщинного уровня до современного состояния общества) - это развитие, обусловленное количественными и качественными характеристиками изменения параметров цивилизации.
Суть развития:
а) оно необратимо, то есть в процессе развития в отличие от циклического функционирования какой-либо системы невозможен возврат к уже пройденным состояниям (детство – юность – зрелость – старость);
б) оно определенно направленное изменение, то есть в процессе развития постепенно накапливаются однокачественные изменения, определяемые типом взаимодействия данного объекта с окружающим миром и его внутренними противоречиями. Совокупность однокачественных изменений и определяет линию направленного изменения объекта (изобретение пороха – появление взрывчатых веществ – создание твердотопливной ракеты);
в) оно закономерное изменение, то есть в основе развития лежат не случайные события, а необходимые процессы, присущие Универсуму: объективное существавание абиотической материи обусловило появление биотической и в последствии социальной материи;
г) оно приводит к появлению нового качества, то есть итога всего предшествующего процесса и исходного момента последующего (открытие атома и понимание сущности его определило две линии развития - гражданское и военное использование атомной энергии).
«Развитие» и «прогресс».
При всей близости они не являются тождественными. Развитие приводит к появлению нового качества, но вовсе не обязательно, что бы оно было сложнее или совершеннее предыдущего. Если новое качество в том или ином отношении превосходит старое, то это прогресс, если же хуже - регресс (в частности, в ОАО «ГАЗ» производственные линии по выпуску устаревших моделей «Волги» и модификаций автомобилей «Газель» - регрессивная и прогрессивная технологии).
Регресс, так же как и прогресс, необратим, то есть на любой стадии регресса появляется новое качество (качество со знаком минус), не сводимое к предшествующему состоянию. Будучи одной из тенденций развития живого, регресс необязательно связан с вырождением или вымиранием, может быть приспособление к новой среде, а может быть и вымирание - занесение в «Красную книгу».
Есть два противоположных друг другу направления развития: по восходящей и нисходящей линии.
Развитие по восходящей - это развитие в направлении от простого к сложному; нисходящее развитие - это путь разложения, «мельчания», обеднения и тлена.
Закон. Сущность его понимания.
Задача, цель науки заключается в понимании природы, общества и мышления как закономерного процесса движения и развития, процесса, который обусловливается и направляется объективными законами. Все в мире, начиная от движения физических полей, элементарных частиц, атомов, кристаллов и кончая галактическими системами, социумом, подчинено действию определенных закономерностей и законов.
Понятие закона - продукт зрелого мышления: оно сформировалось на поздней стадии развития человеческого общества, в период становления науки как системы знания.
Закон - это устойчивый, существенный, регулярный и необходимый тип связи между процессами и явлениями в системе универсума.
Законы как отношение сущности и между сущностями - это гаранты устойчивости, гармоничности универсума и вместе с тем развития его. С точки зрения сферы действия законы подразделяются на общие (универсальные) и частные, действующие в какой-либо конкретной области.
Закономерность в отличие от закона отражает не жестко детерминированный характер объективной необходимости, а лишь ту или иную степень вероятности ее проявления. С течением времени и при наличии определенных условий закономерность может приобрети характер закона, при отсутствии условий она вполне может являться некой тенденцией того или иного процесса.
Опираясь на действие законов природы и общества, люди действуют осознанно, предвидят наступление тех или иных событий, преобразуют предметы природы и их свойства в своих интересах, целенаправленно изменяют социальные условия жизни. Отсутствие же знаний о закономерностях протекания тех или иных процессов или намеренное игнорирование закономерности рано или поздно приводит к наступлению событий, отрицательно воздействующих на общественное развитие.
В сфере философского знания определился взгляд на характерный тип связей, позволяющих говорить о сущности законов этого уровня. Имеются в виду законы диалектики и всеобщий тип связей. Диалектика как философская наука имеет своим предметом всеобщие законы универсума. Они действуют всюду и везде, охватывают все стороны действительности. Законы диалектики суть законы природы, общества и мышления. Поэтому они имеют всеобщее (универсальное) познавательное и методологическое значение. Диалектика - это метод ни какой-либо отдельной области знания, а универсальный метод познавательной человеческой деятельности. Сущностную основу законов диалектики составляют: 1) закон перехода количественных изменений в качественные; 2) закон единства и борьбы противоположностей; 3) закон отрицания отрицания. Коротко отметим их основную суть.
Закон перехода количественных изменений в качественные. Это такая взаимосвязь и взаимодействие количественных и качественных сторон предмета, в силу которых мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают меру предмета и вызывают коренные качественные изменения, протекающие в виде скачков и осуществляющиеся в зависимости от природы объектов и условий их развития в разнообразных формах.
Закон единства и борьбы противоположностей. Это закон, в силу которого всем вещам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции, находящиеся в состоянии взаимосвязи и взаимоотрицания; борьба противоположностей дает внутренний импульс развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе исчезновения старого и появления нового.
Закон отрицания отрицания - есть закон, действием которого обусловливается связь, преемственность между отрицаемым и отрицающим, вследствие чего диалектическое отрицание выступает не как простое отрицание, отвергающее все прежнее развитие, а как условие развития, удерживающего и сохраняющего в себе все положительное содержание предшествующих стадий, повторяющего на высшей основе некоторые черты исходных ступеней и имеющего в целом поступательный, восходящий характер.
§3. Основные категории диалектики.
Каждая наука вырабатывает свои понятия в целях точного и емкого отражения изучаемого предмета. Категории науки - это тот инструментарий исследователя, понятийный аппарат, посредством которого он осуществляет научные поиски, делает открытия и дает прирощение знания.
Философия изучает и фиксирует с помощью категорий наиболее общие свойства, связи и отношения предметов и явлений в системе универсума, закономерности его развития. Категориальный аппарат формировался в течение всей истории философии на основе общественной практики. По своему содержанию он отражает существующую действительность в понятийном аспекте.
Категории диалектики являются итогом познания, обобщения опыта познания и практики всей предшествующей истории человечества. Это узловые пункты познания, «ступеньки» проникновения мышления в сущность вещей. Категориальный аппарат можно сравнить с зонтиком, чем шире он раскрывается, тем большую площадь накрывает, в нашем смысле - площадь предмета познания.
Категории философии - это универсальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности.
В силу того, что категории отражают общие свойства, связи и отношения универсума, то от сюда вытекает их методологическая ценность - они помогают познать природу, общество и сущность мышления.
Категории диалектики отличаются от общих понятий частных наук тем, что последние применимы лишь в определенной сфере познания, а философские категории как некие закономерности принизывают собою все познавательное пространство действительности, они универсальны и применимы во всех областях знания. Ни одна из частных наук не обходится без общих философских понятий.
Категории диалектики связаны между собою в систему и могут быть осмыслены во взаимосвязи как ее элементы. Они также находятся в тесной связи с законами философии. Так, закон единства и борьбы противоположностей выражается через категории противоположности, противоречия. В свою очередь законы диалектики определяют соотношение между категориями как выражающими общие стороны и отношения вещей. Так, соотношение между содержанием и формой, сущностью и явлением, необходимостью и случайностью представляют собой специфическое проявление закона единства и борьбы противоположностей. Ранее мы уже рассматривали целый ряд философских категорий: «материя», «движение», «пространство», «время», «количество», «качество», «мера».
Коротко остановимся на парных категориях диалектики.
«Сущность и явление».
Эти категории выражают различные стороны вещей, ступени познания, разный уровень глубины постижения объекта.
Сущность заключает собой внутреннее наполнение объекта, процесса или явления, присущее именно им, являющееся основанием их внешнего проявления. Постигнуть сущность - значит понять причину возникновения объекта или явления, законы его жизни, связи, тенденции развития, свойственные ему внутренние противоречия.
Явление - это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта внутри объекта, вещи, процесса, именно явление находится на поверхности. Явление не может существовать без того, что в нем является, то есть без сущности.
«Единичное, особенное и общее».
Универсум уникален тем, что он существует в виде многомерного единства, заключенных в нем процессов и явлений, вещей и событий, обладающих своими индивидуальными, неповторимыми признаками.
Единичное - это существование отдельных, отграниченных друг от друга в пространстве и во времени предметов и явлений, обладающих индивидуальной качественной и количественной определенностью. Категория единичного выражает то, что отличает один объект от другого, что свойственно лишь данному объекту.
Особенное - как бы связующее звено между общим и единичным. В частности, студенческая группа - общее, студент В. Путин - единичное, студент-отличник - особенное.
Общее - единое во многом. Эта категория отражает сходство свойств, сторон объекта, связь между элементами системы, а также между различными системами.
«Причина и следствие».
Причинность (каузальность: лат. causa – причина) - одна из форм всеобщей закономерной связи явлений.
Причина и следствие - соотносительные понятия. Явление, которое вызывает к жизни другое явление, выступает по отношению к нему как причина. Результат действия причины есть следствие. Причинность - это такая внутренняя связь между явлениями, при которой всякий раз, когда существует одно, за ним следует другое. Например: в каждую единицу времени вращения Земли вокруг Солнца изменяется угол падения солнечных лучей на нее, что является причиной смены времен года.
Причинная связь явлений носит объективный, универсальный, всеобщий характер. В системе универсума нет и не может быть беспричинных явлений.
«Необходимость и случайность».
Необходимость - это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.
Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами.
Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени детерминации их возникновения и существования. Необходимое прокладывает себе дорогу через случайное.
«Возможность и действительность».
Процесс развития - это диалектическое единство возможности и действительности. Возможность органически связана с действительностью. Они взаимопроникаемы. Действительность - актуальное бытие, все актуально существующее. Возможность выступает одной из форм действительности, как потенциальная действительность. Возможность - это такой процесс движения к действительности, тенденции возникновения и развития которого уже имеются в наличии, но он еще не стал реальностью. Г. Гегель характеризовал возможность, как «некий абстрактный момент действительности». Возможность - потенциальное бытие, будущее, элементы которого содержатся в настоящем. Включая в себя стороны, тенденции объективной действительности, возможность служит рассмотрению этой действительности в связи с ее развитием и при наличии определенных условий становится новой действительностью. Обусловленная возможность, став действительностью, сразу же открывает спектр новых возможностей.
«Содержание и форма».
Любой объект действительности представляет собой единство содержания и формы. В мире нет и не может быть содержания вообще, а есть только определенным образом оформленное содержание.
Содержание есть состав всех элементов объекта, единство его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. В частности, если рассматривать организм человека, то содержанием его является не просто наличие неких взаимосвязанных органов, а происходящий посредством этих органов процесс жизнедеятельности, протекающий в определенной форме.
Форма представляет способ внешнего выражения содержания, относительно устойчивую определенность связи элементов содержания и их взаимодействия, тип и структуру содержания.
Ведущей стороной выступает содержание: форма организации зависит от того, что организуется. Содержание выступает формой организации. Между формой и содержанием имеются внутренние противоречия. Возникновение, развитие и преодоление противоречий между содержанием и формой вещей, процессов является одним из наиболее существенных и всеобщих выражений развития путем борьбы противоположностей.
Форма и содержание - это противоположности, находящиеся в единстве, это разные полюсы одного и того же. Их неразрывное единство выявляется в том, что определенное содержание «облачается» в определенную форму. Например: содержанием воинской службы являются такие формы деятельности как учения, строевая и физическая подготовка, боевые стрельбы, несение караульной и внутренней службы, тактические занятия и т.д.
Вопросы для самоконтроля
Движение как всеобщий атрибут материи.
Характеристика состояния покоя.
Формы движения материальных систем.
Уровни структурной организации материи: абиотический, биотический, социальный.
Сущность всеобщей связи и развития.
Понятие «отношения» в философии.
Типы связей.
Формы связей.
Понятие «взаимодействия» и его классификация.
«Развитие» и «прогресс».
Философское понятие «закона» и «закономерности».
Законы диалектики.
Сущность категорий диалектики.
«Сущность и явление».
«Единичное, особенное и общее».
«Причина и следствие».
«Необходимость и случайность».
«Возможность и действительность».
«Содержание и форма».
Литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм (Общие теоретические принципы): Учебное пособие. – М., 1987.
Бергсон А. Творческая эволюция. – М., 1998.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Ленинград, 1990.
Дахин