Параграф четвертый: развитие марксистской философии.

§ 1. Философские взгляды русских «космистов».

Понятие русского «космизма» не случайно и в истории философии он имеет достаточно устойчивые онтологические и гносеологические взгляды, отражающие его естественнонаучную сущность, хотя и не без элементов фантастики и теологии.

Русский «космизм» интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей конца ХIХ – середины ХХ веков, в частности, Н.Ф. Фёдорова (1828-1903 г.г.), В.С. Соловьева (1853-1900 г.г.), Н.А. Умова (1846-1915 г.г.), К.Э. Циолковского (1857-1935 г.г.), В.И. Вернадского (1863-1945 г.г.), П.А. Флоренского (1882-1937 г.г.), А.Л. Чижевского (1897-1964 г.г.) были поставлены сущностные проблемы, во-первых, единства космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности; во-вторых, онтологической взаимосвязи человека и космоса.

Необходимо отметить, что интерес к идеям космизма в начале ХХ века возникает и в Западной Европе, но все-таки наибольшее распространение они получают в России. Причина тому - некоторые особенности в развитии русской философии ХIХ века, стремившейся представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим. Концепции космизма во многом опирались на эволюционные воззрения, которые пользовались в России большим признанием.

В русском космизме представлены две тенденции:

первая - это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию. Взгляды Н. Фёдорова, В. Соловьева;

вторая - тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. В 90-е годы ХIХ века её представлял физик Н. Умов. Он подходил к человеку и обществу с точки зрения их места в универсальном процессе роста энтропии, то есть уменьшения космического хаоса. Эти идеи развил далее К. Циолковский.

Идеи русского космизма достаточно полно воплотились в учении В.И. Вернадского (1863-1945 г.г.) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной.

Мы подробнее обратимся к взглядам Н. Фёдорова, А. Чижевского, К. Циолковского, В. Соловьева, так как они вписываются в концепцию «универсум - человек», представляя мировоззренческий срез человеческого знания.

Чижевский Александр Леонидович 1897-1964 годы - биофизик, основоположник гелиобиологии (связь с циклическими событиями на Солнце) и аэроионификации. Художник, поэт. Участник первой Мировой войны, георгиевский кавалер. Друг К. Циолковского, получал постоянную поддержку В. Вернадского. Окончил Московский археологический институт и через год Московский коммерческий институт; учился на физико-математическом и медицинском факультетах Московского университета. В 1918 г. стал доктором всеобщей истории, а в 1922 г. профессором. Преподавал в Московском университете и Московском археологическом институте (1917-1927 г.г.), был консультантом биофизического института, работал в Лаборатории зоопсихологии, организовал Центральную лабораторию ионизации. Работы: «Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли», «Влияние космических факторов на поведение организованных человеческих масс и на течение всемирно-исторического процесса…», докторская диссертация называлась «О периодичности всемирно-исторического процесса». Написал более 400 работ. Дважды выдвигался на Нобелевскую премию по физике от Первого международного конгресса по биологической физике и биологической космологии в Нью-Йорке и Стокгольмским университетом. Но был вынужден написать письмо-отказ под давлением органов НКВД, так как ранее отклонялись Нобелевским комитетом выдвинутые на премию кандидаты от Академии наук СССР. А. Чижевский мог стать первым советским лауреатом. На конгрессе в Нью-Йорке отмечалось, что в «лице профессора Чижевского мы бесспорно имеем одного из гениальных натуралистов всех времен и народов, который достоин занять почетное место в Пантеоне Человеческой Мысли наравне с великими представителями Естествознания». Число самостоятельных работ, посвященных творчеству А. Чижевского, превышает 5000. В 1942 г. его арестовывают в Челябинске и осуждают на 8 лет. В 1950 г. он получил вечную ссылку в Караганду. Репрессирован с 1942 г. по 1957 г. В это время его квартиру в Москве занял сотрудник НКВД, пропала личная библиотека - 40 тысяч томов. В 1961 г. А. Чижевского реабилитировали. До 1962 г. он работал в Госплане СССР, вел лабораторию Аэроионификации. Ранее применялась его искусственная аэроионизация в медицине, сельском хозяйстве, животноводстве. Главная научная заслуга А. Чижевского - открытие тотального влияния солнечной активности на динамику жизнедеятельности в биосфере, в том числе на стихийные массовые явления в человеческом сообществе. Изучение же физических воздействий внеземного происхождения на возникновение, распространение и интенсивность таких явлений на Земле, как эпидемии, эпизоотии, эпифитии, а также на динамику ряда процессов в социуме он начал еще в 1915 г. Похоронили Александра Леонидовича в Москве. Одна из телеграмм на смерть А. Чижевского гласила: «Умер Галилей ХХ века».

Необходимо отметить, что в 10-20 годах ХХ века в отечественной науке развернулся бурный процесс формирования представлений о связи циклических процессов в био-, атмо-, гидро- и литосферах Земли с циклическими изменениями солнечной активности. Этим занимались кроме А. Л. Чижевского - В.М. Бехтерев, Н.П. Боголепов, Н.М. Кулагин, П.П. Лазарев, К.Э. Циолковский.





Это включение в новую область знания было, скорее всего, не случайным. Годы наибольших революционных потрясений в России (1905, 1917) пришлись на годы максимума солнечной активности. Осознание этого дало неожиданный толчок изучению космической взаимосвязи Земли и Солнца. Ученые, которые сосредоточились на изучении статистики связей между солнечной активностью и земными процессами в биосфере, атмосфере стремились выявить связи между появлением «пятен» на Солнце и бурно проявляющимися в эти моменты социальными явлениями.

А. Чижевский в понятие «среды» как детерминанты биологической и социальной формы организации материи в географической оболочке Земли включил космическое пространство, что являлось принципиальной мировоззренческой позицией. Он делал вывод, согласно которому развитие органического мира на нашей планете не автохтонный, замкнутый исключительно в самом себе процесс, а результат комплексного воздействия земных и космических агентов, из которых вторые являются главными. Подавляющее большинство физико-химических процессов на Земле, по мнению А. Чижевского, представляют собой результат взаимодействия космических сил, которые всецело обусловливают жизненные процессы в биосфере. Более того, органический мир в каждый момент самым чутким образом отражает в себе перемены или колебания, имеющие место в космической среде. Влияние уровня солнечной активности на жизненный тонус макро- и микробиосферы сказывается не только на долгопериодических колебаниях, но и на кратковременных, спорадических импульсах в жизнедеятельности любой биосистемы, особенно в моменты повышенной солнечной активности, характеризующиеся наибольшей напряженностью как физико-химического состояния среды, так и функционирования организма. Этим, по А. Чижевскому, объясняются разного рода катастрофические события в жизни людей - нервные срывы, аномальные психические реакции, патологические всплески в социальном поведении. Он был убежден, что средствами прогноза суточных и месячных колебаний солнцедеятельности можно предвидеть нежелательные явления в биосфере и социальной среде, а затем избегать опасных последствий с помощью тех или иных профилактических мер.

Исследования А.Л. Чижевского, его неординарные идеи, связанные с солнечной активностью, стали фундаментом в последующем изучении воздействия Солнца на процессы в земных, водных и атмосферах, а также на человеческий и социальный организм.

Родоначальником русского космизма считается Н.Ф. Фёдоров.

Фёдоров Николай Фёдорович 1829-1903 годы - мыслитель-утопист религиозного толка. Родился в Тамбовской губернии, большую часть жизни провел в Москве. Преподавал историю и географию в различных школах. С 1874 г. - библиотекарь Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека). В это время получил большую известность среди научной, философской, литературно-художественной интеллигенции Москвы. В его круг общения входили Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, К. Э. Циолковский, Ф.М. Достоевский. Внес большой вклад в развитие русского книговедения. Вёл аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность - даже на идеи и книги, поэтому ничего не публиковал. При жизни Н. Федорова его идеи были известны узкому кругу лиц. В советское время, в силу религиозной направленности его взглядов, критики социализма он был просто исключен из поля зрения философов. Философская система Н. Федорова была изложена и отредактирована его сподвижниками и учениками В.А. Кожевниковым и Н.П. Петерсоном, издана в 2-х томах после смерти под названием «Философия общего дела». Взгляды Н. Федорова представляют собой оригинальный подход к решению традиционных проблем русской философии, основанный на идее поиска глубинных причин зла и разработки проекта его преодоления. Анализируя общество и его историческое прошлое, он характеризовал его как непрерывную цепь истребления одного народа другим, вытеснение младшим поколением старшего, как совокупность отношений, проникнутых духом взаимной вражды, «неродственности». Это явилось в свою очередь следствием зависимости жизни человечества от природы, подчиненной законам конечности и смерти. В таких условиях каждый отдельный человек вынужден решать прежде всего проблемы самосохранения, что неизбежно приводит его к самоизолированности. Христианство - единственная религия, способная вести человечество по пути ко всеобщему спасению. В целом Н. Федоров был духовно одинок, хотя с 1901 г. его идеи и получили определенное распространение. Одни его резко осуждали, другие давали высокую оценку. Скончался он в больнице для бедных. Похоронен в Москве.

Суть мировоззрения Н.Ф. Фёдорова:

1) человеческая деятельность распространяется на космос, охватывает космическое пространство под влиянием внутренних импульсов эволюции поля деятельности. Человечество в перспективе должно научиться управлять не только движением Земли, ее атмосферными явлениями, но и Солнечной системой, Вселенной;

2) выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции - воскрешение предков; путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение предков, «патрофикация», предполагает возвращение к жизни «отцов» в новом хотя и телесном, но преображенном виде, обладающем возможностью самосозидания своего тела из неорганических веществ;

3) исторический процесс он рассматривает сквозь призму общего дела, с этих же позиций дается критика социализма и капитализма. Российскому государству отводится важная роль в осуществлении общего дела, так как оно имеет необходимые для этого задатки - родовой, земледельческий быт, наличие общины, географическое положение, сознание «виновности».

Отдельного освещения в аспекте космизма требует деятельность К.Э. Циолковского.

Циолковский Константин Эдуардович1857-1935 годы - русский мыслитель и ученый. В детстве почти полностью потерял слух в следствие болезни и с 14 лет учился самостоятельно. В 1880 г. экстерном получил диплом учителя математики и впоследствии преподавал в школах Боровска и Калуги физику и математику. В начале ХХ века он первым понял преимущества и уникальные возможности реактивного способа передвижения в космическом пространстве и посвятил большую часть своей жизни разработке теории космоплавания, создал новое научное направление - ракетодинамику и астронавтику. Считается изобретателем в области воздухоплавания, авиации и ракетной техники, основоположник космонавтики. Мировоззрение К. Циолковского ориентируется на космизм, он испытывал влияние идей Н. Федорова. Является автором ряда философских эссе, часть из которых издавал на свои собственные средства в Калуге. Основные работы: «Будущее Земли и человечества», «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы», «Общественная организация человечества».

Научно-технические проекты К. Циолковского весьма существенные в становлении современной космонавтики, были, собственно, техническим приложением к его «космической философии»:

***космос заполнен различными формами жизни, от примитивных до бессмертных существ, способных ассимилировать солнечную энергию;

***разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство (разумные «животно-растения», непосредственно перерабатывающие солнечную энергию).

Исходя из предпосылки чувствительности и одушевленности всех форм материи, К. Циолковский строил свою монистическую философскую доктрину вокруг идеи «атома» - бессмертного элементарного существа, которое претерпевает различные судьбы, переходя из одного организма к другому.

Космологический процесс предстает как ряд циклических процессов усовершенствования бытия.

Разумные существа, населяющие Вселенную, давно наладили для себя благополучный ход космической эволюции, а Земля с её муками биологического и социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естественного обновления жизненных форм, поэтому участь Земли во Вселенной исключительна.

Русский космизм К.Э. Циолковского - первая попытка систематического изложения проблем, характерных для начала «космической эры»: а) о месте разума в космосе; б) об ответственности человека-разумного за Землю и Вселенную. Он предвосхитил кибернетические идеи развития, а также некоторые современные космологические теории сущности Вселенной с её многообразными формами бытия.

Определенную лепту в русский космизм внесли В.И. Вернадский и П.А. Флоренский.

Вернадский Владимир Иванович 1863-1945 годы - естествоиспытатель и мыслитель, основатель учения о биосфере и ноосфере, гинетической минералогии, радиологии, биогеохимии. Родился в Петербурге. В 1885 г. окончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета и был назначен хранителем Минералогического кабинета университета. Работал в Московском университете, в Академии наук, в 1912 г. избран академиком, организовал в Академии наук отдел живого вещества. Он являлся организатором и первым президентом Украинской академии наук (1919 г.), член Чехословацкой (1926 г.) и Парижской (1928 г.) академий наук. Трижды избирался в Государственный Совет, был членом ЦК кадетской партии. Как государственный и общественный деятель отстаивал идеалы гуманизма и просвещения. Его учение о биосфере и ноосфере стало свидетельством перехода естествознания от аналитического этапа развития, ознаменовавшегося появлением фундаментальных наук (механика, физика, химия, биология, геология…), к синтетическому этапу. Биосфера, по В. Вернадскому, - это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Главным фактором, основной геологической силой, формирующей биосферу и ее системы, выступает живое вещество, осуществляющее разнообразные геохимические и планетарно-космические функции. Ноосфера состоит из трех раздельных пластов реальности: 1. космических просторов; 2. атомных явлений; 3. жизни человека, природных явлений ноосферы и нашей планеты, взятой как целое. Эти три пласта резко различны по свойствам пространства-времени. Они проникают друг в друга, но вместе с тем отграничиваются друг от друга в содержании и методике изучаемых в них явлений. В. Вернадский показал, что развиваемые им понятия биосферы и ноосферы являются главным связующим звеном в построении многоплановой, многопластовой картины мира. «Логика естествознания в своих основах теснейшими образом связана с геологической оболочкой, где проявляется разум человека, то есть глубоко и неразрывно связана с биосферой». Основные работы: «Биосфера», «Живое вещество», «Философские мысли натуралиста», «Труды по всеобщей истории», «Труды по истории науки России». Флоренский Павел Александрович 1882-1937 годы - религиозный мыслитель, ученый-энциклопедист, «русский Леонардо до Винчи». Детство провел в Тифлисе и Батуме. Учился во 2-й Тифлисской классической гимназии вместе с Л.Б. Розенфельдом (Каменевым), В.Ф. Эрном. В 1900 г. поступил на физико-математический факультет Московского университета по отделению чистой математики. Свою кандидатскую работу «Об особенностях плоских кривых как местах нарушения ее непрерывности» П. Флоренский предполагал сделать частью большой философской работы «Прерывность как элемент миросозерцания». В синтезе теории множеств Г. Кантора и аритмологии Н. В. Бугаева он увидел универсальный метод решения проблем не только математики, но и других областей знания («философско-математический синтез»). При этом точку и число он понимал как живую монаду, «умный первоорганизм». В 1904 г. по совету епископа Антония поступает в Московскую духовную академию. Кандидатское сочинение «О религиозной истине» легло в основу его магистерской диссертации. С 1908 г. доцент академии по кафедре истории философии. Получил сан диакона, затем священника. В Академии создал ряд оригинальных курсов по истории античной философии, философии культуры и культа, кантовской философии. Бытие, по П. Флоренскому, имеет два взаимосвязанных модуса: оно обращено внутрь, сосредоточено и укоренено в своей глубине и вместе с тем являет себя энергетически вовне. Носителями энергий бытия выступают имена и слова. Они суть не что иное, как само бытие в его открытости человеку, а посему они - символы бытия. Познание переживается П. Флоренским как брак бытия познающего с бытием познаваемым, как взаимодействие их энергий. Поскольку язык выражает познавательно отношение к миру, он двойственен. Он есть и устойчивая система, и живая деятельность духа. Собственное мировоззрение он считал соответствующим в принципе складу мышления XIV-XV веков русского средневековья. Основным законом мира полагал закон возрастания энтропии, понимаемый им как закон возрастания хаоса во всех областях мира. Хаосу противостоит Логос. П. Флоренский разработал систему теодицеи (оправдание Бога) и антроподицеи (оправдание человека). В 1912 г. был назначен редактором журнала «Богословский вестник», после Февральской революции был отстранен от редактирования. С 1918 г. в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. С 1920 г. работает на московском заводе «Карболит». С 1921 г. заведует лабораторией испытания материалов в Государственном экспериментальном электротехническом институте. В своих сочинениях продолжает углублять темы богословия и философии. Избран профессором ВХУТЕМАСа по кафедре «Анализ пространственности в художественных произведениях». В 1927 г. редактировал «Техническую энциклопедию», опубликовал в ней около 150 статей. Летом 1928 г. находился в ссылке в Нижнем Новгороде, где работал в радиолаборатории. В 1933 г. был арестован по ложному обвинению и осужден. На Соловках провел 4 года вплоть до 8 декабря 1937 г., даты его расстрела. Его многочисленные изобретения и открытия в различных областях науки и техники имели важное значение в развитии народного хозяйства. Основные работы: «Соль земли…», «Около Хомякова», «Смысл идеализма», «Первые шаги философии», «Мнимости в геометрии».

§ 2. Философия всеединства В.С. Соловьева.

Одним из выдающихся русских философов является В.С. Соловьев, творчество которого требует более детального изучения.

Соловьев Владимир Сергеевич 1853-1900 годы - философ, поэт, публицист, литературный критик. Родился в Москве в интеллигентной семье известного историка и профессора Московского университета С.М. Соловьева. В 1869 г. окончил гимназию, в 1873 г. историко-филологический факультет Московского университета, затем год учился в Московской духовной академии. В 1874 г. защитил в Петербурге магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов». Был избран доцентом Московского университета по кафедре философии. Научные занятия продолжал в Лондоне в 1875 г., где изучал в основном мистическую и гностическую литературу - Я. Бёме, Парацельса (Филиппа фон Гогенгейма), Э. Сведенборга, каббалу, интересовался оккультизмом и спиритизмом. Несколько месяцев провел в Египте. В 1877 г. из-за раздоров в профессорской среде Московского университета уезжает в Петербург и поступает на службу в Ученый комитет Министерства народного просвещения, читает лекции в Петербургском университете и на Высших женских курсах. Академическая карьера В. Соловьева прервалась в 1881 г. после его публичного призыва к императору Александру II сохранить жизнь народовольцам, покушавшимся на его особу. Смертная казнь, по мнению Соловьева, не совместима с христианской нравственностью. После такого заявления он был вынужден уйти в отставку из Министерства народного просвещения. Занимается публицистикой, переводит Платона, выступает за воссоединение церквей. Итог собственных историософических исканий отражен в работе «Три разговора». В.С. Соловьев - основоположник российской метафизики всеединства. Под знаком его идей шло развитие религиозной философии конца ХIХ – начала ХХ веков, в частности, братьев С.Н. и Е.Н. Трубецких, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина, В.Ф. Эрна. Не меньшее воздействие он осуществил на русских символизм - особенно поэзию А. Блока и А. Белого.

На различных этапах духовной эволюции В.С. Соловьевым были пережиты и усвоены идеи многих мыслителей, в особенности, Платона, Б. Спинозы, А. Шопенгауэра, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Э. Гартмана, славянофилов.

Владимир Соловьев часто и достаточно резко высказывался в адрес западноевропейской рационалистической традиции. Итог ее - систему Г. Гегеля - он характеризовал как «систему пустых отвлеченных понятий».

Одновременно он придавал исключительное значение «великому логическому закону развития, сформулированному Гегелем» и настаивал на необходимости осмысления исторического процесса на основе принципов диалектического метода. «Положительная диалектика», к созданию которой стремился Вл. Соловьев с религиозных позиций, должна была стать результатом синтеза традиционного для христианства понимания истории с философским и научным опытом изучения ее закономерностей.

Суть философского мировоззрения В.С. Соловьева.

Первое. Оно религиозно. Религиозный универсализм Вл. Соловьева был обусловлен его философией «положительного всеединства» - представлением о фундаментальной целостности мира. С его точки зрения, человечество идет к осуществлению всеединства в жизни. Эту реализацию всеединства он называл смыслом и целью единой универсальной мировой истории. В итоге общество должно достичь своего идеального состояния, где не будет разобщенности и конфликтов, а человечество сольется с Богом в творческом единстве в процессе развития мира в его гармонии.

Второе. Отстаивая гуманистический универсализм, Вл. Соловьев считал главным препятствием на его пути проповедь культурно-национальной изоляции. Поэтому критика его обрушилась на теорию культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского (1822-1885 г.г.). Согласно его теории мировой исторический процесс представляет собой постепенное развитие и смену обособленных, замкнутых культурно-исторических типов или самобытных цивилизаций. Н. Данилевский их представил так: 1) египетская, 2) китайская, 3) ассиро-вавилонско-финикийская, 4) халдейская или древнесемитическая, 5) индийская, 6) иранская, 7) еврейская, 8) греческая, 9) римская, 10) новосемитическая или аравийская, 11) романо-германская или европейская, 12) мексиканская, 13) перуанская, 14) русско-славянская. Последний тип признавался наивысшим, четырехосновным, а Россия - наиболее ярким и полным его воплощением. Окончательное всемирное торжество русско-славянского типа, по мысли Н. Данилевского, наступит в результате грандиозной войны между Россией и Европой, в итоге которой Россия ассимилирует другие народы, имеющие неполный культурно-исторический тип.

Книгу Н. Данилевского «Россия и Европа» Вл. Соловьев назвал «проповедью насилия и обмана» и подверг ее критике с позиций христианского универсализма - мировая история не может быть расчлененной и раздробленной. Статья Вл. Соловьева «Россия и Европа» носила антинационалистический характер.

Третье. Вл. Соловьев доказывал славянофильски настроенной общественности, что национально-культурная сущность России и ее всемирно-историческое признание определяется православием, понятым как универсальное учение. «Религиозное начало и было тем элементом, который всего удобнее мог быть и действительно был положен в основу славянофильского возрождения».

Философия всеединства Вл. Соловьева строилась на религиозном универсализме.

Реальный мир представал у него как самоопределение, или воплощение абсолютно-сущего; посредником между ними выступала София - мудрость Божия.

Разделяя, таким образом, общехристианский взгляд на природу как на творение Бога, Вл. Соловьев не мог не признать его как идущим к совершенству, а не совершенным. Эмпирический, материальный мир, в котором действуют временная и пространственная разорванность и механическая причинность, находится в хаотическом состоянии.

Четвертое. Призванием человека, который является, по словам Вл. Соловьева, «центром всеобщего сознания природы», выступает его мессианская по отношению к природе роль - роль её освободителя и спасителя. Именно человечество - посредник между божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. В силу своего посреднического положения человек призван видоизменять природу до её одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда цель мировой истории - единство Бога и Мира, возглавляемого человеком.

Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. В сущности акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя к абсолюту. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства.

В обществе идея «всеединства» раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая в себе все социальные противоречия и способствующая установлению на Земле «Царства Божьего», понимаемого как «действительный нравственный порядок». Залогом установления такого всеединства является объединение западной и восточной, то есть католической и православной, церквей, продолжающееся в объединении церковно-монархической государственности - единстве духовной и мирской власти.

В истории русского философского идеализма Вл. Соловьев оказал большое влияние на целую плеяду религиозно-философских мыслителей. Его философия венчает духовные искания как славянофильства, так и западничества ХIХ века. Она же открывает и новую страницу в истории русской мысли - «религиозный ренессанс», который пытался в условиях нового века по-своему синтезировать западническую и славянофильскую традиции.

Правда, незадолго до смерти философ разочаровался в теократической утопии и вообще в идее прогресса. В итоговой работе «Три разговора» на первый план у него выходит эсхатологическая тема: наступление Царства Божьего теперь мыслится как конец истории.

В отношении места и роли России.

По мысли В.С. Соловьева, Россия имеет уникальный нравственный и общечеловеческий потенциал, который может быть реализован не на пути изоляции и замкнутости, а через единство с остальными народами, через ощущение органической целостности мировой истории, где последующие и предыдущие цивилизации связаны едиными общечеловеческими началами. Россия может и должна осуществить свою христианскую миссию - способствовать нравственному единению людей, стремлению соединится с Богом и сделаться богочеловечеством.

§ 3. Философия русской эмиграции.

Русская эмиграция - это особый социальный этап в истории российской и мировой действительности первых десятилетий ХХ века. Поэтому говорить о сути общественной и философской мысли русской эмиграции вне оценки её было бы не корректно. Отношение к эмигрантам из России неоднозначное. Надо иметь в виду, что, прежде всего, это русские люди, попавшие в прокрустово ложе исторических, общественно- политических событий в России и в мире и, в силу этого, вынужденно покинувшие Отечество. Осуждать их или сочувствовать им достаточно сложно, да это и не задача философии. С точки зрения общественной мысли и развития философии русская эмиграция сыграла значительную роль, хотя научно и мировоззренчески весьма неоднородна. В этом аспекте интересна точка зрения русского ученого, известного мыслителя и общественного деятеля, генерала корпуса инженер-механиков флота, разработавшего в свое время проекты возрождения российского императорского флота после Цусимского поражения и проведшего впоследствии многие годы жизни в эмиграции, профессора Г.Н. Пио-Ульского. Он делил русскую эмиграцию на «квалифицированную» и «неквалифицированную».

Пио-Ульский Георгий Николаевич 1864–1938 годы - ученый, мыслитель, гениальный инженер флота российского. Родился в Пскове в интеллигентной дворянской семье директора губернской гимназии. Окончил Морское инженерное училище в Кронштадте затем Николаевскую морскую академию. С 1906 года работал преподавателем, был избран профессором Института инженеров путей сообщения императора Александра I. В нем он основал первую в России лабораторию для испытания паровых машин и в последствии разработал проекты паровых турбин для 32500 тонных крейсеров-дредноутов «Кинбурн» и «Измаил», новейших в истории российского военного флота после Цусимы. После революции 1917 г. преподавал в Донском политехническом институте в Новочеркасске, один год в Екатеринбурге, где организовал политехникум. С 1920 г. в возрасте 56 лет находился в эмиграции в Югославии в Белграде, где сразу был приглашен «гонорарным профессором» на технический факультет Белградского университета. Создал в Югославии Союз русских инженеров, был в числе основателей Русского научного института. Похоронен в Белграде, правительство Югославии в день траура распорядилось почтить его память отданием воинских почестей.

В оценке русской эмиграции, данной профессором Г. Пио-Ульским в докладе, сделанном в Союзе русских инженеров в Белграде в 1938 году, заключен пафос гордости за русских людей и одновременно обида за соотечественников, не по своему желанию покинувших Родину, но обладавших огромным потенциалом, который мог бы служить Отечеству. В Чехословакии и Югославии, во Франции и Англии, в Болгарии и Сербии, в Германии и США, в Китае и Австралии оказались такие известные в российском государстве граждане, как С.П. Тимошенко (занимался проблемами вибрации сооружений), В.П. Аршаулов (открыл новую эру дизельных двигателей), А.С. Ломшаков (разрабатывал новейшие паровые котлы), О.И. Ядов (занимался электротехникой), А.И. Игнатовский (новации в медицине), Н.А. Пушин (исследовал химическую природу металлических сплавов), Л.А. Тарасов (писатель, лауреат французской премии «При попюлист», полученной уже в эмиграции), Н.Н. Кедров (музыкант), а также Г.М. Баланчи, М.Ф. Кшесинская, Т.П. Карсавина, О.И. Преображенская… Ответственность за такое положение вещей Г. Пио-Ульский возлагал как на большевиков, совершивших революционный государственный переворот в стране, так и на верховных представителей держав, воевавших на одной стороне с Россией в мировой войне, и кроме того на тех, ради защиты которых была объявлена эта война.

Русская философия конца ХIХ – начала ХХ веков в лице её многих представителей тоже попадает в круговорот этого многотрудного исторического периода. Печально знаменитый «философский теплоход» 1922 года, то есть публичная высылка из страны по решению СНК РСФСР маститых ученых и мыслителей, писателей и общественных деятелей, не разделявших марксистско-ленинских взглядов, негативно отразилась на развитии российского общества как в общенаучном, так и в философском плане.

Имена таких мыслителей и философов, как Н.А. Бердяев (1874-1948 г.г.), И.А. Ильин (1882-1954 г.г.), Г.В. Флоровский (1893-1979 г.г.), В.С. Соловьев (1853-1900 г.г.), П.А. Сорокин (1889-1968 г.г.), В.В. Розанов (1856-1919 г.г.), С.Л. Франк (1877-1950 г.г.) и многих других были у нас под запретом или представлялись как религиозно-реакционные мыслители чуждой советским людям западной идеологии. В силу чего они были достаточно известны в евро-американских, а не в советских научных кругах, так как там они реализовывали в практику социально и научно значимые для общества проекты, создавали новаторские научные и педагогические школы, отражали ценностные ориентации западного социума. Там же в широком плане издавались их интеллектуальные труды.

Основные проблемы, которые рассматривались в работах представителей русской общественно-философской мысли в эмиграции можно классифицировать поряду оснований:

во-первых, тема исторической судьбы России;

во-вторых, размышление о роли христианства и православия в развитии духовной культуры и национального самосознания русского народа;

в-третьих, роль русской интеллигенции в историческом развитии и революционных настроениях в России;

в-четвертых, своеобразие русской философской культуры ХIХ-ХХ веков.

Одними из влиятельных представителей русской философской мысли конца ХIХ – начала ХХ веков, испытавших на себе духовную и физическую тяжесть эмиграции являются Н.А. Бердяев и И.А. Ильин.

Бердяев Николай Александрович1874-1948 годы - религиозный философ, публицист, мыслитель. Родился в Киеве в дворянской семье. Учился в Киевском кадетском корпусе, затем на естественном и через год юридическом факультете Киевского университета Святого Владимира, где начал систематически заниматься философией. Параллельно включился в социал-демократическую деятельность в «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса», за что был арестован и из университета исключен. В молодости увлекался марксизмом, примыкал к «легальному марксизму». На путь религиозной метафизики Н. Бердяев становится а значительной степени под влиянием философских идей Вл. Соловьева, Ф. Достоевского, немецких мистиков (прежде всего Якова Бёме). Участвовал в сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины». Приветствовал народный характер Февральской революции. Октябрьскую революцию расценил как национальную катастрофу. В советский период жизни создал Вольную академию духовной культуры. В 1922 г. был выслан из России. В 1922-1924 г.г. жил в Берлине. В 1925-1940 г.г. издавал в Париже религиозно-философский журнал «Путь», был его редактором. В эмиграции Н. Бердяев поддерживал отношения с ведущими европейскими умами, в частности, К. Бартом, Г. Марселем, А. Моруа, Р. Ролланом. Его христианский персонализм оказывал серьёзное влияние на философскую и социальную мысль на Западе. Основные работы: «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (вышла после смерти), «Философия свободы», «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии», «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы», «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация». Похоронили Н.А. Бердяева в местечке Кламар близ Парижа.

Сам Н. Бердяев так определил свою философию: «Философия, которую я хотел бы выразить, есть драматическая философия судьбы, существования во времени, переходящего в вечность, времени, устремленного к концу, который есть не смерть, а преображение. Поэтому все должно рассматриваться с точки зрения философии истории».

Исходн<

Наши рекомендации