Становление и развитие марксистской социальной философии и ее проблематики

Параллельно с позитивистским развивалось марксистское направление социальной философии, представленное в трудах К. Маркса (1818—1883), Ф. Энгельса(1820—1895) и их последователей. Главной его особенностью стал переход от идеалисти­ческого к материалистическому пониманию развития общест­ва и в целом исторического процесса.

Как подчеркивали основоположники марксизма, предпо­сылки, с которых они начинали исследовать развитие общест­ва, — это живые люди с их потребностями и интересами, нахо­дящиеся между собой во взаимном общении и взаимодейст­вии. Совокупность общественных связей и отношений всех со­циальных субъектов образует то или иное общество. Последнее через систему присущих ему общественных отношений, усло­вий материального производства, политических и других соци­альных институтов в решающей степени определяет содержа­ние и направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека.

В таком подходе заключается “сведение индивидуального к социальному”, что характеризовалось Лениным как важней­ший принцип марксистской социологии. Этим был сделан пер­вый решающий шаг к обнаружению и осмыслению объектив­ной социальной основы деятельности и поведения людей и к материалистическому пониманию истории. Следующий шаг в этом направлении заключался в обосновании материальных побудительных сил деятельности людей.

Надо сказать, что Маркс и Энгельс никогда не отрицали роли сознательных мотивов производственной, политической и других видов деятельности людей. Напротив, они придавали большое значение этим мотивам. В истории общества, писал Энгельс, “действуют люди, одаренные сознанием, поступаю­щие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к оп­ределенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели”1. Однако с точки зрения марксизма, намерения и цели людей, как система их внутренней мотивации, обусловлены в конечном счете объективными материальными факторами их общественной жизни.

Исходя из этого, делается вывод, что “идеальные побуди тельные силы”, т.е. внутренние мотивы деятельности людей отнюдь не являются последними причинами исторических со бытии. Поэтому важно исследовать, что кроется за этими идеальными побудительными силами, “каковы побудительные силы этих (идеальных. —Авт.) побудительных сил”1. Другими словами, речь идет о материальных побудительных силах дея­тельности людей, к которым Маркс и Энгельс относили прежде всего материальные условия жизни общества и вытекающие из них материальные потребности и интересы социальных субъектов.

Таким образом, проблематика марксистской социальной философии с самого начала была связана с материалистичес­ким истолкованием истории. Под этим углом зрения решались проблемы взаимодействия материальных и духовных факто­ров исторического процесса, личности и общества, объектив­ных и субъективных сторон деятельности людей и их общест­венных отношений, объективных законов развития общества и другие проблемы.

Одной из самых фундаментальных проблем выступает про­блема взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное сознание людей истолковывается как отражение их общественного бытия в ходе общественной прак­тики, различных видов их социальной деятельности. В таком плане объясняется природа, сущность и содержание общест­венного сознания, показывается его объективная материаль­ная основа, каковой выступает общественное бытие людей как “реальный процесс их жизни”.

С точки зрения марксистской социальной философии обще­ственное сознание, будучи обусловленным развитием общест­венного бытия людей, обладает в то же время относительной самостоятельностью, которая может быть весьма существен­ной. Оно имеет свою логику развития и может активно влиять на разные стороны жизни общества. Общественное сознание вбирает в себя то жизненно важное, что накоплено в области науки, искусства, морали, религии и т.д. Преемственность - одна из закономерных сторон его развития. Трудно переоценить роль знаний, передовых идей в развитии экономики, морали, политики, права общества в целом. И это их значение по­стоянно повышается.

Согласно материалистическому пониманию истории, важ­нейшим содержанием общественного бытия людей является производство материальных благ, благодаря которому удовле­творяются их разнообразные материальные и другие потреб­ности. Более того, способ производства материальных благ обусловливает развитие социальной, политической и духовной жизни общества. Он истолковывается как материальная осно­ва существования и развития общества — системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественной

жизни.

Исходя из этого, делается вывод, что развитие общества в конечном счете определяется развитием способа производства материальных благ, его объективными законами. В связи с этим развитие общества, всей человеческой истории предстает как “естественно -исторический процесс”, подчиняющийся объективным законам развития общественного производства. С точки зрения марксизма эти законы можно и нужно осоз­нать, понять механизм их действия, но их нельзя отменить.

Осознав объективные законы развития общества, люди могут действовать с учетом данных законов и в соответствии с ними. Тем самым делается решающий шаг от стихийности к сознательности в развитии общества. В этом заключается один из важных аспектов решения проблемы взаимодействия объ­ективных условий и субъективного фактора в историческом процессе.

Проблематика марксистской социальной философии час­тично отразилась в других направлениях социально-философской мысли XIX—XX столетий, хотя проблемы жизни и разви­тая общества решаются в них на иной теоретической и мето­дологической основе.

Наши рекомендации