Бакалавр зарубежного регионоведения
Зарубежное регионоведение
Профиль подготовки
«Евразийские исследования»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр зарубежного регионоведения
Образовательные технологии.
При реализации различных видов учебной работы могут быть использованы следующие образовательные технологии:
Лекции: проблемная лекция, диалоговая лекция, интерактивная лекция, лекция с вопрошающими паузами, лекция с запланированными ошибками, контекстная лекция.
Семинарские занятия: кейс-технология, деловая игра, ролевая игра, дискуссия, дебаты, мозговой штурм, проблемно-концептуальный доклад, аргументированное эссе.
Самостоятельная работа: логический анализ текстов, критический анализ текстов, формализация текстов, постановка и решение проблем, решение логических задач, выполнение познавательных заданий.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
6.1. В учебном процессе применяются следующие оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
1. Контрольные вопросы для текущего контроля:
Модуль 1. Специфика философского знания.
1. Какие исторические типы мировоззрения
предшествовали философии?
2. Почему философия является высшим историческим
типом мировоззрения?
3. В чем специфика философского отражения мира?
4. Как соотносятся научная и философская картины мира?
5. В чем специфика предмета философии?
Модуль 2. Бытие и сознание.
1. В чем философский смысл проблемы бытия?
2. Сравните толкование бытия в философии Парменида и Гераклита?
3. Обоснуйте связь мировоззрения Нового времени с проблемой бытия.
4. Объясните выражение: «В Новое время бытие стало субъектным».
5. Раскройте взаимосвязь мировоззрения ХХ в. и философского решения проблемы бытия.
6. Какой метафорой пользовались греки для описания сознания?
7. Обоснуйте связь средневекового понимания сознания с теоцентристским мировоззрением.
8. Сформулируйте предпосылки переосмысления проблемы сознания в Новое время.
9. Сравните средневековое и новоевропейское понимание сознания.
10. Как понимает природу сознания К.Маркс?
11. Что такое общественное сознание?
12. В чем сходство и различие учения З.Фрейда о бессознательном от учения К.Маркса?
Модуль 3. Проблема человека в философии
1. В чем заключается смысл представлений философов Древней Греции о человеке?
2. Сравните образы человека в мировоззрениях космоцентризма, теоцентризма и антропоцентризма.
3. Обоснуйте средневековую трактовку человека как «образа и подобия Бога».
4. Объясните выражение Ж.-П. Сартра: «Человек – это будущее человека».
5. Как вы понимаете выражение Э. Кассирера: «Человек – это символическое животное».
6. Какие Вы знаете концепции антропосоциогенеза?
7. Существуют ли биологически заданные схемы социального поведения человека?
8. Какие современные концепции акцентируют роль биологического начала в человеке?
9. Кто из мыслителей подчеркивал роль культурных факторов в формировании человека?
10. Что такое социальное наследование?
11. Сравнить основные подходы к проблеме «смысла жизни».
12. Изложить аргументы, отрицающие существования смысла жизни.
Модуль 5. Познание и наука.
1. Что такое знание и познание?
2. Какие существуют формы знания?
3. Каковы основные этапы разработки проблемы познания в истории философии?
4. Какие существуют подходы в понимании возможностей познания человеком окружающего мира?
5. Как решалась в философии проблема соотношения веры и разума в познании?
6. Сравнить эмпиризм и рационализм как методологические подходы к процессу познания.
7. В чем суть метафизике как методе познания?
8. В чем суть диалектики как методе познания?
9. Назовите основные законы диалектики?
10. Что такое истина и каковы ее критерии?
11. Обоснуйте зависимость представлений об истине от конкретно-исторического типа мировоззрения.
12. Как соотносятся познание и практика?
13. Назовите уровни познания.
14. Назовите критерии научности познания.
15. Раскройте суть научных революций и их влияние на смену типов рациональности.
Темы рефератов.
Модуль 2. Бытие и сознание.
1. Проблема первоначала в Милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
2. Формирование понятий «бытие» и небытие» в Элейской школе (Ксенофан, Парменид, Зенон).
3. Античная атомистическая философия.
4. Учение Платона об идеях.
5. Учение Аристотеля о бытии, о четырех причинах.
6. Понятие материи у Платона и Аристотеля.
7. Проблема бытия в философии Нового времени.
8. Понятия бытия, материи и субстанции.
9. Пространство и время – формы существования бытия.
10. Отражение, сознание и самосознание.
11. Проблема бытия в философии постмодерна.
12. Сознание и идеология.
Модуль 5. Познание и наука.
1. Миф и религия как формы познавательной деятельности.
2. Проблема метода в философии Нового времени.
3. Понятие науки, критерии научности.
4. Проблема периодизации истории науки.
5. Специфика естественных наук и наук о «духе».
6. Специфика заблуждений в социальном познании.
7. Роль философии в научном исследовании.
8. Проблема критерия истины в философии и науке.
9. Роль абстрактных истин в гносеологии
10. Современные гносеологические подходы к проблеме истины.
11. Феномен научных революций.
12. Проблема рациональности в ХХ в.
13. Особенности постнеклассической науки.
14. Классификация научных методов и уровней методологии.
15. Социальные последствия научно-технического прогресса.
3. Темы курсовых работ:
1. Проблема смысла жизни.
2. Социальное и биологическое в человеке.
3. Проблема насилия и ненасилия в истории.
4. Общественный прогресс и его критерии.
5. Массовое общество: зло или благо.
6. Свобода: миф или реальность.
7. Жизнь и смерть как философская проблема.
8. Русская идея: утопия или реальность.
9. Гражданское общество и государство.
10. Проблема бессознательного в философии.
11. Понимание и объяснение в познании.
12. Роль религии в современном мире.
13. Терроризм как глобальная проблема современности.
14. Рациональность: классический и неклассический типы.
15. Запад-Восток-Россия в диалоге культур.
16. Столкновение цивилизаций: за и против.
17. Глобализация как мегатенденция мирового развития.
18. Глобализация и идентичность.
19. Либеральные ценности Запада и православно-русская цивилизация.
20. Проблема пути развития России.
4. Вопросы к экзамену:
1. Представление о человеке в различных культурах.
2. Понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, структура личности.
3. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.
4. Истина и заблуждение.
5. Материя и движение, пространство и время.
6. Наука и техника.
7. Критерии истины.
8. Гражданское общество и государство.
9. Философская и научная картины мира: сходство и различия.
10. Бытие, эволюция философского смысла понятия бытия.
11. Понятие природы, человек и природа.
12. Закон, динамические и статистические закономерности.
13. Глобализация, глобальные проблемы современности.
14. Объект и субъект познания.
15. Насилие и ненасилие.
16. Знание и вера.
17. Понятия: бытие, материя, субстанция.
18. Биологическое и социальное в человеке.
19. Понятие истины, современные подходы к проблеме истины.
20. Общество и история, проблема исторической закономерности.
21. Общество как развивающееся целое, сферы и структура общества.
22. Специфика философского знания, исторические типы философствования.
23. Диалектические законы бытия и мышления.
24. Проблема предмета философии, философия и мировоззрение.
25. Сущность сознания. Сознательное и бессознательное.
26. Философские методы: метафизика и диалектика.
27. Социальное наследование как способ формирования и развития человека и общества.
28. Человек в системе социальных связей.
29. Специфика познавательной деятельности.
30. Основные категории диалектики.
31. Формационная и цивилизационная концепции развития общества.
32. Научные революции и смена типов рациональности.
33. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
34. Проблема национального характера философии, русская философия как национальная философия.
35. Проблема природы человека в экзистенциализме.
36. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое.
37. Понятие науки, критерий научности, структура научного знания.
38. Проблема смысла человеческого существования.
39. Проблема антропосоциогенеза.
40. Будущее человечества и сценарии возможного будущего.
5. Задания для контроля самостоятельной работы студентов.
Модуль 2. Бытие и сознание.
1. Задание 1. Дать определение понятий: онтология, субстанция, материя, монизм, дуализм, плюрализм, пантеизм, движение, развитие, сознание, самосознание, память, язык.
2. Задание 2. Составить планы-конспекты ответов на вопросы: «Философский смысл понятия бытие», «Проблема единого и многого в античной натурфилософии».
3. Задание 3. Сравнить биологическое и социальное пространство и время, движение и развитие.
4. Задание 4. Сравнить античное и средневековое понимание сознания.
Модуль 5. Познание и наука.
1. Задание 1. Дать определение понятий: гносеология, наука, субъект, объект, познавательный процесс, метод, диалектика, метафизика, познание гуманитарное, познание естественнонаучное, герменевтика, парадигма, проблема, гипотеза, теория.
2. Задание 2. Составить план- конспект ответа на вопросы: «Субъект и объект познания», «Исторические типы диалектики», « Многообразие форм познания».
3. Задание 4. Сравнить естественнонаучные и гуманитарные методы познания.
4. Задание 4. Сравнить философскую и научную картины мира.
5. Задание 5. Доказать, что существует связь объектно-субъектной парадигмы новоевропейской науки с идеей господства над природой.
6.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
– Шевченко О.М.Философия: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д, 2010 (электронный ресурс).
– Шевченко О.М. Мультимедийные презентации к курсу «Философия» (электронный ресурс).
– Философия. Учебник для высших учебных заведений /Под ред. В.П. Кохановского – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
– Философия. Электронная библиотека. Ростов н/Д, 2010 (электронный ресурс).
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «ФИЛОСОФИЯ»
а) основная литература:
– Философия. Учебник для высших учебных заведений /Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
– Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. – М.:"Омега-Л", 2009.
– Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2009.
– Лавриенко В.Н. Философия. Учебник. 2004 // Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/ biblio/archive/ lavrienko_filosofija
– БуртоваяЕ.И. Хрестоматия по философии //http://www.i-u.ru/biblio/archive/aver_xrbfilosofy/
б) дополнительная литература:
– Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2008.
– Александров В.И. Философия и мировоззрение. Философия как историческая форма мировоззрения // Философские исследования. 2002. № 1.
– Канке В.А. Философия: Исторический и систематизированный курс. М., 2010.
– Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М.2004.// http://www.i-u.ru/biblio/archive/kusnezov_filosofija/
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
– Портал «Южный федеральный университет» //http://sfedu.ru;
– Библиотека //http://www.library.sfedu.ru/;
– Полнотекстовые ресурсы
//http://www.library.sfedu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=103&Itemid=19&lang=ru;
– Подписные ресурсы //http://www.library.sfedu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=24&Itemid=21&lang=ru
– электронный УМК http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/umr.umr_show?p_per_id=1617;
– учебно-методические рекомендации
http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/umr.umr_show?p_per_id=1617;
– мультимедийные презентации
http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/umr.umr_show?p_per_id=1617;
– материалы цифрового кампуса ЮФУ http://incampus.ru/;
– ИИК ЮФУ http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/umr.umr_show?p_per_id=1617
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Философия» включает:
1. Мобильные мультимедийные комплексы (в составе: проектор, экран, ноутбук с предустановленным лицензионным программным обеспечением не ниже Windows XP, Office 2007, которое позволяет работать с видео-аудио материалами, создавать и демонстрировать презентации) в количестве 6 штук.
2. Стационарная мультимедийная интерактивная доска позволяющая проводить презентации в интерактивной форме. В количестве 1 штуки.
3. Компьютерный класс, который позволяет реализовать неограниченные образовательные возможности с доступом в сеть Интернет на скорости 6 мегабит в секунду. С возможностью проводить групповые занятия с обучаемыми, а так же онлайн (оффлайн) тестирование.
4. Библиотечный электронный читальный зал с доступом к электронным ресурсам библиотек страны и мира. В количестве 3-х мест.
5. Персональный компьютер с предустановленным лицензионным программным обеспечением не ниже Windows XP, Office 2007, которое позволяет работать с видео-аудио материалами, создавать и демонстрировать презентации, с выходом в сеть Интернет
6. Ноутбук с предустановленным лицензионным программным обеспечением не ниже Windows XP, Office 2007, которое позволяет работать с видео-аудио материалами, создавать и демонстрировать презентации, с выходом в сеть Интернет.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки «032301 – Регионоведение»
Авторы:
Малицкий Валентин Семенович, доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии ИППК ЮФУ.
Шевченко Ольга Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии ИППК ЮФУ.
Рецензенты:
Тахтамышев Владимир Григорьевич, доктор философских наук, профессор (РГУПС);
Штофер Людмила Львовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии РГЭУ (РИНХ).
Программа одобрена на заседании кафедры философии и культурологии ИППК ЮФУ от 27 ноября 2010 года, протокол № 4.
Зарубежное регионоведение
Профиль подготовки
«Евразийские исследования»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр зарубежного регионоведения