Опросник «Активность повседневной жизни»

Авторы Н. Lehfeld, В. Reisberg, S. Finkel.

Данный опросник универсален для проведения анализа самооценки и внешней оценки разнообразных сфер повседневной жизни индивида. Опросник содержит 25 вопросов.

Два вступительных вопроса (1-й, 2-й) оценивают способность инди­вида справляться с повседневными делами и заботиться о себе. Оба эти вопроса призваны дать первое впечатление об общей компетентности пациента в решении проблем повседневной жизни.

Другие вопросы позволяют оценить и проанализировать те проблемы, которые пациент испытывает, начиная, выполняя и заканчивая какую-либо деятельность. Отмеченные затруднения не должны быть результа­том соматических расстройств.

Вопросы с 3-го по 20-й непосредственно оценивают проблемы, с ко­торыми сталкивается пациент в повседневной жизни. Они затрагивают следующие сферы: прием лекарств (3-й), гигиена (4-й), чтение (6-й), участие в беседе (8-й), пользование телефоном (9-й), покупки (12-й), приготовление пищи (13-й), обращение с деньгами и решение финансо­вых дел (14-й и 15-й), пользование домашними приборами (17-й), транс­портом (19-й), реализация досуговой активности (20-й). Из них три во­проса оценивают успешность решения повседневных задач, требующих сохранной кратковременной и долговременной памяти (5-й, 7-й, 10-й). Другие три — способность к ориентации в знакомом и незнакомом мес­те (11-й, 16-й, 18-й).

Пять последних вопросов шкалы не затрагивают какой-либо конкрет­ный вид деятельности, а рассматривают когнитивные функции, оказыва­ющие непосредственное влияние на успешность повседневного функ­ционирования пожилого человека. 21-й вопрос оценивает компетентность в выполнении задачи, которую надо продолжить после короткого переры­ва, например телефонного разговора или звонка в дверь. 22-й вопрос за­трагивает трудности, с которыми пожилой человек сталкивается, выполняя два дела одновременно, т.е. оценивает функцию переключаем ости произвольного внимания. 23-й вопрос оценивает способность пожилого человека справиться с незнакомой или новой ситуацией или приспосо­биться к ним, что требует от человека адекватной обработки новой ин­формации. 24-й вопрос связан с аспектом безопасности в процессе вы­полнения повседневных дел. 25-й (последний) вопрос адресован людям, имеющим затруднения при выполнении какого-либо дела под давлением обстоятельств.

Как известно, стресс в значительной степени оказывает неблагопри­ятное воздействие на когнитивное функционирование пожилых людей. 25-й вопрос оценивает способность пациента понимать, что нужно пред­принять в данной ситуации, в какой последовательности выполнять не­обходимые действия для того, чтобы успешно довести решение задачи до конца.

Инструкция. В рамках выявления самооценки респондент должен отвечать на вопросы шкалы с помощью следующих градаций: 1 — «ни­когда», 2 — «иногда», 3 — «часто», 4 — «всегда», 0 — «не подходит» и «неизвестно».

В рамках осуществления внешней оценки на вышеописанные вопро­сы шкалы ADL должен ответить родственник, знакомый, социальный или медицинский работник, довольно близко знающий пожилого испы­туемого и способный дать более объективную оценку.

Самооценка. Есть ли у вас затруднения в том, чтобы...

Внешняя оценка. Есть ли у пожилого человека затруднения в том, чтобы...

1. Справляться с повседневными делами?

2. Заботиться о себе?

3. Принимать лекарства без постороннего наблюдения?

4. Соблюдать личную гигиену?

5. Помнить о важных датах или событиях?

6. Сосредоточиться при чтении?

7. Описать увиденное или услышанное?

8. Участвовать в беседе?

9. Пользоваться телефоном?

10.Принять сообщение для кого-то?

11.Не заблудиться на прогулке?

12.Делать покупки?

13.Готовить еду?

14.Правильно отсчитать деньги?

15.Самому улаживать свои финансовые дела?

16.Ответить на вопрос, как пройти куда-то?

17.Пользоваться домашними приборами?

18.Находить дорогу в незнакомом месте?

19.Самостоятельно пользоваться транспортом?

20.Активно заниматься чем-либо в свободное время?

21.Продолжить дело после короткого перерыва?

22.Делать два дела одновременно?

23.Справляться с непривычными ситуациями?

24.-Не создавать опасных ситуаций во время занятий повседневными делами?

25.Выполнять задание, когда давят какие-либо обстоятельства?

Обработка результатов. Для подсчета общей суммарной оцен­ки необходимо суммировать оценки, полученные по всем вопросам. От­веты, данные в категориях «не подходит» и «неизвестно», не суммируют­ся. В связи с этим обстоятельством полученная сумма затем делится на число вопросов, ответы на которые даны в рамках градаций от 1 до 4.

Интерпретация. Средняя величина зачетных ответов рассматри­вается как интегральный показатель тяжести нарушений всего спектра отдельных форм повседневной активности. Эта средняя величина будет находиться между значениями 1 и 4, где 1 означает отсутствие затрудне­ний в процессе выполнения «активностей» повседневной жизни, а 4 вы­являет максимальные затруднения в процессе повседневного функцио­нирования пожилого респондента.


Наши рекомендации