Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются).
Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются).
1. Для оценки возможной продолжительности жизни и самооценки психологического возраста предлагаются два несложных теста:
· тест «Перспектива продолжительности жизни»;
· тест «Ваш психологический возраст».
2. Для изучения личностных особенностей пожилых людей предлагают следующие диагностические методики:
· методика «Шкала самооценки и оценки тревожности» (Ч.Спилберг);
· методика «Мотивация аффилиации» (А.Меграбян и М.Ш.Магомедминов).
3. Для социальных служб рекомендуются оперативные методики:
· тест «Эгоцентрические ассоциации»;
· методика «Склонность к одиночеству» (приводится по Никишина В.Б., Василенко Т.Д., 2004).
4. Для оценки интеллектуально-мнестических функций людей пожилого и старческого возраста предлагаются следующие методы:
· краткая шкала оценки психического статуса (Mini Mental State Examination, сокр. MMSE: когнитивная сфера - ориентировка во времени и месте, восприятие, концентрация внимания и счет, память, речевые функции (M.F.Folstein, S. E.Folstein, P.R.McHugh);
· дилеммы П.Балтеса (Baltes et al.) для оценки развития мудрости.
5. Для изучения разнообразных сфер жизни пожилого человека предлагаются следующие методики:
· опросник «Активность повседневной жизни» — «Activities of Daily Livinq» (ADL) (H.Lehfeld, B.Reisberg, S.Finkel et al.);
· тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (приводится по: Никифоров Г. С, 2007).
ДИАГНОСТИКИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОЖИЛЫХ
Методика «Шкала самооценки и оценки тревожности»
Автор Ч. Спилбергер.
Методика позволяет определить уровни реактивной и личностной тревожности. Реактивная тревожность - тревожность, возникающая непосредственно перед эмоциогенной ситуацией или в течение нее. Личностная тревожность - тревожность как свойство личности, как ее устойчивая характеристика.
Инструкция. Испытуемому предлагается оценить свое текущее и обычное состояние, отмечая на бланках выбранные ответы по четырехбалльной системе.
Оценка реактивной тревожности
Утверждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | |
1. | Я спокоен | ||||
2. | Мне ничто не угрожает | ||||
3. | Я нахожусь в напряжении | ||||
4. | Я испытываю сожаление | ||||
5. | Я чувствую себя свободно | ||||
6. | Я расстроен | ||||
7. | Меня волнуют возможные неудачи | ||||
8. | Я чувствую себя отдохнувшим | ||||
9. | Я встревожен | ||||
10. | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||
11. | Я уверен в себе | ||||
12. | Я нервничаю | ||||
13. | Я не нахожу себе места | ||||
14. | Я взвинчен | ||||
15. | Я не чувствую скованности, напряженности | ||||
16. | Я доволен | ||||
17. | Я озабочен | ||||
18. | Я слишком возбужден, и мне не по себе | ||||
19. | Мне радостно | ||||
20. | Мне приятно |
Оценка личностной тревожности
Утверждение | Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда | |
1. | Я испытываю удовольствие | ||||
2. | Я очень быстро устаю | ||||
3. | Я легко могу заплакать | ||||
4. | Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие | ||||
5. | Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | ||||
6. | Обычно я чувствую себя бодрым | ||||
7. | Я спокоен, хладнокровен и собран | ||||
8. | Ожидание трудности обычно очень тревожит меня | ||||
9. | Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||
10. | Утверждение | ||||
11. | Я вполне счастлив | ||||
12. | Я принимаю все слишком близко к сердцу | ||||
13. | Мне не хватает уверенности в себе | ||||
14. | Обычно я чувствую себя в безопасности | ||||
15. | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | ||||
16. | У меня бывает хандра | ||||
17. | Я доволен | ||||
18. | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||
19. | Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | ||||
20. | Я уравновешенный человек | ||||
21. | Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Обработка результатов.
Прямые вопросы для оценки реактивной тревожности — 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18, для оценки личностной тревожности — 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18,20.
Шкала СП
1. Ялегко схожусь с людьми.
2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, а не оставаться в одиночестве.
3. Лучше бы меня считали способным и сообразительным, чем общительным и дружелюбным.
4. Я меньше, чем большинство людей, нуждаюсь в близких друзьях.
5. О своих переживаниях я говорю людям скорее часто и охотно, чем редко и в особых случаях.
6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от компании.
7. Мне нравится заводить как можно больше друзей.
8. Я предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, а не на оживленном курорте.
9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.
10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.
11. Излишняя откровенность с друзьями может мне повредить.
12. Когда я встречаю на улице знакомого, то не только здороваюсь, а стараюсь перекинуться с ним парой слов.
13. Независимость и свободу от других я предпочитаю прочным дружеским узам.
14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.
15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.
16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.
17. У меня очень много близких друзей.
18. Когда я нахожусь в обществе незнакомых людей, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.
19. Индивидуальные развлечения я предпочитаю групповым.
20. Открытые, эмоциональные люди привлекают меня больше, чем серьезные, сосредоточенные.
21. Я скорее прочту интересную книгу или посмотрю телевизор, чем проведу время на вечеринке.
22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем наслаждаться видами и посещать достопримечательности в одиночестве.
23. Мне легче решить трудный вопрос, когда я обдумываю его один, чем когда обсуждаю с другими.
24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.
25. Даже в компании мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.
26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.
27. Вечер, проведенный за любым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.
28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.
29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем пытаюсь с кем-нибудь поделиться.
30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.
Шкала СО
1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество.
2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.
3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при
посторонних людях.
4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.
5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.
6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.
7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них я не согласен.
8. Если я попрошу кого-то пойти со мной, и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.
9. Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека.
10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это пропущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.
11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.
12. Мне трудно отказывать людям.
13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не так, как надо.
14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.
15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.
16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.
17. Я редко противоречу людям из-за боязни их задеть.
18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.
19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.
20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.
21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.
22. Временами я уверен, что никому не нужен.
23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно отзывается в мой адрес.
24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.
25. Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны.
26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.
27. Когда я должен за чем-нибудь обращаться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.
28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.
29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.
30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.
Обработка результатов.
Шкала СП.Проставляется по одному баллу за ответы «да» по позициям 3, 4, 6, 8 — 11, 13, 16 — 19, 23 — 25, 27 —29 и за ответы «нет» по позициям 1, 2, 5, 7, 12, 14, 15, 20, 22, 26, 30. Подсчитывается общая сумма баллов за ответы «да» и «нет».
Шкала СО.Проставляется по одному баллу за ответы «да» по позициям 1-4, 8-10, 12, 14, 15, 17-19, 22, 23, 25, 27, 28, 30 и за ответы «нет» по позициям 5 — 7, 11, 13, 16, 20, 21, 24, 26, 29. Подсчитывается общая сумма баллов.
Интерпретация. Если сумма баллов по шкале СП больше таковой по шкале СО, то у испытуемого выражено стремление к аффилиа-ции; если же эта сумма баллов меньше, то у испытуемого выражен мотив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует учитывать, на каком уровне (высоком или низком) оно проявляется. Если уровни стремления к принятию и страха отвержения высокие, это может свидетельствовать о наличии у данного испытуемого внутреннего дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препятствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.
Ориентировка во времени
Инструкция. Попросите клиента полностью назвать год, время года, дату, день недели, месяц. Если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год, то дается 5 баллов. Если приходится задавать дополнительные вопросы, то ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие. Если клиент называет только число, спрашивают: «Какого месяца?»; «Какого года?»; «Какой день недели?» Каждая ошибка или отсутствие ответа снижают оценку на 1 балл.
Ориентировка в месте
Инструкция. Задается вопрос: «Где мы находимся?» Если клиент отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Он должен назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обследование, этаж. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижают оценку на I балл. Максимальная оценка — 5 баллов.
Восприятие
Инструкция. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить три слова: яблоко, стол, монета». Слова должны произноситься максимально разборчиво, со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова клиентом оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо (но не более 5 раз), чтобы испытуемый правильно их повторил, однако оценивается в баллах лишь первое повторение. Максимальная оценка — 3 балла.
Концентрация внимания
Инструкция. Просят последовательно вычитать из 100 по 7. Достаточно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Если пациент не способен выполнить это задание, его просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ял-мез» — ставится 4 балла; если «ялмзе» — 3 балла и т.д. Максимальная оценка — 5 баллов.
Память
Инструкция. Просят испытуемого вспомнить слова, которые заучивались им раньше — это слова: «яблоко», «стол», «монета». Каждое правильно названное слово оценивается в 1 балл.
6. Речевые функции
Инструкция.
A. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?» Аналогично -
часы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Б. Просят клиента повторить сложную в грамматическом отношении фразу, произнесенную специалистом. Правильное повторение оценивается в 1 балл.
B. Устно дается команда, предусматривающая последовательное совершение трех действий. Каждое действие оценивается в 1 балл.
Г. Дается письменная инструкция (например: «Закройте свои глаза»). Испытуемого просят прочитать ее и выполнить. Инструкция должна быть написана достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги. Оценивается в 1 балл.
Д. Клиент должен самостоятельно написать осмысленное и грамматически законченное предложение. Предложение должно содержать подлежащее и сказуемое, а также — иметь смысл. При этом правильность грамматики и пунктуации не оценивается. Оценивается в 1 балл.
Е. Испытуемому дается образец (два перекрещенных пятиугольника с равными углами и сторонами примерно 2,5 см), который он должен перерисовать на чистой нелинованной бумаге (см. ниже). Если при перерисовке возникают пространственные искажения или линии не соединены, выполнение команды считается неправильным. При этом не учитываются искажения фигур, обусловленные тремором. Оценивается в 1 балл.
Форма протокола
Когнитивная сфера | Оценка (баллы) |
1. Ориентировка во времени: «Назовите... (год, время года, число, день недели, месяц)» | 0-5 |
2. Ориентировка в месте: «Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, этаж)» | 0-5 |
3. Восприятие: Повторение трех слов: «яблоко», «стол», «монета» | 0-3 |
4. Концентрация внимания и счет: Серийный счет («от 100 отнять 7») пять раз либо: «Произнесите слово "земля" наоборот» | 0-5 |
5. Память: «Припомните те три слова, которые вы повторяли раньше» (см. п. 3) | 0-3 |
6. Речевые функции: A. Называние предметов (ручка, часы). Б. Повторение сложного предложения: «Никаких "если", "и" или "но"». B. Трехэтапная команда: «Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол». Г. «Прочтите и выполните: "Закройте глаза"». Д. «Напишите предложение». Е. «Срисуйте рисунок» | 0-2 0-1 0-3 0-1 0-1 0-1 |
Общий балл. | 0-30 |
Обработка результатов. Результат теста получается путем суммирования результатов по каждому из пунктов.
Интерпретация. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следующие значения:
28— 30 баллов — нет нарушений когнитивных функций;
24—27 баллов — легкие (преддементные) когнитивные нарушения;
20—23 балла — деменция легкой степени выраженности;
11—19 баллов — деменция умеренной степени выраженности;
О—10 баллов — тяжелая деменция.
Дилеммы для оценки развития мудрости (Автор П. Балтес.)
Для того, чтобы оценить связанный с мудростью объем знаний, П.Балтес предлагал участникам исследования дилеммы следующего типа.
Пятнадцатилетняя девушка хочет немедленно выйти замуж. Что нам / ей следует принять во внимание и как нам / ей следует поступить?
Участников исследования просили «размышлять вслух» об этой проблеме. Их мысли записывали на магнитофон, распечатывали и оценивали в зависимости от степени приближения к пяти критериям, связанным с мудростью. Ответы оценивали в баллах для определения объема и типа связанных с мудростью знаний. Критерии и варианты оцененных ответов приведены ниже.
Критерий 1. Фактуальные знания:
- кто, где, когда;
- примеры возможных ситуаций;
- варианты выбора (формы любви и брака).
Критерий 2. Процедурные знания:
- стратегии сбора информации, принятия решений и советования;
- выбор времени для советования и контроль эмоциональных реакций;
- анализ «затрат на результат», сценарий;
- анализ целей и средств.
Критерий 3. Контекстуальные знания:
- возрастной (например, подростковые проблемы), культурный (на
пример, изменение норм) и индивидуальный (например, смертельная
болезнь) контексты для разных периодов и различных сфер жизни.
Критерий 4. Знания, учитывающие относительность ценностей:
- отделение личных ценностей от ценностей других людей;
- религиозные предпочтения;
- современные / будущие ценности;
- культурно-исторический релятивизм.
Критерий 5. Знания, учитывающие неопределенность:
- отсутствие идеального решения;
- оптимизация соотношения «приобретения/потери»;
- невозможность полного предсказания будущего;
- запасные варианты решения.
Приведем в качестве примера два крайних варианта решения предложенной дилеммы.
Низкая оценка. «Пятнадцатилетняя девушка хочет замуж? Нет, никак нельзя; выходить замуж в 15 лет — это никуда не годится. Надо сказать девочке, что это невозможно». После дальнейших расспросов: «Поддержать такую идею было бы безответственно. Нет, безумная идея».
Высокая оценка. «Ну, на первый взгляд, это простая проблема. В принципе выходить замуж в 15 лет плохо. Наверное, многие девушки подумывают об этом, когда впервые влюбляются. Но, с другой стороны, бывают ситуации из ряда вон выходящие. Возможно, в этом случае существуют особые обстоятельства, например у девочки смертельная болезнь. Или, может быть, она из другой страны. Возможно, она живет в другом культурном и историческом периоде. Чтобы дать окончательную оценку, требуется дополнительная информация».
Интерпретация. Несмотря на то, что у многих пожилых людей развивается мудрость, у некоторых все же наблюдается снижение познавательной деятельности. Это снижение может быть временным, прогрессирующим или перемежающимся. Оно может быть относительно небольшим и кратковременным в одних случаях, тяжелым и прогрессирующим в других.
Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются).
1. Для оценки возможной продолжительности жизни и самооценки психологического возраста предлагаются два несложных теста:
· тест «Перспектива продолжительности жизни»;
· тест «Ваш психологический возраст».
2. Для изучения личностных особенностей пожилых людей предлагают следующие диагностические методики:
· методика «Шкала самооценки и оценки тревожности» (Ч.Спилберг);
· методика «Мотивация аффилиации» (А.Меграбян и М.Ш.Магомедминов).
3. Для социальных служб рекомендуются оперативные методики:
· тест «Эгоцентрические ассоциации»;
· методика «Склонность к одиночеству» (приводится по Никишина В.Б., Василенко Т.Д., 2004).
4. Для оценки интеллектуально-мнестических функций людей пожилого и старческого возраста предлагаются следующие методы:
· краткая шкала оценки психического статуса (Mini Mental State Examination, сокр. MMSE: когнитивная сфера - ориентировка во времени и месте, восприятие, концентрация внимания и счет, память, речевые функции (M.F.Folstein, S. E.Folstein, P.R.McHugh);
· дилеммы П.Балтеса (Baltes et al.) для оценки развития мудрости.
5. Для изучения разнообразных сфер жизни пожилого человека предлагаются следующие методики:
· опросник «Активность повседневной жизни» — «Activities of Daily Livinq» (ADL) (H.Lehfeld, B.Reisberg, S.Finkel et al.);
· тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (приводится по: Никифоров Г. С, 2007).