Зрожевскяя Алла Акимовна - кандидат педагогических наук

Изучала вопросы формирования связной описательной речи в средней группе детского сада Своими исследованиями доказала эффективность формирования детей на пятом голу жизни умений и навыков описательной речи, сети соблюдается общая структура текст*, выстраиваются микротемы, используются разнообразные внутритекстовые связи.что говорит о необходимости включения в программу со средней группы перечня умений, обеспечивающих правильное построение текста-описания

АА Зрожевская» как и ОС. Ушакова, в ходе изучения развития у детей дошкольного возраста монологической описательной отмечала, что хотя того, чтобы дети научились строить описание, они должны усвоить специфические функции описания, его особую перечислительную структуру и характерные для описания речевые средства

Так. АА Зрожевская вполне обоснованно считала, что для построения описания дошкольникам необходима наблюдательность способность выделять (замечать) признаки объекта описания, называть их

Вместе с другими исследователями предложила методы целенаправленного развития у детей дошкольного возраста описательной речи (виды упражнений детей в описании):

— описание предметов и объектов окружающего мира на основе их восприятия.

— описание предметов н объектов окружающего мира по представлению (из оштв),

— описание воображаемых (прндхманиых) предметов и объектов окружающего чира.

— описание картин (предметных, сюжетных и пейзажных)

А АЗрожевская подчеркивает, но при формировании дошкольников умения описывать объект, педагог должен знать отличительные особенности этого типа связанного высказывания от других, статичность содержания (повествование - динамичность), отсутствие действующего лица и прямой речи (повествование персонажи, передача диалога), использование глаголов настоящего времени (повествование - допустимо употребление разных времен глаголов)

А АЗрожевская отмечает, что при описании дошкольники испытывают трудности в выделении основных признаков предмета Кроме того, дети очень часто с описания переходят в повествование Поэтому необходимо детей систематически и целенаправленно обучать составлению монолога-описания. формируя у них знания о структуре этого типа высказывания и его особенностям

АА Зрожевская дала полную характеристику монолога - повествования и монолога - описания Она определила, что общего между описанием н повествованием, и в чем отличие Общее между описанием и повествованием заключается в том, что они характеризуются та завершённостью, тематическим единством, подчинением высказывания основной мысли, построением по определенной логической схеме, связью между отдельными частями и между предложениями

Савушкина Елена Васильевна - (доцент кафедры педагогики и педагогического образования, кандиле педагогических наук) Рязанского государственного университета имени С А. Есенина. Занималась исследованием развития образной речи в процессе восприятия произведений изобразительного искусства По итогам исследования был сделан вывод о том.что развитие у ребенка творческого воображения тесно связано с развитием языковой способности. Савушкина Елена Васильевна ставила своей целью проследить, как старший дошкольник воспринимает художественный образ живописного произведения и соотносит это восприятие с созданием словесного образа, который он передает в собственном сочинении. Картина раскрывает перед ребенком новое содержание, будит новые впечатления и ассоциации, развивает воображение Ознакомление с разными жанрами живописи позволяет детям в линиях, красках, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа.

Исследования показали, что подготовительную работу надо вести с детьми пятого года жизни, тогда к старшей группе у них будет накоплен опыт общения с произведениями изобразительного искусства. Даже ознакомление с десятью картинами разного жанра привело к тому, что у детей развился интерес к произведениям искусства, они могли охарактеризовать героев, дать название картинам.

Савушкина ЕВ разработала методику по развитию речи детей, которая включала разные виды занятий посещение музея, рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта и портрета, рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему, использование метода "вхождения" в картину и словесного рисования, проведение выставок картин Взаимосвязь разных видов искусств углубляла эмоциональное впечатление детей, развивала их чувства и образную речь Высказывания детей характеризовали наличием четкой структуры, содержали разнообразные средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения) Исследование выявило и такую чрезвычайно интересную особенность: ознакомление дошкольников с разными жанрами изобразительного искусства углубляет осознание ими разных типов связных высказываний Во-первых, все испытуемые свободно определяли жанр ("это пейзаж, потому что здесь нарисована природа", "это натюрморт - здесь изображены цветы на столе").

ЕВ. Савушкина также признавала важность развития образности речи детей. Говоря об образной речи, она вкладывала в это понятие умение ярко, убедительно, и в то же время сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, точным словом, правильно построенным предложением воздействовать на слушателей. По ее мнению, образность предполагает и наличие эмоционально-экспрессивных средств выражения в речи в виде зрительных, слуховых, моторно-двигательных и других представлений.

Кудрина Галина Яковлевна - кандидат психологических наук. Иркутский государственный пелагический Университет. Проводила исследование, посвященное изучению зависимости пересказа текста от условий его восприятия в старшем дошкольном возрасте. Проведенный сравнительный анализ структурных и содержательных особенностей пересказа описательных и сюжетных текстов воспринятых в разных коммуникативных условиях (при непосредственном общении с рассказчиком и при слушании звукозаписи), показал, что эти условия значительно влияют на объём и качество пересказов независимо от возраста детей, жанра и сложности текста, хотя показано, что описательные тексты воспроизводятся хуже, чем сюжетные Кроме того, установлено, что УСЛОВИЯ опосредованного общения более трудны для детей 5 лет.так как у них недостаточно сформированы навыки слушания.

Занималась изучением функционального направления психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников и совершенствования содержания н методов обучения родному языку:

Смольникова Наталья Глебовна- доктор педагогических наук профессор Педагогического института Восточно-Сибирской государственной академии образования

Изучала развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Смольникова в своих исследованиях отмечала, что «… своевременное и правильное развитие навыков связной устной монологической речи у детей дошкольного возраста закладывает основы успешного формирования у школьников связной письменной монологической речи». От ученика, поступающего в школу, требуется умение развернутый ответ по всем учебным предметам, полно и последовательно рассказывать о прочитанном, описывать, рассуждать, доказывать Все эти изменения закладываются в дошкольном возрасте.

Одной важнейших ее черт является произвольность, осознанность. Говорящий должен уметь последовательно, связно излагать содержание правильно ею словесно оформлять Монологическая речь является организованным видом речи. Поэтому она требует специального воспитания

Ворошнина Любовь Владимировна кандидат педагогических на\х доцент Пермского государственною гманитарно - педагогического

университета

Разработав методики общения детей рассказыванию Данная че голика предполагает взятие в целом наиболее существенные факторы Учения творческому рассказыванию подготовительные занятия по ознакомлению детей с композиционными элементами рассказа и выразительными языковыми средствами раскрытия образа, обучение различным вилам творческого рассказывания в определенной последовательности.

Разрабатывая систему показателей развития связной речи описательного и повествовательного характера. Л. В. Ворошнина определила следующиекрнгернн анализа детских высказываний

- целенаправленность (следование теме на протяжении всего высказывания),

- композиционная целостность (общая структура, число микротем. их раскрытие, связь).

- содержательность (передача характерных признаков, полнота н точность передачи информации).

- выразительность (использование синонимов, образных выражений, описание портрета героя, его чувств, настроения, природы н места

действия).

- лексическая адекватность и грамматическая правильность

плавность темп речи.

самостоятельность

Определила показатели творческого рассказывания композиционную целостность рассказа, художественную выразительность, самостоятельность в поисках образов и развития сюжета, целенаправленность изложения мыслей по поводу данною сюжета, идеи рассказа, вариантность, и подробно анализирует каждый

Л. В. Ворошнина в книге «Художественно -речевая деятельность детей в детском саду» дает определение творчеству «Это – самостоятельная деятельность которая приводит к развитию художественных способностей, формированию запросов, интересов. Чтобы научить творчеству, необходимо обогащать мышление человека знаниями нз окружающего мира».

Также автор отмечает, что формирование у детей навыков словесного творчества происходит на основе комбинирующей деятельности, воображения, которая позволяет ребенку использовать из прежнего опыта знакомые образы, слова выражения.

Елизавета Ивановна Тихеева (1866—1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего и других детских садов России.Центральное место в педагогической теории Е. И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе принимала участие в разработке первой программы обучения и воспитания детей в детском саду (1934 г.), включив в нее занятия по развитию речи с книгой и картинкой, занятия по чтению и письму; определила условия развития речи дошкольников; исследовала возрастные особенности речевого развития детей разных возрастных групп.Тихеева предложила серию игровых занятий с дидактической куклой: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «День рождения куклы» и т.д. Она отмечала, что в таких играх могут быть отражены многие трудовые процессы (приготовление еды, стирка белья, пошив платья), которые способствуют накоплению опыта ребенка и развитию его речи.

Наши рекомендации