Использование дидактических игр в обучении связанных высказываниям
Связное высказывание - это и речевая деятельность и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл.На базе комплексного подхода по развитию речи создана система занятий. В эту систему занятий входят дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д. К наглядности относятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил .
В дошкольной дидактике созданы и используются дидактические игры, в ходе которых решаются задачи развития связной речи. Это такие известные игры, как: «Угадай игрушку», «Узнай по описанию», игры-загадки, «Магазин игрушек», «Справочное бюро» и многие другие. В основном это игры, упражняющие детей в описании.
Дидактические игры могут включаться в ход занятия, а также проводиться как форма совместной деятельности воспитателя с детьми в различные режимные моменты: в утреннее время, на прогулках, вечером.
Для развития наблюдательности детей используются дидактические игры: «Узнай, что изменилось», «Что одинаковое и разное», «Найди два одинаковых предмета», «Угадай по описанию» (А.А.Зрожевская). В этих же играх дети учатся употреблять предложения описательного характера. В игре «Что одинаковое и разное» дети, сравнивая двух зайчат, могут употреблять такие конструкции: «У этого зайчонка зеленая жилетка, а у этого — рубашка и шортики».
В игре «Кто больше увидит и назовет» у детей при помощи фишек стимулируется более внимательное всматривание в предмет. Они замечают детали, их цвета, форму, величину и пр.
Для старших детей Э. П. Короткова разработала игру «Хочешь узнать — задай вопрос». Детям предлагается несколько бытовых предметов, с которыми они сравнительно редко сталкиваются (терка, нож для чистки рыбы и т. д.). За каждый вопрос (по предварительному образцу педагога) по поводу этих вещей ребенок получает фишку. Особенно поощряются вопросы о свойствах, деталях предметов. В конце игры на сложные вопросы отвечает взрослый, по фишкам устанавливается победитель.
Например, в игре «Угадай, что мы задумали», необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет».
Игра типа «Разложи и объясни» (выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и т.д.). Цель –научить детей устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами «так как», «если – то»; словами «во-первых», «во-вторых», заканчивать рассуждение выводом, начинающимися словами «значит», «поэтому».
Детям предлагают внимательно рассмотреть картинки, разложить их в определенной последовательности и рассказать, что случилось и почему. Сначала дают образец доказательства при затруднении.
Игра «Небылицы вкартинках» - это определение несоответствия явлений изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций. Целью задания было учить определять нарушения в логике событий, делать умозаключения, используя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования использовать слова «во-первых», «во-вторых».
Система дидактических игр для развития связной речи-это практическая деятельность с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно,или поверхностно и умеют ли они их применить ,когда это нужно.
Вопрос 24
Е. А Смирнова кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных наук Московского государственного индустриального университета.
Занималась исследованием развития речи у детей» в частности формированием навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи и речевого общения В качестве основного было принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания
Изучала возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи.
Считала, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развитая и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Е.А. Смирнова рассматривала вопросы формирования связной речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин. Автор определила содержание н методику обучения старших дошкольников связному повествовательному высказыванию по серии сюжетных картин и доказала эффективность обучения обеспечивающего формирование умений выстраивать сюжетную линию рассказа, заложенную в содержании серии, композиционно завершать текст и использовать различные типы внутритекстовой связи.
Шадрина Людмила Геннадьевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновского государственный педагогический университет имени И.Н Ульянова»
Занималась изучением связанной речи у дошкольников. В исследовании Л. Г. Шадриной уточнены приоритетные линии развития разных сторон речи младших дошкольников. Так, не отрицается важное влияние работы по воспитанию правильного звукопроизношения у малышей для их умственного и речевого развития, но подчеркивается, что необходимо уделять более пристальное внимание воспитанию интонационного чутья, дикции, темпа речи, поскольку в этих умениях заложено наиболее важное условие становления связной речи Работа нал интонационной выразительностью речи помогает избежать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, невнятность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания
В решении задач формирования словаря на первое место была выдвинута работа над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значений слова н его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества речи как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умения свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел говорящего.
Исследования Шадриной показало возможность н необходимость внесения в программу воспитания и обучения дошкольников, начиная с младшей группы, задач формирования связной речи, включал умение строить самостоятельные высказывания разных типов.
Гаврнш Наталья Васильевна-доктор педагогических наук, профессор Луганского национального университета имени Т. Шевченко
Изучала развитие у детей образной речи .т.е. которая развивается в процессе заучивания н чтение наизусть, пересказе рассказывания сказок, при запоминании загадок и пословиц
Под образной речью понимаю умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства как сравнение, олицетворение, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко» точно, убедительно выражать свои мысли и чувства
Рассматривая развитие образности как важное звено в общей системе речевой работы» ИВ Гавриш подчеркивает что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания В связи с этим она прослеживает связь каждой речевой задачи с развитием образности речи
В своих работах Н. В.ГаврИш рекомендует использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
Н.В. Гавриш в своих исследованиях доказала, что развитие образности речи, основывающееся на фразеологизмах, используемых в русских народных сказках, должно происходить в единстве с решением задач словарной работы, формированием грамматического строя речи, звукового строя речи
Н.В. Гавриш изучала пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.
Т. М. Юртайкина.
Совместное А. Г. Арушанова и Т.М. Юртайкина разработали вариант методики диагностики развития речи детей: с одной стороны, коммуникативная игровая ситуация деятельности маскирует тестирующий характер общение делает контрольные задания привлекательными, интересными для детей, а, с дугой стороны, выявляет скрытые резервы речевого развитая.
Решение языковых проблемных задач оказывается как бы «побочным продуктом» коммуникации, что характерно для общения в естественных условиях. Так, для детей младшего возраста сценарий общения включает следующие эпизоды: знакомство, ознакомление с игрушками и игровые действия с ними, разговор о любимых сказках, рассматривание понравившейся иллюстрации. На фоне этих ситуаций создаются условиях для диалогического высказывания ребенка о предметах, находящихся в поле зрения и вне его. Включаются вопросы, позволяющие обследовать состояние словаря. Обследование не превышает по времени 20-25 мин.
Ушакова Оксана Семеновна - доктор педагогических наук, профессор Международной академии наук психологии и образования, заведующая лабораторией развития речи и речевого общения Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии наук.
В лаборатории развития речи под руководством Ф. А Сохнна и ОС Ушаковой разработана теория усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогические основы методики развития речи в детском саду
Исследования ОС Ушаковой, показали, что словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности и выступает как показатель общей культуры речи детей 1) основе словесного творчества его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, разнообразных жанров литературных н фольклорных произведений
ОС Ушакова отмечает, что словесное творчество детей выражается в различных формах в сочинении рассказов, сказок, описаний, в сочинении стихотворений, загадок, небылиц, в словотворчестве (создании новых слов новообразований)
Под связной речью О С Ушакова понимает «развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно»».
Связная речь, пишет ОС Ушакова, неотделима от мира мыслей «связность речи - это связность мыслей В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его»
ОС. Ушакова -разрабатывала тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения Ушаковой О С разработана дополнительная общеобразовательная программа «Программа развития речи дошкольников» ОС Ушакова совместное НГ Смольниковой в своих исследованиях отмечают, что " своевременное и правильное развитие навыков связной устной монологической речи у детей дошкольного возраста закладывает основы успешного формирования у школьников связкой письменной монологической речи". От ученика, поступающего в школу, требуется умение давать развернутый ответ по всем учебным предметам, полно н последовательно рассказывать о прочитанном, описывать, рассуждать, доказывать Все эти изменения закладываются в дошкольном возрасте