Обучение описанию предметных и сюжетных картин.

Предметные картины– на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров). Алгоритм построения занятия по обучению детей описанию предметной картины (картинки) аналогичен последовательности по описанию предметов. Вместо рассматривания предмета, непосредственно воспринимаемого ребенком, проводится рассматривание изображения предмета.

Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Для описания сюжетной картины важно понять ее содержание, а для этого установить разнообразные связи: не только узнать изображенные объекты, их признаки, действия, но и установить место и время действия, отношения между объектами, причинно-следственные связи. Все это и будет признаками (отличительными особенностями) картины, которые при ее описании и будут перечислены.

Перед непосредственным обучением детей составлению описаний по картине предусматривается их подготовка к обучению. Для этого организуется целенаправленное рассматривание картины, сопровождаемое беседой, направленные на то, чтобы помочь детям выделить основные признаки картины: изображенные объекты, их признаки и действия, место и время действия, отношения между объектами.

В отечественных технологиях сложился определенный алгоритм рассматривания картины с детьми.

1. Перед рассматриванием незнакомой картины полезно провести с детьми предварительную беседу, подготавливающую их к восприятию картины. Эта часть может быть пропущена, если рассматривается уже знакомая детям картина.

2. Затем вносится (открывается) картина, детям предоставляется возможность самостоятельно ее рассмотреть, высказаться по поводу увиденного. Непродолжительность этой части по времени обусловлена психологическими особенностями внимания дошко-

льников: младшие дошкольники способны сосредотачивать внимание на картине в течение 6—8 секунд. Дети постарше самостоятельно удерживают внимание на картине 12—20 секунд.

3. После того, как педагог замечает ослабление внимания детей к картине, он начинает беседу, сопровождающую дальнейшее рассматривание картины детьми. Беседа начинается с короткого сообщения воспитателя по картине (рассказа по картине). Это сообщение побуждает детей внимательнее посмотреть на картину, увидеть то, что они сами не увидели при первичном восприятии.

Дальнейшая беседа углубляет, детализирует восприятие картины, побуждая детей не только к узнаванию объектов или героев картины, но и к установлению времени и места действия, причинно-следственных связей.

Беседа по картине строится так, чтобы в ней прослеживалась логика будущего монолога.

Уже в ходе рассматривания дети привлекаются к упражнениям в описании. Они побуждаются:

1) к окончанию описания, начатого педагогом: «Пушистая, с черной шерстью на голове, на спине. У нее хвостик черный, а кончик хвоста беленький. Где еще у кошки белая шерстка? Расскажите об этом» (картина «Кошка с котятами»);

2) к самостоятельным описаниям отдельных объектов картины: «Опишите, как выглядит спящий котенок, и расскажите, чем он занят?», «Опишите, как одета эта девочка». Привлекая детей к описанию отдельных объектов, следует помнить, что их описательные умения только начинают складываться, поэтому им нужна помощь;

3) к описаниям по аналогии с образцом: воспитатель может дать образец описания одного объекта, а дети описывают другой аналогичный объект. Кроме этого можно использовать подсказки, наводящие вопросы, указания. К описанию одного объекта можно привлекать 2—3 детей.

В ходе рассматривания желательно обогащать и активизировать словарь детей необходимой для описания лексикой, работать над средствами образности речи.

Завершая беседу, воспитатель вновь описывает картину. Рассказ соответствует плану ее рассматривания, он полнее первого рассказа по объему, более стройный по структуре. В него включаются новые слова и выражения, по сути — это образец описания картины.

В целом же беседа по картине помогает детям рассмотреть картину, «воссоздать» ее содержание, увидеть и узнать изображенные объекты и их признаки, установить место действия, время, выявить причинно-следственные связи. Иначе говоря, рассматривание помогает увидеть особенности картины, отличающие ее от других картин.

На занятии по составлению описаний по картине могут использоваться уже знакомые детям и новые картины. Например, Э.П.Короткова считает, что лучше использовать картины, которые за 2—3 дня предварительно были рассмотрены с детьми.

Образцы описательных рассказов по картине должны служить ярким примером описательной речи и соответствовать следующим требованиям: краткость, логичность, грамматическая правильность, связность и образность.

В обучении детейрассказыванию по картине принято выделять несколько этапов.

В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлятьне только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

Приемы обучения детей рассказыванию, которые можно использовать в работе с картиной. К ним относятся:

- образец рассказывания;

- анализ образца рассказывания;

- совместное рассказывание;

- план рассказывания (2-3 вопроса);

- рассказывание по частям.

Наши рекомендации