Обучение детей диалогической речи: формирование навыков и умений слушать и понимать обращенную к ребенку речь, вступать в общение; формирование навыков и умений речевого этикета.
Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. У детей необходимо развивать коммуникативные, речевые умения, которые не формируется без влияния взрослого. Можно выделить несколько групп диалогических умений: 1. собственно речевые умения-вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим); 2. поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения, слушать и слышать собеседника, проявлять инициативу в общении, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать отношение к предмету разговора сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать, высказываться логично, связно); 3. говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога;4. умение речевого этикета, в речевой этикет включается: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощение и др.; 5. умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе; 6. умение общаться для планирования совместных действий, достижений результатов, участвовать в обсуждении определённой темы; 7. неречевые (невербальные) умения: уместное использование мимики и жестов. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умения слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддержать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Общение с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития. Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений. Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Сначала взрослый дает образец словесной просьбы. Для развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте большое значение имеет совместная деятельность. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий. Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность. Для обучения детьми способами общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых
ситуаций, беседы по содержанию художественных произведений, отображающих общение детей. Эффективным методом развития диалогической речи являются дидактические игры. В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи. Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги. В них закрепляется умение адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно. Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовать речь собеседнику, привлекать его внимания к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей. Беседа-это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. В одних беседах систематизируется, и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности.
7.Общение как важнейшее условие развития речи детей. Исследования М.И.Лисиной
Общение в книге Лисиной рассматривается как коммуникативная деятельность и речь — как средство осуществления этой деятельности, возникающее на определенном этапе ее развития. Под общением мы понимаем определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата . Общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми (М. И. Лисина, 1974 а).
Исследования, выполненные , показали: в общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка со взрослым В возрасте от рождения до 7 лет у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное (Лисина, 1978 ).
На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач (М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова, 1979).
Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка со взрослым.
1 этап — потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.
2 этап — нужда в сотрудничестве или в соучастии
взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием. :
3 этап — нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире.
Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира.
Только понимание взрослым важности для ребенка этих
вопросов обеспечивает такое сотрудничество.
4 этап — потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать
их как руководство в своих поступках.
При переходе ребенка к новому этапу развития потребности в общении прежние содержания коммуникативной потребности не отпадают. Они выступают теперь как составные элементы нового, более сложного целого (М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова, 1980). Если процесс общения есть деятельность, а его единичные акты суть законченные действия (целостные акты, адресованные другому человеку и направленные на него как на свой объект), то каждый акт общения характеризуется целью,
на достижение которой он направлен. Но каждая цель дана в определенных условиях, требующих особого способа действия, и рассматривается тогда уже как задача