Особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. На первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. В эмоц-ом общении взрослый и Р выражают разнообразные чувства (удовольствие или неуд.,). Расширяется круг предметов ребенка, слова, начинают становиться обозначениями предметов и действий. Р овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Склад-тся тип общения, при котором взрослый говорит, а Р отвечает мимикой, жестом, движением. На основе примитивного понимания, начинает развиваться активная речь. Р подражает звукам и звукосочетаниям, привлекает внимание взрослого к себе или предмету. Зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения (С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин). К концу 1 – началу 2 года жизни появляются первые осмысленные слова, выражающие желания и потребности Р. Только во 2 половине 2 года жизни слова начинают служить обозначениями предметов. Р начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность вступать в сознательное общение со взрослым. Слово имеет смысл целого предложения. Появляются первые предложения, сначала из 2ух. К концу 2 года слова нач.,грамматически оформляться. Р выражает свои мысли и желания более точно. Речь выступаетв 2 функциях; как средство установления контакта и как средство познания мира. Речь является средством общения и обобщения. На 3 году жизни развиваются понимание речи, активная речь, возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Р пользуется– диалогической формой речи, кот., сначала тесно связана с практической деят-тью и используется для налаживания сотруд-тва внутри совместной предметной деят-ти.( прямое обращение к собеседнику,ответы на вопросы взрослого, просьбы). Такая я речь ситуативна. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Р учитывает при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры. Отсюда эллиптичность в построении высказываний, остановки в начатом предложении. В дошк.,возрасте.главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деят-тидошк-ов, возникают новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.В исследовании А. М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи Р переходит к речи контекстной. Появление К/Ропред-ся задачами и характером его общения с окружающими. Изменение образа жизни Р, усложнение познават-ой деят-ти, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деят-ти требуют более развернутой речи. Возникает речь контекстная. Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4– 5 годам. Элементы связной монологической речи появляются уже в 2 – 3 года. Переход к К/Р связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка. В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосред-ым опытом детей. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями.Ситуативность речи не является абсолютной принадлежностью возраста ребенка.
Вывод А. М. Леушиной нашел подтверждение в исследовании М. И. Лисиной и ее учеников. Ученые доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребенка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи Р. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь.
Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы. Связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом), В стар. дошк,возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы.
Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносоч, и сложноподч, предложеий. Знание специфики связной позволяет определить задачи и содержание обучения.