Модификации принципа простоты

Сами по себе опытные данные не представляют самостоятельной ценности. Как писал А. Пуанкаре (31, с.117), «простое собрание фактов столь же мало является наукой, как куча камней – домом». Весь вопрос, что мы делаем с этими фактами. Эмпирические исследования, в первую очередь, направлены на компактное описание данных и их систематизацию. Но описать данные можно сколь угодно разными способами. Допустим, вы провели исследование психомоторного научения и хотите построить кривую научения. Данные такого типа обычно выглядят весьма хаотично: они содержат и спады, и подъемы, а в целом очень медленный тренд, демонстрирующий повышение эффективности (так, коэффициент линейной корреляции между номером опыта и эффективностью будет достоверно положительным, но значение его может быть меньше 0,1). Эти данные, по-разному усредняя, можно описать линейной функцией, можно логарифмической или экспоненциальной кривой. Всегда можно подобрать такую математическую функцию (например, с помощью полинома), которая пройдет вообще через все точки. Что выбрать? Здесь действует принцип индуктивной простоты (термин Г. Рейхенбаха). Определите устраивающий уровень точности и выбирайте простейшую кривую. Прямая линия проще параболы или логарифма. Окружность проще эллипса. Полином с меньшей степенью проще полинома с большей степенью. И т.д. Дело во многом в том, что чем сложнее математическая функция (и соответствующая ей кривая), тем труднее дать ей осмысленную интерпретацию. Если прямая линия говорит о прямой зависимости эффективности деятельности от числа предшествующих проб, логарифмическую кривую еще можно понять как отражающую устойчивость процента приращения эффективности, то что говорит о научении полином двенадцатой степени с морем непонятных коэффициентов?

Можно выделить и принцип методической простоты. Согласно ему, чем технологически проще организовано исследование, чем проще статистические процедуры обработки данных, тем надежнее и убедительнее итоговая интерпретация. Незачем создавать сложное оборудование или изощренную методику, если поставленная задача может решаться более простым методом. Ибо чем сложнее оборудование, чем изощреннее методика, тем обычно больше факторов влияют на полученный результат и, что опасно, влияют непредсказуемо.

При статистической обработке полученных данных следует иметь в виду: чем сложнее расчеты и статистические техники, тем сложнее и произвольнее интерпретация полученных данных. Чем меньше параметров измеряется, тем точнее будет итоговый результат. Если исследовалась связь между собой всего двух показателей, то полученная оценка ее статистической достоверности может рассматриваться как реальная. Если же в исследовании получена сразу тысяча значений коэффициентов корреляции (а это всего лишь связь между 20 и 50 показателями), то утверждение о достоверности связи на уровне 95% означает ошибку в 5%, т.е. почти 50 коэффициентов корреляции могут быть заведомо ошибочно приняты за достоверные.

При эмпирическом обобщении данных из всех способов статистической обработки лучше начинать с самого простого. Если надо оценить достоверность различия средних величин, то лучше именно ее непосредственно и оценивать, не применяя более сложные методы обработки данных (наподобие кластерного анализа). Пусть вы ожидаете, что в двух попарно идущих рядах значений (например, измерение времени реакции до употребления алкоголя и после) значения первого ряда будут в среднем меньше, чем второго. Тогда вначале применяйте простейший критерий, рассчитывая процент пар, в которых время реакции до будет меньше, чем время реакции после (критерий знаков). Если с помощью этого критерия совсем ничего не видно (результат близок к 50 %), то обычно бессмысленно применять более сложный аппарат. Но если результат заметен, но не достигает статистически достоверного уровня, переходите к критерию Уилкоксона, который учитывает не только знак разницы значений в первом и втором ряду, но и величину этой разницы. Если результат еще более приблизился к выбранному уровню достоверности, но всё ещё его не достиг, и если вы уверены, что ваши ряды соответствуют нормальному распределению (чего, кстати, в психологических исследованиях, как правило, не бывает) или по крайней мере какому-нибудь симметричному распределению, то применяйте критерий Стьюдента, учитывающий разброс данных. И т.д.

Требование методической простоты распространяется и на процесс классификации. Классификации нужны, прежде всего, для того, чтобы разные исследователи могли единообразно описывать наблюдаемые явления, для выработки в научном сообществе единой системы названий и условных обозначений. Многие нормы и правила, регулирующие процесс классификации, имеют явно конвенциональный характер, так как предназначены исключительно для того, чтобы представители научного сообщества, решающие сходные задачи, выполняли их единообразным или хотя бы более-менее сходным способом. Из ориентации на единообразие вытекает и требование к классификациям – они должны быть просты и удобны в обращении.

Гуманитарные науки – особый вид эмпирических наук, где отнесение к тому или иному классу делается исключительно по смыслу. Всё, что изучают гуманитарные науки, можно назвать текстом. Таким образом, текстами являются и речь, и любые события, явления, вещи, поступки. Например, Летний сад, сновидение, любовная записка, осенний марафон, груда камней – всё это тексты, в которые вкладывается смысл, допускающий к тому же разные интерпретации. Сознание, как справедливо отмечал Э. Гуссерль (7, с.31), – это поле, на котором совершается наделение смыслом. Пусть даже сам мир просто таков, как он есть, и не имеет никакого смысла. Смысл – это то, что привносит в этот мир человек. И он изначально осознаёт себя в надёжном убежище осмысляемого им мира. Однако действительность открыта для бесконечных интерпретаций. А потому встаёт задача выбора наилучшей из них. Этот выбор заведомо не может опираться на строго объективные критерии, поскольку смысл всегда насквозь субъективен. Какой же интерпретации следует отдать предпочтение?

Поскольку смысл во многом привносится самим интерпретатором, то и произвольность интерпретаций в гуманитарных науках наибольшая. Однако и здесь существуют методологические правила, ограничивающие произвол субъективности. К таким правилам относится принцип смыслового совершенства интерпретации, который выступает в гуманитарных исследованиях как аналог принципа простоты (сравните с формулировкой принципа простоты как требования эстетического совершенства теорий). Исследователь исходит из предположения, что в тексте нет случайных элементов, что всё в нём подлежит объяснению. Г. Гадамер(6, с.78) пишет: «Мы всегда подходим к тексту с такой предпосылкой. И лишь если предпосылка не подтверждается, т.е. текст не становится понятным, мы ставим её под вопрос». Отсюда следует: из нескольких интерпретаций более предпочтительна та, которая более полна, т.е. объясняет большее число фрагментов текста (включая любые мелочи: не только факты, но и структуру самого текста, выбор тех, а не иных формулировок, и пр.). Особо следует отметить, что совершенство интерпретации заключается также в том, что подлежит объяснению не только то, что сказано в тексте, но и то, что в нем не сказано, например, фигуры умолчания.

Талантливые психотерапевты, если внимательно вчитаться в их тексты, всегда опираются на этот принцип, когда анализируют вербальное и невербальное поведение клиента. Психиатры ищут смысл даже в психопатологической лексике (ср. 22). Тем не менее психологи не всегда объявляют такой подход возможным. Так, М.В. Иванов (13, с.5) обсуждает, какому критерию должна соответствовать теория личности для задач исторической психологии. Он пишет: «Естественно, что будет ценнее та концепция личности, которая объяснит наибольшее количество сведений о поведении исторического деятеля, предложит логическое обоснование динамики его личностных черт, придаст цельность его образу». Сказанное вполне соответствует выбору теории на основе принципа смыслового совершенства. А далее продолжает: «Но ведь человек ...сложен. Поэтому наивно полагать, что есть одна концепция личности, которая и обладает наибольшей объяснительной силой». Иначе говоря, допущение о существовании единого цельного объяснения поведения признается наивным. Возможно, это и так. Принцип смыслового совершенства – это всего лишь исходная предпосылка, от которой в ходе исследования определенного текста, может быть, и придется отказаться. И все-таки до тех пор, пока не доказано обратное, надо исходить из вышеупомянутого «наивного» допущения.

***

Как шутил Н. Чавчавадзе, мир не так прост, как кажется, он гораздо проще. По мнению многих ученых, в том числе и психологов, методологическая установка на простоту описания и объяснения реальности является эвристичной, она часто приводит к выдающимся открытиям. Минимизация предположений и допущений в ходе научного рассуждения непосредственно связана с поиском наиболее вероятных путей к истине, к проверяемости иобъективности научного знания.История науки учит: пренебрежение принципом простоты чревато опасностью отхода от научной рациональности и потерей «нити Ариадны», помогающей ориентироваться в лабиринтах сложных научных проблем.

И в заключение: Дорогие аспиранты, когда вы пишете статьи и диссертации, старайтесь писать их так, чтобы, читая ваши труды, не требовалось считать неправильным допущение о смысловом совершенстве вашего текста.

Литература

  1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб, 2000.
  2. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб, 2003.
  3. Арнхейм Р.Искусство и визуальное восприятие. М.,1974.
  4. АрнхеймР. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.
  5. БэконФ. Соч., т. 2, М., 1972.
  6. ГадамерГ. О круге понимания. // В кн.: Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
  7. ГуссерльЭ. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1994.
  8. ДаниловаН.Н., КрыловаА.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989.
  9. Жизнь науки. Антология вступлений к классике естествознания. М., 1973.
  10. ЗалевскаяА.А. Введение в психолингвистику. М., 1999.
  11. Зинченко В.П., Назаров А.И.Когнитивная психология в контексте Психологии. Вступительная статья к кн.: Солсо Р. Когнитивная психология. М.,1996
  12. Иванников В.А. Введение в психологию. М., 2006.
  13. Иванов М.В. Историческая психология личности. СПб., 2006.
  14. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб, 2000. С. 66.
  15. Лейбниц Г.В. Соч., т. 2. М., 1983
  16. Леклер С. Бессознательное: иная логика. // Бессознательное, т. 3, Тб., 1978
  17. Логинова Н.А. Опыт человекознания. История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. СПб, 2005.
  18. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  19. Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. М., 1975.
  20. Мамчур Е.А., Илларионов С.В. Регулятивные принципы построения теории. // Синтез современного научного знания. М., 1973, с.355-389.
  21. Мах Э. Познание и заблуждение. М., 2003.
  22. Микиртумов Б.Е. Лексика психопатологии. СПб, 2004.
  23. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М., 1989.
  24. Ньютон Р. Преступление Клавдия Птолемея. М., 1985.
  25. Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. М., 1997.
  26. ПетренкоВ.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке. // Психологический журнал, 2002, №3.
  27. ПетровскийВ.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996.

28. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967.

  1. ПопперК. Логика и рост научного знания. М., 1983.
  2. Поппер К. Логика научного исследования. М., 2004.
  3. Пуанкаре А. О науке. М., 1990.
  4. РубинштейнС.Л. Избр. философско-психологические труды. М., 1997
  5. Рузин И.Г. Когнитивные стратегии именования: модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке // Вопросы языкознания. 1994, № 6.
  6. Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1987.
  7. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.,1989.
  8. Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван, 1991.
  9. Фресс П. Развитие экспериментальной психологии. // Экспериментальная психология (под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже). Вып. 1. М., 1966.
  10. Фромм Э.Миссия Зигмунда Фрейда. М., 1996
  11. ХолоднаяМ.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. М. – Томск, 1997.
  12. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. М., 2002.
  13. Эйнштейн А. Собр. научных трудов, т. 4, М., 1967.
  14. ЯсперсК. Философская автобиография. // Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург-Бишкек, 1997.

[1] Нам представляется, что призыв рассматривать человека всесторонне, как предлагает Б.Ф Ломов в рамках системного анализа (а еще ранее Н.Г. Чернышевский в своем толковании антропологического принципа в философии и затем В.М Бехтерев и Б.Г. Ананьев в развиваемом ими комплексном подходе к человеку – см. 17) вообще методологически опасен: теряется предмет науки. Но это требует более подробного обсуждения – отложим его на будущее.

Наши рекомендации