Тема 11: Проблема ценностей в жизни человека и общества
План лекции
10. Понятие ценности и её общая характеристика;
11. Классификация ценностей;
12. Ценностные ориентации личности.
I
Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, т.к. именно они характеризуют человеческий образ жизни, уровеньвыделения человека из животного мира.
Принято считать, что учение о ценностях возникло недавно. Однако, это не так. В истории философии не трудно обнаружить довольно сильную ценностную традицию, которая уходит своими корнями в ранние философские системы. Так, уже в эпоху античности философов интересовала проблема ценностей. Однако ценность в тот период отождествлялась с бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Например, для Сократа и Платона такие ценности как благо и справедливость, являлись главными критериями истинного бытия в частности, Аристотель выделял самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым он относил человека, счастье, справедливость, и ценности, имеющие относительный характер, постижение которых зависит от мудрости человека.
Различные философские эпохи и существовавшие в них философские школы накладывали свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века, например, ценности, приобретали религиозный характер и связывались с божественной сущностью. В эпоху Возрождения на первый план выступали ценности гуманизма и свободомыслия. В Новое время подходы к учению о ценностях начали определять с позиций рационализма, что объясняется развитием науки и новых общественных отношений. В этот период проблема ценностей и их критериев нашла свое отражение в трудах Рене Декарта, Бенедикта Спинозы, Клода Гольвеция и др.
В начале ХХ в. для обозначения теории ценностей французский философ Пьер Лани ввел в научный оборот термин «аксиология». Что же является предметом изучения аксиологии? Её предметом являются ценности всех типов, их природа, связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами. Ценности, согласно аксиологии, - это нормативная категория объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса.
Ценность – это, прежде всего представление о том, что свято для человека и общества в целом, духовная опора, помогающая человеку выстоять в жизни. Ценность есть то, что свято для человека, без чего он немыслит достойной жизни.
Существует несколько подходов к пониманию природы и сущности ценности, которые сформировались после выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований.
Со времен античности и до современности в философии ведутся споры между представителями различных философских школ о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи или же она есть результатоценивания, продиктованного потребностями личности и общества. В первом случае ценность трактуется как нечто объективное, независимое от человека. Во втором случае понятие ценности сводится к субъективным оценочным суждениям.
В современной философской литературе тоже нет однозначного подхода к пониманию природы и сущности ценностей. Одни исследователи рассматривают ценность как предмет, способный удовлетворять какую-либо потребность человека или приносить ему пользу; другие – как идеал, норму; третьи – как значимость чего-либо для человека или социальной группы. Синтез данных подходов и представляет собой современную общую теорию ценностей.
В чем же философский смысл основного понятия общей теории ценностей – категории ценность?
1.Ценность социальна по своей сути и имеет объективно-субъективный характер.
Известно, что там, где нет общества, нет и оснований говорить о существовании ценностей. Ведь сами по себе вещи, события без их связи с человеком, жизнью социума не имеют отношения к ценностям. Т.о.ценности всегда носят социальный характер.
2.Ценность возникает в ходе практической деятельности человека.
Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей. Причем сюда относятся не только вещи, но и идеи, отношения, способы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и красоту мира, и величие разума, и полноту чувств, и многое другое.
3.Понятие «ценность» необходимо отличать от понятия «значимость».
Понятие «значимость» более широкое, чем «ценность». Ценность – это положительная значимость. Ведь значимость может иметь характер не только ценности, но и «антиценности», т.е. вреда. Зло, несправедливость, преступления войны, болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть «ценностями».
4.Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом.
Функциональное значение ценности – это совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Личностный смысл ценности – это её отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой стороны, зависит от самого человека. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в данном обществе. В то же время следует отметить, что смысл ценностей для людей неоднозначен, он зависит от их положения в обществе и решаемых ими задач (автомобиль).