Тема 7: Основы философского учения о развитии.

План лекции:

1. Диалектика как теория развития и философский метод.

2. Категории диалектики как ступени познания.

I

Термин «диалектика» принадлежит Сократу и первоначально означал «искусство вести беседу, рассуждать и доказывать, обосновывать свою точку зрения». С ХIХ века приобретает иное значение и обозначает науку о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления и познания.

Одним из важнейших вопросов онтологии является вопрос о том, в каком состоянии находится мир. Диалектика – это философское учение, рассматривающее мир в состоянии непрерывного движения. Движение – это всякое изменение вообще, основа развития.

Диалектика прошла несколько этапов развития. Практически всем философам древности был присущ диалектический взгляд на мир. Наиболее четко диалектические идеи были выражены древнегреческим философом Гераклитом в известных афоризмах: «Все течет и все изменяется» и «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В них подчеркивается, непрерывное движение свойственно всему существующему.

Диалектика философов Древнего мира называется стихийной, наивной, поскольку она существовала в виде разрозненных идей и догадок. Второй этап в развитии диалектики датируется 19 веком. Немецкий философ Георг Гегель превратил диалектику разрозненных идей в стройную научную систему, сформулировал основные принципы и законы диалектики, охарактеризовал её важнейшие категории.

Третий этап в развитии диалектики – создание материалистической диалектики К. Марксом и Ф. Энгельсом. Их учение о диалектике делится на две части:

· диалектический материализм (диалектика природы);

· исторический материализм (диалектика общественного развития).

С ХIХ в диалектика трактуется как философское учение о законах развития материи, сознания и познания. В основе диалектики как метода познания лежат следующие принципы:

· принцип развития – особый вид изменений, отличающийся обязательными качественными преобразованиями и необратимостью;

· принцип всеобщей связи, т.к. развитие осуществляется посредством взаимосвязи явлений между собой. Взаимодействие предметов и явлений выступает общей причиной их возникновения и развития;

· принцип детерминизма, означающий, что все процессы и явления детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин.

Среди способов понимания диалектики основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между процессами и явлениями.

Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

· охватывают все сферы окружающей действительности;

· раскрывают основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Всеобщность взаимосвязей и развития конкретизируется в основных законах диалектики. Первым среди них является закон единства и борьбы противоположностей. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие, т.е. вскрывает источник развития. Закон утверждает, что источником всякого развития является возникновение, нарастание и разрешение основных, внутренних противоречий, т.е. источником развития являются диалектические противоречия, – отношения единства и борьбы.

Например: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению на смену данной общественно-экономической формации (феодализму) приходит другая (капитализм).

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета, процесса, явления.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (объем, вес, размер и т.д.)

Мера – единство количества и качества.

Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос: как происходит развитие, т.е. вскрывает механизм развития. Закон утверждает, чтоизменение качества объекта или процесса происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Две стороны процесса или явления, – качество и количество, - тесно взаимосвязаны и в пределах меры существуют в единстве. Мера – это тот интервал количественных изменений, в рамках которых предмет остается самим собой, т.е. в своем качестве.При переходе меры наступает скачок, т.е. качественные изменения (например, - жидкость в пар или твердое вещество).

Можно привести пример действия данного закона. Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество. При достижении температуры 100о произойдет коренное изменение качества воды – она перейдёт в пар, т.е. в газообразное состояние. Это изменение качества воды произошло благодаря скачку. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и её превращении при температуре 0о в лед.

Переход количества в принципиально новое качество может произойти :

· резко, одномоментно;

· незаметно, эволюционно.

Пример первого случая мы рассмотрели выше. Что касается второго варианта (эволюционного изменения качества - меры), то иллюстрации такого процесса являются древнегреческие апории «Куча» и «Лысый». «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого конкретного волоса человека можно считать лысым?» Тот есть грань конкретного изменения качества может быть неуловимой.

Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: в каком направлении идет развитие, т.е. показывает его направленность. Закон утверждает, что развитие природы и общества происходит, как бесконечная цепь диалектических отрицаний старого новым на основе преемственности, как частичное повторение старого, но уже на более высоком уровне и в новых формах, как в целом поступательное движение, но не по прямой и не по кругу, а по сложной их комбинации – как бы по ломанной спирали.

Примеры:

· эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

· смена вкусов в культуре, искусстве, музыке;

· общественно-экономических формаций

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития дискуссионный в философии. Выделяются следующие точки зрения:

· развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, т.е. восходящее развитие;

· развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

· развитие хаотично, т.е. не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близок к истинной является вторая.

Примеры:

· организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

· исторический процесс идет по восходящему направлению, но со спадами – расцвет Римской империи сменился её падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (ренессанса, новое и новейшее время).

Таким образом, развитие скорее идет по спирали, а не линейным образом (по разумной), причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

II

Наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания, - называются категориями. Философские категории являются универсальными. Они отражают всеобщие свойства, связи предметов и явлений, то есть такие, которые присущи всем явлениям, предметам реального мира и познания без исключения. Взаимосвязь философских категорий проявляется в их «парности».

Единичное и общее. Первое – это индивидуальные, неповторимые черты предмета, которые отличают его от всех других ( в т.ч. и качественно подобных ему) материальных объектов. Второе – это общие черты, объединяющие самые различные объекты и делающие их в чем-то похожими друг на друга. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи и в тесном взаимодействии. Например, - новый образец одежды (единичное), став модным, превращается в общее.

Окружающую действительность можно воспринимать на разных познавательных уровнях: с проникновением в суть или на поверхностном уровне. Поэтому различают следующую пару категорий сущность и явление. Сущность – это внутренняя основа вещи, её «душа», часто скрытая от взора, выражающая общий смысл объекта в целом. Явление – это внешнее отражение, то, чем данная вещь представляется. Это то, что лежит на поверхности, т.е. наблюдаемо. Их диалектика проявляется в том, что, с одной стороны, они едины: сущность обнаруживает себя через явления, а явление есть отражение сущности; с другой стороны, - они не совпадают друг с другом. Более того, явление может искажать сущность. (Например, - движение Солнца по небу создает неверное представление о его вращении вокруг Земли).

От сущности и явления следует отличать содержание и форму. Первое – это те основные элементы в их взаимосвязи, которые образуют данный предмет или явление. Второе – это структура, организация содержания, способ существования этого содержания. Содержание и форма существуют в единстве, однако это единство противоречиво, т.к. содержание это определяющая и более активная сторона, а форма – определяемая, более консервативная. В то же время форма имеет относительную самостоятельность, она активно воздействует на развитие содержания (например, - часы будут часами, если их содержанию придать определенную форму, т.е. определенную взаимосвязь деталей).

Одним из важнейших типов всеобщей связи является причинно -следственная связь. В ней причина – это то, что вызывает следствие, а следствие– результат действия причины. В обыденной жизни определить причину бывает не так уж сложно. Например, - нагрев или охлаждение тел служат причиной изменения их агрегатного состояния. Однако, при решении сложнейших вопросов науки и философии, такой подход неприемлем. Причинность носит всеобщий характер. Нет и не может быть беспричинных явлений. Причина и следствие могут меняться местами.

Для анализа развития необходимы ещё две пары категорий. Необходимость –это такаяоднозначная причинно-следственная связь, при которой данное явление – причина –обязательно влечет за собой определенное явление – следствие. Случайность – это такая причинно-следственная связь, при которой та или иная причина может вызвать (а может и не вызвать) любое из множества различных следствий. Возможность –это предпосылка возникновения какого-либо явления, а действительность –уже осуществленная возможность. Выделяют абстрактную и реальную возможность. Реальная – это такая возможность, для которой в данный момент есть все условия превращения её в действительность. Абстрактная – это такая возможность, которая в принципе осуществима, но в данных условиях не может быть реализована.

Тема 8: Основное содержание познавательной деятельности

План лекции:

1. Основное содержание познавательной деятельности.

2. Формы и методы научного познания.

I

Важнейшим разделом философии является гносеология (от греч gnosis – знание, logos- учение) – учение о познаваемости мира, рассматривающее проблемы человеческого познания, возможности и границы познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека. Центральной проблемой гносеологии является проблема познаваемости мира.

Наряду с термином гносеология, современная философия, часто использует понятие эпистемология (от греч. episteme – знание, учение, наука), т.е. этот термин используется как точное знание, теория, наука. В узком смысле гносеология исследует природу «готового знания», а не методов его получения. Этим занята эпистемология. Таким образом, эпистемология– это знание о знании*, а гносеология – теория познания.

Но познаваем ли мир вообще и, если да, то, как и насколько? В вопросах о познаваемости мира в философии определились три основных линии:

· агностицизм(от греческого aģnotos - непознаваемый) утверждает, что люди не могут знать, каков мир на самом деле, ибо человеческие чувства и мышление неизбежно искажают объект познания. Он не отрицает самого факта познания, а делает акцент на трудностях и сложностях познания, невозможности полного постижения вечно изменяющегося бытия.

«Все наши знания – прошлые, настоящие, будущие – ничто по сравнению с тем, что мы никогда не узнаем»

(Константин Циолковский)

· скептицизм не отрицает принцип познаваемости мира, но сомневается в возможности получения достоверных знаний.

«Не блуждает ли наша мысль не среди реальных вещей, а среди видений?» - спрашивают скептики.

· оптимизм считает, что мир познаваем, и люди могут относительно верно отражать действительность, неограниченно углублять свои знания.

Выделение этих линий это все-таки упрощение. Ведь если агностики отрицают познаваемость мира, то это не голое, ни на чем не основанное отрицание.

Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. А в разумной мере скептицизм полезен и даже необходим. Как познавательный прием он выступает в форме сомнения, а это шаг к истине. Сомнение– это червь, подтачивающий и разрушающий устаревшие догмы. при развитии науки сомнение необходимо. Нет познания без проблемы. но нет и проблемы без сомнения. Невежество утверждает и отрицает; «знание – сомневается». «Сомнение – полпути к мудрости» утверждал философ Публий Сир.

Так что же такое познание и знание?

Познание –активный целенаправленный процесс постижениячеловеком объективного мира и приобретения им всё новых и новыхзнаний.Он имеет общественно-исторический характер.

Знание это та информация, которая переработана, преобразована человеком, определенным образом сформулирована и выражена тем илиинымязыком(речь, график, формула и т.д.)

Переход от незнания к знанию, а от него к новым знаниям и есть основное содержание познавательной деятельности.

В процессе познания задействованы все способности человека, в том числечувства (живое созерцание) и разум (мышление). В вопросе о роли и месте чувственного и рационального в познании существуют две прямо противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм.

Сенсуалисты(от латинского «sensus” – чувство) считают, что решающая роль в познании принадлежит органам чувств. Таких взглядов придерживались Д. Локк, Л .Фейербах и другие.

Рационалисты(от латинского «ratio» – разум, мышление) главной ступенью познания считалимышление (Декарт, Гегель и другие)

Такой подход односторонен. Важны и чувства и разум. Первые доставляют разуму информацию. Разум ее обобщает и делает выводы.

Каковы же ступени познания?

Чувственное познание– это познание действительности с помощью органов чувств, нервной системы и мозга на основе их непосредственного контакта с объектами познания. Оно осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах:

- Ощущения – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Они являются компонентами более сложной формы.

- Восприятие – это целостный образ предмета, явления, непосредственно данный в живом созерцании. Это синтез отдельных ощущений.

- Представление – образное воспроизведение в человеческом сознании ранее воспринятого им объекта.

Рациональное познание – это познание действительности на основе абстрактного мышления и логических рассуждений.

– Понятие – форма мышления, обобщенно выражающая наиболее общие и существенные черты той или иной группы объектов (дерево).

– Суждение – форма мышления, в которой посредством логических соединений соответствующих понятий что-либо утверждается или отрицается (Москва– столица России).

– Умозаключение – форма мышления, в процессе которого из одних суждений выводятся другие, новые суждения. (Например, - кислород – газ. Все газы сжижаемы. Следовательно - кислород сжижаем.)

Рациональное связано не только с чувственным, но и с другими – внерациональными формами познания, такими как воображение, фантазия, интуиция.

Формами умозаключения являются теории и гипотезы.

Познание неразрывно связано с практикой. Она является основой познания.Практика является и целью познания.

«Великая цель образования не знания, а действия на основе полученных знаний». Г. Спенсер.

Практика – источник познания, так как дает ему фактический материал для обобщения и исследования, вооружает познание необходимой материальной базой. И, наконец, практика – критерий истины, путь к которой сложен, труден и противоречив. Постоянный спутник истины – заблуждение, то есть знание не соответствующее своему предмету.

Истина –правильное, адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она есть, независимо от нашего сознания, то есть она всегда объективна. Например, - «Все тела состоят из атомов» – объективная истина. Но полная ли? В связи с этим различают две формы объективной истины: абсолютнуюиотносительную.

Первая – это предельно точное, полное, законченное знание объекта. Обладать ею целиком невозможно, ибо объективный мир, который она могла бы отражать, неисчерпаем и не остановим в своих изменениях.

Вторая, то есть относительная истина, -тоже объективное, но не полное знание, которое впоследствии может дополняться. Она отражает объективную истину на определенном этапе исторического развития общества. Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной.

Наши рекомендации