Тема: Основы эволюционного учения

Эволюционное учение - комплекс знаний об общих закономерностях и движущих силах исторического развития живой природы. Впервые термин "эволюция" (от лат. evolutio - развертывание) был использован в биологии в 1762 г. швейцарским натуралистом Шарлем Бонне. Термин "эволюция" употребляется в биологии как синоним выражения "историческое развитие". Эволюционное учение рассматривает изменчивость видов, степень консерватизма наследственности, выясняет условия, причины и закономерности развития органического мира от появления жизни до настоящего времени. Главной задачей эволюционной теории являются ответы на вопросы о развитии органического мира. Теория эволюции обобщает результаты, полученные частными биологическими науками, и поэтому является теоретической основой биологии.

Студентам нужно знать: систему органической природы К. Линнея; учение Ж.Б. Ламарка об эволюции органического мира; предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина; развитие палеонтологии, анатомии и эмбриологии; основные положения учения Дарвина; критерии вида; представление о популяции; видообразование; главные направления эволюции органического мира.

Таблица 17. Способы видообразования

Номер Вариант видообразования Способы, характерные для данного варианта
1. Аллопатрическое (географическое) Новый вид возникает из одной или группы смежных популяций, расположенных на периферии ареала исходного вида
2. Симпатрическое  
3. Дивергентное  
4. Филитическое  
5. Гибридогенное  

Вопросы для самопроверки

1. Что следует понимать под термином «эволюции»?

2. Как Ж.Б. Ламарк объяснял ход эволюции у растений и животных?

3. Что принято за единицу классификации в системе природы Линнея?

4. Охарактеризуйте развитие палеонтологии, анатомии и эмбриологии.

5. В чем состоят основные положения теории Ч.Дарвина?

6. Назовите критерии вида и дайте характеристику каждого из них.

7. Почему для установления видовой принадлежности особей недостаточно какого-либо одного критерия?

8. Какими чертами характеризуется микроэволюция?

9. Какие свойства популяций способствуют устойчивому существованию вида?

10. В чем кроется способность популяции адаптироваться к новым условиям?

11. Перечислите основные формы борьбы за существование. Почему внутривидовая борьба является самой напряженной формой борьбы за существования?

12. Перечислите типы эволюционных изменений и главные направления эволюции органического мира.

Вопросы итогового контроля

1. Что изучает биология? Структура биологии.

2. Связь биологии с другими науками.

3. Основные направления развития современной биологии

4. Развитие биологии в Античный период, в Средние века и Эпоху Возрождения.

6. Развитие биологии в период НТР и последующие периоды.

7. Методы исследований в биологии.

8. Понятие об экспериментальном методе и почему он получил набольшее распространение.

9. Определение жизни.

10. Назовите фундаментальные свойства живого.

11. Уровни организации живой материи.

12. Молекулярный уровень жизни.

13. Клеточный уровень жизни.

14. Организменный уровень жизни.

15. Популяционно-видовой уровень жизни.

16. Экосистемный уровень жизни.

17. Биосферный уровень жизни.

18. Дайте определение понятия «общая биология».

19. Дайте определение понятия «жизнь».

20. Приведите примеры практических достижений на базе развития биологии.

21. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки.

22. Минеральные вещества и их роль в клетке.

23. Углеводы и их классификация.

24. Функции углеводов.

25. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

26. Белки их строение.

27. Классификация белков. Уровни организации белковой молекулы.

28. Функции белков.

29. Нуклеиновые кислоты и их типы.

30. Строение ДНК.

31. Строение и типы РНК.

32. АТФ. Строение. Функции.

33. Мембраны клетки. Ядро клетки. Строение и функции.

34. Цитоплазма клетки. Рибосомы. Строение и функции.

35. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы.

36. Митохондрии. Пластиды. Строение и функции.

37. Прокариоты. Строение и обмен веществ прокариотов.

38. Роль бактерий в природе и жизнедеятельности человека.

39. Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов.

40. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

41. Гипотезы о происхождении жизни на Земле. Креационизм.

42. Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни.

43. Гипотеза панспермии.

44. Гипотеза биохимической эволюции.

45. Гипотеза абиогенного зарождения жизни.

46. Этап химической эволюции. Биологический этап эволюции.

47. Гипотеза происхождения эукариот.

48. Понятие эволюции. Предшественники Ч. Дарвина.

49. Развитие палеонтологии, анатомии и эмбриологии

50. Основные положения теории Ч.Дарвина.

51. Вид, его критерии.

52. Популяции. Генетический состав популяции.

53. Борьба за существование и ее формы.

54. Естественный отбор и его формы.

55. Стадии видообразования.

56. Макроэволюция и ее доказательства.

57. Типы эволюционных изменений.

58. Главные направления эволюции органического мира

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Пехов, А.П. Биология с основами экологии [Текст] : Учебник для вузов / А. П. Пехов. - СПб : Лань, 2006 ; 2007. - 672 с.

2. Биология с основами экологии [Текст] : учебник для вузов / Лукаткин А.С., ред. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2014. - 400 с.

3. Лысов, П.К. Биология с основами экологии [Текст] : учебник для вузов / П. К. Лысов, А. П. Акифьев. - М. : Высшая школа, 2009. - 655 с.

Дополнительная литература

4. Тейлор, Д. Биология: В 3-х т. [Текст] . Т. 1 / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. - 3-е изд.; Пер. англ. - М. : Мир, 2001; 2004. - 454 с.

5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Козлова Т.А. Общая биология.- М: Академия, 2006.

6. Биология [Текст] : справочник / Чебышев Н.В. [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 608 с.

Методические указания

Биология: методические указания по изучению дисциплины / Е.В. Олейникова. — Караваево : Костромская ГСХА, 2015. — 35 с.

Гл. редактор Н.В. Киселева

Редактор выпуска Т.В. Тарбеева

Корректор Т.В. Кулинич

Наши рекомендации