Распределение времени во время экзамена

Демоверсия экзаменационной работы 2010 год

ЧАСТЬ 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

(Из методических рекомендаций ФИПИ).

/Выдержки/

Приведенная таблица представляет содержание и логику обучения школьников написанию сжатого изложения обобщенно и может использоваться поэлементно и в разном объеме на любых этапах коллективной или самостоятельной работы учащихся 5 – 9 классов.

Этапы учебной деятельности Содержание учебной деятельности Процесс учебной деятельности
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
1. Этап определения темы текста Ответ на вопрос: «О чем текст?» Как определить тему? Тема определяется различными способами:
  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев (автора)
  • по заглавию текста
2. Этап определения идеи текста Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?» Что нам помогает сформулировать идею? Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)
3. Этап определения структуры текста Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. Композиция текста – построение текста. Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Как сформулировать тезис? Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы Выполнение задания: «Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего». «Определите микротему каждого абзаца». Запишите ее кратко, ответив на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?», «Какие предложения являются основными?» Абзацы пронумеруйте Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев. Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.   Как опредеить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текса, т.е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточное). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения. Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.
5. Этап моделирования сжатого изложения Снимите нумерацию абзацев – микротем. Соедините в текст, сохраняя абзацное членение. Как соединить содержание микротем в текст? Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:
  • лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;
  • лексико-грамматические


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ

Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:

1) разделениеинформации на главную и второстепенную,

исключениенесущественной и второстепенной информации;

2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения

(перевода частного в общее).

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1. Замены:

· замена однородных членов обобщающим наименованием;

· замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

· замена предложения или его части указательным местоимением;

· замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

· замена сложноподчинённого предложения простым.

2. Исключения:

· исключение повторов;

· исключение фрагмента предложения;

· исключение одного или нескольких из синонимов.

3. Слияния:

· слияние нескольких предложений в одно.

Наши рекомендации